Рабочая программа по обществознанию для 10 класса профильного уровня.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию
(профильный уровень)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе примерной программы среднего полного общего образования по обществознанию (профильный уровень).
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта от 05.03.2004 г.
При составлении программы учтены методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов «История» и «Обществознание», подготовленных кафедрой филологических дисциплин МОИПКРОиК.
При составлении рабочей программы также учтены рекомендации по совершенствованию учебного процесса, изложенные в таком документе, как «Анализ результатов единого государственного экзамена в Мурманской области в 2015 году» (http://moipkro.ru/section/activity/ege).
При составлении программы учтены рекомендации Департамента государственной политики в сфере общего образования от 07 августа 2014 года № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования».
Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по воспитанию антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов, составленные ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина».
Общая характеристика учебного предмета
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Цели
Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
•развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
•воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
•освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
•овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
•формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
владение навыками редактирования текста;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, осуществлять комплексный поиск социальной информации, анализировать и классифицировать социальную информацию, сравнивать, объяснять, раскрывать на примерах, участвовать в дискуссиях, формулировать собственные суждения и аргументы, осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен
Знать/понимать
•социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
•закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы ;•основные социальные институты и процессы;
•различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
•особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.
Уметь
•характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
•осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
•анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
•сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
•объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
•раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
•формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
• подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
•осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
•применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
•эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами
• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции,
•оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
•самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
•нравственной оценки социального поведения людей;
•предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
•ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
•осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
В связи с тем, что в Федеральном перечне с 2016 года отсутствуют учебники для углублённого изучения Обществознания, данный курс в 10-11 классе, можно преподавать обучающимся по завершённой линии учебников по обществознанию профильный уровень: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова и др.М: Просвещение, 2007. Данная линия соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования. Линия входит в систему «Инновационная школа». Учебники линии включены в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X и XI классах по 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю.
Примерная программа рассчитана на 210 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 26 учебных часов (или 12 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Часы резерва учебного времени (26 часов) в 10-11 классах используются для проверки знаний обучающихся по разделам: «Специфика социально-гуманитарного знания»-1 час; «Философия человека»-1 час; «Знание, сознание, познание»-1 час; «Мир общения»-1час; «Психология социальных групп»-1 час.В соответствии с годовым календарным учебным графиком МОУ СОШ № 22 г.Оленегорска продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели.
Таким образом, рабочая программа учебного предмета Обществознание (профильный уровень) для 10-11-х классов рассчитана на 210 часов (105 часов для 10-го класса, 105 часов для 11-го класса).
Учебно-тематический план по обществознанию (профильный уровень)
10-11класс
№ п/п Название темы (раздела) Кол-во часов по примерной программе Количество часов по рабочей программе/ практикум
10 класс 11 класс
Тема 1. Специфика социально-гуманитарного знания. 6ч. 7ч./3 -
Тема 2. Введение в философию. 6ч. 6ч./1 -
Тема 3. Философия человека. 8ч. 10ч./4 -
Тема 4. Знание, сознание, познание. 10ч. 15ч./8 -
Тема 5. Социальная философия. 14ч. 14ч./6 -
Резерв времени. 10ч. Введение в социологию (50 час)
Тема 6. Основные вехи развития социологии. 2ч. - 2ч.
Тема 7. Общество и общественные отношения. 14ч. - 20ч.
Тема 8. Личность и общество. 8ч. 9ч.
Тема 9. Виды социальных отношений. 10ч. 10ч.
Тема 10. Этнические и конфессиональные отношения. 8ч. 8ч.
Резерв учебного времени. 8ч. Введение в политологию (50 час) Тема 11. Основные вехи развития политологии 2ч. 2ч.
Тема 12. Политика и власть. 6ч. 7ч.
Тема 13. Государство в политической системе. 10ч. 10ч.
Тема 14. Гражданское общество и его институты. 12ч. 13ч.
Тема 15. Личность в политической жизни. 10ч. 12ч.
Тема 16. Политический процесс. 6ч. 7ч.
Итоговое повторение 2ч.
Резерв учебного времени. 4ч. Введение в социальную психологию (50 час)
Тема 17. Задачи и методы социальной психологии, ее практическое значение. 2ч. 2ч. -
Тема 18. Социальная психология личности. 14ч. 15ч./5 -
Тема 19. Мир общения. 20ч. 21ч./8 -
Тема 20. Психология социальных групп. 10ч. 11ч./3 -
Итоговое повторение 1ч. -
Резерв учебного времени. 4ч. Итого 204ч. 102ч. 102ч.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (210 час)
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ ( 6 час)
Естественнонаучные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки, их классификация.
