Рабочая программа по физике для 8 класса (УМК Грачев А. В., Погожев В. А., Вишняков Е. А.)
Пояснительная записка
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
Закон РФ «Об образовании» ( в редакции ФЗ от 29.12 2012 года № 273 – ФЗ)
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004г № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. N 253.
Учебный план МБОУ СОШ №12 на 2014-2015 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы для основного общего образования по физике 7-9 классы авторы А.В.Грачёва, В.А.Погожева, А.В.Селиверстова.
Программа составлена на базе Образовательного минимума содержания физического образования и с учетом содержания учебника Грачев А. В., Погожев В. А., Вишняков Е. А. для 8 класса (с сеткой 3 часа в неделю). Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 7 лабораторных работ, 7 контрольных работ. В программе предусмотрен резерв учебного времени для использования разнообразных форм организации учебного процесса, современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.
Физика – наука о наиболее общих законах природы. Именно поэтому, как учебный предмет, она вносит огромный вклад в систему знаний об окружающем мире, раскрывая роль науки в развитии общества, одновременно формируя научное мировоззрение.
Изучение физики в общеобразовательных школах направлено на достижение следующих целей:
формирование системы физических знаний и умений в соответствии с Обязательным минимумом содержания основного общего образования и на этой основе представлений о физической картине мира;
развитие мышления и творческих способностей учащихся, стремления к самостоятельному приобретению новых знаний в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
развитие научного мировоззрения учащихся на основе усвоения метода физической науки и понимания роли физики в современном естествознании, а также овладение умениями проводить наблюдения и опыты, обобщать их результаты;
развитие познавательных интересов учащихся и помощь в осознании профессиональных намерений;
знакомство с основными законами физики и применением этих законов в технике и в повседневной жизни.
Основные задачи курса:
- обеспечить усвоение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления, основных законах, их применение в технике и повседневной жизни, методах научного познания природы;
- научить применению полученных знаний для объяснения физических явлений и процессов, принципов действия технических устройств, решения задач;
- научить основам применения естественнонаучных методов познания, в том числе в экспериментальной деятельности;
- сформировать убежденность в познаваемости мира, основы научного мировоззрения и физической картины мира;
- способствовать формированию теоретического мышления, овладению адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач.
График контрольных работ.
№ п/п Тема дата
1. Контрольная работа № 1 по теме «Молекулярная теория строения вещества». 2. Контрольная работа № 2 «Основы термодинамики» 3. Контрольная работа №3 «Изменение агрегатных состояний вещества. Газовые законы». 4. Контрольная работа №4 «Основы термодинамики. Тепловые машины.»5. Контрольная работа № 5 «Электрические явления» 6. Контрольная работа № 6 «Электрические явления. Постоянный электрический ток». 7. Итоговая контрольная работа. Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате освоения содержания учащиеся должны:
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение;смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, взаимодействия магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция, дисперсия света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, периода колебания маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электронной техники;
оценки безопасности радиационного фона.
Рабочая программа выполняет функции:
- информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета «физика»;
- организационно-планирующая функция предусматривает структурирование учебного материала по физике, определение его количественных и качественных характеристик.
Содержание образования по разделам
Строение вещества и тепловые явления (50 часов)
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц.
Газовые законы. Объединенный газовый закон.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.
Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Насыщенный пар. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.
Преобразования энергии в тепловых машинах. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации.
Сжимаемость газов.
Диффузия в газах и жидкостях.
Модель хаотического движения молекул.
Модель броуновского движения.
Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.
Сцепление свинцовых цилиндров.
Принцип действия термометра.
Изменение внутренней энергии тел при совершении работы и при теплопередаче.
Теплопроводность различных металлов.
Конвекция в жидкостях и газах.
Теплопередача путем излучения.
Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
Явление испарения.
Кипение воды.
Постоянство температуры кипения жидкости.
Явление плавления и кристаллизации.
Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.
Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
Устройство паровой турбины.
Лабораторные работы.
Исследование изменения температуры остывающей воды во времени.
[Изучение явления теплообмена.]
Измерение удельной теплоемкости вещества.
[Измерение удельной теплоты плавления льда.]
[Измерение влажности воздуха.]
[Изучение зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.]
Электромагнитные явления (49).
Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Взаимодействие зарядов. Закон Кулона. Принцип суперпозиции для сил взаимодействия электрических зарядов.
Дальнодействие и близкодействие. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.
Постоянный электрический ток. Условия возникновения электрического тока. Источники постоянного тока. Действия электрического тока.
