Программа летнего оздоровительного лагеря Город ОЛИМПИЙЦЕВ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ
ЛЫСКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
г. Лысково Нижегородской области
П Р О Г Р А М М А
летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
спортивно-оздоровительной смены
«Город ОЛИМПИЙЦЕВ»
Возраст участников: 7-12 лет
Срок реализации программы: лето 2014г. – лето 2015г.
Авторы:
Галанина Н. А. завуч по воспитательной работе,
Афёрова Л. А. учитель начальных классов,
Андронова Е. А. учитель начальных классов
Лысково
2014 г.
2. Информационная карта
1.Полное название программы Программа летнего оздоровительного
и профильного лагерей с дневным
пребыванием детей «Зажги свою звезду»
2. Автор программы
(творческая группа) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5 г. Лысково
Нижегородской области
3.Руководитель программы Директор школы
Турлаев Геннадий Иванович
4.Территория, представившая программу 606211 Нижегородская область
ул. Семёнычева, д.3
5.Название проводящей организации МБОУ СОШ №5 г. Лысково
6.Адрес организации 606211 Нижегородская область
ул. Семёнычева, д.3
7. Телефон (831) 49 53260
8. Форма проведения Сюжетно-ролевая игра в детском оздоровительном
лагере «Зажги свою звезду» с привлечением
профильных лагерей школы
«ШИК», «СКиФ», «Умники и умницы»
9. Цель программы Формирование среды, способствующей
развитию гуманистически-ориентированной
личности по отношению к обществу и себе. Создание
условий для оздоровления детей, сохранения и
укрепления их физического и психического
здоровья, развития творческого потенциала
каждого ребенка.
10.Специализация программы Комплексная авторская программа
летнего оздоровительного и профильного лагерей
с дневным пребыванием детей
11.Сроки проведения 1 этап - 01.03.-29.05.2014 года
2 этап - 01.04.-01.06.2014 года
3 этап – июнь 2014года
4 этап – июнь 2015года
12.Место проведения МБОУ СОШ №5 г. Лысково
13.Официальный язык программы Русский
14. Общее количество детей 140 человек
15.Общее количество участников программы 160 человек
16.География участников Дети 1 – 8 классов МОУ СОШ №5 г. Лысково, их родители, педагоги школы. Музей города, физкультурно – оздоровительный центр «Олимп», кинотеатр Дворца Культуры, городской парк, детская районная библиотека.
17.Условия участия в программе Добровольность, взаимопонимание, должностная субординация
18.Условия размещения участников 6 кабинетов, актовый зал, спортивный зал, пришкольная территория, медицинский кабинет, компьютерный класс, библиотека, кабинет музыки.
19. Краткое содержание программы Программа предназначена для детей 7–12 лет, основывается на сюжетно-ролевой игре «Спортландия» с привлечением профильных лагерей, трудовых бригад школы. Программа является комплексной, т. к. включает разноплановую деятельность, объединяя различные направления развития, оздоровления, отдыха и воспитания детей. Направлениями деятельности являются: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, трудовое воспитание
20.История осуществления программы Программа «Зажги свою звезду» реализуется с 2011 года, создана в рамках реализации проектной линии «Социальная позиция»
3. Пояснительная записка
К битвам спортивным все мы готовы.
Каждый уверен в силе своей.
И побеждает на финише снова
Дружба и сила команды моей.
Пусть мальчишки и девчонки,
Вся озорная детвора,
Сегодня скажут звонко-звонко:
«Добро пожаловать, Олимпийская игра!»
3.1. Направленность программы
Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей по своей направленности является социально-педагогической. Это комплексная программа разноплановой деятельности детей, которая объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях детского оздоровительного лагеря.
Деятельность по реализации целей и задач программы осуществляется по следующим направлениям:
спортивно-оздоровительное;
духовно-нравственное;
общеинтеллектуальное;
трудовое
3. 2. Педагогическая целесообразность, актуальность и новизна
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Зажги свою звезду» и профильные лагеря «ШИК», «СКиФ», «Умники и умницы» на базе МОУ СОШ №5 уже несколько лет подряд пользуется заслуженным авторитетом у родителей и у самих учащихся. Дети с удовольствием и радостью каждый год отдыхают в школьных лагерях.
Что же так привлекает родителей и учащихся? Почему возникает необходимость в организации и координации совместной деятельности лагерей и в разработке программы?
Результаты анкетирования родителей и учащихся показали, что:
дневная форма организации лагеря очень удобна, так как многие родители детей начальной школы еще не готовы отправить ребенка в загородный лагерь, оставив его без собственного контроля;
часть родителей не имеет возможности отправить ребенка в загородный лагерь или за город к родственникам;
родители очень довольны, что для детей организован четкий режим дня и хорошее питание, дети не предоставлены самим себе и не проводят много времени у телевизора и компьютера дома;
дети имеют возможность укрепить физическое здоровье, занимаясь утренней гимнастикой и посещая бассейн;
многим родителям не удается в течение учебного года посещать с ребенком центры культурного досуга, а в лагере для этого есть прекрасная возможность;
дети имеют возможность проявить свои способности в новых видах деятельности, приобрести навыки коммуникативного, интерактивного общения.
Лето для детей – это разрядка, накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время познания новых людей, а главное - самого себя.
Многие ребята, занимаясь в течение года в различных кружках и секциях, хотели бы продолжить эти занятия и летом, а также попробовать реализовать себя еще и в чем-то другом. Детям не хочется расставаться со своими друзьями. Им нравится общаться с детьми и взрослыми, делясь своими радостями и интересами.
Программа лагеря «Спортландия» опирается на запросы и потребности детей и родителей. Изучая содержательную сторону интересов сторон, мы выявили актуальность сохранения физического и психического здоровья детей. Дети хотят научиться плавать, ловко бросать мяч, играть в футбол, разучить другие спортивные игры.
Ребята проявляют большой интерес к прикладному и художественному творчеству – хотят научиться мастерить, петь, рисовать, что-то придумывать, изобретать и демонстрировать всем свои умения и навыки. В программе смены ребенок получает возможность не зависеть от стереотипного мнения и показать себя в новой роли, проявить свои невостребованные ранее способности.
Большое значение родители и педагоги уделяют воспитанию чувства патриотизма, гордости за свою страну, здоровому образу жизни, гордятся спортивными успехами соотечественников на Зимних олимпийских и параолимпийских играх.
Программа «Спортландия» реализуется через студийную деятельность и КТД профильных лагерей «ШИК», «СКИФ», «Умники и Умницы». Поэтому большое внимание в программе уделяется работе творческих объединений, где занятия строятся с учетом дифференцированного подхода к участникам, имеющим разный уровень подготовки. Ребенок сам выбирает творческое объединение, приобретая опыт самоопределения. Дети из профильных лагерей занимаются экологической, научно-исследовательской работой, создавая проекты и делясь знаниями по ИКТ и опытом с младшими ребятами.
