Местоимение как часть речи. 2 урок.
Учитель: Денисенко Наталья Александровна.
Личностно-ориентированный урок. Русский язык. 4 класс.
Тема: Местоимение как часть речи. 2 урок.
Цели: познакомить учащихся с ролью местоимений в речи, с особенностями местоимений 1, 2, 3 – лица; закрепить знания о местоимении и его роли в нашей жизни.
Задачи: совершенствовать умение употреблять местоимения в речи; определять синтаксическую роль местоимения в предложении; склонять личные местоимения;
развивать логическое мышление (анализ, синтез, обобщение,
классификация) через выполнение упражнений и игр;
развивать устную речь учащихся через умение отвечать, доказывать
свою точку зрения;
формировать умение работать самостоятельно, навык самоконтроля, самооценки.
Оборудование:
личностно-ориентированный план учащегося,
карточки с заданием,
карточки-помощь,
интерактивная доска.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Мотивационно-целевой этап.
-Посмотрите друг другу в глаза. Улыбнитесь. Мысленно пожелайте друг другу успехов на уроке. Я вам желаю отличных результатов.
2. Орфографическая минутка.
- Запишите дату в тетради.
- Посмотрите на данные слова. Какая буква пропущена в них и почему?
- Какое слово лишнее и почему?
- Запишите. Какая буква повторяется во всех этих словах?
- Что вы знаете про эту букву?
- Пропишите три раза, соблюдая правильные соединения. Допишите ещё несколько примеров личных местоимений.
3. Теория.
- У меня записан текст. Прочтите его. Какая допущена ошибка?
- Какую ошибку вы заметили?
- Как исправить эту ошибку?
- Какой частью речи можно заменить?
- Запишите эти местоимения в тетрадь. Причитаем текст, который получился.
- Чем отличается первый текст от второго?
- Какие слова помогли избежать повторов?
4. Тема, цели.
- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
- Поставим цели на наш урок. Сначала в парах. Вслух.
- Наша главная цель на сегодня познакомиться с ролью местоимений в речи, с особенностями личных местоимений.
5. Кластер.
- Давайте обобщим наши знания о местоимении с помощью кластера.
- С какими местоимениями мы вчера познакомились?
- На партах в паре разложите правильно местоимения по лицам.
6. Тест.
- Подпишем наши личностно-ориентированные планы.
- Перед тем, как приступить в работе, давайте проверим прочность наших знаний по теме. Для этого выполним тест.
- Выполним взаимопроверку наших работ, поменяйтесь с соседом по парте и проверьте по ключу.
- С какими знаниями мы подошли к уроку? Кто получил «5»? «4»?
- Кто не справился с работой?
- Какие испытываете затруднения?
- Что можно посоветовать этим ученикам?
- Отметьте своё настроение в цветограмме, раскрасив таким цветом, какое было ваше настроение в тот период, когда вы работали с тестом.
7. Работа с заданием 1 уровня.
- Прочитайте задание 1 уровня.
- Найдите упражнение 294. стр. 96. что вам нужно сделать в этом задании? Приступаем к работе.
- Проверим свою работу по контрольному листу №1.
- Поставьте оценку, за задание 1 уровня, в колонке «Оцени себя».
- У кого нет ошибок, кто поставил себе 5?
- Кто поставил себе 4?
- Кто неправильно определил падеж? Число? Лицо?
-Отметьте своё настроение в цветограмме, раскрасив фигуру в задании 1 уровня.
ФИЗМИНУТКА
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «раз»!
И под нами весело хрумкают снега,
Опускаем руки мы по команде «два»!
8. Работа с заданием 2 уровня.
- Прочитайте задание 2 уровня на карточке №1. Кто ещё не приступил, начните его выполнять.
- Обменяйтесь тетрадями друг с другом и проверим вместе.
- У кого были ошибки?
- Назовите свои ошибки.
- Как вы написали местоимения с предлогом?
- Почему в местоимении с предлогом появилась буква ЭН?
- Каким членом в предложении является местоимение?
- Сделайте отметку в оценочном листе, оцените себя. Критерии оценок на доске.
Без ошибок- «5»
1-2 ошибки- «4»
3-5 ошибок- «3»
Более 5 ошибок – повтори теорию.
- Кто выполнил без ошибок?
- У кого 1-2 ошибки?
- У кого до пяти ошибок?
- У кого больше, чем 5 ошибок?
- В чём возникла трудность?
- Что можно им посоветовать?
- А какая пословица вам встретилась?
Как вы понимаете её смысл?
- Отметьте своё настроение в цветограмме.
9. Работа с заданием 3 уровня.
Учитель сам проверяет задание 3 уровня.
- Кто выполнил задание 3-х уровней, тот
становится консультантом. Он также может вам помочь в выполнении заданий.
- Оцените себя.
- Отметьте своё настроение в цветограмме.
10. Дополнительное задание.
- Дополнительное задание выполняют дети, которые справились с заданиями 3-х уровней.
Проверка.
- Кто выполнил дополнительное задание, прочитайте отгадки на шарады.
1. Какое местоимение одинаково читается слева направо и наоборот?
2. Как с помощью трёх местоимений можно сказать, что руки чистые?
