Авторская рабочая программа Практикум по физике 10-11 класс, Грачев


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 имени летчика Игоря Щипанова
станицы Ясенской
муниципального образования Ейский район


УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ______2015 года,
протокол №__
Председатель педсовета
_________________Т.А.Марченко
подпись руководителя ОУ






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По __практикуму по физике____________________________________________________

Уровень образования (класс) - среднее общее образование 10-11 класс
Количество часов _68________
Учитель___Фандеева Анна Константиновна_______________







Программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.04 № 1089 (для VI-XI (XII) классов), с учётом авторской программы «Физика 7-9, 10-11 классы» А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов. – М.: Вентана-Граф. - 2014 г.












1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основании:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
требований федерального компонента государственного образовательного стандарта начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.04 № 1089 (для VI-XI (XII) классов) к результатам освоения основной образовательной программы;
основных направлений программ, включённых в структуру ООП основного общего образования МБОУ СОШ №21 им. Летчика Игоря Щипанова ст. Ясенской (утверждена________);
примерной программы среднего (полного) общего образования: физика: 10-11 классы / под общ. Ред. Акад. РАО М.В.Рыжакова. – М.: Вентана-Граф, 2012.;
с учетом УМК А.В.Грачев «Физика 7-9, 10-11 классы» / А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов. – М.: Вентана-Граф. - 2014г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Грачев А. В. «Физика 10». Учебник / А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов. – М.: Вентана-Граф. - 2013г.
Грачев А. В. «Физика 11». Учебник / А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов. – М.: Вентана-Граф. - 2013г.
Курс для 10-11 класса «Практикум по физике» коррелирует с курсом «Физика для 10-11 класса профильный уровень»

Цели и задачи курса практикума по физике
Цели данного курса в средней школе:
развить у учащихся умения решать предметно-типовые, графические и качественные задачи; осуществлять логические приемы на материале заданий по физике;
научить учащихся не только понимать физические явления и закономерности, но и применять их на практике путём решения задач разной сложности, различного типа (исследовательские, тестовые, задачи-оценки, качественные, графические, занимательные);
научить учащихся самостоятельно анализировать конкретную проблемную задачу и находить наилучший способ её решения;
сформировать представления о постановке, классификации, приемах и методах решения физических задач;
развить физическое  и логическое мышления  школьников;
развить творческие способности учащихся;
сформировать практические умения;
расширить кругозор школьников и углубить знания по основным темам базового курса физики;
дать учащимся представление о практическом применении законов физики к изучению физических явлений и процессов, происходящих в окружающем нас мире.
Благодаря направленности программы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса физики, она играет важную роль в достижении обучающимися планируемых результатов освоения ООП школы.
Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей программы по предмету
Данная программа разработана на основе УМК А.В.Грачев «Физика 7-9, 10-11 классы» / А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов. – М.: Вентана-Граф. - 2014г. Для решения основных задач обучения требуются книги, созданные на основе глубокого изучения основ наук, освоения их идей, традиций и конкретного содержания. Программа для среднего общего образования, авторами которой являются А. В. Грачев, В. А. Погожев, П.Ю.Боков соответствует данному требованию. К данной программе разработан учебно-методический комплект (УМК) по физике для 10-11 классов общеобразовательных организация (авторы А.В.Грачев, В.А.Погожев и др.). УМК выпускает издательство «Вентана-Граф». Учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год. Содержание учебников соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.04 № 1089 (для VI-XI (XII) классов) к результатам освоения основной образовательной программы. Достоинством учебников данного УМК являются ясность, краткость и доступность изложения, подробно описанные и снабженные рисунками демонстрационные опыты и экспериментальные задачи. Все главы учебника содержат богатый иллюстративный материал. Учебник включает весь необходимый теоретический материал по физике для изучения в общеобразовательных учреждениях, отличается простотой и доступностью изложения материала, предусматривается выполнение упражнений, которые помогают не только закрепить пройденный теоретический материал, но и научиться применять на практике.