Что сделать педагогам, чтоб потенциал летнего оздоровительного лагеря использовался с максимальной силой, был направлен на укрепление здоровья, физических и психических сил ребёнка, обогатил знаниями, положительными эмоциями и яркими впечатлениями?
Как создать временный коллектив, в котором смогут реализоваться интересы каждого участника, где будет удовлетворена потребность ребёнка в самосовершенствовании, саморазвитии и самоутверждении?
Одной из возможностей объединения детей и взрослых в союз единомышленников является игра, игра как важнейший компонент технологии воспитания, создающая предпосылки к совместному стремлению воспитателя и воспитанника - достигнуть общую цель.
Ролевая игра становится ядром лагерной смены, подчиняя своему сюжету любую деятельность детей в лагере: массовые праздники, соуправление, режимные моменты.
Педагогический коллектив заботится о продуктивном времени занятий в отряде, заботится о том, чтобы каждый ребенок увлекся делом по душе, смог проявить себя, чтобы каждый день в лагере был прожит им с радостью.
В конце смены все участники программы продемонстрируют свои достижения, как личного плана, так и в коллективе. Это позволит детям радоваться своим успехам и достижениям друзей, поднять уровень самооценки, развивать такое качество как субъектность.
*** Вопрос о приобщении подрастающего поколения к здоровому образу жизни всегда был актуальным, но в последнее время он стоит особенно остро. Число детей с различными заболеваниями ежегодно увеличивается. В том числе табакокурение, употребление алкогольных напитков, наркотиков также способствует снижению уровня здоровья среди школьников.
К сожалению, дети не всегда думают о своём здоровье. Мы, взрослые, обязаны помочь ребёнку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день – праздник», - гласит восточная мудрость.
Всестороннее развитие, спорт, здоровый образ жизни, правильно сбалансированное питание, дух творчества, активная жизненная позиция должны стать нормой для каждого ребёнка в нашей стране. Эти первоочередные и основополагающие составляющие должны быть в полной мере реализованы в условиях сравнительно краткосрочного пребывания ребёнка в лагере, когда после напряженного учебного года необходимо восстановиться, набраться новых сил, а заодно научиться чему-то новому и интересному.
Как организовать жизнь в лагере, чтобы она помогла каждому ребенку в оздоровлении, развитии и при этом учесть особенности летнего каникулярного времени, интенсивность жизнедеятельности, возраст детей, временный характер объединений? Как сделать так, чтобы время отдыха запомнилось нашим детям весельем и радостью? На эти вопросы мы искали ответы, проектируя и организуя лагерную смену.
Актуальным вопросом всей страны является подготовка России к предстоящим Олимпийским играм в городе Сочи в 2014 году. Дети хотят быть участниками в подготовке к предстоящей Олимпиаде, чувствовать себя причастными к общему делу, информированными, должны гордиться спортивными рекордами и поддерживать традиции и успехи нашего спорта, быть успешными и здоровыми, ведь здоровые дети – это здоровое будущее страны!
Спортивно-оздоровительная смена объединяет детей далеких от спорта и ребят, занимающихся в спортивных секция ДЮСШ и ФОКа Лысковского района. Для первых это послужит примером и разогреет желание заняться спортом в дальнейшем, для других пребывание в лагере обусловлено необходимостью:
продолжения учебно-тренировочного процесса в условиях спортивно-оздоровительного лагеря;
создание единого коллектива детей и педагогов;
повышения спортивного мастерства воспитанников;
апробирование новых форм работы.
Воспитатели отмечают большую роль летнего оздоровления для спортивных результатов в следующем учебном году. Так как участниками смены являются дети 7-12 лет, возникла идея организовать работу в лагере с элементами сюжетно-ролевой игры.
Действие происходит в Олимпийской деревне «Спортландия», куда «съедутся» спортсмены–олимпийцы на Олимпийские игры. После торжественного театрализованного Открытия они будут участвовать в играх, конкурсах, соревнованиях, узнают новое, сделают для себя открытия, отдохнут, понесут добро окружающим. В Олимпийской деревне встречаются 6 команд, поэтому присутствует здоровый дух соперничества.
У подножия горы Зевс рассыпал разноцветные камушки, на которых написаны конкретные буквы. В конце смены из них должен сложиться общий девиз лагеря. Получить и повесить эту букву имеет право отряд – победитель.
Честная справедливая борьба выявит победителей и в личном первенстве также по результатам игр, конкурсов, соревнований, по активному участию в жизни лагеря. Успехи, рекорды отслеживаются:
- по личному Дневнику олимпийца, куда заносится медаль «Здоровячок», которая вручается за победу и активное участие синего цвета – спорт, зелёного цвета – активное участие в трудовых и экологических делах, красного цвета – лидер дня, жёлтого – духовно-нравственное;
- по экранам соревнований в отрядных уголках.
Оправдали себя другие виды поощрений, сложившиеся в лагере: устная благодарность на ежедневных линейках и сборах Олимпийской деревни; угощение (сладкий приз); аплодисменты, скандирование имени победителя; дипломы, грамоты, сувениры, венок победителя; пьедестал почёта; размещение фото победителей на Аллее героев спорта; предоставление победителю особых прав и привилегий: поднятие флага; письменная благодарность ребенку и благодарственное письмо родителям по окончании смены особо отличившимся детям.
Общее оформление лагеря - план - макет Олимпийской деревни с постоянной и сменной информацией.
Ожидаемые результаты и способы
оценки результативности реализации программы:
Ожидаемые результаты
(что ожидают взрослые) Способы и методы оценки и инструменты отслеживания
Активное участие детей в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях Экран соревнований (отрядный), личный дневник олимпийца, грамоты, наблюдения, сравнительное анкетирование (в начале и по окончании смены)
Вовлечение воспитанников в мероприятия физкультурной и спортивно-массовой направленности через разнообразные виды деятельности Экран соревнований (отрядный), грамоты и дипломы, наблюдения, анкетирование, письменные и устные отзывы детей, конкурс рисунков по окончании мероприятий, фотографии.
Участие детей в оформлении, распространении материалов по пропаганде ЗОЖ и профилактике вредных привычек Конкурсы творческих работ, устные и письменные отзывы участников творческих работ.
Создание Копилки Полезных Дел с методическими разработками по организации досуга и отдыха в конце смены Копилка Полезных Дел «Береги здоровье смолоду».
Улучшение антропометрических данных (рост, вес) Сравнительные результаты контрольного взвешивания
детей в начале и в конце смены
Эмоциональное благополучие воспитанников Экраны настроения (общелагерный,
отрядные), анкетирование, наблюдения, беседы с родителями
Социальный эффект смены.
Социальным эффектом смены будет результат, при котором каждый ребёнок:
приобретёт новые навыки, умения;
сможет проявить свои способности, умения;
у ребёнка появится желание поделиться знаниями, умениями;
почувствует на себе доброе отношение окружающих;
понесёт дарить тепло тому, кто рядом.
