Программа дополнительного образования по адаптивной физической культуре для учащихся 1-4 классов


УТВЕРЖДЕНО
на заседании педагогическогосовета
ГКОУ «Специальная
(коррекционная)
общеобразовательная школа № 33
города Ставрополя»
«____»__________________ 2016 г.

Программа дополнительного образования
«Адаптивная физическая культура»
1-4 классы
УТВЕРЖДАЮ
директор ГКОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа № 33 города Ставрополя» ___________________ С. В. Егорова
«_____» __________________2016 г.
Составитель:
учитель физической культуры
Редько А.И.
г. Ставрополь, 2016-2017 учебный годПояснительная записка
Состояние подрастающего поколения в настоящее время вызывает серьезную озабоченность в обществе и государстве. К сожалению, снижение здоровья и физических возможностей учащихся школьного возраста приводит к истощению образовательного потенциала, к снижению стрессоустойчивости, нарушению межличностных взаимоотношений, замедлению формирования навыков самообслуживания. Доказано, что одним из факторов, снижающим при определенных условиях отрицательное воздействие гиподинамии на здоровье детей является физическое воспитание, так как двигательная активность способствует формированию потенциала адаптивных способностей человека.
Одной из главных причин, затрудняющих формирование двигательных умений и навыков у учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, являются нарушения моторики, не только накладывающие отрицательный отпечаток на их физическое, но и психическое здоровье. Коррекция двигательных нарушений средствами лечебной физической культуры является обязательным и важным направлением оздоровительно-коррекционной работы в специальных (коррекционных) учреждениях, поскольку процесс физического воспитания оказывает значительное влияние на развитие личностных качеств аномального ребенка и в известной мере - на становление его познавательной деятельности.
Адаптивная физическая культура, предназначена для удовлетворения комплекса потребностей человека с отклонениями в состоянии здоровья. Главными из них являются самоактуализация, максимально возможная самореализация своих способностей и сопоставление (сравнение) их со способностями других людей, имеющих подобные проблемы со здоровьем (повреждения центральных механизмов управления движениями, зрения, слуха, интеллекта и др.).
Кроме того, в число ведущих потребностей этого комплекса входят потребности общения (коммуникативной деятельности), преодоления отчужденности, в более обобщенном выражении социализации и социальной интеграции.
Представленная программа реализуется в рамках дополнительного образования обучающихся с тяжелой, легкой, средней умственной отсталость, тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). Данная программа учитывает возрастные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальные особенности здоровья каждого конкретного учащегося (распределение нагрузки на занятии, анализ медицинских карт и т.д.).
Настоящая программа разработана на основе Федеральной программы «Дети России», Подпрограммы «Дети-инвалиды», Программы специальной (коррекционной) школы по лечебной физкультуре для детей с нарушением интеллекта I-IV классы «Азбука здоровья», (рекомендованной Министерством образования Российской Федерации Международным университетом семьи и ребенка им. Рауля Валленберга), С.-Петербург, «Образование», 1994 год.
Целью данной программы является максимально возможная самореализация и коррекция детей с отклонениями в состоянии здоровья в социально приемлемом и одобряемом виде деятельности, повышение их реабилитационного потенциала и уровня развития двигательных качества и как следствие, социализация и последующая социальная интеграция данной категории детей.
Задачи программы:
- оздоровление организма учащихся, его укрепление, улучшение физического развития;
- содействие выработке устойчивой правильной осанки, укреплению и сохранению гибкости позвоночника, предотвращение его деформации;
- содействие укреплению и развитию мышечной системы, нормализации работы опорно-двигательного аппарата;
- усвоение основ знаний о физкультурной деятельности
- воспитание в учащихся чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях своего тела.
