Конспект урока по географии на тему Атмосферная циркуляция. Циклоны и антициклоны (8 класс)


Тема: Атмосферная циркуляция. Циклоны и антициклоны
Цели
1.Образовательная: расширить и углубить знания учащихся о климате; сформировать понятия об «атмосферных фронтах», «циклоне и антициклоне»; определить влияние подстилающей поверхности на климат.
2.Воспитывающая: показать влияние хозяйственной деятельности человека на климат и его изменения.
3.Развивающая: развивать умения систематизировать, анализировать, сравнивать, делать выводы; способствовать формированию коммуникативной и информационной компетентностей учащихся.
Оборудование: физическая карта России, атлас, учебник.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Путешествие.
Тестовые задания
1.Общее количество радиации, достигающей поверхности Земли, называется:
А) солнечная радиация Б) радиационный баланс В) суммарная радиация
2. Самый большой показатель отражённой радиации имеет:
А) песок Б) лес В) чернозём Г) снег
3. Над Россией зимой перемещаются:
А) арктические воздушные массы Б) умеренные воздушные массы
В) тропические воздушные массы Г) экваториальные воздушные массы
4. Самый большой показатель суммарной радиации в России имеет:
А) юг Сибири Б) Северный Кавказ В) юг Дальнего Востока
5. При движении к экватору величина суммарной радиации:
А) уменьшается Б) увеличивается В) не изменяется
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы с вами совершим восхождение на вершину горы. Для этого, в начале, мы проведем разминку. Проверим, как вы усвоили предыдущий материал. На столе у вас лежат карточки, в каждой по два вопроса, ответив на которые, вы сможете подняться на высоту 2000 м.
Чтобы подняться на следующие высоты нужно ответить на вопросы:
1.Что такое погода? Назвать элементы погоды.
2.Что такое климат? Для чего необходимы знания о климате?
3. Расшифровать обозначения на схеме
4. Излучение солнцем тепла и света – это …
5. Единица измерения солнечной радиации (ккал∕см2)
6. Что такое суммарная радиация?
Учитель: Для того чтобы продолжить дальнейшее путешествие, нам необходимо сделать привал. Погода часто непредсказуема и нам необходимо изучить атмосферные процессы, с которыми мы сможем столкнуться во время своего путешествия (Далее педагог переходит к объяснению нового материала).
Откройте свою походную тетрадь, в которую будете записывать новые понятия. Для начала, я вас прошу ответить на вопросы:
1. Что такое воздушные массы? Когда перемещаются воздушные массы над поверхностью земли, что происходит? (они переносят тепло и влагу)
2.Какие воздушные массы оказывают влияние на климат России?
3. Какие причины вызывают движение воздушных масс? (разность давления, неравномерное нагревание земной поверхности.)
4.По разности свойств воздушных масс выделяют: морские и континентальные.
Какими свойствами обладают эти воздушные массы?
(Морские воздушные массы – влажные и приносят осадки. Континентальные воздушны массы – сухие и приносят летом засуху, а зимой ясную и морозную погоду.)5. Что такое атмосферная циркуляция?
Атмосферная циркуляция- перемещение воздушных масс различного происхождения. (Определение ученики записывают в тетрадь)
Учитель: - Наша страна лежит в умеренных и полярных широтах, причём большая часть
территории России лежит в умеренных широтах. В умеренных широтах господствует западный перенос (западные ветры), Атлантический океан
оказывает на климат значительно большее влияние по сравнению с Тихим океаном.
Давайте откроем атлас и попробуем определить, почему Тихий океан оказывает наименьшее влияние?
Ученики:- Так как в восточной части нашей страны находятся горы, которые задерживают воздушные массы с Тихого океана.
Учитель:- Зимой основную роль играет обширная область высокого давления, называемая Азиатским максимумом, центр которого располагается в районах Забайкалья и Северной Монголии. От него области повышенного давления
растекаются на северо-восток до полуострова Чукотка, в Восточную Сибирь, на запад через Казахстан и на юг Русской равнины до 50˚с.ш. Погода летом – ясная, достаточно тёплая, а зимой ясная морозная погода.
Также на формирование климата страны оказывают влияние Исландский и Алеутский минимумы (Рн), Азорский и Арктический максимумы (Рв) ( далее учитель рассказывает об их влиянии на погоду).
Большое влияние на формирование климата оказывает подстилающая поверхность. Например, арктические воздушные массы, проходя через Русскую равнину, так прогреваются, что стоит долго ясная и сухая погода.
Учитель: Что произошло с воздушной массой?
Ученики:- Она изменила свои свойства
Трансформация – изменение свойств воздушных масс под влияние подстилающей поверхности.
Учитель:- Почему арктические воздушные массы, проникая далеко на юг Русской равнины, весной могут вызвать заморозки, зимой похолодание?
Ученики:- Влияет рельеф.
Учитель:Влияние на формирование климата оказывают атмосферные фронты.
Атмосферный фронт – переходные зоны между воздушными массами
Арктический фронт – возникает между арктическими и умеренными воздушными массами.