Стержневое направление деятельности – стимулирование здорового образа жизни детей, но программа предусматривает деятельность и развитие ребенка в разных направлениях: знакомимся с историей Олимпийских игр – познаем новое; проводим тематические Дни «Я могу сказать НЕТ!», День Воды, в том числе и познавательное, и экологическое, и эстетическое направления деятельности.
Ежедневно в лагере предусмотрены различные виды деятельности:
Спортивный час включает в себя ежедневные мероприятия физкультурного и спортивно-массового характера: соревнования, эстафеты, спортивные конкурсы, спортивные праздники, в которых дети участвуют с большим удовольствием;
На занятиях Академии Здоровья олимпийцы раскрывают секреты здоровья, сами учатся пропагандировать здоровый образ жизни и занимаются профилактикой вредных привычек в лагере.
Час Игры по планам воспитателей включает игры разные: подвижные и спокойные, игры разных народов, словарные, интеллектуальные, дидактические, настольные;
Участие в управлении лагерем – общее обсуждение вопросов жизни лагеря, участие каждого олимпийца в процессе, участие в выборах актива, Президента дают воспитанникам первоначальные знания по самоуправлению.
Планированием предусмотрено проведение тематических дней: День Воды, День Здоровья, «Щи да каша – пища наша или Золотые правила питания» и другие.
Олимпийцев ожидают два главных события – «По велению Зевса»- торжественное открытие Олимпийских игр и «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена!» - праздник закрытия Олимпийских игр с торжественным шествием, награждением олимпийцев.
Участниками программы будут ребята 7-15 лет – от 30 человек. Продолжительность смены - 21 день.
Факторы риска
В лагере предусмотрены, и имеются все возможности изменять внутреннее содержание при сохранении заявленных целей и задач, оригинальной идеи программы:
риски Пути их решения
плохие природные условия Корректировка план (план №2)
Болезнь воспитателя предусмотрен механизм кадровой замены воспитателей - тренеров и педагогов дополнительного образования другими педагогами лагеря
3.3. Отличительная особенность программы
Анализ деятельности лагерей за последние два года выявил потребность координации совместной деятельности лагерей, что в итоге и привело к созданию программы, которая включает совместные мероприятия с профильными лагерями, не только по географии участников, но и по совместной деятельности реализации направлений программы.
3.4. Адресность программы
Основной состав участников программы – учащиеся в возрасте 7-12лет.
При комплектовании численного состава лагеря особое внимание уделялось детям из малообеспеченных, неполных семей, опекаемым детям. А также детям из семей, испытывающих временные материальные трудности.
3.5. Сроки реализации программы
1 этап - 01.03.-30.05.2014 года
2 этап - 01.04.-30.05.2014 года
3 этап – июнь 2014 года
4 этап – июнь 2015 год
3.6. Этапы реализации
№ Название этапа Сроки
1. Проектирование март, апрель, май 2014 г.
2. Организационно-подготовительный апрель-май , 2014 г., 2015 г.
3. Организационно-деятельностный начало июня
4. Игровой середина июня
5. Итоговый конец июня
6. Аналитико-прогностический июль – сентябрь 2014 г., 2015 г.
3.7.Цель и задачи программы
Настоящая программа «Спортландия» спортивно - оздоровительного направления призвана обеспечить условия для отдыха учащихся и укрепления их здоровья через спортивную, профилактическую, другие разнообразные виды деятельности.
Цель программы: Формирование среды, способствующей развитию гуманистически-ориентированной личности по отношению к обществу и себе. Создание условий для оздоровления детей, сохранения и укрепления их физического и психического здоровья через спортивно-массовую и профилактическую деятельность, развития творческого потенциала каждого ребенка.
Задачи, которые нужно решить для реализации поставленной цели:
сформировать устойчивый интерес к занятиям физкультурой и спортом - добиваться активного участия детей в физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях;
содействовать развитию у детей стремления к сохранению здорового образа жизни путем популяризации двигательной активности через различные формы работы;
воспитать ответственность за сохранение собственного здоровья;
систематизировать и закрепить знания по вопросам здоровьесбережения.
Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей.
Создать среду для раскрытия и развития творческих и интеллектуальных способностей ребенка посредством игровой деятельности.
Формировать навыки коммуникативной культуры ребенка.
Прививать учащимся навыки нормативно-эстетического восприятия окружающего мира;
5. Способствовать формированию позиции к духовному развитию, реализации потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм.
4.Концептуальные основы
Установка на всестороннее развитие личности предполагает непрерывную работу, направленную на овладение детьми основ физической культуры и здоровьесбережения не только в режиме учебного года, но и в период летних каникул.
В имеющихся исследованиях по данной проблеме - Ю. Н. Григоренко, Ю.П.Кудинова, Я. Г. Пленнер говорится, что в условиях летнего оздоровительного лагеря для работы, направленной на овладение школьниками основами физической культуры необходимо решение следующих задач:
укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;
совершенствование приобретенных и обучение новым жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
развитие двигательных способностей и функциональных возможностей детей;
возрастные особенности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств личности.
Одной из важнейших задач осуществления воспитательной работы в лагере с круглосуточной формой пребывания является организация двигательной активности детей, обеспечивающей им активный отдых и удовлетворяющий их естественную потребность в движениях.
Организация двигательной активности детей в лагере требует педагогически и методически обоснованного подхода, учитывающего возрастные особенности детей, состояние их физического здоровья, возможности образовательного учреждения для проведения спортивно-оздоровительных мероприятий, распределение продолжительности двигательной нагрузки в течение дня, недели.
Основные виды физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме работы детского оздоровительного лагеря с круглосуточным пребыванием, по продолжительности, формам и содержанию могут быть распределены на следующие группы:
утренняя гимнастика;
игровые физические упражнения, подвижные игры и эстафеты;
массовые спортивно-оздоровительные мероприятия.
Общей особенностью этих мероприятий и важнейшими условиями их проведения являются: отсутствие принуждения, преимущественно игровая направленность, свобода выбора места и времени проведения.
При проведении физических упражнений, подвижных и спортивных игр педагоги придерживаются метода постепенного повышения физической нагрузки и снижения ее в конце занятий.
Коллектив лагеря придерживается точки зрения методистов, которые в своих рекомендациях советуют при планировании содержания мероприятий избегать напряженных соревнований, требующих повышенной нагрузки и продолжительности. В лагере их надо проводить по облегченной форме, с тем, чтобы привлечь к участию всех школьников, заинтересовать их и увлечь. Учащиеся, временно освобожденные врачом от занятий физической культурой, должны находиться на местах проведения мероприятий и оказывать посильную помощь педагогам, участвуя в общем процессе жизнедеятельности.