Основополагающие принципы:
- учет индивидуальных особенностей каждого ученика (морфофункциональное развитие, состояние сохранных функций, медицинские противопоказания, состояние двигательных функций и координационных способностей, уровень физической подготовленности, способность к обучению движениям, отношение к занятиям физическими упражнениями: интересы, мотивы);
- адекватность средств, методов и методических приемов обучения двигательным действиям, развитие физических качеств, коррекция психомоторных нарушений и физической подготовки, оптимизация нагрузки, сообщение новых знаний;
- эмоциональность занятий (музыка, игровые методы, нетрадиционное оборудование и пр.);
- создание условий для реального выполнения заданий, оказание помощи, обеспечение безопасности;
- поощрение, одобрение, похвала за малейшие успехи;
- контроль динамики результатов учебно-познавательного процесса и функциональным состоянием занимающихся.
К психологическим принципам относятся:
- создание комфортного психологического климата на уроках;
- сплоченность группы (постановка общей цели, объединение общими интересами, взаимопомощь, взаимопонимание, симпатия, эмпатия, ролевые функции);
- стиль общения (доброжелательность, доверие, авторитет и личный пример учителя, его открытость, выраженное внимание к каждому ученику).
Принципы планирования занятий АФК:
- постепенное повышение нагрузки и переход к успокоительным упражнениям в конце урока;
- чередование различных видов упражнений;
- подбор упражнений, соответствующих возрасту и развитию обучающихся.
Структурно и содержательно программа для 1-4 классов составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания и навыки и рассчитана в 1 «В» и 1 «Г» классах по 2 часа в неделю, в 1(А, Б) - 4 классах, по 1 часу в неделю.
Рабочая программа дополнительного образования предназначена для обучающихся 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Срок реализации настоящей программы по курсу «Адаптивная физическая культура» - 1 учебный год.
В программу включены следующие разделы:
- корригирующие упражнения;
- упражнения для профилактики плоскостопия;
- формирования правильной осанки;
- упражнения на равновесие, стимулирующие вестибулярный аппарат;
- упражнения на развитие и укрепление различных групп мышц;
- упражнения на тренажерах;
- упражнения на шведской стенке, способствующие профилактике плоскостопия, развитию координации движений, вытягиванию
позвоночника, что стимулирует рост и предупреждает остеохондроз;
- дыхательные упражнения;
- упражнения на релаксацию, аутотренинг.
Дня повышения заинтересованности учащихся занятия проводятся с музыкальным сопровождением. Это развивает также чувство ритма, гармонии с окружающим миром. Занятие по АФК состоит из трех частей: подготавливающей (вводной), основной, заключительной.
Подготавливающая часть, включает упражнения с различными предметами: коврики массажные со следочками, лесенкой, деревянными брусочками и без предметов: ходьба и виды ходьбы (на носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы, с мешочками, с высоким подниманием бедра и др.).
В основной части занятия используются тренажеры: гребля, мини-степпер, велотренажер, беговая дорожка механическая, велоэллипсоид, массажер для стоп, «ступеньки», гимнастические палки, платочки, веревочки, мячи и др.
Упражнения, являющиеся основой занятий, дети изучают в начале учебного курса. Они состоят из 7 разделов:
1. Укрепление Мышц спины, брюшного пресса, путем прогиба назад.
II. Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед и назад.
III. Упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в сторону.
IV. Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног.
V. Упражнения для развития стоп.
VI. Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса.
VII. Упражнения на равновесие.
В заключительную часть занятия включаются упражнения на дыхание, расслабление, упражнения выполняются под музыку.
На всех занятиях предпринимаются меры для предупреждения несчастных случаев. Используются ТСО: музыкальные композиции (магнитофон). На занятиях АФК, наряду с физическими упражнениями с коррекционной направленностью, используются упражнения, закрепляющие умения естественно двигаться (ходьба, бег, ориентирование в пространстве, управление своими движениями).