Сила тока. Напряжение. Электрическая цепь. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.
Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводниках с током. Сила Ампера. Амперметр. Вольтметр. Электромагнит. Электродвигатель. Электромагнитное реле. Динамик. Микрофон. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Электрогенератор.
Демонстрации.
Электризация тел.
Два рода электрических зарядов.
Устройство и действие электроскопа (электрометра).
Наблюдение электростатического взаимодействия заряженных тел.
Проводники и изоляторы.
Электризация через влияние.
Перенос электрического заряда с одного тела на другое.
Закон сохранения электрического заряда.
Устройство конденсатора.
Энергия заряженного конденсатора.
Источники постоянного тока.
Составление электрической цепи.
Электрический ток в электролитах. Электролиз.
Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников.
Электрический разряд в газах.
Измерение силы тока амперметром.
Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.
Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.
Измерение напряжения вольтметром.
Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.
Реостат и магазин сопротивлений.
Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.
Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.
Опыт Эрстеда.
Магнитное поле тока.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Устройство электродвигателя.
Электромагнитная индукция.
Правило Ленца.
Самоиндукция.
Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.
Устройство генератора постоянного тока.
Устройство генератора переменного тока.
Лабораторные работы.
Изучение электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.
[Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.]
Исследование зависимости силы тока от напряжения на участке цепи и измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра.
[Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала.]
Измерение работы и мощности электрического тока.
[Изучение взаимодействий постоянных магнитов.]
[Изучение магнитного поля прямого проводника и катушки с током.]
[Изучение явления намагничивания железа.]
[Изучение принципа действия электромагнитного реле.]
Изучение действия магнитного поля на проводник с током.
[Изучение принципа действия электродвигателя.]
Резерв (6 часов)
Календарно-тематический план
№ урока Тема урока Дата
Виды и формы контроля Изменения сроков, причины изменения
Строение вещества и тепловые явления (50 часов.) Молекулярная теория вещества(8 часов). 1/1 Вещество и его структурные единицы. Свойства вещества. Модели молекул. 2/2 Масса и размеры молекул. 3/3 Движение молекул. 4/4 Взаимодействие молекул. 5/5 Агрегатные состояния вещества. 6/6 Молекулярная теория строения вещества. 7/7 Контрольная работа № 1 по теме «Молекулярная теория строения вещества». КР№1 8/8 Молекулярная теория строения вещества. Резерв. Основы термодинамики(17 часов). 1/9 Внутренняя энергия термодинамической системы. 2/10 Изменение внутренней энергии термодинамической системы в результате совершения работы и в результате теплопередачи. 3/11 Изменение внутренней энергии в общем случае. Закон сохранения энергии при тепловых процессах. 4/12 Виды теплообмена. 5/13 Виды теплообмена. 6/14 Температура и тепловое равновесие. 7/15 Температура. Термометр. 8/16 Остывание воды. Лаб. работа по теме «Исследование изменения температуры остывающей воды во времени». ЛР 9/17 Теплоемкость тела. Удельная теплоемкость. 10/18 Расчет количества теплоты при теплообмене. 11/19 Расчет количества теплоты при теплообмене. 12/20 Удельная теплоемкость. Лабораторная работа «Измерение удельной теплоемкости вещества » или «Проверка уравнения теплового баланса». ЛР 13/21 Удельная теплота сгорания топлива. 14/22 Удельная теплота сгорания топлива. 15/23 Основы термодинамики. 16/24 Контрольная работа № 2 «Основы термодинамики» КР №2 17/25 Основы термодинамики. Урок коррекции. Изменение агрегатных состояний вещества (8 часов). 1/26 Испарение и конденсация. 2/27 Скорость процесса испарения. Насыщенный пар. Влажность воздуха. 3/28 Влажность воздуха. Лабораторная работа « Измерение относительной влажности воздуха» ЛР 4/29 Удельная теплота парообразования. Кипение. 5/30 Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. 6/31 Удельная теплота плавления. Лабораторная работа «Определение удельной теплоты плавления льда» ЛР 7/32 Решение задач. 8/33 Решение задач. СР Газовые законы (9 часов). 1/34 Закон Боьйля-Мариотта. Изотермический процесс. 2/35 Изохорный процесс. Закон Шарля. 