Текущий контроль знаний студентов по предмету «Основы редактирования»

Пояснительная записка
к программе ОП.05 «Основы редактирования»


При реализации разделов курса устанавливаются междисциплинарные связи с учебными дисциплинами общеобразовательного и профессионального цикла: ОДБ.01 «Русский язык», ОП.02 «Архивное дело», ОП.03 «Основы делопроизводства».
Рабочая программа ОП.05 «Основы редактирования документов» ориентирована на достижение следующих требований к предметным результатам освоения учебного предмета:
З 1. знать основные разделы теории редактирования;
З 2. знать особенности основных разделов науки о языке;
З 3. знать основные положения орфографии и морфологии с элементами практической стилистики.
У 1. уметь использовать справочные издания по русскому языку и практической стилистике;
У 2. уметь осуществлять редактирование служебных материалов, документов;
Реализация программы учебной дисциплины способствует формированию у обучающихся общих и профессиональных компетенций
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ПК 1.1. Принимать и регулировать поступающую корреспонденцию, направлять её в структурные подразделения организации.
ПК 1.2. Рассматривать документы и передавать их на исполнение с учётом резолюции руководителей организации.
ПК 1.5. Осуществлять контроль за прохождением документации.
ПК 1.7. Составлять и оформлять служебные документы, материалы с использованием формуляров документов конкретных видов.
В целях формирования знаний, умений и общих и профессиональных компетенций при организации образовательного процесса будут использованы современные педагогические технологии: классно-урочные (традиционные), интерактивные и информационные технологии, проблемного и развивающего обучения, индивидуализации и дифференциации.
При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы учащихся:
– работа с первоисточниками (конспектирование статей);
– подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и Интернет-информацией);
– работа со словарями, справочниками, энциклопедиями.
При организации контроля используются такие его формы, как устные ответы, тестирование, доклады, рефераты и т.д. Контроль формируемых знаний и умений проводится в процессе текущего контроля, а также при проведении контрольных, практических и самостоятельных работ.

Тест по предмету ОП.05 «Основы редактирования» проводится в письменной форме, рассчитан на стандартный урок – 45 минут. Текущий контроль знаний студентов проводится в форме тестовой работы и состоит из 5 частей:
1. орфоэпические нормы
2. лексические нормы
3. морфологические нормы
4. синтаксические нормы
5. работа с текстом.

Система оценивания проверочной работы по предмету «Основы редактирования».

За правильный ответ на задания части 1-4 - ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
За задания 5 может быть выставлено максимум 6 баллов, причем 1 балл из 6 - за правильное речевое оформление.
Задание 5оценивается по нескольким критериям: понимание темы (1 балл), уровень владения литературными понятиями (1 балл), обоснованность цитат (1 балл), логичность ответа (1 балл), соблюдение орфографических правил русского языка(1 балл).

Критерии выставления оценок:

Оценка «5» ставится при выполнении 100% тестовых заданий (21 балл).
Оценка «4» ставится при выполнении не менее 80% тестовых заданий (не менее 17 баллов).
Оценка «3» ставится при выполнении 52-79% тестовых заданий (11-16 баллов).
Оценка «2» ставится при выполнении менее 52 % тестовых заданий (менее 11 баллов).
Задание 1. Орфоэпические нормы современного русского языка.

1. Исправьте неверные утверждения:
а) Орфоэпическая норма регламентирует ударение.
б) В пределах литературной нормы имеется некоторое количество вариантов ударений.
в) Ударение в русском языке разноместное и подвижное.
г) Ударение в русском языке никогда не выполняет смыслоразличительную функцию.
д) Для уточнения произношения слов следует обращаться к этимологическому словарю.