Основные этапы развития социально-гуманитарного знания.
Основные специальности в области социально-гуманитарного знания. Профессиональные образовательные учреждения социально-гуманитарного профиля. Основные профессии, связанные с социально-гуманитарными знаниями.
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ( 6 час)
Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Смысл философских проблем. Основные функции философии. (2 часа).
Философия человека. (8 час)
Сущность человека как проблема философии. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Человек как стремление быть человеком.
Деятельность как способ существования людей. Потребности и интересы. Мотивация деятельности и социальные приоритеты.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.
Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Язык как форма мысли. Понятие информации.
Знание, сознание, познание. ( 10 ч )
Виды и уровни человеческих знаний Опыт и знание. Мифологическое и рационально-логическое знание. Знание и сознание.
Теоретическое и обыденное сознание. Мировоззрение, его виды и формы. Философия. Религия. Искусство. Право. Мораль. Нравственная культура.
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Наука, основные особенности методологии научного мышления.
Понятие научной истины, её критерии. Относительность истины. Истина и заблуждение.
Дифференциация и интеграция научного знания. Особенности наук, изучающих общество и человека. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.
Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Культуры и цивилизации.
Социальная философия ( 14 ч )
Социум как особенная часть мира. Факторы изменения социума. Типы социальной динамики. Революционное и эволюционное в историческом процессе.
Формации и цивилизации. Типологии обществ. Дискуссии о постиндустриальном и информационном обществе.
Системное строение общества. Структура общества. Социальная система и ее среда.
Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Проблема общественного прогресса.
Процессы глобализации и становление единого человечества. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационному обществу.
Духовная жизнь людей. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и его роль в развитии личности.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Резерв времени – 10 часов.
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ ( 50 час)
Социология как наука. Место социологии среди других наук. Структура социологического знания. Основные вехи развития социологии (2 час).
Общество и общественные отношения (14 час)
Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Многообразие подходов к пониманию общества. Основные признаки общества.
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Виды социальных взаимодействий. Понятие системы общественных отношений.
Социальные группы, их классификация. Понятие формальных и неформальных групп. Устойчивые социальные группы. Маргинальные группы. Толпа, ее свойства и основные признаки.
Социальные институты. Основные функции социальных институтов. Социальная инфраструктура.
Социальная стратификация и мобильность. Основные измерения стратификации. Бедность и неравенство. Роль и значение среднего класса в современном обществе. Типы социальной мобильности.
Социальные интересы. Причины социальных конфликтов. Характеристики социального конфликта Управление социальным конфликтом. Пути разрешения социальных конфликтов.
Социальные проблемы современной России. Роль учреждений социальной защиты. Конституционные основы социальной политики Российской Федерации.
Личность и общество (8 час)
Социализация индивида. Факторы формирования личности. Социальное поведение. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Роль права в жизни общества. Правовая культура.
Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения. Проблема роста преступности и криминализации общества в России.
Молодёжь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России. Профессиональное и социальное самоопределение молодого человека.
Виды социальных отношений (10 час)
Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Экономика и культура. Качество и уровень жизни. Экономика и политика.
Социология труда. Содержание индивидуального труда. Мотивация труда. Удовлетворенность трудом. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.
Семья и брак как социальные институты. Классификация типов семьи. Функции семьи. Традиционные семейные ценности.
Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации.
Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Культура бытовых отношений.
Этнические и конфессиональные отношения (8 час)
Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация. Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные особенности этноса.
Межнациональное сотрудничество и конфликты. Типология этнических конфликтов. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации.
Роль религии в жизни общества. Религия как форма духовного единства. Мировые религии. Религиозные конфессии.
Религиозные объединения и организации в России. Церковь как общественный институт. Принцип свободы совести.
Резерв учебного времени – 8 часов.
ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТОЛОГИЮ ( 50 час)
Политология как наука. Место политологии среди других наук. Основные вехи развития политологии. Политическое прогнозирование (2 час).
Политика и власть (6 час)
Власть и политика. Понятие общественной власти. Происхождение власти. Типология властных отношений. Легитимация власти.
Политика как общественное явление. Политика как искусство. Особенности политического регулирования общественных отношений.
Политическая система, её структура и функции. Понятие о политических институтах, нормах, коммуникации, процессах. Понятие политической культуры. Типы политической культуры. Типология политических систем.