Программа летнего оздоровительного лагеря «Город ОЛИМПИЙЦЕВ» опирается на следующие принципы:
1.Принцип деятельностного подхода предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
2.Принцип внимательного отношения к успехам каждого ребенка предполагает создание для каждого ребенка ситуации успеха: за победы в конкурсах, состязаниях, играх, за достижения и успехи дети отмечаются (награждаются) на отрядном и общелагерном уровнях.
3.Принцип здоровьесбережения.
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые определяют специфику её работы:
Временный характер детского объединения.
Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». Участвуя в жизни лагеря, воспитанники получают, например, первоначальные знания по гражданскому избирательному праву. В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий: продолжат работу творческие кружки и спортивные секции, действующие в течение учебного года.
Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата.
Изменение позиции ребёнка – разрушение прежнего стереотипа поведения по отношению к своему здоровью.
Природно-климатическая база – природное окружение, чистый воздух является важной составляющей успеха лагеря. Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
Здоровьесберегающие технологии - закаливание, подвижные игры на свежем воздухе.
Программа «Зажги свою звезду» руководствуется следующими принципами личностно – ориентированного подхода в педагогической деятельности:
Гуманизация воспитания
Гуманное отношение к личности ребенка, уважение его прав, свобод, предъявление детям посильных и разумно сформулированных требований, уважение к позиции воспитанника, ненасильственное формирование требуемых качеств.
Самоактуализация. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление ребенка к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
Принцип индивидуальности. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка и взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ребенок жил, воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал полномочиями в выборе содержания, форм и способов жизнедеятельности в лагере.
Принцип творчества и успеха индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности ребенка и группы. Благодаря творчеству, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. достижение успеха способствует формированию положительной Я – концепции личности воспитанника.
Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации.
Единство воспитательных воздействий
Принцип координации усилий школы, семьи и предъявления воспитанникам согласованных требований.
Толерантность
Признание, принятие, понимание людей-носителей других культур. Метод создания ситуации успеха – важнейшее средство личностно-ориентированной педагогической деятельности.
Основная идея работы лагеря находится в тесной взаимосвязи с программой развития школы «Социально-ориентированная школа», поэтому девиз школы стал и девизом работы лагеря: «Успешен тот, кто верит в свой успех!», что свидетельствует о преемственности учебно-воспитательного процесса в летний период.
Технологическая составляющая личностно-ориентированного подхода:
Диалогичность
Деятельностно – творческий характер
Направленность на поддержку индивидуального развития ребенка
Предоставление ребенку необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, творчества.
Построение дружеских отношений, объединяющих детей и взрослых в лагере строится на следующих качествах:
Самостоятельность
Не надо думать и делать за ребят. Пусть думают, выбирают и придумывают сами. Самостоятельность – это доверие.
Творчество
Каждое дело по-новому, с выдумкой, личной и коллективной инициативой.
Коллективизм
Любое дело надо придумывать для всех и для каждого. Это когда у всех общие интересы, когда друг без друга скучно.
Польза
Себе, отряду, людям, стране. Выбирайте дела на пользу всем.
Нормативно-правовое обеспечение программы
При разработке данной программы авторы опирались на следующую нормативно- правовую базу:
-Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.;
-Федеральный закон от 2.07.1998 г. № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (последние изменения от 17.12.2009г. № 326 – ФЗ);
- Конституция РФ;
-Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.98 № 124-Ф3;
- Федеральный закон «Об образовании РФ»;
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации"
- Постановление Правительства Нижегородской области от 25 марта 2009 г. n 149
«Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Нижегородской области»
- Областная целевая программа "Развитие системы отдыха и оздоровления детей и
молодежи Нижегородской области на 2012-2014 годы" от 30 ноября 2011 года
-Типовое положение о детском оздоровительном лагере (письмо Минздравсоцразвития РФ от 15.04.2011г. №18-2/10/1-2188);
- Письмо департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России от 31.03.2011 № 06-614 «Рекомендации по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков»;
- Письмо Минобрнауки России от 14.04.2011г. № МД-463/06 «Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей»;
- Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по информированию органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и населения о санитарно – эпидемиологической обстановке и принимаемых мерах по обеспечению санитарно – эпидемиологического благополучия населения (утверждён Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19.10.2007 г. №656);
- Приказ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 18.06.2003г. № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03) (утв. Приказом Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003г. №313);
- Методические рекомендации по обеспечению санитарно–эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом (утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ, Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения РФ от 29.09.2006г.;
-Положение об особенностях режима рабочего времени и времени педагогических и других работников образовательных учреждений (утв. Приказом Минобрнауки России от 27.03.2006г. №69);
- Письмо Минобрнауки РФ № 06- 1844 от 11.12.2006 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Постановление Правительства Нижегородской области от 25.03.2009 г. № 149 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Нижегородской области», от 31.12.2010 г .№ 72, от 03.02.2012 № 53 «О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 25 марта 2009 года № 149»;
Положение об областном смотре–конкурсе «Лучший лагерь Нижегородской области» (утв. Постановлением Правительства Нижегородской области от 25.03.2009г. № 149 (в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 3.02.2012г.№53);
-Локальные акты лагеря.
6. Содержание программы
На время смены все участники программы «Зажги свою звезду» становятся космонавтами - членами экипажа космического корабля и гостями, прилетевшими из Галактики «ШИК», «СКИФ», «Умники и умницы», которые путешествуют по планетам и исследуют их. Модель космического путешествия отражает направления деятельности лагеря (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, трудовое), жизнедеятельность каждого экипажа, итоги работы, название и время работы творческих объединений.
Спортивно-оздоровительное направление.
Формирование потребности здорового образа жизни.
Спортивно-оздоровительному направлению в лагере уделяется особое внимание, так как в каникулы важное значение имеет оздоровление детей. В течение смены в лагере организовано много спортивных и оздоровительных мероприятий: ежедневная зарядка, экскурсии в парк, турниры, спартакиады, прогулки на воздухе, подвижные игры, посещение ФОК «Олимп».
Духовно-нравственное направление.
Становление нравственной, духовной, творческой личности, воспитание ценностного отношения к искусству, развитие умения видеть и ценить прекрасное, развитие коммуникативной культуры учащихся. В этом направлении в лагере ведется большая работа: экскурсии в музей города, ролевые игры, викторины, посещение театра кукол ( г. Нижний Новгород), библиотеки.
Общеинтеллектуальное направление.
В лагере созданы творческие объединения, направленные на повышение интеллектуального уровня ребенка: «Очевидное-невероятное», «Космические легенды», проводятся интеллектуальные викторины и игры. Предусмотрены и запланированы совместные мероприятия с профильными лагерями, в том числе исследовательского и проектного характера; правозащитные практикумы, работа с источниками и литературой. Создаётся информационное обеспечение проекта, компьютерные презентации, творческие работы (СКиФ, ШИК). Создаются компьютерные вернисажи, слайд-шоу, коллажи.
Решаются нестандартные задачи (Умники и умницы). Проводятся психологические тренинги.