Полярный фронт – возникает между умеренными и тропическими воздушными массами.
Ширина фронта обычно достигает несколько десятков километров. В полосе фронта при соприкосновении двух различных воздушных масс происходит быстрое изменение давления, температуры, влажности, дуют сильные ветры, выпадают осадки.
Учитель:
- На формирование климата оказывают влияние атмосферные вихри: циклон и антициклон. Атмосферные фронты
- Воздушные массы- очень подвижные части тропосферы. При столкновении разных по свойствам воздушных масс образуются переходные зоны – атмосферный фронты.
Атмосферный фронт – это полоса, разделяющая разные по своим свойствам воздушные массы.
Смена погоды часто происходит в результате поступления той или иной воздушной массы. Движутся воздушные массы обычно в виде вихрей самой различной величины — от мелких, наблюдающихся перед грозой, до крупных, занимающих пространства в сотни тысяч и даже миллионы квадратных километров. К огромным воздушным вихрям относятся циклоны и антициклоны
Циклон -  (от греч . kyklon - кружащийся).
Циклон представляет собой огромный воздушный вихрь в диаметре до 2000 км, высотой до 6—8км. В центре такого вихря пониженное атмосферное давление. В циклоне возникает система ветров, и изменение в их направлении происходит в северном полушарии против часовой стрелки, в южном — по часовой стрелке. На направление движения воздуха оказывает влияние отклоняющая сила вращения Земли вокруг оси. В центре этого огромного вихря происходит поднятие воздуха и растекание его на высоте, что приводит к охлаждению воздуха и конденсации водяных паров. Поэтому для циклонов характернаненастная погода: зимой большая облачность, снегопады, метели, некоторое потепление; летом дожди, грозы, понижение температуры и усиление ветра.
 Условие образования циклона — встреча двух воздушных масс: теплой и холодной. Разность температур, а значит, и давления вызывает их движение.
Для умеренного пояса встреча воздушных масс чаще происходит в областях пониженного давления над океанами. Теплый воздух в виде волны заходит в пределы холодного. На вершине волны возникает пониженное атмосферное давление — центр циклона.
Продолжительность жизни циклонов 5—7 дней. Движутся они со скоростью 30—40 км в час, причем зимой быстрее, чем летом.
Погода при прохождении циклона изменяется в зависимости от того, какая часть циклона проходит над данным пунктом: ведь передняя часть циклона теплая, а тыловая — холодная. В центре циклона наблюдается окно с безоблачным небом, которое моряки называют «глазом бури».
В умеренном поясе циклоны часто образуются на арктическом фронте и фронте умеренных широт.
Тропические циклоны, образующиеся над западной частью Тихого океана, называют тайфунами. Они иногда заходят в умеренный пояс — на восточное побережье Азии (Япония, Дальний Восток), принося большие опустошения.
    Антициклон- антициклон - АНТИЦИКЛ'ОН , антициклона, ·муж. (от ·греч.   anti - HYPERLINK "http://www.onlinedics.ru/slovar/ushakov/p/protiv.html"противи kyklos - круг).
Антициклоны тоже огромные воздушные вихри в нижних слоях атмосферы, но с меньшей скоростью ветра, повышенным давлением в центре, с изменением направления ветров по часовой стрелке в северном полушарии и против часовой — в южном. Характерная особенность антициклонов состоит в том, что они образуются в нижних (приземных) слоях атмосферы из однородной воздушной массы.
 В антициклоне удерживается в течение продолжительного времени устойчивая погода: 
летом ясная, теплая; зимой ясная, морозная.
 В центре антициклона наблюдаются нисходящие потоки воздуха. Когда воздух опускается, он нагревается, поэтому нет условий для конденсации водяных паров, нет облаков и осадков.
Размеры антициклонов превышают площади, занимаемые циклонами. Так, над материком Евразия в зимний период образуется из холодного континентального воздуха умеренных широт мощный сибирский антициклон с центром в Монголии. Его отрог распространяется далеко на запад, охватывая центральную часть Восточно-Европейской равнины.
    Изобара – линия равного давления.
Заполнить таблицу
Признаки для сравнения циклон антициклон
1 Вертикальное движение воздуха Восходящие потоки  Нисходящие потоки
2 Общее направление ветра От краёв к центру От центра к краю
3 Круговое движение воздуха Против часовой стрелки За часовой стрелкой
4 размеры 2-3 тыс км в поперечнике 5 Скорость перемещения 30-40 км/ч, подвижны малоподвижны
6 Характер погод Неустойчивая, ветреная с осадками Ясная солнечная
- Как размещены циклоны и антициклоны по территории России?
-  От чего зависит размещение?
Учитель:
- Что-то наш привал затянулся, пора продолжить путешествие (Далее осуществляется закрепление полученных знаний).
Каждая команда получает задание заполнить таблицу.
VII. Рефлексия: учащиеся анализируют свою работу на занятии, прослушав притчу.
“Шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: "Что ты делал целый день?" И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: "А что ты делал целый день?" и тот ответил: "Я добросовестно выполнял свою работу". А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовлетворением: "А я принимал участие в строительстве храма!"”