2. Выберите пары слов, в которых варианты ударения равноправны:
а) флЕйтовый - флейтОвый
б) казАки - казакИ
в) кИрка - киркА
г) одноврЕменный - одновремЕнный
д) Угольный - угОльный

3. Выберите ряд слов, в которых ударение падает на последний слог:
а) валовой, фетиш, апостроф
б) туфля, еретик, черпать
в) некролог, цемент, коклюш
г) щавель, усугубить, мастерски
д) свекла, каталог, несессер

4. Укажите, в каких словах ударение сохраняется во всех падежах и числах на одном и том же слоге:
а) шофер
б) столяр
в) крем
г) герб
д) средство

5. Найдите слова, в которых двойной согласный при произношении не сохраняется:
а) аллея
б) касса
в) аппликация
г) сумма
д) колли

Задание 2. Лексические нормы современного русского языка.

1. Исправьте неверные утверждения:
а) Лексическая норма регламентирует словоупотребление.
б) При выборе слова следует учитывать не только значение слова, но и его лексическую сочетаемость.
в) При выборе слова из ряда синонимов следует учитывать их функционально-стилистическую окраску.
г) Паронимы – это однокоренные слова с одинаковым лексическим значением.
д) Тавтология – это употребление в речи логически излишних слов.

2. Укажите слова, толкование которых приводится:
а) высшая степень восторга;
б) рукопись, преимущественно древняя;
в) торжественное открытие художественной выставки;
г) информационная беседа для журналистов;
д) подсвечник для нескольких свечей.


3. Найдите правильно составленные синонимические ряды:
а) учтивый, вежливый, деликатный, рассудительный
б) работа, функция, обязательство, назначение
в) обаятельный, очаровательный, неотразимый, шикарный
г) опасаться, страшиться, робеть, трепетать
д) поддерживать, содействовать, способствовать, усиливать

4. Выберите примеры с нарушением лексической сочетаемости слов, исправьте ошибки:
а) улучшить уровень обслуживания
б) выполнение мечты
в) приносить удовольствие
г) одержать первенство
д) оказать вред

5. Найдите предложения, где есть плеоназмы, уберите логически лишние слова:
а) В речи он употребляет диалектные и областные слова.
б) Алексей мысленно подумал, что это конец.
в) Все эти песни почерпнуты из копилки народного фольклора Севера.
г) Многие из участников встречи познакомились друг с другом.
д) Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных выражений.

Задание 3. Морфологические нормы современного русского языка.

1. Исправьте неверные утверждения:
а) Морфологическая норма регламентирует использование форм слова.
б) Краткие прилагательные изменяются по родам и падежам.
в) Все числительные склоняются.
г) Существуют неизменяемые местоимения.
д) Все глаголы изменяются по временам.

2. Укажите, в каких рядах у всех существительных род определен правильно:
а) кафе, кредо, пальто, торнадо, шасси – средний род
б) шимпанзе, атташе, пони, крупье, кофе – мужской род
в) мадам, колибри, авеню, Конго, иваси – женский род
г) фланель, табель, мозоль, салями, Сочи – мужской род
д) леди, кенгуру, Баку, цеце, жалюзи – женский род

3. Найдите, в каких рядах приведены существительные с ошибкой в образовании формы Р. падежа мн. числа:
а) простыней, грамм, погон, валенок, помидор
б) чулок, гектаров, сумерек, блюдец, абрикос
в) солдат, грузин, гантелей, кочерег, очистков
г) дупел, доньев, печений, судей, треф
д) эполет, туфель, яслей, носков, томатов

4. Исправьте ошибки, связанные с употреблением местоимений:
а) На их уроках показывают интересные фильмы.
б) Об этом фильме долго спорили.
в) Мы ничего не знали об этой истории.
г) Песня композитора посвящена своей матери.
д) В комедии обличается чиновничество, среди них процветает взяточничество.



5. Исправьте ошибки, связанные с употреблением глаголов:
а) Она ждала, что Илья помашет ей платком.
б) Слезы брызгают из ее глаз по любому поводу.
в) Ими двигает любовь к искусству.
г) Он надеялся, что выздоровеет к началу занятий.
д) Эта рыба метает икру всегда на одном месте.

Задание 4. Синтаксические нормы современного русского языка.

