Конспект урока по кубановедению Растительность моей местности
Технологическая карта урока
Предмет: КубановедениеКласс: 2
Тема урока: Растения Краснодарского края
Тип урока: открытия новых знаний
Цель: познакомить учащихся с растительным миром Краснодарского края.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с растениями Краснодарского края, познакомить с видами растений, дать их характеристику;
Развивающая: развивать психические процессы(память, мышление, воображение);
Воспитательная: воспитывать любовь к родному краю, воспитывать интерес к предмету, воспитывать бережное отношение к природе.
УУД:
1. Познавательные: развивать умения работы с текстом: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в соответствии с поставленной целью.
2. Коммуникативные:
- учить формулировать собственное мнение и позицию;
- развивать умение взаимодействовать друг с другом для решения проблемного вопроса.
3. Регулятивные: формировать умения планировать, моделировать, контролировать учебные действия в ходе учебного процесса.
Оборудование: презентация, интерактивная доска.
ХОД УРОКА
Этапы урока
Содержание УУД
Деятельность
учителя
Деятельность ученика 1.Орг.момент
Здравствуйте, ребята.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Чтобы край родной свой знать.
Пожелайте друг другу удачи на уроке.
Все хором: Ученики, приветствуют учителя.
Я желаю тебе удачи. 2.Актуализация знаний
Ребята, скажите, что мы изучали на прошлом уроке?
Ребята, посмотрите на слайд, сейчас мы с вами отгадаем кроссворд.
Итак, первый вопрос:
1.Этот водоем покрыт зарослями тростника, камышами, тростниками.Что это за водоем?
2.Следующий водоем является самым мелким морем в Мире.
3.Следующий водоем соединяется с Азовском морем.
4.Это постоянно текущая вода, которая обязательно впадает в другой водоем.
Молодцы, ребята. На прошлом уроке мы изучали водоемы Краснодарского края.
Это плавни.
Это Азовское море.
Это Черное море.
Это река.
1. Познавательные: развивать умения работы с текстом: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в соответствии с поставленной целью.
2. Коммуникативные:
- учить формулировать собственное мнение и позицию;
- развивать умение взаимодействовать друг с другом для решения проблемного вопроса.
3.Постановка целей и задач урока
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Краснодарскому краю.
Путешествовать будем на самолете.
А полетим мы с вами над лесами, полями и горами Краснодарского края, чтобы узнать какие растения произрастают на Кубани!
Как вы думаете какая тема нашего урока?
Тема нашего урока растения Краснодарского края. Познавательные: развивать умения работы с текстом: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в соответствии с поставленной целью.
4.Изучение нового
Пройдите! Посмотрите! Прочувствуйте!
Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться.
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
Отгадайте загадку. Дышит, растет,
А ходить не может.
Ребята, какие виды растений вы знаете.
Правильно, растения делятся на три группы: деревья, кустарники, травы.
Какие деревья Краснодарского края вы знаете?
Какие кустарники Краснодарского края вы знаете?
Какие травы Краснодарского края вы знаете?
Молодцы, ребята.
Отгадайте загадку:
Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой стоит под горой.
Береза – исконно русское дерево, хоть и растет не только у нас. Название ее уходит в глубокую древность. Много веков назад существовало слово «бер». Означало оно «светлый», «ясный», «блестящий», «белый». Именно от него появилось слово береза, береста.
Ребята, что вы узнали о березе?
Ребята, скажите к какому виду, относится это растений.
Отгадайте еще одну загадку:
Это зелье ты не тронь: жжется больно, как огонь.
Родовое название растения произошло от слова в переводе с латинского означающее «жечь». О лечебной и пищевой ценности знали еще древние греки и римляне. В народной медицине из листьев крапивы изготавливали настои и отвары.
Что вы узнали о крапиве?
К какому виду растений относится крапива?
Следующая загадка:
Служит нам всем вместо йода, а растет оно повсюду.
Желтые цветочки, зеленые и пышные листочки.
Заросли чистотела встречаются во влажных местах: вдоль заборов, дорог, по оврагам. В древние времена сок чистотела применяли при лечении глазных болезней. Цветет с мая по август. Цветы его недолговечны, через 2 дня отцветают. Это удивительное растение применяют как средство борьбы с вредителями садов и огородов.
Что вы узнали о чистотеле?
К какому виду растений относится чистотел.
Зелены кусточки, алые кусточки;
Когти – коготочки стерегут цветочки.
(один ученик читает о шиповнике).
Это красивоцветущий кустарник из семейства розоцветных получил свое название из–за острых шипов. О лечебных свойствах его знали давно. Шиповник по праву называют «фабрикой витаминов».
Что вы узнали о шиповнике?
Какому семейству растений относится шиповник?
Следующая загадка:
Растет на склонах холмов, в лесах.