2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач обобщаются знания о конкурентных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируют практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории, науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. В период ускорения научно – технического процесса на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Актуальность проблемы подготовки к ЕГЭ определяет мотивацию курса.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на реализацию за 34 учебных часа (1 час в неделю) в 10 классе и 34 часа в 11 классе (1 час в неделю). В авторской программе не содержится тематического распределения учебного материала отдельно для курса практикум по физике. Однако программа включает два варианта планирования. Второй вариант планирования рассчитан на 3-х часовую неделю. На этой разнице часов основано распределение учебного материала в данной программе. В авторской программе второго типа (3 часа в неделю) для 10 класса предусмотрено 4 часа резерва времени, а первого типа (2 часа в неделю) – 6 часов. Значит, данная программа должна быть уменьшена на два часа, что было сделано в темах «Основы МКТ и термодинамики» и «Электростатика». В авторской программе второго типа для 11 класса предусмотрено 18 часов для Практикума по профилю обучения. Это время использовано для расширения тем «Постоянный электрический ток» - 1 час, «Магнитное поле» - 1 час, «Колебания и волны» - 9 часов, «Геометрическая оптика. Свойства волн» - 2 часа, «Элементы теории относительности» - 1 час, «Квантовая физика» - 1 час, выделено 3 часа на тему «Электромагнитная индукция», которая не имеет разницы часов между двумя вариантами программы. Разница часов в вариантах авторской программы 35 часов, а данная программа рассчитана на 34 часа, поэтому резерв времени в 1 час не использовался.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Грачев А. В. «Физика 10». Учебник / А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов. – М.: Вентана-Граф. - 2013г.
Грачев А. В. «Физика 11». Учебник / А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов. – М.: Вентана-Граф. - 2013г.


4.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

в 10 классе
Кинематика (6 ч)
Перемещение. Путь. Скорость»
Кинематика прямолинейного движения
Закон сложения перемещения и скорости
Ускорение прямолинейного равноускоренного движения
Графический и аналитический способ решения задач кинематики.
Равномерное движение по окружности
Динамика (5 ч)
Закон инерции
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона
Деформации. Сила упр. Закон Гука. Сила трения
Движение тела под действием нескольких сил.
Закон всемирного тяготения
Законы сохранения в механике (5 ч)
Система тел. Закон сохранения импульса
Закон сохранения механической энергии
Решение задач с использованием законов сохранения импульса и механической энергии.
Статика (1 ч)
Момент силы. Законы гидро- и аэростатики
Основы МКТ и термодинамики (8 ч)
Масса молекул. Количество вещества. Молярная масса
Термодинамическая система. Закон сохранения энергии в тепловых процессах
Температура и тепловое равновесие.
Количество теплоты. Удельная и молярная теплоёмкость вещества
Законы идеального газа
Уравнение состояния идеального газа
Решение задач на основы МКТ и термодинамики

Тепловые машины (3 ч)
Преобразование энергии в тепловых машинах
КПД тепловых двигателей. Цикл Карно

Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы (1)
Насыщенный пар. Влажность воздуха
Электростатика (5)
Закон сохранения электрического заряда
Закон Кулона. Сложение электрических сил
Электрическое поле
Работа сил электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов
Ёмкость конденсатора


в 11 классе

Постоянный электрический ток (5 ч.)
Расчёт сопротивления системы, состоящей из нескольких проводников
Источник тока
Электрический ток в электролитах
Электрический ток в газах Плазма
Магнитное поле (4 ч.)
Действие магнитного поля на проводник с током
Действие магнитного поля на рамку с током
Сила Лоренца
Электромагнитная индукция (3 ч.)
ЭДС индукции в движущемся проводнике. Магнитный поток
Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца
Вихревое электрическое поле. Индуктивность. Самоиндукция
Механические колебания (4 ч.)
Кинематика колебательного движения
Динамика колебательного движения
Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс

Электромагнитные колебания (5 ч.)
Свободные электромагнитные колебания
Мощность в цепи переменного тока
Переменный электрический ток. Источник переменного тока
Активное сопротивление в цепи переменного тока

