Доклад ФГОС введение в биологию
Учитель биологии Синицына Н.Н. М.КОУ СОШ №23 г. ТАЙШЕТ Иркутская область.
ФГОС : преподавания биологии 5 класс.
Изменения, произошедшие в нашей жизни за последние 15 -20 лет. Серьёзно отразились на мировоззрении школьников. Изменились бытовые условия, круг общения, система жизненных ценностей. Скачок в развитии информационных технологий обрушил на ребёнка лавину фактов, мало доступных для осмысления. Информированность современного школьника сочетается с неспособностью отличить истину от суеверия, с бессистемностью знаний и неумений их применять. Поэтому важнейшей задачей образования является формирование целостной научной картины мира. Другими словами, ФГОС основного общего образования ориентирован на результат- развитие личности ребёнка в процессе образовательной деятельности. В основе стандарта второго поколения лежит системно-деятельный подход(СДП)., который обеспечивает:
1.Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию
2.Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования.
3.Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
4.Построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.
Основным элементом системы деятельности учителя является образовательная деятельность, а её ведущей организационной формой –урок. Сегодня педагог из «механического переносчика информации» превращается в настоящего партнёра по «процессу добычи знаний». Поэтому данная модель урока оставляет педагогу широкое поле деятельности для профессионального роста и, что немаловажно, для реализации своих личностных качеств. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирования универсальных учебных действий(УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Функции универсальных учебных действий включает:
1.Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
2.Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
3. Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Концепция ФГОС, с позиций системно –деятельного подхода(СДП) определяет систему требований к уроку.
1.Целеполагание( перед учащимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели). Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и умения они освоят на уроке, они должны знать и план достижения поставленных задач.
2.Мотивация.( учитель должен сформировать интерес как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата.
3.Практическая значимость знаний и способов деятельности.(применение осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.
4.Отбор содержания.( на уроке должны быть качественно отобраны планируемые результаты урока, определённые программой. Вся остальная информация носит вспомогательный характер).Максимально эффективно усваивается информация, которая:
-находится в зоне актуальности.
-подаётся в контексте происходящего в окружающем ребёнка мире.
-затрагивает чувства конкретного человека.
-является базой для принятия решений.
- транслируется другому человеку в процессе вербального общения.
5.Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе уроке.
6.Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися в процессе учебно-познавательной работы с различными источниками информации.7.Организация парной или групповой работы, позволяющей каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе.
8.Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средства рефлексии и формирование ответственности за результат своей деятельности.
9.Рефлесия как осознания себя в процессе деятельности.
10.Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации.
11.Минимизация и вариативность домашнего задания( домашнее задание должно охватывать только содержание знаний и способов деятельности определённых образовательной программой. Содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию, с учётом индивидуальных особенностей, потребностей и предпочтений обучающихся.
12.Обеспечение психологического комфорта и условий здоровье сбережения на уроке.
Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся - как активных субъектов деятельности, что становится решающими предпосылками реализации целевых установок стандарта ФГОС.