3/36 Изобарный процесс. Закон Гей-Люссака. 4/37 Решение задач. 5/38 Объединенный газовый закон. 6/39 Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. 7/40 Изменение агрегатных состояний вещества. Газовые законы. 8/41 Контрольная работа №3 «Изменение агрегатных состояний вещества. Газовые законы». КР №3 9/42 Изменение агрегатных состояний вещества. Газовые законы. Урок коррекции. Тепловые машины (8часов). 1/43 Поршневые двигатели внутреннего сгорания. 2/44 Паровые и газовые турбины. Турбореактивные двигатели и реактивные двигатели. 3/45 Коэффициент полезного действия тепловых двигателей. 4/46 Холодильные машины. Экологические проблемы тепловых двигателей. 5/47 Применение законов термодинамики для описания работы теплового двигателя. 6/48 Основы термодинамики. Тепловые машины. СР 7/49 Контрольная работа №4 «Основы термодинамики. Тепловые машины.»КР №4 8/50 Основы термодинамики. Тепловые машины. Урок коррекции. Электромагнитные явления (43 часа). Электрические явления (14 часов). 1/51 Электризация тел. Два вида электрических зарядов. 2/52 Строение атомов. 3/53 Объяснение электрических явлений. Закон сохранения электрического заряда. 4/54 Электроскоп. 5/55 Закон Кулона. 6/56 Закон Кулона. 7/57 Сложение электрических сил. 8/58 Электрическое поле. Напряженность-силовая характеристика электрического поля. 9/59 Силовые линии электрического поля. Однородное электрическое поле. 10/60 Работа сил электрического поля. Напряжение. 11/61 Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора. 12/62 Электрические явления. 13/63 Контрольная работа № 5 «Электрические явления» КР №5 14/64 Электрические явления. Урок коррекции. Постоянный электрический ток (21 час). 1/65 Электрический ток. Условия его возникновения. Электрическая цепь. 2/66 Электрический ток в металлах. Направление и сила тока. 3/67 Измерение силы тока. Лабораторная работа «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках» ЛР 4/68 Измерение напряжения. Лабораторная работа «Измерение Напряжения на разных участках электрической цепи» ЛР 5/69 Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. 6/70 Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление вещества. 7/71 Закон Ома. Удельное сопротивление. 8/72 Закон Ома. Лабораторная работа «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» ЛР 9/73 Последовательное соединение проводников. 10/74 Параллельное соединение проводников. 11/75 Последовательное и параллельное соединение проводников. 12/76 Работа и мощность электрического поля. 13/77 Закон Джоуля-Ленца. Электрические нагревательные приборы. 14/78 Закон Джоуля-Ленца. 15/79 Носители электрических зарядов в газах. 16/80 Носители электрических зарядов в полупроводниках. 17/81 Источники тока. 18/82 Электрические явления. Постоянный электрический ток. 19/83 Электрические явления. Постоянный электрический ток. 20/84 Контрольная работа № 6 «Электрические явления. Постоянный электрический ток». КР №6 21/85 Электрические явления. Постоянный электрический ток. Урок коррекции Электромагнитные явления (8 часов). 1/86 Магниты и их свойства. 2/87 Магнитное поле. Единица силы тока. 3/88 Линии магнитного поля. 4/89 Действие магнитного поля на проводники с токами. Сила Ампера. 5/90 Электродвигатели. Гальванометры. 6/91 Электромагниты и их применение. 7/92 Магнитное поле земли. 8/93 Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция 9/94 Обобщающее занятие. 10/95 Электромагнитные явления. СР 11/96 Обобщающее занятие по курсу 8 класса 12/97 Обобщающее занятие по курсу 8 класса 13/98 Итоговая контрольная работа. КР №7 14/99 Итоговое повторение. Урок коррекции 15/100 Резерв 16/101 Резерв 17/102 Резерв 18/103 Резерв 19/104 Резерв 20/105 Резерв Контрольных работ–7
Лабораторных работ - 7
Литература и средства обучения
1. Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
2. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. Грачев А. В.– М.: Дрофа, 2008.
3.Грачев А. В., Погожев В. А., Вишняков Е. А. Физика-8. — М.: Вентана-Граф, 2013. Учебник для общеобразовательных учреждений.
4. Грачев А. В., Погожев В. А., Вишняков Е. А. Проектирование учебного процесса. 8 класс — М.: Вентана-Граф, 2013
Литература для учащихся
1. Грачев А. В., Погожев В. А., Вишняков Е. А. Физика-8. — М.: Вентана-Граф, 2013. Учебник для общеобразовательных учреждений.
2.Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классовобщеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.
3.Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. Сборник задач по физике .- М.: Просвещение, 2013