Механические и электромагнитные волны (2 ч.)
Механические волны
Электромагнитные волны
Геометрическая оптика (2 ч.)
Закон прямолинейного распространения света. Закон отражения света. Дисперсия света.
Оптические приборы
Свойства волн (3 ч.)
Поляризация волн. Интерференция волн
Дифракция света
Повторение по темам: «Геометрическая оптика», «Свойства волн»
Элементы теории относительности (1 ч.)
Относительность одновременности событий. Замедление времени и сокращение длины
Квантовая физика. Строение атома (2 ч.)
Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта
Корпускулярно-волновой дуализм. Давление света. Гипотеза де Бройля
Физика атома и атомного ядра (2 ч.)
Закон радиоактивного распада. Правила смещения
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер
Строение Вселенной (1 ч.)
Солнце. Солнечная система

Курс обучения физики (практикум) в 10 кл. включает 3 контрольных работы. Контрольная работа №1 посвящена разделу «Законы сохранения в механике». Контрольная работа №2 - «Основы МКТ и термодинамики». Контрольная работа №3 - «Тепловые машины».
Курс обучения физики в 11 кл. включает 4 контрольных работы. Контрольная работа №1 посвящена разделу «Постоянный электрический ток». Контрольная работа №2 - «Магнитное поле» и «Электромагнитная индукция». Контрольная работа №3 - «Механические колебания». Контрольная работа №4 - «Электромагнитные колебания».
Контрольная работа на данную тему состоит из 2 вариантов. Каждый из вариантов содержат задания разных уровней.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочётов или имеющую не более одного недочёта.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
Не более одной негрубой ошибки и одного недочёта
Не более двух недочётов
Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
Не более двух грубых ошибок;
Не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта;
Не более двух, трёх грубых ошибок;
Одной негрубой ошибки и трёх недочётов;
При отсутствии ошибок, но при наличии 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочётов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3» , или если правильно выполнено менее половины работы.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Виды контроля
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
В год

10 класс

Контрольные работы
-
1
1
-
3

11 класс

Контрольные работы
2
1
1
-
4



5.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ

№ п/п
Разделы, темы
Количество часов



Авторская
программа
Рабочая программа по классам




3 ч в нед.
2 ч в нед


10 КЛАСС


1
Кинематика
18
12
6

2
Динамика
16
11
5

3
Законы сохранения в механике
11
6
5

4
Статика
5
4
1

5
Основы МКТ и термодинамики
22
12
8

6
Тепловые машины
5
2
3

7
Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы
9
8
1

8
Электростатика
15
9
5

9
Резерв времени
4
6
-


Итого
105
70
34

11 КЛАСС

1
Постоянный электрический ток
15
11
5

2
Магнитное поле
8
5
4

3
Электромагнитная индукция
7
7
3

4
Колебания и волны
16
14
11

5
Геометрическая оптика. Свойства волн
14
11
5

6
Элементы теории относительности
2
2
1

7
Квантовая физика. Строение атома
7
6
2

8
Физика атома и атомного ядра
9
7
2

9
Строение Вселенной
4
3
1

10
Практикум по профилю обучения
18
-
-

11
Резерв времени
5
4
-


Итого
105
70
34


Всего
210
140
68



6.ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).


Грачев А. В. «Физика 10». Учебник / А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов. – М.: Вентана-Граф. - 2013г.
52


Грачев А. В. «Физика 11». Учебник / А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов. – М.: Вентана-Граф. - 2013г.
52

2. Печатные пособия


Годова И.В.Физика. 10 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате. – М.: Интеллект, 2011. – 96 с.
1


Годова И.В.Физика. 11 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате. – М.: Интелект, 2011. – 80 с.
1


Г. Н. Степанова, А. П. Степанов. Сборник вопросов и задач по физике: Основная школа. – ООО «СТП Школа», 2012.
1

3. Технические средства обучения (средства ИКТ, цифровые образовательные ресурсы)