Положительными особенностями упражнений являются:
1) глубокая биологичность - движения свойственны всему живому;
2) отсутствие отрицательного побочного действия (при правильной дозировке);
3) возможность длительного применения;
4) универсальность и широкий диапазон воздействия на организм;
5) положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка;
6) стимулирующее влияние на все органы и системы организма.
От правильного подбора комплекса упражнений зависит успех в коррекционно-восстановительной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Поскольку у детей данного контингента слабо развита адаптация к физическим нагрузкам, выработка условно-рефлекторных связей идет медленно, целесообразно увеличить длительность подготовительной части занятия до 30-35% общего времени занятия, оставляя на основную часть до 40-50%, на заключительную - 20-25%.При проведении занятий необходим контроль за переносимостью нагрузки. В середине занятия показатель частоты сердечных сокращений (ЧСС) должен быть увеличен не более чем на 25% по сравнению с пульсом до начала занятий.
Физиологическая кривая, которая строится на основании пульса, должна быть многовершинной, т. е. плавный подъем и понижение сменяются в течение занятий несколько раз. Восстановление пульса в течение 3-4 минут после упражнений показатель хорошей переносимости нагрузки. При появлении в процессе упражнений или после них патологической реакции пульса занятия нужно прекратить и пересмотреть характер нагрузки. Процесс адаптации детей к нарастающей физической нагрузке должен происходить постепенно.
Содержание программы
1 класс (В, Г – 2 часа в неделю), (А, Б – 1 час в неделю)
Основы знаний.
Форма одежды, правила поведения и передвижения в кабинете. Знание техники безопасности и правил пользования спортивными снарядами и тренажерами. Правила личной гигиены.
Построение в колонну, равнение в затылок. Размыкание на вытянутые руки вперед. Повороты по ориентирам.
Ход занятия
Вводная часть занятия
1.Корригирующие упражнения. Основная стойка. Положение рук: на пояс, за голову. Поднимание на носки, на пятки, стойка на внешней стороне стоны, носки имеете, пятки врозь (медвежонок), стойка на внутренней стороне стопы, носки врозь, пятки вместе (балеринка). Простейшие сочетания изученных движении.
2. Упражнения для формирования правильной осанки. Ходьба под музыку колонной по одному за учителем. Руки на поясе (1,2 четверть). Ходьба за направляющим по ориентирам с соблюдением ритма (3, 4 четверть).
3. Упражнения для профилактики плоскостопия. а) ходьба на носках, на пятках (руки за голову), на внешней и внутренней стороне стоны (руки на поясе) под музыку за учителем (1, 2 четверти); ходьба за направляющим по ориентирам с выполнением задания и соблюдением ритма (3, 4 четверти);
б) занятие на тренажёре «Массаж стоп» (1 четверть-30 мин; 2, 3, 4- четверти до 2 мин);
в) упражнения на шведской стенке по профилактике плоскостопия и улучшению координации движений, лазанье и спуск произвольным способом (1, 2, 3, 4 четверти).
4. Разминка для всех групп мышц (шея, плечи, руки, пояс, ноги) под музыку по примеру учителя (1, 2, 3, 4 четверти) без применения предметов.
2. Основная часть занятия.
1.Корригирующие упражнения. Освоение главных исходных положений (поза «внимательного ученика», поза «удовольствия», положение лёжа на животе, руки в упоре у плеч, положение лёжа на спине, руки вдоль тела ладонями к полу (1 четверть). Простейшие дыхательные упражнения (вдох: нюхаем цветок, выдох: греем дыханием руки) (1, 2, 3, 4 четверти).
2. Упражнения для формирования правильной осанки (1, 2, 3, 4 четверти).
3. Упражнения для профилактики плоскостопия (1, 2, 3, 4 четверти).
4. Упражнения на равновесие (1, 2, 3, 4 четверти).
3. Заключительная часть занятия.
1. Упражнения на тренажёре «Качели». Простейшие упражнения качания с помощью учителя.
