План – конспект открытого занятия объединения «Мир игрушек». Тема: «Я веселый Домовёнок»
МУ «Отдел образования Тетюшского муниципального района РТ»
МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей
Тетюшского муниципального района республики Татарстан»
«Объединение «Мир игрушек»
План – конспект открытого занятия объединения
«Мир игрушек».
Тема: «Я веселый Домовёнок»
Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Глотова Галина Геннадьевна,
педагогический стаж 17лет
Дата проведения: 26ноября 2004 г.
План-конспект
открытого занятия объединения «Мир игрушек»
Тема рассчитана на 4 занятия (8 час)
с кружковцами 3 года обучения (10-11 лет)
Раздел: «Уют в доме»
Тема: «Я веселый Домовенок»
Цели и задачи:
- Формирование у детей интереса к истории быта своего народа, к укладу их
жизни.
- Изучение народных традиций, обычаев.
- Развитие художественного вкуса, фантазии, творчества.
- Совершенствование умений и трудовых навыков.
Методы: словесные методы (рассказ, бесед, объяснение);
наглядный метод (показ, демонстрация);
метод игры.
Формы: групповая
Тип занятия: комбинированное занятие - экскурс в Мир Кукол.
Материалы и оборудование: альбомный лист, ножницы, карандаш, фломастеры, иголка, нитки, мешковина, тесьма, магнитофон (аудио), кассета с песней о доме.
Наглядные пособия, литература.
Таблицы с пословицами и поговорками; таблица со словом «Изба» и его вариантами; репродукции картин, в которых есть изображение деревенского дома (избы); рисунки с изображением фасада дома, внутреннего убранства дома татар, русских.
Образцы игрушек – сказочных персонажей – Домового и его спутницы Домахи (Большухи); самодельный деревенский домик (изба) из картона. Рисунки «Полезных игрушек» для дома; иллюстрации с изображением Домового.
Альбом «Казань», Лондон,1995; Давыдова М.А., Агапова И.А. «Мягкие игрушки своими руками»; «Праздник в школе. Театрализованные представления». Минск, 2002; Иванов «300 вопросов и ответов о мифологии», Ярославль. Академия развития, 1997; Русский фольклор. Классики и современники, Москва, «художественная литература», 1986г.; Энциклопедия «Русская изба»
Подготовительная работа.
- подбор материала на тему: «Дом. Внутренне убранство. Уют в доме»
- подбор материала на тему: «Мир славянской мифологии»
- поиск иллюстраций с изображением Домового
- изготовление образцов игрушек – Домового и Домахи из мешковины,
- составление композиции «Вот мой дом родной»
- работа над ролью Домового
- разучивание песни «Домовой» (муз.А.Пинегина, сл.А.Усачева)
- подбор костюма для Домового
- составление плана-конспекта
План занятия
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Вспомнить стихи и песни о доме.
Выучить пословицы и поговорки.
Сказки.
Изучение нового материала:
Рассказ педагога о значении слова «дом». Слово «изба» и его варианты, происхождении.
Беседа «Уют в доме». Как и чем украшали свои дома наши прабабушки и прадедушки. Что мы делаем сейчас, чтобы в наших домах царили гармония и уют.
Игрушка – украшение быта.
- беседа о домовом
- путешествие в мир славянской мифологии, знакомство со словом «миф».
Краткое театрализованное представление.
Рассказ девочек о домовом.
Выход мальчика в роли Домового.
Физкультминутка.
Песня «Домовой».
Практическая работа.
Анализ готового образца.
Повторение терминов, названий швов.
Знакомство с порядком работы над игрушкой.
V. Подведение итога.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Готовность к занятию.
Уточнение состава кружковцев.
Знакомство учащихся с задачами и планом занятия.
II. Проверка домашнего задания.
Звучат песни о доме. На доске строки из песни.
Вспомнить стихи и песни о доме.
( «Вот моя деревня, вот мой дом родной»)
Песни «Погода в доме», «Родительский дом», «Под крышей дома своего», «У леса на опушке жила зима в избушке», «У оленя дом большой», группа Краски «Сегодня к маме я приехала домой»; ВИТАС «Дом мой построен, но я в нем один»,
«В одной квартире жили котенок и щенок».
2. Пословицы и поговорки.
Пословицы – это народная мудрость. Чему только они не учат!
- Какие пословицы о доме вы знаете?
(ответы детей)
На доску вывешиваются таблицы с пословицами.
«Всякий дом хозяином держится»
«Домом жить, обо всем тужить»
«Коли губа крива – хозяйка плоха»
«Не дом хозяина красит, а хозяин дом»
- О чем эти пословицы? Что в них восхваляется, какие качества людей осуждаются?
