Развивающая роль пропедевтического курса химии в формировании естественнонаучного мышления.
Развивающая роль пропедевтического курса химии в формировании естественнонаучного мышления.
«Важнейшим делом обучения является воспитание мышления, способности не только владеть фиксированными операциями, приёмами, но и вскрывать новые связи, открывать новые приемы, приходить к решению новых задач»
С. Л. Рубинштейн.
В мире происходит бурное развитие науки, техники, особенно ярко выражена информационная революция. В этих условиях знания, приобретенные в школе, быстро устаревают. Чтобы не отстать от жизни, активно участвовать в научно-техническом прогрессе и социальном, идти в ногу непрерывно развивающейся культуры, человеку проходится и по окончании школы, на протяжении всей дальнейшей жизнедеятельности постоянно обновлять свои знания.
Именно поэтому в последнее время говорят о перманентном образовании. Одной из самых доступных, массовых форм такого постоянного расширения и углубления знаний является самообразование.
Подготовка выпускников к самообразованию является одной из актуальнейших социально-педагогических проблем. Внешней задачей школы в связи с этим стало формирование у учащихся устойчивой потребности в расширении и углублении своих познаний в полюбившихся областях науки, техники, искусства и вооружение умениями и навыками самообразования.
Мотивы самообразования разнообразны и изменяются с возрастом. Увеличивая долю самостоятельности ученика в познавательной деятельности, учитель постепенно переводит эту деятельность из управляемой системы в самоуправляемую. В качестве наиболее значимых мотивов можно указать: познавательный интерес, общественно-политический интерес (социальный), профессиональный интерес, связь обучения с жизнью.
Для успешных занятий самообразованием необходим определенный уровень развития познавательной активности и самостоятельности. Большое значение для их развития имеет внесение в учебный процесс элементов проблемности, осуществление дифференциального подхода к учащимся, использование технических средств.
Возникает вопрос о том, как включить самообразование в учебный процесс. Сложность заключается в том, что обыденному мышлению представляются несовместимыми и даже взаимоисключающими эти два педагогических явления, так как существенным признаком самообразования является инициативная образовательная деятельность, организованная и управляемая самим учеником, а существенные признаки обучения - строгая регламентация содержания образования государственными программами и руководящая роль учителя. Как только самообразование включается в регламентированное обучение, оно якобы перестает быть самообразованием.
По мере овладения знаниями, умениями и навыками самообразования, деятельность школьников, протекавшая вначале под непосредственным влиянием и с большой (руководящей) помощью учителя, приобретает характер субъективной необходимости, добровольной, удовлетворяющей личность самостоятельной работы.
Удельный вес самообразования в общей системе образовательного процесса должен постепенно увеличиваться от класса к классу. Самообразование предполагает наличие у человека умений самостоятельной познавательной деятельности. Формирование таких умений - одна из важнейших задач обучения.
В старших классах умения самообразования формируются в учебном процессе, для чего в уроки включаются разнообразные виды самостоятельной работы учащихся. Важное значение имеет обучение учащихся умениям творчески применять знания на практике. Для формирования таких умений используют творческие задачи. Среди них особую ценность имеют задачи с производственным содержанием. Решение подобных задач требует применения знаний из различных учебных предметов. Но иногда имеющихся знаний оказывается недостаточно. Это ставит школьников в ситуацию, вызывающую необходимость работы с дополнительной литературой и др. Самостоятельный поиск решения и его творческое освоение, и использование - важные компоненты самообразования.
Широкие возможности для подготовки школьников к самообразованию заложены в факультативных курсах. Здесь большое место занимает самостоятельное приобретение знаний из разных источников и применение знаний к решению различных творческих задач.
Развитие у школьников познавательной активности и самостоятельности как необходимое условие их подготовки к самообразованию.
Внесение элементов проблемного обучения в учебный процесс.
Использование разнообразных методов обучения способствует усвоению учащимися знаний и их умственному развитию, что является одним из необходимых условий подготовки школьников к самообразованию.
Часто познавательную деятельность делят на два вида: репродуктивную и продуктивную. Существенным признаком познавательной репродуктивной деятельности учащихся считается копирование образцов действий или мыслительных операций, которые предлагает учитель. Обучение по образцам, хотя может быть и очень хорошим, не побуждает учеников к мыслительной активности. Тем не менее, оно должно занимать определенное место в учебном процессе. В практике целесообразно разумное сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся.
Продуктивная познавательная деятельность характеризуется значительной самостоятельностью учащихся в приобретении и применении знаний в учебной практике. Они самостоятельно ищут, например, ответы на проблемные вопросы, поставленные учителем, находят рациональные способы решения задач, самостоятельно выдвигают познавательные проблемы, отыскивают оригинальные доказательства и решения. В процессе продуктивной познавательной деятельности проявляется высокая степень мыслительной активности школьников, результатом чего является не только приобретение ими новых знаний, но и овладение новыми способами мыслительной деятельности.
Активный характер познавательной деятельности приобретает, в частности, в условиях проблемного обучения, вызывающего у учащихся интерес и желание самостоятельного поиска знаний из дополнительных источников. С. Рубинштейн убедительно показал, что активное мышление начинается с вопроса, недоумения и удивления, то есть с возникновения проблемной ситуации. Использование проблемного обучения - одно из условий подготовки учащихся к самообразованию.
В условиях проблемной ситуации, у учащихся-подростков ярко выражены эмоциональные переживания, удивления, недоумения, желание включиться в обсуждение проблемного вопроса. В этих условиях вполне уместны сопереживания учителя, его умение выразить голосом и мимикой удивление, заинтересованность в решении проблемного вопроса. Это ускоряет «вхождение» школьников в проблемную ситуацию.
В IX-XI классах проблемное обучение используется шире, чем в V-VIII. Занимаясь поисками ответов на проблемные вопросы, старшеклассники обращаются при этом к различным источникам информации. Здесь ими используется не только стабильный учебник, но и дополнительная учебная и научно-популярная литература, лекции наблюдения и многое другое.
Активизация учащихся, достигнутая постановкой проблем, позволяет организовать самостоятельный поиск знаний на уроке и в домашних условиях.
Проблемные вопросы вызывают интерес у всех учащихся, в том числен и у тех, кто отличается низким уровнем познавательной самостоятельности.
Заголовок 715