Трудовое направление пронизывает всю жизнь лагеря: это и трудовые десанты на пришкольном участке, дежурства по столовой, наведения порядка в спальных комнатах, знакомство с профессиями. Беседы о профессиях: «Профессии, связанные с графикой» (СКиФ).
Пути реализации
направления Формы и методы реализации Мероприятия Ожидаемый результат
Спортивно-оздоровительное направление.
1.Привлечение детей к здоровому образу жизни, формирование полезных навыков и привычек.
2.Профилактика
3.Система поощрений. Оздоровление детей при проведении утренней гимнастики, занятий спортом, подвижных игр, при соблюдении режима дня, здоровое питание.
Изучение правил безопасного поведения в обществе, способов предупреждения травматизма.
Почётные грамоты и другие формы поощрений за победу в соревнованиях
1.Утренняя гимнастика
2.Посещение ФОКа
3.Отрядная спартакиада
4.Спортивный турнир «Самый ловкий»
5.Игра «12 записок»
6.«Веселые старты»
1.Диспут «Как уберечь себя от опасностей»
2. Медосмотры (2)
3. Круглый стол «Компьютер-друг или враг?» («СКиФ»)
4. «Поговорим о спорте» сообщения детей о разных видах спорта. Улучшение физической формы детей, улучшение настроения. Внедрение принципа соревнования, как мотивации личного развития.
Установка на здоровый и активный образ жизни.
Увеличение количества ребят, желающих заниматься спортом (в течение смены и по окончанию работы лагеря)
Духовно-нравственное
направление.
Создание условий для воспитания культуры поведения ребенка, чувства прекрасного. Викторины, творческие конкурсы, коммуникативные игры, праздники, конкурс чтецов.
1.Праздник «Здравствуй, лето!»
2. День памяти А. С. Пушкина (выступление театра кукол)
4.Праздник, посвященный Дню России «Межпланетный фестиваль»
5.Закрытие лагерной смены «Парад планет».
7.Посещение детской библиотеки.
8. «Дорога к храму» (экскурсия по старому городу)
9.Конкурс рисунков на асфальте.
10.Работа творческого объединения «Музыкальный калейдоскоп». Положительная динамика в воспитании духовно-нравственного человека.
Общеинтеллектуальное направление.
Создание условий для повышения интеллектуального потенциала ребенка. Интеллектуальные игры, создание совместных презентаций, брейн-ринги, конкурсы, выставки, совместная деятельность с профильным лагерем (Умники и умницы» 1.Интеллектуальная игра «5 на 5».
2.Интеллектуальная олимпиада «Эрудит».
3.Викторина на тему «Космос» («Умники и умницы)
4.Творческое объединение «Очевидное – невероятное», «Космические легенды».
Повышение мотивации к изучению наук,
познавательного интереса детей.
Трудовое направление.
Создание условий для повышения мотивации к трудовой деятельности и профориентация. Трудовые десанты, социальные проект по благоустройству территории памятника Юрия Гагарина («Мы помним подвиг космонавта») выставки творческих работ, работа творческих объединений. 1.Творческое объединение «Юный конструктор», «Звёздная акварель».
2.Трудовой десант «Зелёная планета».
3. Выставка творческих работ «Космос».
4.Дежурство по столовой и спальной комнате.
5. «Добрые дела вместе с друзьями» (эколого-трудовая акция вместе с профильным лагерем «ШИК») Повышение мотивации к труду и уважения к различным профессиям, патриотическое становление детей.
Содержание деятельности и механизм реализации программы
С первых дней пребывания в лагере ребёнок включается в деятельность, модель которой поддерживается педагогическим коллективом на протяжении смены. Лагерь представляет из себя Город Олимпийцев, в котором живут 2 команды олимпийцев, которые «прибыли» на Олимпийские игры.
Погружение в сюжет происходит через:
театрализованное представление (открытие смены связано с появлением Зевса – покровителя Олимпийских игр в древности). Все мероприятия поддерживают главную сюжетную линию – участие в Олимпийских играх;
язык со специальной спортивной терминологией;
командное и общелагерное оформление.
Каждый олимпиец входит в сборную команду. Во главе спортивных команд стоят Капитаны. Капитаны организуют жизнь в команде, несут ответственность за команду, доводят до команды ежедневные задания. Капитаны команд избираются на отрядном сборе.
Капитаны входят в городской Олимпийской Комитет (гОК), возглавляемый Президентом (координатор старшая вожатая). гОК решает следующие вопросы: планирование на день, подведение итогов дня, недели и смены. «Летучка» (заседание) гОКа проходит ежедневно в вечернее время.
Президент гОКа избирается всеобщим голосованием на выборах (допускается, что это может быть старший участник). Президент принимает решение Открытия и Закрытия Олимпийских игр, утверждает важные решения гОКа.
За успехи, удачные творческие находки, победы, рекорды Олимпийский комитет присуждает победителям награды.
Команде, завоевавшей наибольшее количество наград (бонусов), предоставляется права преимущества поднять флаг.
Ежедневно право поднять или опустить лагерный флаг предоставляется олимпийцу, набравшему наибольшее количество Здоровячков за день.
Малая судейская коллегия (физруки отрядов) отвечают за проведение зарядки, спортивных игр в отрядах
При гОКе действует допинг–комиссия, которая следит за порядком в лагере. За нарушение режима, несоблюдение дисциплины, нарушение правил чистоты и гигиены допинг - комиссия может лишить спортсменов бонусов – «Здоровячков». Допинг–комиссия назначается штабом и утверждается Президентом. В допинг–комиссию входит взрослый участник.
Высший орган соуправления - Слет олимпийцев (собирается 2 раза за смену, в начале и в конце).
Взрослые, педагоги лагеря, выполняют координирующую работу, выступают в роли советчиков и консультантов и носят название тренеров.
Ежедневно в соответствии с режимом дня проводится утренняя линейка, на которой олимпийцы получают информацию по планированию, чествуют победителей дня.
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
1.Организационный модуль.
Включает всю подготовительную работу к началу лагерной смены, взаимодействие с партнёрами.
2.Спортивно – оздоровительный модуль.
Формы работы:
«Спортивный час»;
утренняя зарядка;
закаливание;
встречи с медицинским работником;
влажная уборка, проветривание;
организация питания воспитанников;
спортивные мероприятия, праздники;
экскурсии;
подвижные игры.
3. Профилактический модуль
Формы работы:
«Академия Здоровья»
беседы о вредных привычках;
пропаганда ЗОЖ;
закаливание;
встречи с медицинским работником;
влажная уборка, проветривание;
организация питания воспитанников;
профилактические мероприятия
4.Творческий модуль
Формы работы:
коллективно-творческая деятельность;
участие в мероприятиях;
конкурсы;
концерты;
викторины.