(ответы детей)
В этих пословицах осуждается лень, нерадивость, а восхваляется ум. Трудолюбие, скромность – необходимые качества для счастливой жизни человека.
Пословицы воспитывают в человеке и любовь к родной земле, к дому, и пониманию труда как основы жизни.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть
Под лежачий камень и вода не течет.
На полатях лежать, так и ломтя не видать.
3. Какие синонимы к слову «дом» встречаются в русских народных сказках?
Синонимы – это слова разные по звучанию, но одинаковые по лексическому значению.
(Теремок, избушка, хата)
– или Как в русских народных сказках ласково называют слово «дом»?
(Заюшкина избушка)
III. Изучение нового материала.
1). Что значит для вас слово «Дом»?
(ответы детей)
Значение слова дом по Толковому словарю Ожегова. С.И.
Дом – жилое здание, а также люди, живущие в нем.
Квартира, а также семья, люди, живущие вместе как хозяйство.
Учреждение - дом отдыха, дом творчества.
- Назовите, одним словом, деревянный крестьянский дом? (изба)
Крестьянский дом в массовом сознании ассоциировался со словом «изба»
Отапливаемая часть дома, теплое помещение называлось «истобкой, истбой»
- Ребята, посмотрите на слово «изба» и на его варианты «ыстьба, истьба, истба, истобъка, истопка» и скажите, от какого слова (глагола) происходят эти слова.
(ответы детей)
Принято считать, что они происходят от глагола «истопить».
2). Беседа «Уют в доме»
- Как и чем украшали свои дома наши прабабушки, прадедушки, дедушки и бабушки? Как они создавали уют?
(ответы детей)
Построив дом, многие начинают украшать его стены и карнизы. (карниз – выступ в верхней части здания, над окном, дверью)
Ведь украсить дом – это все равно, что на человека надеть красивое платье.
- Народные мастера, умельцы и по сей день радуют нас своим творением, резьбой по дереву.
(показ иллюстраций – фасад дома)
Терем-теремок, кто в тереме живет?
(народный умелец)
- Р, таких умельцев немало и в нашем Тетюшском районе, в г.Тетюши
(Дом чая, Музей (старое здание), детская библиотека)
- В нашем Центре есть мастера резьбы по дереву? (дети называют)
( выяснить у детей, может чей-то дед, прадед является народным умельцем)
«О внутреннем убранстве дома»
(см. Мусульманские обряды и обычаи (стр.16) прочитать отрывок)
- В татарских деревнях на стены любят вешать ковры или вышивки с цветочным растительным узором. Изображение животных и людей не возбраняются, но они не должны быть в натуральную величину.
- Ребята, что мы делаем сейчас, чтобы в наших домах царила гармония и уют?
(ответы детей)е--
/ Рассказ детей о том, как они оформляют свою комнату: игрушки мягкие, «полезные игрушки» - крючки для ключей «Слоник», «Осьминог», карандашницы «Гриф», «Обезьянка», «Котик», «Попугай», картины из соленого теста/
(показ иллюстраций «Полезные игрушки»)
- Оформление кабинета «Мир игрушек»
3). Игрушка – украшение быта. Со словом «дом» непосредственно связан сказочный персонаж.
Д О М О В О Й
- Составление слова «домовой» из букв, которые содержатся в именах и фамилиях детей.
- Беседа о домовом.
- Ребята, что же интересного вы можете рассказать о Домовом?
Путешествие в мир славянской мифологии
- Сегодня нам предстоит увлекательное и опасное путешествие в мир прошлого, в мир, полный тайн. Мы отправляемся в мир славянских языческих мифов, в те стародавние времена, когда наши предки, древние славяне, жили на обширной территории Европы, от Балтийского моря до Арктики, от Эльбы до Волги. Селились они вблизи глухих, дремучих лесов, на берегах рек, в плодородных долинах. Занимались земледелием, скотоводством и охотой. Весь мир был для них
и домом, и кормильцем, и защитником, но в то же время был таинственной загадкой. Они не знали, почему день сменяется ночью, почему с неба идет дождь, почему происходит смена времен года, поэтому одушевляли природу, наделяли
разумом, волей, чувствами. Наши предки могли понимать разговор птиц, животных, деревьев. Жизнь людей всецело зависела от природы, от воли могущественных богов и духов. Поэтому человек старался задобрить божества: им приносили жертвы, посвящали песни и праздники, старались предвидеть их волю и не нарушать запреты.