3. Какую букву и за какое местоимение нужно запрятать, чтобы получилось название робкого животного?
- Вам встретилось слово РОБКОГО, подберите к нему синонимы.
- Оцените себя.
- Отметьте своё настроение в цветограмме.
11. Рефлексия.
- Положите перед собой учебный план.
- Кто получил все 5?
- У кого больше 4?
- Остальным, к
·то не достиг 4 и 5, необходимо ещё раз повторить все правила о местоимении и тогда у вас будут лучшие результаты.
- Кто выполнил все задания и не испытывал трудностей?
- Кто испытывал затруднения в работе?
- Какие у вас были затруднения?
- Рассмотрите цветограмму.
- У кого преобладают жёлтый и зелёные цвета?
- Молодцы, вы были успешны и уверены в своих действиях.
- У кого есть красный цвет?
- Почему была тревожность?
- Что можно посоветовать этим детям?
12. Домашнее задание.
Выберите и запишите в дневник домашнее задание того уровня, где вы больше всего допустили ошибок.
13. Итог.
- Довольны ли вы своей работой?
- Спасибо за урок.
Психологический настрой.
Записывают число, классная работа.
За..ц, в..зать, мес..ц, яг..да.
- Вязать – глагол, б/у гласн., проверяемая ударением.
- Я.
- Это буква и слово, местоимение.
Яя Яя Яя мы ты вы он
Жила-была сказка. Родилась сказка на нашей земле. В старину сказку люди передавали из уст в уста. Сказка мудра и дарит радость.
- Заменить другими словами.
- Местоимениями.
Она, её, она.
Читают текст.
- Нет повторов.
- Местоимениями.
- Местоимения.
Местоимение
ЧР, вопросы число
указывает, как у сущ. П
но не называет род (3 л.,ед.ч.)
______ _ _ _ _ _ . _ . _ .
- С личными местоимениями.
Тест.
Дети читают задание 1 уровня.
Дети находят упражнение.
(Выписать местоимения, определить лицо и число этих местоимений.)
Дети выполняют задание 1 уровня.
Дети проверяют по контрольному листу №1.
Дети оценивают себя.
Ответы учащихся.
Дети раскрашивают свою фигуру.
Комментируют свои ошибки.
Местоимение 3 лица.
Дополнением, подлежащим.
Дети оценивают свою работу.
Ещё раз повторить теорию.
Дети отмечают своё настроение в цветограмме.
Оно
Вы-мы-ты
За-я-ц
- Неуверенного, стеснительного.
Дети оценивают себя.
Раскрашивают своё настроение в цветограмме.
Ответы учащихся.
Записывают домашнее задание в дневник.
Тест.
1. Продолжи: Местоимение – это часть речи, которая
А. называет предмет
Б. указывает признак предмета
В. служит для связи слов в предложении
Г. указывает на предмет, не называя его
2. Найди лишнее
А. я В. но
Б. ты Г. он
3.Определи количество местоимений.
Ты, да, он, про, и, вы, нет, мне, вот.
А. 2 В. 4
Б. 3 Г. 5
4. Выбери лишнее Местоимения изменяются по
А. числам В. родам в 3 л.
Б. падежам Г. временам
5. Укажи начальную форму местоимения ТЕБЕ.
А. я В. он
Б. ты Г. она
6. Укажи местоимения 1 лица.
А. он,она,оно В. я, мы
Б. они,вы Г. ты, вы
7. Выбери словосочетание с неправильной формой местоимения.
А. рассказал про него
Б. был с ним
В. прибежал к ему
Г. горжусь ею
8. Каким членом предложения является местоимение?
Она пошла в кино.
А.сказуемым
Б.подлежащим
В.второстепенным членом
9. Каким членом предложения является местоимение?
Лиса угостила его супом.
А.сказуемым
Б.подлежащим
В.второстепенным членом
Личностно-ориентированный план уч-ся _______________________________
Тема
Теоретический уровень
Уровень 1
Уровень 2
Уровень 3
Творческое задание
Оценка
Местоимение.
2 урок.
1. Что такое местоимение?
2. Какие бывают местоимения?
3. Как они изменяются?
4. Повтори падежи, число и лицо местоимений.
5. Повтори правописание местоимений.
6. Каким членом в предложении является местоимение?
Упр. 294 стр. 96
Выпиши местоимения,
определи лицо и число этих местоимений.
Карточка №1.
Спиши, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
Укажи, каким членом предложения является местоимение и определи его падеж.
Найди в словаре (с.176) 3 слова, в составе которых «спрятано» местоимение. Составь с этими словами предложения используя местоимения. Определите лицо, падеж и число местоимений.
Отгадай шарады. Ответы запиши.
1. Какое местоимение одинаково читается слева направо и наоборот?
2. Как с помощью трёх местоимений можно сказать, что руки чистые?
3. Какую букву и за какое местоимение нужно запрятать, чтобы получилось название робкого животного?
Теор.
уровень –
1 уров. –
2 уров. –
3 уров. –
Тв.ур. -
Настроение
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Дом.
задание
Повтори правила: стр.92,93.
Упр.293 стр.96
Упр.298 стр.97
Выпиши из литературы 5 предложений с местоимениями. Определи их лицо и падеж.
15