5.Социально-психологический модуль
Формы работы:
работа педагогов;
анкетирование;
индивидуальные беседы;
групповая работа;
«Станции досуга» – творческие объединения
Станция спортивной и физической подготовки «Космик и Компания»
«Космические легенды»
«Очевидное – невероятное»
«Космический конструктор»
«Театральный калейдоскоп»
«Звёздная акварель»
Профильные лагеря МБОУ СОШ №5
«ШИК» - (географы, экологи, биологи)
«СКиФ» – (информатика и ИКТ)
7. Механизм реализации программы
7.1 Этапы реализации программы
1 этап - Проектирование(март, апрель, май 2011 г.)
№ Мероприятие Сроки Ответственный
1. Анализ анкет родителей,
детей, педагогов Март Ст. воспитатель
2. Разработка проекта программы
«Зажги свою звезду»,
подбор литературы Март, апрель Ст. воспитатель,
начальник лагеря
3. Разработка идеи и логики
развития игровой деятельности Апрель Ст. воспитатель,
начальник лагеря,
педагоги
4. Реклама лагеря Апрель Ст. воспитатель,
начальник лагеря,
педагоги
5. Подбор кадров Апрель Начальник лагеря
6. Разработка оформления лагеря Апрель, май Ст. воспитатель
2 этап – Организационно-подготовительный (апрель, май 2011, 2012 г.)
№ Цель Действия Сроки Ответственный
Работа с детьми 1. Комплектование лагерной смены: привлечь в лагерь нужное количество детей. Знакомство с программой лагеря, беседы. Апрель Нач. лагеря, зам. дир. по ВР, психолог
2. Сбор информации о потребностях и интересах ребенка Анализ анкет детей, родителей, педагогов Апрель, май Нач. лагеря, зам. дир. по ВР, психолог
3. Выявление уровня знаний о космосе Доработка программы «Зажги свою звезду», подбор литературы, опрос, индивидуальные беседы В течение года Классные руководители
Работа с педагогами 4. Комплектование штата сотрудников. Подготовка нормативно-правовых документов, формирование пед. коллектива лагеря, проведение педагогического совета лагеря, тренинговые занятия В течение года, апрель Нач. лагеря, зам. дир. по ВР, ст. воспитатель
5. Заключение договоров Заключение договора с ФОКом «Олимп», заключение договора со школьной столовой Апрель, май Нач. лагеря
6. Оформление лагеря Разработка дополнительных эскизов для оформления лагеря Апрель - май Ст. воспитатель
Работа с родителями 7. Информирование родителей о формах досуга в лагере, способствующих всестороннему развитию детей Лекции, анкетирование, родительское собрание Апрель, май Нач. лагеря, ст. воспитатель, психолог, кл. руководители
3 этап - Организационно-деятельностный – 2 июня 2011года, 4 июня 2012 года
Деятельность педагогов:
Проведение диагностической работы по определению коммуникативных навыков, лидерского и творческого потенциала участников программы.
Знакомство с режимными моментами, принятие правил совместной жизни на уровне отряда.
Изготовление костюмов, атрибутики и символики смены.
Анализ проводимых мероприятий.
Деятельность детей:
Знакомство с идеей игры.
Оформление отрядных уголков, рубрик лагеря, название отрядов.
Определение позиции и перспектив деятельности участников игры.
4 этап – Игровой – 2 – 22 июня 2011 года, 4 – 22 июня 2012 года.
1.Погружение в сюжет происходит через:
Театрализованное представление (открытие смены – старт путешествия, праздничное шоу, презентация межорбитальных станций, виртуальное космическое путешествие);
Оформление общелагерных стендов:
Модель космического путешествия;
Звездопад желаний;
Космические новости (Информационная газета);
Телескоп (фотостенд),
Мы - земляне (уголок патриотического воспитания);
Уголок безопасности;
Здоровейск – уголок здорового образа жизни;
Сменная выставка «Все работы хороши!»;
Словарь космического путешествия;
Работа межорбитальных станций. Сотрудник межорбитальной станции (педагог дополнительного образования) организует работу так, чтобы каждый участник программы приобрёл новые умения и навыки. Достижения каждого вносят вклад в достижения экипажа.
Для данной программы важно проявления каждого участника, раскрытие его творческого потенциала, логика развития игрового сюжета строится на основе логики вхождения ребёнка в программу:
Первый уровень – знакомство в рамках малой общности (экипажа),
Второй уровень – комбинация коллективной и индивидуальной деятельности,
Третий уровень – представление проявленных способностей ребёнка широкой аудитории.
Старшие участники программы, выступают гостями из галактик «ШИК», «Умники и умницы», «СКиФ» которые по игровому сюжету помогают детям-космонавтам в космическое путешествие двигаться к Параду планет.
7.2.Этапы развития игрового сюжета
(план-сетка)
7.3. Взаимодействие с социальными партнерами
ФОК
«Олимп»
Городской парк
Школа №5
Краеведческий
музей
Детская библиотека
Дворец
Культуры
ДЮСШ
7.4. Деятельность соуправления
7.5. Личный рост пилота экипажа
Дети, участники программы, в начале смены заводят личный паспорт пилота. В паспорте инструктор ставит отметку (звездочку) о личном вкладе пилота в достижении той или иной цели.
Звездочка – отметка определенного цвета, показывает направление деятельности, в которой пилот принимал участие. По числу накопленных звездочек можно отследить, какая деятельность была для участника программы наиболее интересна. Паспорт инструктора хранится в штабе экипажа.
Условное обозначение направлений деятельности:
Синяя звездочка – спортивно – оздоровительное направление.
Красная звездочка – общеинтеллектуальное направление.
Желтая звездочка – духовно-нравственное направление.
Зелёная звёздочка – трудовое направление.
В течение смены, по числу накопленных звездочек, пилот имеет право получить награды – Звезды первой величины. Решение о вручении Звезд принимается на Сборе Космонавтов. Обладатели Звезд заносятся в «Книгу почетных жителей Космического городка».
Янтарная звезда – вручается за 12 звездочек.
Малахитовая звезда – вручается за 24 звездочки
Рубиновая звезда – за 36 звездочек
В конце смены на Параде планет каждого участника космического путешествия ждет награда.
Достижения экипажа (отряда)
Результативность деятельности экипажа во время космического путешествия отслеживается на модели путешествия. Каждый экипаж собирает своё созвездие из звёзд. Звёзды выдаются за участие в мероприятии всему экипажу.
7.6. Структура взаимодействия по реализации программы
Педагогический совет
Директор
школы
Совет
школы
Заместитель
директора по ВР
Мед.
персонал
Столовая
Психолог
АХЧ
Начальник
лагеря
Совет
космонавтов
Советы творчества и блюстителей порядка.
Воспитатели
Руководи-
тели твор.
объединений
Вожатые
Космонавты (дети)
Общий слёт
7.7. Режим осуществления программы
08. 00 – 08.30 – Добро пожаловать в Космический городок! (сбор детей)
08.30 - 8.45 – На зарядку становись! (утренняя зарядка)
08.45 – 09.00 – Сбор пилотов на утренней линейке
09.00 – 09.30 – Завтрак
09.30 – 13.00 – Мероприятия в Космическом городке
13.00 – 13.30 – Обед
13.30 – 15.00 – Тихий час
15.20 – 15.40 – Полдник
15.40 – 16.00 – Линейка
16.00 – До свидания! До новых встреч!