Государство в политической системе (10 час)
Государство в политической системе. Его признаки, функции. Понятие суверенитета. Формы правления (монархия, республика), формы государственно-территориального устройства (унитаризм, федерализм). Основные направления политики государства.
Понятие бюрократии. Традиции государственной службы в России. Современная государственная служба, ее задачи.
Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их характерные черты и признаки.
Демократия и ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм.
Современный российский парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Гражданское общество и его институты (12 час)
Гражданское общество, его отличительные признаки. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические системы, их ценности.
Политические партии и движения. Типология политических партий. Их признаки и функции. Становление многопартийности в России, особенности российских политических партий. Партийные системы.
Выборы в демократическом обществе. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Избирательные технологии.
Группы давления (лоббирование). Понятие о политическом давлении. Классификация групп давления. Деятельность лоббистских организаций в современном мире и в России.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. СМИ и их роль в формировании политической культуры.
Личность в политической жизни (10 час)
Человек в политической жизни. Политическое участие, его формы, характер. Политические роли человека. Абсентеизм – форма отклоняющегося электорального поведения.
Политическая социализация личности. Политическая психология и политическое поведение. Психология толпы.
Политический экстремизм как общественное явление. Истоки и опасность политического экстремизма в современном обществе. Противодействие экстремизму.
Политическая элита. Элита и контрэлита. Типология элит. Особенности формирования политической элиты в современной России.
Понятие политического лидерства. Типология лидерства. Традиции лидерства в России. Имидж политического лидера, его создание и поддержание в общественном сознании.
Политический процесс (6 час)
Политический процесс, его формы. Развитие политических систем, его пути. Особенности политического процесса в современной России.
Политический конфликт, понятие, структура. Причины политических конфликтов. Виды, пути и механизмы урегулирования.
Современный этап политического развития России. Проблемы строительства демократического правового государства, гражданского общества, многопартийности.
Резерв учебного времени – 4 часа
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ ( 50 час)
Социальная психология как наука. Предмет социальной психологии. Задачи и методы социальной психологии, ее практическое значение (2 час).
Социальная психология личности (14 час)
Индивид, индивидуальность, личность в социальной психологии. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. Социальные установки, ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Макро- и микросреда личности.
Периодизация развития личности. Становление личности. Принятие человеком самого себя. Психологическая защита. Самооценка и уровень притязаний.
Направленность личности. Интересы. Склонности. Способности и профессиональное самоопределение.
Эмоциональный мир личности. Стресс и фрустрация. Агрессия. Самообладание. Человек в критической ситуации.
Ролевой набор личности. Ролевое поведение.
Личность в сфере общественных и межличностных отношений. Эмоциональная основа межличностных отношений. Коньюктивные и дизъюнктивные чувства и их влияние на межличностные отношения. Межличностные отношения в группах. Манипулирование.
Мир общения (20 час)
Потребность людей в общении и способы ее удовлетворения. Функции, и структура общения. Речевые и невербальные средства общения. Позиции в общении.
Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения). Слушание и говорение. Традиционные и новые формы общения. Особенности общения в информационном обществе. Общение как коммуникация. Общение как взаимодействие.
Общение как межличностное взаимодействие (интерактивная сторона общения). Совместное пребывание и совместная деятельность. Кооперация и конкуренция. Диалог как основа взаимопонимания. Эффективность групповой и индивидуальной деятельности.
Общение как взаимопонимание (перцептивная сторона общения). Динамика межличностного восприятия. Эффекты межличностного восприятия, установки, стереотипы. Обратная связь как информация о восприятии человека партнерами по общению.
Идентификация в межличностном общении. Конформность и нонконформность, самоопределение личности. Стили общения. Самопрезентация.
Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Восприятие конфликтной ситуации. Пути конструктивного решения конфликта. Компромисс. Сотрудничество.
Общение в юношеском возрасте. Значение общения для юношеского возраста. Специфика средств и стиля молодежного общения. Мода в общении.
Общение формальное и неформальное. Этика взаимоотношений. Межличностная совместимость. Дружеские отношения.
Деловое общение. Публичное выступление. Психологические особенности публичного выступления. Экзамен: психологические аспекты.
Психология социальных групп (10 час)
Проблема группы в социальной психологии. Многообразие социальных групп. Группы условные. Референтная группа.
Интеграция в группах разного уровня развития. Межличностные роли. Групповая сплоченность. Групповая дифференциация. Лидерство, стили лидерства.