2. Упражнение «Вис на шведской стенке». Переход из положения стоя на нижней: перекладине, лицом к снаряду.
3. Упражнение по ориентированию в пространстве. Ходьба с закрытыми глазами на беговой дорожке.
2 класс (1час в неделю)
Основы знаний.
Понятие «направляющий», чередование вдоха и выдоха при выполнении упражнений. Построения и перестроения. Построение в шеренгу, равнение по носкам: в шеренге. Выполнение приветствия. Расчёт на первый и второй. Перестроение из одной шеренги в две с последующим размыканием на вытянутые руки вперёд и в стороны (1, 2 четверти).
1. Вводная часть.
1. Корригирующие упражнения. Основная стойка, ноги в шестой позиции. Положение рук: вперёд, вверх, на пояс, переплетённые пальцы, Ладони вывернуты наружу. Стойка в положении медвежонок, балеринка (1 четверть).
2. Упражнения для формирования правильной осанки. Ходьба с гимнастической палкой за направляющим, повороты по ориентирам, различные положения рук. Движения под музыку с соблюденним ритма.
3. Упражнения для профилактики плоскостопия. а) ходьба на носках, на пятках (руки за головой), внешней: и внутренней стороне стопы (руки на поясе) под музыку с соблюдением ритма за направляющим по ориентирам (1, 2, 3, 4 четверти); б) упражнения на тренажёрах: «Массажёр стоп» - бег, «Качели» - вращение грузов стопами ног из положения сидя на стуле (1, 2, 3, 4 четверти); в) упражнения на шведской стенке: лазанье вверх и вниз приставными шагами (1, 2, 3, 4 четверти).
4. Разминка с гимнастической палкой для всех групп мышц (шея, плечи, руки, ноги, пояс) под музыку с соблюдением ритма по примеру учителя (1, 2 четверти).
2. Основная часть занятия.
1. Дыхательные упражнения; простейшие приёмы дыхательной гимнастики Стрельниковой. На каждый шаг на месте с поворотом головы показывать, как принюхивается лисичка, идущая по следу, по примеру учителя (1, 2, 3, 4 четверти).
2. Упражнения для формирования правильной осанки. Любые по указанию учителя. 6-7 упражнений выполняются по примеру и с помощью учителя (1, 2 четверти), без помощи учителя (3, 4 четверти).
3. Упражнения для профилактики плоскостопия. Любые 1 или 2 упражнения, выполняемые по примеру и с помощью учителя в 1 четверти и без помощи - во 2, 3, 4 четвертях.
4. Упражнения на равновесие: любое из упражнений, выполняемое по примеру и с помощью учителя в 1,2 четверти и без помощи учителя во 3, 4 четвертях.
3. Заключительная часть занятия.
1. Упражнения: на тренажёре «Беговая дорожка», С помощью учителя в 1 четверти, без помощи учителя во 2, 3, 4 четвертях.
2. Вис на шведской стенке из положения стоя лицом к снаряду на половине высоты (1, 2, 3, 4 четверти).
3 класс (1час в неделю).
Основы знаний.
Значение АФК для здоровья. Формирование понятия «аккуратность».
Вводная часть занятия.
1. Корригирующие упражнения. Выполнение на память упражнения «Потягушечки» с переходом в позу «внимательного ученика» (1, 2, 3, 4 четверти).
2. Упражнения для формирования правильной осанки. Ходьба с гимнастической палкой за направляющим, повороты по ориентирам, различные положения рук. Движения под музыку с соблюденнем ритма, строя и интервала. Сохранение осанки при выполнении упражнения: на каждый шаг касание высоко поднятым коленом, локтя противоположной руки (1, 2, 3, 4 четверти).