У реки, на лугу, босиком на снегу
Первые цветочки – желтые глазочки.
Прочитай пожалуйста о этом растении(один ученик читает)остальные внимательно слушают.
Название произошло от особенности его листьев, светлых внизу и темно – зеленых сверху. Если потрогать нижнюю её сторону, опушенную волосками, мягкую, то появляется ощущение теплоты, ласки – это мать. Верхняя часть листа – гладкая, жесткая, как бы холодная – это мачеха. Народная медицина использует это растение при многих болезнях.
Вы все внимательно слушали, что же вы узнали о мать-и-мачехе?
Какому виду растений относится мать-и-мачеха?
Следующая загадка:
Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко:
Путь – дорожку до зари освещают фонари.
На больших столбах подряд лампы белые висят.
Древнерусская легенда связывает появление ландыша с морской царевной Волхвой. Слезы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком – символом чистоты, любви и грусти.
Что вы узнали о ландыше?
К какому виду растений относится ландыш?
Следующая загадка:
Горел в траве росистой фонарик золотистый.
Потом померк, потух и превратился в пух.
Растение.
Деревья, кустарники, травы.
Деревья Краснодарского края: береза, дуб, клен и т.д.
Кустарники Краснодарского края: смородина, малина, виноград,можевельник.
Травы Краснодарского края: крапива, тюльпаны, ландыши и т.дЭто Береза.
Мы узнали, что береза русское дерево.Оно появилось много веков назад от слова «бер».
Береза, относится к деревьям.
Это крапива.
Мы узнали, что крапива в переводе с латинского означает «жечь». Из ее листьев изготавливали настои.
Крапива относится к травам.
Это чистотел.
Мы узнали, что заросли чистотела встречаются, вдоль дорог, заборов. Сок применяли при лечении глазных болезней. Цветы, отцветают через 2 дня.
Чистотел относится к кустарникам.
Это шиповник.
(ученик читает текст)
Это красивоцветущий кустарник из семейства розоцветных получил свое название из–за острых шипов. О лечебных свойствах его знали давно. Шиповник по праву называют «фабрикой витаминов».
Мы узнали, что он получил свое название из-за острых шипов.Шиповник называют фабрикой витаминов.
Шиповник относится к кустарникам.
Это мать-и-мачеха.
Ученик читает текст.
Название произошло от особенности его листьев, светлых внизу и темно – зеленых сверху. Если потрогать нижнюю её сторону, опушенную волосками, мягкую, то появляется ощущение теплоты, ласки – это мать. Верхняя часть листа – гладкая, жесткая, как бы холодная – это мачеха. Народная медицина использует это растение при многих болезнях.
Название произошло от особенностей листочков.нижняя сторона листка-это мать, а верхняя часть листка-это мачеха.
Мать-и-мачеха относится к травам.
Это ландыш.
Древнерусская легенда связывает появление ландыша с морской царевной Волхвой.
Ландыш символ чистоты, любви и грусти.
Ландыш относится к травам.
Это одуванчик. Познавательные: развивать умения работы с текстом: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в соответствии с поставленной целью.
1. Познавательные: развивать умения работы с текстом: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные:
- учить формулировать собственное мнение и позицию;
ФизминуткаНу что ребята, отдохнем? Выходим из-за парт.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали –
То деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад,
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
Выполняют действия учителя. 3. Регулятивные: формировать умения планировать, моделировать, контролировать учебные действия в ходе учебного процесса.
5.Первичное закрепление Мы назвали лишь крошечную часть растений, которые растут в нашей местности. Каждое растение чем – то полезно.
Сейчас, мы узнаем редкие растения Краснодарского края.
Редкие растения занесены в специальную книгу? А вы знаете, что это за книга?
Прочитай,что такое красная книга(один ученик читает) остальные внимательно слушают.
Красная книга – «красная»!
Значит природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига,
Все живое хранить зовет.
Пусть зовет не напрасно
«Красная книга», «красная книга»!
Сейчас люди поняли, что природа нашей планеты в опасности.
В Краснодарском крае проводится большая работа по охране природы. С 1924 года существует Кавказский заповедник – один из крупнейших горно–лесных заповедников нашей страны. Кроме него, для сохранения и воспроизводства ценных пород деревьев созданы постоянные и временные заказники.
Рассмотрим некоторые виды редких растений Краснодарского края,
которые находятся в местах, названных памятниками природы Краснодарского края.
Как вы думаете, что такое памятник природы?
Джанхотский сосновый бор.
Сосна пицундская в нашем крае распространена на побережье Черного моря от Анапы до Адлера, произростая группами и отдельными экземплярами.