7.8. Психологическое сопровождение программы «Зажги свою звезду».
Основными психологическими условиями взаимодействия субъектов образования в летнем лагере являются:
а)максимальная реализация в работе с воспитанниками лагеря возможностей,
резервов каждого возраста;
б) развитие индивидуальных способностей школьников - интересов склонностей, способностей, самосознания;
в)создание благоприятного для развития ребенка психологического
климата, который определяется прежде всего организацией продуктивного общения учащихся со взрослыми и сверстниками.
С целью реализации творческого потенциала воспитанников лагеря введена система кружковой работы, призванной создать благоприятные условия для раскрытия разнообразных способностей каждого ребенка.
Осознанию своих возможностей и склонностей, выявлению внутренних резервов личности способствует курс психологического тренинга - «Я - это я!».
Поскольку основной целью летнего лагеря является оздоровление детей, то предполагается рассматривать несколько аспектов здоровья:
- физический,
- психологический,
- интеллектуальный.
- социальный.
В зависимости от рассматривания каждого аспекта здоровья, педагогический коллектив лагеря ставит перед собой следующие задачи:
Физический аспект: «Укрепление здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий (закаливание, обливание, воздушные ванны, проведение аэробики, походы, экскурсии), организация правильного питания, питьевого режима.
Психологический аспект: 1. Создать благоприятные психологические и
педагогические условия для индивидуализации
каждого ребенка.
2.Помочь детям в самораскрытии, в самоанализе и
позитивном самопринятии.
3.Способствовать раскрытию творческих способностей
личности.
Интеллектуальный аспект: «Создать условия для интеллектуального роста детей,
помочь им в передаче приобретенных знаний,
навыков сверстникам для реализации творческого
потенциала каждого участника смены».
Социальный аспект : 1. Способствовать созданию эффективной ненасильственной
коммуникации в микрогруппах по интересам в отряде со
сверстниками.
2. Организовать не регламентируемое общение между
педагогом и учащимся в условиях лагеря с целью наиболее
эффективного принятия друг друга.
В связи с перечисленными аспектами здоровья и выявленными интересами детей, организовано:
1. Спортивные игры.
2. Цикл бесед - «Мое здоровье в моих руках».
3. Проведение ежедневной утренней зарядки.
4.Оздоровительные мероприятия (солнечные и воздушные ванны под контролем
медсестры).
5.Посещение ФОКа.
6.Организация часов здоровья (спортивные мероприятия, праздники, викторины);
7. Организация прогулок, экскурсий;
8. Проведение общелагерных игр и соревнований.
Учитывая возможности организации летнего отдыха, одним из основных принципов работы считаем индивидуальный подход к ребенку.
В связи с этим, в лагере особое внимание уделяется детям «Группы риска», имеющим различные проблемы личностного развития.
Социальный педагог школы ставила задачи:
-коррекция поведения детей «Группы риска»;
-оказание помощи ребенку в формировании позитивных ценностных ориентации, нравственных привычек.
В целях обеспечения психологического здоровья каждого ребенка разработана система взаимодействия всех субъектов воспитания в лагере следующим образом:
ПСИХОЛОГ
ВОЖАТЫЕ ДЕТИ ПЕДАГОГ
РОДИТЕЛИ
7.8. Мониторинг
Организуя разнообразную и по формам, и по содержанию деятельность, педагогический коллектив создаёт условия для того, чтобы как можно больше положительных качеств ребят проявлялось, активизировалось и развивалось. Дети приходят в разновозрастные отряды и очень важно из шумной неорганизованной группы детей сформировать коллектив, помочь детям освоить различные виды деятельности, приобрести конкретные знания и умения, формировать лидерские качества в детях. Проанализировать результаты работы всего коллектива лагеря поможет и мониторинговая деятельность, и материалы по рефлексии мероприятий, и отзывы детей. На начальном этапе создаётся атмосфера ожидания начала исследований, их предвкушение. Ребята осознают, что предстоящая работа — главное в лагере.
Для того чтобы создать в коллективе благоприятный психологический климат и условия для развития творческой индивидуальности, проводится анкетирование.
Диагностические методики
№ Содержание Форма Сроки
1 Творческий рост «Паспорт пилота»
Анкета «Я хочу заниматься в творческих объединениях…» 3 – 22 июня 2011
2 июня 2011
2 Эмоциональный и
психологический микроклимат Цветопись «Уголок настроения»
«Звездопад желаний»
Социометрия:
1.Кого бы вы пригласили на свой день рождения?
2.С кем бы вы пошли дежурить по территории, в столовой?
3.С кем бы вы хотели жить в одной палате?
3 – 22 июня 2011
14 июня 2011
3 Физическое состояние Анкета «Физкультура и Я»
Журнал медицинского работника
Сведения физруков 7, 20 июня 2011
2 – 21 июня 2011
4 Степень включенности в деятельность Уголок «Наши достижения» 3 – 22 июня 2011
5 Коммуникативные навыки Анкета «Мои друзья», «Мой игровой опыт» 6, 21 июня 2011
Мониторинг
№ Содержание Форма
1 Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Уровень сбалансированности питания. Анкета «Физкультура и Я» (начало и конец смены)
Я занимаюсь зарядкой: всегда, иногда, никогда
Я посещаю спортивные секции: да, нет
Я посещаю бассейн: да, нет
Анкета «Что мне нравится и не нравится в школьном питании?»
2 Раскрытие креативности Анкета «Мои достижения»
Рейтинг творческих объединений (начало и конец смены)
Паспорт пилота
3 Коммуникативная культура Анкета: «Мои друзья»;
Анкета «КАК МЫ ЖИЛИ»:
1.Нравится ли тебе посещать оздоровительный лагерь?
2.Ты пришел по желанию или по настоянию родителей?
3.Жалеешь ли ты об этом?
4.Чего, с твоей точки зрения, в этой смене в жизни лагеря было больше:
положительного
отрицательного
5.Можно ли сказать, что вожатые и воспитатели работали хорошо?
6.Чего, по твоему мнению, в жизни отряда в этой смене было больше:
положительного
отрицательного
7.Если бы тебе сейчас предложили перейти в другой отряд, сделал бы ты это?
8.Хотел бы ты начать смену сначала в том же составе?
9.В каком году в лагере было лучше?
«Мой игровой опыт» (начало, конец смены)
7.9. Ожидаемые результаты
Формирование потребности в здоровом образе жизни и получение детьми полноценного интересного отдыха;
Получение умений и навыков индивидуальной и творческой деятельности и способностей каждого ребенка, через работу творческих объединений;
Наличие у детей определенных навыков конструктивного общения, положительного эмоционального фона, улучшение психологической комфортности.