3. Упражнения для профилактики плоскостопия. а) ходьба на носках, на пятках (руки за головой), внешней и внутренней стороне стопы (руки на поясе) (1 четверть). Те же упражнения с гимнастической палкой под музыку с соблюдением ритма, за направляющим (2, 3, 4 четверти); б) упражнения на тренажерах: «Массажер стоп» - бег, «Качели» - вращение грузов стопами ног к себе и от себя из положения сидя на стуле (1, 2, 3, 4 четверти); в) упражнения на шведской стенке. Лазанье вверх и вниз одноименным способом (1, 2, 3, 4 четверти).
4. Разминка с резиновым мячом для всех групп мышц (шея, плечи, руки, пояс, нош) под музыку с соблюдением ритма по примеру учителя (1, 2, 3, 4 четверти).
2. Основная часть занятия.
1. Корригирующие упражнения. По команде учителя из позы стоя на четвереньках поднять одновременно правую руку и левую ногу (левую руку и правую ногу). Сохранить положение на 4 счета (1, 2 четверти).
2. Дыхательные упражнения: простейшие приёмы дыхания.
3. Упражнения для формирования правильной осанки (1, 2, 3, 4 четверти).
4. Упражнения для профилактики плоскостопия (1, 2, 3, 4 четверти).
5. Упражнения на равновесие (1, 2, 3, 4 четверти).
3. Заключительная часть занятия.
1. Упражнения на тренажере «Качели» (2, 4 четверти).
2. Вис на шведской стенке из положения стоя спиной к снаряду на любой высоте, вис углом (1, 2, 3, 4 четверти).
4 класс (1 час в неделю).
Основы знаний.
Травмы во время занятий и их предупреждение.
Вводная часть занятия.
1. Выполнение строевых команд и упражнений.
2. Ходьба в разновидностях 2мин.
3. Бег е изменением, направления по сигналу 1,5мин.
4. Общеразвивающие и корригирующие упражнения 8-10 упр.
5. Упражнения на задержку дыхания 2 упр.
2. Основная часть занятия.
1. Висы на шведской стенке (2 способа).
2. Упражнения на гимнастических мячах 2 упр.
3. Упражнения-позы «Кошечка», «Аист».
4. Лазание по шведской стенке (2 способа)
5. Упражнения на «массажёр стоп» 5 мин.
6. Упражнения на тренажёрах: «Степпер» - 2 по 3 мин.
7. Упражнение на координацию движений 2 упр.
3. Заключительная часть занятия.
1. Упражнения на тренажёре «Бегущий по волнам» - 3 мин.
2. Разновидности висов на шведской стенке (на время).
3. Упражнения на тренажёре «Гребной» 2 по 3мин.
4. Подвижные игры и эстафеты 10мин.

Календарно-тематическое планирование по адаптивной физической культуре для учащихся 1 «В» и 1 «Г»
№ Тема занятия Количество часов Календарные сроки
I четверть (16 занятий)
1 Основы техники безопасности и профилактика травматизма. Вводный инструктаж по технике безопасности. 2 Сентябрь
2 Освоение строевых упражнений, общеразвивающие упражнения. Построение в ширенгу, колонну, упражнения на осанку. 2 Сентябрь
3 Координация движений, общеразвивающие упражнения. Упражнения на равновесие, упражнения на дыхание. 2 Сентябрь
4 Освоение строевых упражнений: «Шагом марш», «Группа, стой», ходьба с изменением скорости движения по сигналам, упражнения на координацию движений на гимнастической скамейке, общеразвивающие упражнения. 2 Сентябрь
5 Строевые упражнения, координация движений, общеразвивающие упражнения, виды ходьбы с различными положениями рук, ходьба по гимнастической скамейке. 2 Октябрь
6 Общеразивающие упражнения, дыхательные упражнения в ходьбе. 2 Октябрь