Взаимоотношения в ученических группах. Чувство групповой принадлежности. Групповые роли и ожидания как регуляторы взаимоотношений в группах. Партнерские отношения и соперничество. Кооперация и конкуренция.
Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье.
Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы группового насилия. Особая опасность криминальных групп.
Резерв учебного времени – 4 часов
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции; оппонирование иному мнению;
- осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;
- подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
- осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.
Календарно-тематическое планирование для 10-го класса (профильный уровень)
№ Тема Элементы содержания Самостоятельные и практические работы
Тема 1. Специфика социально-гуманитарного знания (7ч.)
1. Естественнонаучные и социально-гуманитарные знания. Естественнонаучные и социально-гуманитарные знания и их общие черты и отличия. Работа в группах, нахождение общих и отличительных черт в естественнонаучном и социально-гуманитарном знании.
2. Социальные науки. Их классификация. 3. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. 4. Основные специальности в области социально-гуманитарного знания. Основные специальности в области социально-гуманитарного знания. Практикум: «Социальные науки».
5. Профессиональные образовательные учреждения социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения социально-гуманитарного профиля. 6. Основные профессии, связанные с социально-гуманитарными знаниями.
Основные профессии, связанные с социально-гуманитарными знаниями: социологи, экономисты, историки, обществоведы. Практикум: «Специфика социально-гуманитарного знания».
7. Контрольная работа №1 «Специфика социально-гуманитарного знания». Повторение и обобщение изученного. Тема 2. Введение в философию (6 ч.)
8. Место философии в системе обществознания. Место философии в системе обществознания. 9. Философия и наука. Философия как наука, предмет философии. 10. Смысл философских проблем. Философские проблемы.
Написание эссе: «Я философ».
11. Основные функции философии. Основные функции философии. 12. Семинарское занятие: «Основные функции философии». Философия как наука, предмет философии. Основные функции философии. Практикум: «Философия как наука».
13. Повторительно-обобщающий урок: «Введение в философию». Повторение и обобщение изученного. Тема 3. Философия человека (10ч.)
14. Сущность человека как проблема философии. Сущность человека как проблема философии. 15. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции; отличие человека от животного. 16. Человек как стремление быть человеком.
Человек как стремление быть человеком, потребности человека. Практикум: «Человек как биосоциальное существо».
17. Деятельность как способ существования людей. Деятельность как способ существования людей. Структура деятельности, виды деятельности. Беседа о видах деятельности и их влиянии на жизнь человека.
18. Потребности и интересы. Мотивация деятельности и социальные приоритеты.
Понятие интереса, потребностей, классификация потребностей. Мотивация деятельности и социальные приоритеты. Практикум: «Деятельность человека».
19. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Понятие свободы, свобода и произвол. 20. Свобода и ответственность. Свобода выбора.
Свобода и ответственность. Свобода выбора. Диспут: «Свобода и проблема выбора».
21. Мышление и деятельность. Понятие мышление. Виды мышления. Соотношение мышления и языка. Написание эссе на тему: «Я мыслю, следовательно я существую».
22. Язык как форма мысли. Понятие информации.
Язык как форма мысли. Понятие информации. Диалог-рассмотрение: «Мышление и его виды».
23. Контрольная работа №2: «Философия человека». Повторение и обобщение изученного. Тема 4. Знание, сознание, познание (15ч.)
24. Виды и уровни человеческих знаний Опыт и знание. Виды и уровни человеческих знаний Опыт и знание. 25. Мифологическое и рационально-логическое знание. Мифологическое и рационально-логическое знание. Практикум: «Человеческие знания».
26. Знание и сознание. Мифологическое и рационально-логическое знание. Понятие сознания и знания. Теоретическое и обыденное сознание. 27. Мировоззрение, его виды и формы.
Мировоззрение, его виды и формы. Обыденное, научное, ненаучное, религиозное мировоззрение. Зашита реферата на тему «Типы мировоззрения».
28. Религия. Искусство.
Понятие религии, формы религии, Р. Понятие искусства, виды искусства. Написание эссе на тему: «Мировоззрение человека».
29. Право. Мораль.
Понятие права, морали. Дискуссия на тему: «Должно ли право регулировать религию».
30. Нравственная культура. Нравственная культура. 31. Проблема познаваемости мира. Онтология и теория познания. Выполнение проблемных заданий.
32. Наука, основные особенности методологии научного мышления. Наука, основные особенности методологии научного мышления. 33. Понятие научной истины, её критерии.