1. Исправьте неверные утверждения:
а) Синтаксическая норма регламентирует построение предложений.
б) Согласование подлежащего со сказуемым – это область синтаксической нормы.
в) Распространенным нарушением синтаксической нормы является нарушение норм управления.
г) Функционально-стилистическая окраска слова может вызвать синтаксическую ошибку.
д) Деепричастный оборот нельзя включать в состав безличного предложения.

2. Найдите предложения с нарушением норм согласования сказуемого с подлежащим, исправьте ошибки:
а) Лишь часть читателей предпочитают классику романам – однодневкам.
б) Перед нами встают самый многочисленный класс – крестьяне.
в) В день Святого Валентина на вечер пришли те, кто любимы или хотят быть таковыми.
г) Русская интеллигенция, в особенности писатели, всегда заботились о чистоте родного языка.
д) Современная молодежь в качестве кумиров выбирает людей обеспеченных, известных.

3. Укажите предложения с неправильным употреблением деепричастных оборотов, исправьте ошибки:
а) Прочитав письмо подруги, мне показались странными ее упреки и жалобы.
б) Малыш громко заплакал, поняв, что справиться с конструктором он не сможет.
в) Животные, родившись, уже знают, где найти пищу.
г) Узнав о готовящейся диверсии, ФСБ предприняла адекватные меры.
д) Отдыхая на опушке, грибов не наберешь.

4. Найдите предложения с нарушением норм управления, исправьте ошибки:
а) Порядочности его воспитывали в семье.
б) На школьном конкурсе чтецов участвовал весь наш класс.
в) Все знали, что Олег виноват, но утверждал обратное.
г) Он понимал, что из этого дна ему не выбраться.
д) Люди поражались его мужеством.

5. Укажите предложения, в которых отсутствуют ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм:
а) Писатель подробно описал о наших буднях и праздниках, о современниках, таких, как мы с вами.
б) Нет сомнений о том, что лучшие ученики поступят в университет.
в) Задумывая эту книгу, у него появилось желание описать жизнь одной семьи.
г) Подросток бродил по улице, заглядывая в яркие витрины магазинов.
д) Посмотрев эту выставку, у меня сложилось хорошее впечатление о современном абстрактном искусстве.









Задание 5. Работа с текстом.

Кто-то из философов однажды обмолвился, что опыт любви – самый потрясающий опыт человека. Что бы ни говорили и ни писали о парадоксах любви, в этом потрясающем опыте существует нечто если не математически точное, то нравственно непреложное: несмотря ни на что, существуют сумасшедшие закономерности, гармония странностей.
О том, кто любит, говорят иногда, что новое состояние делает для него окружающий мир нереальным. Мне кажется, точнее было бы утверждать, что этот человек видит в окружающем его мире новые реальности. Причем по степени точности этих ощущений можно судить, действительно ли человек любит.
Поэзия – от звездной Сафо до нашего Николая Заболоцкого – подтверждает: истинной любви более, чем точным наукам, дано открыть эту новую реальность – подлинное родство между нашим существом и Плеядами, горящими на небе, или ритмом волнующегося моря.
Е. Богат
1. Решите, какие слова являются антонимами в данном тексте:
а) истинный – подлинный (3 абзац)
б) закономерность – странность (1 абзац)
в) окружающий мир – новая реальность (2 абзац)
г) любовь – точная наука (3 абзац)
д) обмолвился – говорил (1 абзац)

2. Укажите, какие слова являются синонимами к слову «подтверждает» в 3 абзаце:
а) утверждает
б) доказывает
в) знаменует
г) свидетельствует
д) аргументирует

3. Найдите слова, употребленные в тексте в переносном значении:
а) (нравственно) непреложное
б) (окружающий) мир
в) открыть (реальность)
г) истинная (любовь)
д) звездная (Сафо)

4. Выберите средства выразительности речи, использованные в выделенном жирным шрифтом фрагменте:
а) метафора
б) оксюморон
в) сравнение
г) аллегория
д) олицетворение
15