7 Повороты направо, налево, ходьба в различном темпе, подвижная игра «Добеги до флажка» 2 Октябрь
8 Строевые упражнения, двигательные приемы и навыки. 2 Октябрь
Итого
1 «В» 16 часов
1 «Г» 16 часов
II четверть (16 занятий)
1 Строевые упражнения, двигательные приемы и навыки, общеразвивающие упражнения, упражнения для рук и плечевого пояса. 2 Ноябрь
2 Двигательные приемы и навыки, бег в сочетании с ходьбой 2 Ноябрь
3 Двигательные приемы и навки, упражения с приставным шагом, «Волейбол» с надутой камерой. 2 Ноябрь
4 Координация движений, общеразвивающие упражнения, переползание через обруч. 2 Ноябрь
5 Общеразвивающие упражнения, двигательные навыки и приемы. 2 Декабрь
6 Двигательные умения и навыки, построение в круг, ходьба, медленный бег, упражнения на дыхание. 2 Декабрь
7 Двигательные умения и навыки, подвижные игры, броски волейбольного мяча из-за головы, дыхательные упражнения. 2 Декабрь
8 Строевые упражнения, подвижные игры, упражнения на расслабление. 2 Декабрь
Итого 1 «В» 16 часов
1 «Г» 16 часов
III четверть ( 18 занятий)
1 Основы техники безопасности. Повторный инструктаж по технике безопасности на уроках АФК. 2 Январь
2 Двигательные умения и навыки, общеразвивающие упражнения, медленный бег в сочетании с ходьбой. 2 Январь
3 Координация движений, двигательные умения и навыки, упражнения на осанку. 2 Январь
4 Двигательные приемы и навыки. 2 Февраль
5 Общеразвивающие упражнения, двигательные приемы и навыки. 2 Февраль
6 Освоение строевых упражнений, двигательные умения и навыки, общеразвивающие упражнения. 2 Март
7 Двигательные упражнения и навыки, медленный бег в сочетании с ходьбой. 2 Март
8 Общеразвивающие упражнения. Подвижные игры. 2 Март
9 Ходьба и медленный бег, двигательные умения и навыки. 2 Март
Итого 1 «В» 18 часов
1 «Г» 18 часов
IV четверть (16 занятий)
1 Двигательные умения и навыки, общеразвивающие упражнения. 2 Апрель
2 Подвижные игры «Змейка», общеразвивающие упражнения. 2 Апрель
3 Двигательные умения и навыки, общеразвивающие упражнения, коордиация движений. 2 Апрель
4 Двигательные умения и навыки, умеренный бег в чередовании с ходьбой. 2 Апрель
5 Двигательные умения и навыки, общеразвивающие упражнения. Профилактика плоскостопия. 2 Май
6 Строевые упражнения, двигательные умения и навыки. 2 Май
7 Общеразвивающие упражнения, профилактика нарушений осанки. 2 Май
8 Строевые упражнения, двигательные умения и навыки. 2 Май
Итого 1 «В» 16 часов
1 «Г» 16 часов

Календарно-тематическое планирование по адаптивной физической культуре для учащихся
1 «А», 1 «Б», 2 «А», 2 «Б», 2 «Г», 3 «А», 3 «Б», 3 «Г», 4 «А», 4 «Б»№ Тема занятия Количество часов Календарные сроки
I четверть (8 занятий)
1 Основы техники безопасности и профилактика травматизма. Вводный инструктаж по технике безопасности. 1 Сентябрь
2 Освоение строевых упражнений, общеразвивающие упражнения. Построение в шеренгу, колонну, упражнения на осанку. 1 Сентябрь
3 Координация движений, общеразвивающие упражнения. Упражнения на равновесие, упражнения на дыхание. Подвижные игры: «Ровным кругом». 1 Сентябрь
4 Освоение строевых упражнений: «Шагом марш», «Группа, стой», ходьба с изменением скорости движения по сигналам, упражнения на координацию движений на гимнастической скамейке, общеразвивающие упражнения, ходьба с изменением скорости движения по сигналам, упражнения в равновесии на гимнастической скамейке. 1 Сентябрь