Укрепление связей между разновозрастными группами детей;
Раскрытие и реализация творческих способностей каждого ребенка,
Развитие его интеллектуальных способностей.
Формирование позиции к духовному развитию, через социально ориентированную деятельность на основе нравственных установок и моральных норм.
7.10.Кадровое обеспечение
Чтобы жизнь детей в смене была интересной, содержательной, насыщенной, необходимы слаженные, согласованные действия педагогического коллектива, его осведомленность о целях и задачах воспитательного процесса, информированность о содержательной стороны смены. Поэтому в течение года проводятся педсоветы, заседания ШМО на которых извлекают идею проекта. На педсовете же обсуждаются основные направления, ориентиры работы, и каждый педагог определяет для себя чему он может научить детей за предстоящую смену, какие полезные знания и умения может передать.
Следует отметить, что для реализации программы подбирается высококвалифицированный педагогический состав:
из 18 педагогов:
17 имеют высшее образование (94%),
14 имеют первую квалификационную категорию (77%),
2 имеют вторую квалификационную категорию (11%).
2 имеют высшую квалификационную категорию (11%).
Во время смены трижды собирается педсовет, в который входят все пед. работники.
№ Ф.И.О. сотрудников лагеря Год рождения Должность
1. Серова Елена Михайловна 1965 Начальник лагеря
2. Баринова Ирина владимировна 1972 Начальник лагеря
3. Вострякова Алла Юрьевна 1970 Старший воспитатель
4. Андронова Елена Алексеевна 1976 Старший воспитатель
5. Ерохин Александр Александрович 1956 Физрук
6. Сычёв Вадим Юрьевич 1961 Музыкальный работник
7. Колчина Екатерина Игоревна 1987 Психолог
8. Иванушкина Альбина Алексеевна 1958 Медицинский работник
9. Баранова Татьяна Сергеевна 1957 Воспитатель
10. Мещерякова Людмила Витальевна 1969 Воспитатель
11. Хрулёва Нина Алексеевна 1968 Воспитатель
12. Афёрова Лариса Александровна 1970 Воспитатель
13. Белова Светлана Петровна 1967 Воспитатель
14. Дёмина Татьяна Витальевна 1970 Воспитатель
15. Тесакова Ирина Анатольевна 1971 Воспитатель
16. Лисина Наталья Владимировна 1973 Воспитатель
17. Гурьянова Анна Анатольевна 1972 Воспитатель
18. Якупова Валентина Евгеньевна 1962 Воспитатель
7.11. Методическое обеспечение программы
В методическое обеспечение программы «Зажги свою звезду» детского оздоровительного лагеря входят следующие методические материалы:
Методические разработки, электронные презентации, проекты:
Сценарий "Поэтическая гостиная", посвященный первому полету человека в космос;
Сценарий пресс-конференции «Первый космонавт»;
Презентация «Верный сын Отечества» (о Юрии Гагарине);
Проекты детей о космосе;
Сценарий диспута «Как уберечь себя от опасностей»
Презентация для круглого стола «Компьютер-друг или враг»?
«Поговорим о спорте» сообщения детей о разных видах спорта.
Сценарий интеллектуальной игры «5 на 5».
Брейн-ринг
Викторина на тему «Космос».
Игра по станциям «Летнее лукошко».
Игровая программа «Я и компьютер»
Сценарий путешествия в виртуальный мир «День эрудита»
Сценарий праздника «Здравствуй, лето!» (открытие лагерной смены)
Сценарий театрализованной игры-путешествия «Оживи сказку»
Сценарий «Звёздный час»
Сценарий интеллект-шоу
Сценарий «Праздник красок»
Сценарий «Путешествие по знакам Зодиака»
Презентации: «Лекарственные растения», «Голоса леса», «Самовары»,
«Птицы в изобразительном искусстве», «А. Невский»
7.12. Материально – техническое обеспечение программы
Детский оздоровительный лагерь «Зажги свою звезду» и профильные лагеря «ШИК», «Умники и умницы», «СКиФ» находятся в МБОУ средняя школа №5 г. Лысково, занимают 1–й, 2-й и 3-й этаж здания. В течение смены лагеря используют пришкольную территорию,12 кабинетов, актовый зал, спортивный зал, библиотеку, компьютерный класс, школьную столовую, медицинский кабинет, спортивную площадку.
В распоряжении лагеря имеются:
технические средства: телевизор и DVD приставка, комплект детских видеофильмов и научно – познавательных дисков), фотоаппарат, музыкальный центр, караоке, компьютеры.
игры и спортивный инвентарь: скакалки, обручи, мячи, шашки, детские ракетки, настольные игры (пазлы, мозаика)
санитарно – гигиенические приспособления: лейки, тазы, трапы – решетки, мыло, аптечка.
МБОУ СОШ №5 расположена в городе Лысково. Это прекрасный район для познавательной деятельности детей с точки зрения истории, архитектуры, духовной культуры. В городе расположены Георгиевсий и Казанский соборы, Троицкий собор. Недалеко находится городской парк, где можно отдохнуть на свежем воздухе, районный краеведческий музей.
Лагерь «Зажги свою звезду» тесно сотрудничает с физкультурно- оздоровительным центром «Олимп», детской районной библиотекой, районным Дворцом Культуры.
8. Список литературы
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов и литературы:
Конвенция ООН о правах ребенка.
Конституция РФ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А. М. Кондаков, В. А. Тишков, А. Я. Данилюк. - Москва «Просвещение» 2009.
Концепция развития образования до 2010 г.
Федеральный закон РФ «Об образовании».
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 г. №124-ФЗ
Азбука вожатого. Сборник методических материалов по организации детского отдыха. – Нижний Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2009.
Волонтёр зажигает сердца: Научно-методический материал для руководителей общественных объединений. - Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2011.
Давай устроим праздник! – Кострома: МЦ «Вариант», 2003.
Здравствуй, лето! Мероприятия в детском загородном лагере. - Титов С. В. Волгоград: Учитель, 2004.
Как помочь детям адаптироваться в лагере: психологическое сопровождение, занятия, упражнения, рекомендации. Т. В. Малоканова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Летний лагерь на базе школы / Авт.-сост. Е. В. Савченко, О. Е. Жиренко, С.И. Лобачёва, Е. И. Гончарова.-М.:ВАКО, 2007.
«Летний пазл». – Н. Новгорд, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2011.
Лето-2009. Информационно-аналитический сборник.- Нижний Новгород, 2009.
Лето-2010. Информационно-аналитический сборник.- Нижний Новгород, 2010.
Лето – это маленькая жизнь. Методическое пособие для организаторов летнего отдыха детей. Дворец детского творчества им. В. П. Чкалова. – Н. Новгород, 2004.
Смене - быть!:Методическое пособие / Авт. коллектив под руководством С. В. Тетерского. - Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2010.
Тебе, вожатый!: Выпуск 1. - Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2003.