Разработка урока Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры (6 класс) 
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ДАТА__________              ПРЕДМЕТ: География          УРОК: №__           КЛАСС: 6-А, 6-Б
Учитель – Василевич О.С.
АТМОСФЕРА -  ВОЗДУШНАЯ  ОБЛОЧКА ЗЕМЛИ.                                                                              Тема: Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры.
Цели урока: Образовательная: Сформировать у учащихся знания о средней температуре воздуха, суточной и годовой амплитуде колебания температуры;
Развивающая: Развивать умения учащихся рассчитывать среднюю температуру, амплитуду колебания температуры, решать практические задачи;                                       Воспитательная: Воспитывать географическое мировоззрение учащихся.
Планируемые результаты: КТП 6 класс, стр. 3-4
Оборудование: Учебник -  Алексеев А.И. «География» 5-6 класс (ООО «Просвещение» линия «Полярная звезда»), атлас.Тип урока: Комбинированный.
Межпредмет-ные связи: Метеорология.
Организационный момент.
Учитель (У): Приветствует. Настраивает на урок. Проверяет отсутствующих на уроке.
Проверяет  наличие принадлежностей  к  уроку.
Обучающиеся (О): Приветствуют. Проверяют наличие принадлежностей.
Актуализация опорных знаний учащихся (П).
Мотивация познавательной деятельности учащихся (Р, П, К).
Актуализация. 
Проверка Д/З :
- беседа по вопросам:
- итог: У: Проверяет уровень и качество полученных знаний.
О: Отвечают на поставленные вопросы.
 - Как прогревается атмосфера?
- От чего зависит температура воздуха? Назовите эти факторы и приведите конкретные примеры.
- Каким прибором и в каких единицах измеряется температура воздуха? Как можно графически отобразить температуру?
- Проверка письменного задания (стр. 134 задание 6)                                                                                                       
Результаты опроса, количество оценок по разным уровням.
Мотивация: У: Создает  условия для  осознанного  восприятия  нового  материала.
Перед новой темой – Обращает внимание на актуальность изучения новой темы. Приводит необычные факты, могущие заинтересовать учащихся в ходе изучения темы. Приводит примеры из повседневной жизни.
Это важный показатель,
Градусник - ее приятель.
Если жарко - высока,
А в мороз она низка.
                             (Температура)ой.и- в парах. еки могут образовываться пороги и водопады?
IV. Изучение нового материала. Первичное закрепление (П, К, Л, Пр).
План урока: Расчет средней температуры, амплитуды колебания температур.
Решение практических задач.
Расчет средней температуры, амплитуды колебания температур.
У.: Рассказ учителя (П, Пр).
 
У.: Организация работы с учебником (стр. 129, 130-131). 
О.: Работа в паре. Запись терминов в тетрадь, отработка практических навыков (П, Пр, Л)
Физминутка     Солнечные лучи на протяжении суток нагревают земную поверхность неравномерно: утром и вечером температура будет ниже, чем в полдень. Это объясняется высотой Солнца над горизонтом и углом падения солнечных лучей.
     То же самое происходит и в течение года: выше всего Солнце над горизонтом находится летом (июнь) , ниже – зимой (декабрь). Поэтому самые высокие температуры наблюдаются летом. А самые низкие – зимой.
     
     Годовой ход температуры воздуха определяют по среднемесячным температурам. Для этого температуры каждого дня месяца суммируются и делятся на количество дней в месяце (т.е. находится среднее арифметическое число). Точно также можно определить и среднесуточную температуру, и среднегодовую температуру. 
     Кроме того, зная самую высокую и самую низкую температуру воздуха за определенные период, можно рассчитать амплитуду колебания температуры. Для этого надо найти разницу между самой высокой и самой низкой температурой.
Задание. Запишите в тетрадь определения понятий: «средняя суточная температура», «суточная амплитуда» (стр. 130).
Задание. Пользуясь данными таблицы (рубрика «Шаг за шагом» стр. 131), рассчитайте среднюю суточную  температуру воздуха и амплитуду колебания температуры.
Среднегодовая температура (t ср.) = +11,6 град.;
Амплитуда  (А) = 17-6 = 11 град.
Задание. Прочтите раздел «Почему воздух у поверхности Земли теплее, чем на высоте» (стр. 129).
- Как изменяется температура воздуха с высотой? Запишите эту закономерность.
Выделяется следующая закономерность:
     Температура зависит от высоты местности над у.м. Чем выше над у.м., тем меньше температура  воздуха: на 1 км высоты температура  уменьшается на  6 град.
Решение практических задач.
У.: Организация работы по решению практических задач. 
О.: Работа в паре. Отработка практических навыков (П, Пр, Л)
   
выступы каменных глыб в реке (                                                                                                Задача 1.
На высоте 8 км температура воздуха равна -18 град. Какова температура у поверхности Земли. 
Записывается краткое условие:
t1 =  - 18°С
h = 8 км
t2 =?
Решение:
на 1 км высоты температура  уменьшается на  6 град.
Определить, на сколько градусов изменится температура воздуха: 
8*6 = 48°С 
Рассчитать температуру у поверхности Земли:
– 18 + 48 = +30°СОтвет: t2 = +30°С.
Задача 2.
Рассчитайте  температуру воздуха на вершине  Памира (6 км), если в июле у подножия она составляет +36°С?
Задача 3. 
На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура -30°С, а у поверхности Земли +12°С?
Решение:
Определим, на сколько градусов изменилась температура: 
- 30 – 12 = 42°СРассчитаем высоту: 
42 : 6 = 7 км.
Задача 4.
Определите высоту горы, если на вершине температура 0°С, а у ее подножия термометр показывает +18°С.
Обобщение и систематизация знаний (П, К, Л, Пр).
Итог урока.
Домашнее задание.
Беседа по вопросам: У.: По результатам ответа - корректирует  знания учащихся.
О.: Обобщают и систематизируют полученные знания. Отвечают на вопросы:
- Почему с высотой температура воздуха понижается?
- Что такое средняя температура, амплитуда колебания температур? Как рассчитываются эти показатели?
Итог урока.
Рефлексия: У.: Выставление оценок/самооценивание.
О.: Заканчивают предложения: Я узнал… Я научился… Я умею…Мне понравилось… Я разочарован… Я бы хотел…
Домашнее задание: У.: Записывает на доске домашнее задание. Контролирует запись домашнего задания в дневники.
О.: Записывают в дневник:
§ 39-40; стр. 134, задание 7 (письменно).