Джанхотская роща находится на территории Геленджикского лесничества. Сосна пицундская нетребовательна к почве и может расти на известняковых скалах, глинистых сланцах, песчаниках и на приморских песках. Хвоя деревьев содержит ряд витаминов и ценных в лечебном отношении веществ. Научное значение сосны пицундской заключается в том, что она является одним из древнейших видов деревьев в нашей стране.
Чем полезна эта сосна?
К какому виду растений относится пицундская сосна?
Прочитай о крымской сосне(один ученик читает)остальные внимательно слушают.
Урочище «Сосновая щель». Сосна крымская –редкое на Кавказе дерево. Сосновый бор имеет почвозащитное, водоохранное и оздоровительное значение.
К какому виду растений относится крымская сосна?
Прочитай о можжевельнике(один ученик читает)остальные внимательно слушают.
Можжевеловое редколесье. Можжевельник – реликтовое растение,преобладают деревья в возрасте до 130 лет. Можжевеловое редколесье находится под охраной Новороссийского лесхоза.
Что вы узнали о можжевельнике?
К какому виду растений он относится?
Можжевельник можно отнести как к кустарникам, так и деревьям.
Рощи съедобного каштана. Большие площади каштанников находятся на южных склонах гор, обращенных в сторону Черного моря. На северном склоне Кавказа распространение этого дерева ограничено.
Роща медвежьего орешника.
Прочитай о медвежьем орешнике(один уч.читает) остальныеслушают.
Медвежий орешник – редкое растение, обладающее рядом ценных свойств. В пределах Краснодарского края известна лишь одна роща этого дерева.
Что вы узнали об этом орешнике?
Прочитайте о лотосе.
Лотос индийский – одно из древнейших водных растений на Земле, объект поклонения древних египтян и индусов.
Это Красная книга.
Это Книга, где занесены редкие растения.
Ученик читает.
Красная книга – «красная»!
Значит природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига,
Все живое хранить зовет.
Пусть зовет не напрасно
«Красная книга»
Памятник природы, это место где растут редкие растения.
Хвоя деревьев содержит ряд витаминов и ценных в лечебном отношении веществ.
Пицундская сосна относится к деревьям.
Ученик читает текст:
Сосна крымская –редкое на Кавказе дерево. Площадь сосновой рощи составляет 700 га. Сосновый бор имеет почвозащитное, водоохранное и оздоровительное значение.
Крымская сосна, относится к деревьям.
Ученик читает текст:
Можжевельник – реликтовое рстение,преобладают деревья в возрасте до 130 лет. Можжевеловое редколесье находится под охраной Новороссийского лесхоза.
Мы узнали, что можжевельник – реликтовое растение,преобладают деревья в возрасте до 130 лет.
Можжевельник относится к кустарникам.
Ученик читает текст:
Медвежий орешник – редкое растение, обладающее рядом ценных свойств. В пределах Краснодарского края известна лишь одна роща этого дерева.
Мы узнали, что это редкое растение, известна одна роща этого дерева. Коммуникативные:
- учить формулировать собственное мнение и позицию;
- развивать умение взаимодействовать друг с другом для решения проблемного вопроса.
1. Познавательные: развивать умения работы с текстом: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в соответствии с поставленной целью.
2. Коммуникативные:
- учить формулировать собственное мнение и позицию;
6.Закрепление Ребята, посмотрите на слайд.что вы там видите?
Вам нужно назвать это растение и сказать занесено ли оно в Красную Книгу. Мы видим картинки.
1картинка- это шиповник, он не занесен в Красную книгу.
2 картинка- это ландыш, он не занесен в Красную книгу.
3картинка-это крапива, она не занесена в Красную книгу.
4картинка-это одуванчик, он не занесен в Красную книгу.
5картинка-это лотос индийский, он занесен в Красную книгу. 2. Коммуникативные:
- учить формулировать собственное мнение и позицию;
- развивать умение взаимодействовать друг с другом для решения проблемного вопроса.
3. Регулятивные: формировать умения планировать, моделировать, контролировать учебные действия в ходе учебного процесса.
7.Подведение итогов Я могу рассказать еще очень-очень много. Но ведь это наша первая экскурсия в мир растений. Пусть это будет началом. Нам пора возвращаться. Я думаю, вы теперь внимательнее будете смотреть на то, что вас окружает. Посмотрите и почитаете книги о растениях. Это так интересно. А представьте, если, гуляя по лесу, вы, как бы невзначай, назовете неизвестное всем остальным растение. Вот будет здорово!
3. Регулятивные: формировать умения планировать, моделировать, контролировать учебные действия в ходе учебного процесса.
8. Рефлексия Вам понравилось путешествовать? Что вам больше всего запомнилось?
Оцените свою работу на уроке карточками.
Ученики оценивают работу. 2. Коммуникативные:
- учить формулировать собственное мнение и позицию;