Понятие научной истины, её критерии Относительность истины. Истина и заблуждение. Проблемный вопрос: «Научное познание».
34. Дифференциация и интеграция научного знания. Дифференциация и интеграция научного знания. Практикум: «Истина и ее критерии».
35. Общественные науки. Особенности наук, изучающих общество и человека. 36. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук. Решение ситуативных задач.
37. Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Культуры и цивилизации. Многообразие и диалог культур. Культуры и цивилизации. Материальная, массовая, элитарная культуры. Групповой проект: «Культура и ее формы».
38. Контрольная работа №3: «Знание, сознание, познание». Повторение и обобщение изученного. Тема 5. Социальная философия (14ч.)
39. Социум как особенная часть мира. Социум как особенная часть мира. Факторы изменения социума. 40. Типы социальной динамики. Революционное и эволюционное в историческом процессе. Революционное и эволюционное в историческом процессе. 41. Формации и цивилизации.
Формационный и цивилизационный подходы к изучению общественного развития. Практикум: «Социальная динамика».
42. Типологии обществ.
Типы обществ, дискуссии о постиндустриальном и информационном обществе. Анализ понятий «Формации и цивилизации».
43. Общество как система.
Системное строение общества. Структура общества. Социальная система и ее среда. Практикум: «Типология обществ».
44. Многообразие и неравномерность общественного развития. Понятие эволюции, революции, реформы. 45. Проблема общественного прогресса.
Противоречивость общественного прогресса, понятие прогресса и регресса. Стагнации. Практикум: «Общественное развитие».
46. Процессы глобализации и становление единого человечества. Понятие глобализации; плюсы и минусы глобализации. 47. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационному обществу. Понятие информационного общества, его признаки. Практикум: «Глобализация».
48. Духовная жизнь людей. Общественное и индивидуальное сознание. Общественное и индивидуальное сознание. 49. Самосознание и его роль в развитии личности. Самосознание и его роль в развитии личности. 50. Социальная и личностная значимость образования. Понятие образования, уровни образования. Беседа об уровнях образования.
51. Тенденции развития образования в современном мире. Тенденции развития образования в современном мире, гуманизация, гуманитаризация и интернационализация образования. Оценка учащимися различных тенденций образования в современном мире.
52. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе Практикум: «Духовная жизнь людей».
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ (50 час)
Тема 6. Задачи и методы социальной психологии, ее практическое значение (2 час).
53. Предмет социальной психологии. Социальная психология как наука. 54. Задачи и методы социальной психологии, ее практическое значение. Задачи и методы социальной психологии, ее практическое значение. Тема 7. Социальная психология личности (15ч.)
55. Индивид, индивидуальность, личность в социальной психологии. Понятие индивид, индивидуальность, личность в социальной психологии. Ролевая игра «Индивид, индивидуальность, личность».
56. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. Устойчивость и изменчивость личности. 57. Социальные установки, ценностные ориентации, убеждения. Социальные установки, ценностные ориентации, убеждения. 58. Социальная принадлежность и социальная позиция. Макро- и микросреда личности. Социальная принадлежность и социальная позиция. Макро- и микросреда личности. Выступление на тему: «Макро- и микросреда личности».
59. Периодизация развития личности.
Становление личности.
Практикум: «Периодизация развития личности».
60. Самопознание. Принятие человеком самого себя. Психологическая защита. Самооценка и уровень притязаний. 61. Направленность личности. Интересы. Склонности. Направленность личности. Интересы. Склонности. 62. Способности человека.
Способности и профессиональное самоопределение. Реферат на тему: «Направленность личности».
63. Эмоциональный мир личности. Эмоциональный мир личности. Стресс и фрустрация. 64. Агрессия. Самообладание. Человек в критической ситуации. Агрессия. Самообладание. Человек в критической ситуации. 65. Ролевой набор личности. Ролевое поведение. Понятие социальная роль. Ролевой набор личности. Ролевое поведение. Проблемный вопрос: «Ролевое поведение, положительные и отрицательные стороны».
66. Личность в сфере общественных и межличностных отношений. Личность в сфере общественных и межличностных отношений. Практикум: «Ролевой набор личности».
67. Межличностные отношения. Личность в сфере общественных и межличностных отношений. 68. Коньюктивные и дизъюнктивные чувства и их влияние на межличностные отношения. Коньюктивные и дизъюнктивные чувства и их влияние на межличностные отношения. 69. Межличностные отношения в группах.
Межличностные отношения в группах. Манипулирование. Практикум: «Межличностные отношения».