5 Строевые упражнения, координация движений, общеразвивающие упражнения, виды ходьбы с различными положениями рук, ходьба по гимнастической скамейке. Команда «Шагом марш». 1 Октябрь
6 Общеразивающие упражнения, дыхательные упражнения в ходьбе, ходьба умеренная в чередовании с ускоренной. 1 Октябрь
7 Повороты направо, налево переступанием, ходьба в различном темпе, подвижная игра «Добеги до флажка» 1 Октябрь
8 Строевые упражнения, двигательные приемы и навыки. Построение в колонну, перестроение в колонну по два, три. 1 Октябрь
Итого: 1 «А», 1 «Б», 2 «А», 2 «Б», 2 «Г», 3 «А», 3 «Б», 3 «Г», 4 «А», 4 «Б»8 часов
II четверть (8 занятий)
1 Строевые упражнения, двигательные приемы и навыки, общеразвивающие упражнения, упражнения для рук и плечевого пояса. 1 Ноябрь
2 Двигательные приемы и навыки, бег в сочетании с ходьбой 1 Ноябрь
3 Двигательные приемы и навыки, упражнения с приставным шагом, «Волейбол» с надутой камерой. 1 Ноябрь
4 Координация движений, общеразвивающие упражнения, переползание через обруч. 1 Ноябрь
5 Общеразвивающие упражнения, двигательные навыки и приемы. 1 Декабрь
6 Двигательные умения и навыки, построение в круг, ходьба, медленный бег в сочетании с ходьбой, упражнения на дыхание. 1 Декабрь
7 Двигательные умения и навыки, подвижные игры, броски волейбольного мяча из-за головы, дыхательные упражнения. 1 Декабрь
8 Строевые упражнения, подвижные игры, упражнения на расслабление. 1 Декабрь
Итого: 1 «А», 1 «Б», 2 «А», 2 «Б», 2 «Г», 3 «А», 3 «Б», 3 «Г», 4 «А», 4 «Б» 8 часов
III четверть ( 9 занятий)
1 Основы техники безопасности. Повторный инструктаж по технике безопасности на уроках АФК. 1 Январь
2 Двигательные умения и навыки, общеразвивающие упражнения, медленный бег в сочетании с ходьбой. Обучение техники прыжка в длину с места. 1 Январь
3 Координация движений, двигательные умения и навыки, упражнения на осанку. 1 Январь
4 Двигательные приемы и навыки. Прыжки по разметкам с «кочки на кочку», лазание по гимнастической стенке, упражнения на осанку. 1 Февраль
5 Общеразвивающие упражнения, двигательные приемы и навыки. Медленный бег в сочетании с ходьбой, упражнения с мячами: перекатывание друг другу в шеренгах, подбрасывание мяча вверх и ловля его. 1 Февраль
6 Освоение строевых упражнений, двигательные умения и навыки, общеразвивающие упражнения. Ходьба и медленный бег. 1 Март
7 Двигательные упражнения и навыки, медленный бег в сочетании с ходьбой. Построение по команде, перестроение в колонну по два, ритмическая ходьба парами с различным положением рук. 1 Март
8 Общеразвивающие упражнения. Подвижные игры. Упражнения на дыхание. 1 Март
9 Ходьба и медленный бег, двигательные умения и навыки. Упражнения на тренажерах. 1 Март
Итого: 1 «А», 1 «Б», 2 «А», 2 «Б», 2 «Г», 3 «А», 3 «Б», 3 «Г», 4 «А», 4 «Б»9 часов
IV четверть (8 занятий)
1 Двигательные умения и навыки, общеразвивающие упражнения. Ходьба с изменением направления по сигналу, дыхательные упражнения. 1 Апрель
2 Подвижные игры «Змейка», общеразвивающие упражнения. Умеренный бег в чередовании с ходьбой. 1 Апрель
3 Двигательные умения и навыки, общеразвивающие упражнения, коордиация движений. Ходьба, медленный бег, упражнения на дыхание. 1 Апрель