Главным предметом поклонения было СОЛНЦЕ. Оно давало тепло и свет. От него зависел урожай, а значит, и сам жизнь. Боги были и у каждого явления природы – у дождя, бури, зари, холода. Свои боги были у рек, ручьев, полей и гор, времен года. Даже в колодцах и домах жили маленькие божества – духи, души этих мест, оберегающие свое обиталище. От отношения человека к окружающей природе зависело и отношение духов к людям. Они оберегали посевы, скотные дворы, детей, но могли нести зло. Почти забытые старые боги остались жить в народной памяти: сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях.
- Краткое театрализованное представление.
- Рассказ девочек о Домовом. (девочки в русских народных сарафанах)
ДОМОВОЙ. Древние славяне считали, что этот дух живет в каждом доме, только не всем доводилось с ним встречаться. Но память о нем жива и по сей день. В старину его ласково называли «хозяином» или «дедушкой». А представляли этот дух в облике маленького мужичка с седой бородкой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями. Главная обязанность этого духа – смотреть за хозяйством, за домашними животными и скотом, помогать в работе по дому. Но на его помощь могли рассчитывать лишь родивые да бережливые хозяева. Ну, а если вы ленивы и неряшливы, то берегитесь – не даст житья. Не будет вам покоя от его проказ и озорства. Хозяйничает он только ночью, бродит по дому, шаркает ногами, гремит посудой, гладит спящих обитателей, а где бывает днем – неизвестно.
В поверьях о домовых отразилась любовь народа к своему дому. В далекие языческие времена люди верили, что у каждого дома есть своя душа. Сохранились русские пословицы: «В своем доме и углы помогают», «Держись друга старого, а дома – нового».
Хорошие хозяева всячески ублажали домового, подкладывали под печку нюхательный табак, горбушки хлеба, разноцветные ленточки, а переезжая в другой дом, забирали домового с собой: поскребут за порогом, соберут мусор в совок и высыпят в новой избе, а на новоселье нужно принести ему горшок каши и сказать: «Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить!»
- Ребята, давайте, позовем все вместе нашего Домовенка Кузю!
(под музыку выходит Домовенок Кузя)
Домовенок: Здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки!
Здравствуйте, гости дорогие!
Я – веселый домовенок,
Охраняю Вас с пеленок.
Но настало времечко
Отдохнуть маленечко!
Домового вы не бойтесь,
Улыбнитесь, успокойтесь,
Будем с вами мы играть,
веселиться, отдыхать!
(Домовой под музыку проводит ф/минутку)
Зарядка шаг на месте,
А ну, со мною вместе!
С медвежонком – топ-топ,
За утенком – шлеп-шлеп
За бельчонком – прыг-прыг
С жеребенком – брык-брык
Вместе с жабой – скок-скок
Вместе с крабом – вбок-вбок
Прекращаем – прыг, скок!
- Как живешь?
- Вот так! (дети показывают большой палец)
- Как идешь?
- Вот так! (шаг на месте)
- Как бежишь?
- Вот так (бег на месте)
- Как летишь?
- Вот так (машут руками)
- Как плывешь?
- Вот так!
- Как шалишь? (прыжки с поворотом)
- Как сидишь? (все сели)
(посмотрели друг на друга)
- Спасибо тебе, Кузя! Ребята отдохнули, повеселели. А сейчас ты садись, отдохни. Девочки подарят тебе песню.
(песня «Домовой»)
V. Практическая работа.
Анализ готового образца.
Показ со словами:
А вот он наш Домовой
Добрый старичок такой,
В каждом доме он живет
Добро хозяев стережет.
Домовой – веселый сказочный персонаж, талисман, который всегда напомнит о доме. Представьте, каким будет ваш домовой: стареньким или молодым, какой у него характер? Ведь изготовить приличного домового, чтобы он умел веселить и поднимать настроение в самые грустные моменты – дело непростое.
- Просмотр иллюстраций с изображением Домового, выполненных разными художниками. Взгляд современных художников.
- Определение характерных деталей для данного персонажа, индивидуальных особенностей.
(древние славяне представляли этот дух в облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями.)
- Ребята, а у домового есть своя спутница? Как бы вы её назвали?/ответы детей/
- Древние славяне называли жену( спутницу) Домового « Домахой», «Большухой».
- Повторение терминов, названий швов. (эскиз, выкройка, лекало, детали кроя,
заготовка, элемент игрушки).
- Повторение правил техники безопасности.
- Знакомство с порядком работы, над игрушкой.
- Раскрой и сшивание основы игрушки (основа игрушки - мешочек)
VI. Подведение итогов.
- Закрепление знаний, полученных на занятии.
- Просмотр выполненной работы.
13PAGE 15
13PAGE 14615