Рабочая программа .Внеурочная деятельнотсь.Кружок Мир вокруг нас
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
кружка «Мир вокруг нас»
Срок реализации: 2-4 классы
Автор: Жак Виктория Геннадьевна
1.Пояснительная записка
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
Основная цель занятий – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Программа составлена с современными требованиями дидактики начального обучения: учёт психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.
Основная цель кружка – взаимосвязь ученика с окружающим миром, знакомство с нашим большим домом – планетой Земля, с ролью жизни и живых организмов в поддержании порядка на нашей планете, и человек и его место на Земле.
Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования.
Цель занятий состоит в освоении практического применения знаний и умений при выращивании различных растений дома, при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.
Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.
Ценностными ориентирами содержания факультатива в начальной школе являются:
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему мир природы;
развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Основной акцент в содержании факультатива сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).
Занятия в кружке «Мир вокруг нас» проводятся 2 раза в неделю по 1 час. Срок реализации программы - 3 года( по 68часов).
2.Тематический план программы
№п/п
Тема
Количество часов
«Человек и природа»
1
Знакомство, анкетирование. Введение.
2
2
Понятия «человек» и «природа». Что их связывает?
2
3
Техника безопасности во время экскурсий. Природа живая и неживая. Сбор природного материала.
2
4
Осенние явления в жизни природы.
Фотографирование: Осенние пейзажи.
2
5
Лес на службе у человека.
2
6
Естественная среда и здоровье.
2
7
Экологический десант «Очистка школьной
территории
2
8
Съедобные и ядовитые растения леса.
2
9
4 октября Всемирный день животных. Организация конкурса фоторабот и рисунков на тему «Животные и мы»
2
10
Акция «Зеленый листок»
2
11
Животные- переносчики болезней.
2
12
Праздник «День леса»
2
13
День Юнната. Организация выставки «Юннат»
2
14
Глобальные проблемы человечества.
2
15
Подготовка и проведение интернет – конкурса «Азбука животных», «Наши друзья – птицы».
2
16
Беседа «Правила взаимоотношений человека с природой»
2
17
Устный журнал «Курить – здоровью вредить!»
2
18
Загрязнение атмосферы и здоровье.
2
19
Что нужно делать,чтобы сохранить воздух свежим и чистым?
2
20
Выпуск экологической листовки «Лес – легкие планеты Земля».
2
21
Вода. Ее значение в жизни человека
2
22
Тайны природы и тропа загадок.
2
23
ѓ°Растения и животные зимой. Кормушки для птиц и животных.
2
24
Кормушки для птиц и животных.
2
25
Установка кормушек
2
26
Растения и животные зимой. Кормушки для птиц и животных.
2
27
Игра «Кто, где живет?» Занимательная страничка экологии.
2
28
КВН
2
29
Изготовление плаката
2
30
Изготовление поделок
2
31
Экологическая сказка – сказ про то, как Вовка живую воду искал.
2
32
Экологическая сказка – сказ про то, как Вовка живую воду искал. Изготовление мини-книги
2
33
Что такое «Красная Книга»
2
34
Итоговое занятие
2
«Экология родного края, экология и здоровье
1
Что такое «Красная Книга»
2
2
Животные, занесенные в Красную Книгу
2
3
Растения, занесенные в Красную Книгу
2
4
Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу
2
5
Устный журнал «По страницам Красной книги»
2
6
Экологический светофор
2
7
Викторина- «Живые редкости»
2
8
Выпуск экологического плаката
2
9
Выпуск экологического плаката
2
10
«Живая ель»
2
11
Зимние забавы
2
12
Новогодние праздники
2
13
«Я – житель планеты Земля»
2
14
Экологический турнир «Природа мира»
2
15
Организация выставки рисунков «Зимние пейзажи»
2
16
«Экологические проблемы современности»
2
17
«Природа в произведениях искусства (музыки, живописи, поэзии)»
2
18
Конкурс «Природа в поэтических произведениях русских поэтов»
2
19
Белые книги России.
2
20
Эко- экспресс «Окно в природу»
21
Беседа «Моя малая Родина»
2
22
Быт, обычаи, традиции народов.