4 Двигательные умения и навыки, умеренный бег в чередовании с ходьбой. 1 Апрель
5 Двигательные умения и навыки, общеразвивающие упражнения. Профилактика плоскостопия. 1 Май
6 Строевые упражнения, двигательные умения и навыки. Ходьба с остановками и поворотами по сигналу, дыхательные упражнения. 1 Май
7 Общеразвивающие упражнения, профилактика нарушений осанки. 1 Май
8 Строевые упражнения, двигательные умения и навыки. Ходьба, медленный бег. 1 Май
Итого: 1 «А», 1 «Б», 2 «А», 2 «Б», 2 «Г», 3 «А», 3 «Б», 3 «Г», 4 «А», 4 «Б»8 часов
№ Класс Количество занятий на 2016-2017 учебный год
1 1 «А» 33
2 1 «Б» 33
3 1 «В» 66
4 1 «Г» 66
5 2 «А» 33
6 2 «Б» 33
7 2 «Г» 33
8 3 «А» 33
9 3 «Б» 33
10 3 «Г» 33
11 4 «А» 33
12 4 «Б» 33

2.1 Планируемые результаты освоения учащимися курса «Адаптивная физическая культура» в 1-4 классах.
Знать: форму одежды для занятий, правила поведения в спортивном зале, технику безопасности при пользовании спортивными снарядами и тренажёрами, для чего они применяются.
Уметь: ходить в колонне по одному на носках, пятках, внутренней и внешней стороне стопы, ходить с мешочком на голове, выполнять за учителем любые из упражнений, перечисленных в «Основной части» занятия, технически верно с небольшим (2-3 раза) количеством повторений, выполнять упражнения под музыку в определённом ритме, пользоваться тренажёрами под наблюдением учителя.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся 2 класса.
Знать: построение и равнение в шеренге, перестроение из одной шеренги в две, правила.
Уметь: технически верно 4-3 раз - повторить за учителем любое из упражнений (всех семи разделов) с наименьшей степенью сложности, грамотно пользоваться тренажёрами, самостоятельно выполнять разминку с гимнастической палкой по примеру ведущего, выполнять вис на средней высоте шведской стенки лицом к снаряду.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся 3класса.
Знать: что такое дыхательная пауза, как сочетать дыхание и движения.
Уметь: выполнять разновидности: висов на шведской стенке, упражнения - позы «Медвежонок», «Балерина».Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся 4 класса.
Знать: требования к занятиям на тренажёрах.
Уметь: пользоваться тренажёрами в полном объёме, выполнять упражнения -
позы «Аист», «Кошечка».
2.2 Спортивное оборудование
1.Стенка гимнастическая шведская
2.Скамейка гимнастическая
3.Стенка шведская с турниками
4.Стенка гимнастическая для лазания
5.Тренажер (гребля)
6.Тренажер мини-степпер
7. Велотренажер
8.Беговая дорожка механическая
9.Турник для силовых упражнений
10.Велоэллипсоид
11. Лабиринт
12.Лавка гимнастическая
13.Тренажер беговая дорожка
Спортивный инвентарь
1.Мат гимнастический
2.Гантели
3.Коврик ППЭ 16шт
4.Мяч баскетбольный
5.Мяч волейбольный
6.Мяч футбольный
7.Массажер для стоп
8.Обруч
Литература
1. Гербцова Г.И. Программа специальной (коррекционной) школы по лечебной физкультуре для детей с нарушением интеллекта I-IV классы «Азбука здоровья», С.-Пб., «Образование», 1994.
2. Зубков. А.Н. Йога-путь к здоровью. М. Сов. спорт, 1991.
3. Смоленский В.А., Ивлиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики. М. Просвещение, 1992.
4. Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д. Лечебная физическая культура в детском возрасте. – СПб,: Речь, 2007.