Персональный компьютер
1


Мультимедийный проектор
1


Электронная доска
1


Вебкамера
1

4. Экранно-звуковые пособия


Интерактивные учебные пособия «Наглядная физика»
17

5. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование


Амперметр
20


Вольтметр
20


Весы учебные с гирями до 200 г.
10


Калориметр с мерным стаканом
20


Горелка
10


Катушка моток
20


Штативы
20


Пробирки
20


Колбы
10


Гидравлический пресс
1


Маятник Максвелла
1


Прибор для демонстрации постоянной Планка
1


Психрометр
1


Барометр
1


Магнит U-образный
10


Магнит полосной
10


Компас
20


Электроскоп
3


Термометр ртутный
10


Цилиндр измерительный
20


Набор тел разной массы и равного объёма
1


Линзы
20



Лабораторный набор:



Гидростатика, плавание тел.
10


Исследование изопроцессов в газах
10


Электричество
10


Механика, простые механизмы
10


Демонстрационный набор:



Геометрическая оптика
1


Магнетизм
1


Тепловые процессы
1


Электричество
3


Газовые законы
1


Прибор для изучения траектории брошенного тела.
1


Прибор для демонстрации давления в жидкости
1








7. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучение физики в 10 классе учащийся должен сформировать умения:
Описывать механическое движение на плоскости в графическом и аналитическом видах.
Решать основную задачу механики: для равномерного прямолинейного движения; для прямолинейного равноускоренного движения.
Проводить прямые и косвенные измерения координаты тела, времени движения, скорости и ускорения при прямолинейном движении, угловой скорости и периода обращения при движении по окружности.
Решать физические задачи, используя знание законов: прямолинейного равномерного и равноускоренного движений на плоскости, равномерного движения по окружности, определений физических величин, аналитических зависимостей (формул) и графических зависимостей между ними, выбранных физических моделей, представляя решение в общем виде и/или в числовом выражении.
Находить равнодействующую сил, направленных вдоль одной прямой и под углом.
Решать физические задачи о движении тела под действием нескольких сил, о движении взаимодействующих тел, в том числе о равномерном движении материальной точки по окружности, о движении планет и искусственных спутников, используя алгоритмы решения задач.
Решать задачи с использованием закона сохранения импульса и закона сохранения проекции импульса, теоремы о движении центра масс.
Решать задачи на вычисление работы сил (общий случай), мощности, кинетической энергии тела, потенциальной энергии системы тел, на применение закона сохранения механической энергии Объяснять условия равновесия тел, виды равновесия твёрдого тела; описывать передачу давления жидкостями и газами, явления гидростатического и атмосферного давления, плавания тел.
Решать задачи на применение условий равновесия твёрдых тел, вычисление мощности и КПД простых механизмов, законов Паскаля, Архимеда.
Решать задачи на использование первого закона термодинамики, задачи на определение количества теплоты, температуры, массы, удельной теплоёмкости вещества при теплопередаче.
Решать задачи на расчёт количеств теплоты при теплообмене.
Вычислять КПД и максимально возможный КПД тепловых двигателей.

В результате изучение физики в 11 классе учащийся должен сформировать умения:
Решать задачи, используя: закон Ома для участка цепи и полной цепи, закон Джоуля Ленца, зависимости между физическими величинами при последовательном и параллельном соединении проводников, выражений для сопротивления проводника, работы и мощности тока.
Находить направление индукционного тока с помощью правила Ленца.
Решать задачи, используя знания явления и закона электромагнитной индукции, определений физических величин
Решать физические задачи по кинематике и динамике колебательных движений, используя знание определений физических величин, аналитических зависимостей (формул) между ними, выбранных физических моделей
Решать физические задачи, используя знание определений физических величин, аналитических зависимостей (формул) между ними.
Строить изображения, создаваемые тонкими собирающими и рассеивающими линзами, определять ход лучей при построении изображений в тонких линзах, используя формулу тонкой линзы.
Решать физические задачи, используя знание законов геометрической оптики
Решать физические задачи, используя знание законов: радиоактивного распада, альфа- и бета-распадов, правил смещения, законов сохранения электрического заряда, энергии и импульса при ядерных реакциях.




СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей
От________ №________
Руководитель МО
___________ ________________
(подпись) (расшифровка)

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
___________ Дементьева Е.В.
(подпись) (расшифровка)
«_____»___________2015 года

























13 PAGE 141015



Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 615