2
23
Образ жизни как фактор здоровья
2
24
Образ жизни как фактор здоровья
2
25
Интерьер
2
26
Творческий проект
2
27
Игра-путешествие по станциям
2
28
Конкурс рисунков и сочинений «Люблю тебя, мой край родной»
2
29
Заповедные уголки нашего края.
2
30
Круглый стол «Животные должны жить»
2
31
Игра – путешествие «Человек и природа»
2
32
Устный журнал « Нам этот мир завещано беречь»
2
33
Праздник «День птиц»
2
34
Итоговое занятие
2
«Мастерская природы»
1
Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья.
2
2
Экологическая операция «Чистый двор»
2
3
Солнце, воздух и вода- друзья.
2
4
Экологическая безопасность. Источники опасности.
2
5
Экологический суд: «правда , о мусоре»
2
6
Поделки из пластиковых бутылок
2
7
Экологический суд :« правда о свалках»
2
8
«Весенний дым»
2
9
«Весенний дым». Изготовление листовок
2
10
«Первоцвет». Изготовление цветов из бумаги
2
11
«Первоцвет».Э кскурсия по территории школы
2
12
Праздник «День Земли»
2
13
Конкурс рисунков «Мы и природа»
2
14
Круглый стол «Экология и здоровье»
2
15
«Домашняя экология»
2
16
Мастер – класс «Мастерская природы»
2
17
Мастер-класс «Необычные букеты»
2
18
Подготовка конференция «Вместе на чистой Земле»
2
19
Конференция «Вместе на чистой Земле»
2
20
Конкурс проектов «Город будущего»
2
21
Игра «Путешествие в мир экологии»
2
22
Игра-викторина «Взаимосвязи в природе»
2
23
Я и моё здоровье.
2
24
Экологическая тропа. Что это такое и для чего она нужна?
2
25
Экологическая тропа.
2
26
Выход на экологическую тропу.
2
27
Общешкольная акция «Чистота спасет мир!»
2
28
Здоровый образ жизни.
2
29
Компьютер
2
30
Вред и польза интернета
2
31
Подготовка КВН
2
32
КВН
2
33
Разработка плана работы экологического отряда на летний период
2
34
Итоговое занятие
2
Методическое обеспечение программы – одно из условий ее реализации. Методическое обеспечение программы – это методическая и справочная литература, наличие книгоиздательской продукции по данному направлению, пакет диагностического инструментария, наглядные пособия и методические разработки, различный дидактический и раздаточный материал, планы-конспекты занятий, сценарии конкурсов и др.).
О материально-техническом обеспечении программы можно ознакомиться в пояснительной записке
Приемы и методы обучения также подробно раскрыты в пояснительной записке.
Виды учебных занятий:
- комбинированное занятие – (теория + практика) на котором даются теоретические знания и сразу закрепляются в практической деятельности;
- занятия – путешествия - знания даются в занимательной игровой форме;
- экскурсии;
- практические и т.д.
Виды контрольных занятий:
- Конкурс, соревнование – проводятся для расширения кругозора детей, воспитательного воздействия и др.
- выставка – осуществляемая с целью определения уровня мастерства, развития творческих способностей.
Реализация программы в полном объеме невозможна без диагностического контроля над знаниями, умениями, навыками. Проверка и оценка знаний, умений и навыков воспитанников является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципом систематичности, последовательности и прочности обучения осуществляется регулярно в течение всего учебного года.
Литература:
1.http://nashol.com/2013081172873/okrujauschii-mir-1-4-klass-uchebno-spravochnie-materiali-chudinova-e-v-demidova-m-u-2011.html
2. Окружающий мир, 1-4 класс, Учебно-справочные материалы, Чудинова Е.В., Демидова М.Ю., 2011
3. Окружающий мир, 1-4 класс, В схемах и таблицах, Берестова, 2011
4. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель
Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 10-е изд. М.: Просвещение, 2009. 222 с.: ил. (Зеленый дом).
5. Плешаков А.А. Зеленые страницы.Пособие для учащихся начальных классов. 15-е изд. М.: Просвещение, 2012. 223 с. (Зеленый дом).
6.Интернет- ресурсы
Заголовок 115