Тема 8. Мир общения (21ч.)
70. Общение как вид деятельности человека. Понятие общения. Потребность людей в общении и способы ее удовлетворения. 71. Функции, и структура общения.
Функции, и структура общения. Речевые и невербальные средства общения. Позиции в общении. Написание эссе на тему: «Общение как вид деятельности».
72. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения). Слушание и говорение. Коммуникативная сторона общения. Слушание и говорение. 73. Традиционные и новые формы общения.
Особенности общения в информационном обществе. Практикум: «Общение как вид деятельности».
74. Общение как коммуникация. Общение как взаимодействие. Общение как коммуникация. Общение как взаимодействие. 75. Общение как межличностное взаимодействие (интерактивная сторона общения). Общение как межличностное взаимодействие (интерактивная сторона общения). Защита проекта: «Общение как коммуникация».
76. Совместное пребывание и совместная деятельность. Совместное пребывание и совместная деятельность Кооперация и конкуренция. 77. Диалог как основа взаимопонимания.
Диалог как основа взаимопонимания. Практикум: «Диалог как основа взаимопонимания».
78. Эффективность групповой и индивидуальной деятельности. Эффективность групповой и индивидуальной деятельности. 79. Общение как взаимопонимание (перцептивная сторона общения). Перцептивная сторона общения. 80. Динамика межличностного восприятия.
Эффекты межличностного восприятия, установки, стереотипы. Выступление на тему: «Общение как взаимопонимание».
81. Идентификация в межличностном общении. Конформность и нонконформность. 82. Самоопределение личности. Самопрезентация. Самоопределение личности. Стили общения. Самопрезентация. Защита проекта: «Самопрезентация».
83. Межличностный конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. 84. Пути решения конфликтов. Пути конструктивного решения конфликта. Компромисс. Сотрудничество. 85. Общение в юношеском возрасте.
Значение общения для юношеского возраста. Тренинг: « Конфликт и пути его разрешения».
86. Молодежное общение. Специфика средств и стиля молодежного общения. Мода в общении. 87. Стили общения. Общение формальное и неформальное. Этика взаимоотношений. 88. Межличностная совместимость. Дружеские отношения. Межличностная совместимость. Дружеские отношения. Практикум: «Стили общения».
89. Деловое общение. Психологические особенности публичного выступления. Экзамен. 90. Контрольная работа №4 по теме:«Мир общения». Повторение и обобщение изученного. Тема 9. Психология социальных групп (11ч.)
91. Социальная группа. Многообразие социальных групп. Проблема группы в социальной психологии. Многообразие социальных групп. Рассуждение на тему: «Социальная группа».
92. Классификация групп. Группы условные. Референтная группа. 93. Интеграция в группах разного уровня развития. Межличностные роли. Интеграция в группах разного уровня развития. Межличностные роли. 94. Групповая сплоченность. Групповая дифференциация. Групповая сплоченность. Групповая дифференциация. 95. Взаимоотношения в ученических группах.
Групповая принадлежность, групповые роли и ожидания.
Практикум: «Многообразие социальных групп».
96. Виды взаимодействия в группах. Партнерские отношения и соперничество. Кооперация и конкуренция. 97. Семья как малая группа.
Понятие семьи, функции семьи, виды семей. Семинар: «Виды взаимодействия в группах».
98. Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. 99. Воспитание в семье.
Стили воспитания в семье: демократаческий, авторитарный, либеральный. Написание эссе по теме: «Семья как малая группа».
100. Антисоциальные группы. Антисоциальные группы. 101. Контрольная работа №5 по теме: «Психология социальных групп». Повторение и обобщение изученного. 102. Итоговое повторение. Повторение и обобщение изученного. Литература:
В преподавании курса используется учебно-методический комплект, в который входят: Учебники:
1.Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 кл.общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова и др.М: Просвещение, 2007
2.Обществознание: профильный уровень: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова и др. М: Просвещение, 2007
Методическая литература:
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. - М: Просвещение, 2007;
Школьный словарь по обществознанию/ под редакцией Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2007;
3.Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Обществознание. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки. - М.: Федеральный центр тестирования, 2009г.
4.Тесты. Обществознание.11класс.Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. - М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006;
Единый государственный экзамен 2007. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся /ФИПИ-Центр, 2009г.
Единственные реальные варианты заданий для подготовки к единому государственному экзамену ЕГЭ - 2009. Обществознание. - М.: Федеральный центр тестирования, 2009г.