Презентация по МХК на тему: «Соборы Венеции»
Соборы ВенецииПрезентацию выполнилаученица 10 «Б» классагимназии №405Алина Ердаковав сотрудничестве с учителем Н.В.ДудкинойСанкт-Петербург, 2013
Исторический центр Венеции расположен на архипелаге, состоящем из 118 мелких островов, в 4 км от материка, с которым он соединен длинным мостом. Венеция – один и красивейших городов мира – стоит на воде. Этот прекрасный город основан приблизительно в V в. до н. э., и абсолютно любое здание может претендовать на звание исторического. Неудивительно, что вся старая часть Венеции и ее лагуна включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В нем нет мостовых, даже тротуары довольно редки, нет колесного транспорта. Прямо у домов плещется вода, а жители передвигаются на гондолах и моторных лодках. Это город, который лучше всего увидеть своими глазами.
По количеству соборов и церквей на душу населения Венеция превосходит другие города Европы во много раз. На небольшой территории островов расположено более 150 церквей. Список соборов Венеции:Собор Святого Марка Собор Санта-Мария Глориоза деи ФрариСобор Санта-Мария делла СалютеСобор Санти-Джованни э ПаолоСобор Санти-Мария э ДонатоСобор Сан-Джорджо МаджореСобор Санта-Мария делл'Ассунта
Собор Святого МаркаСобор Святого Марка – кафедральный собор Венеции, представляющий собой редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе. Располагается на площади Святого Марка, рядом с Дворцом дожей.Собор, украшенный многочисленными мозаиками, выполненными в византийском стиле, является местом нахождения мощей апостола Марка и множества ценных предметов искусства, вывезенных из Константинополя в ходе крестовых походов. В 1987 году собор в числе прочих венецианских памятников вошёл в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Современный вид собора
Похищение мощей апостола Марка из Александрии, XI векЦерковь святого Марка была построена рядом с Дворцом дожей в 832 году. По легенде, двое венецианских купцов похитили мощи евангелиста Марка из египетской Александрии, находившейся уже под властью мусульман. Мощи святого были перевезены в Венецию, и дож Джустиниано Партечипацио повелел возвести церковь, посвященную евангелисту. В 976 году эта церковь сгорела, но вскоре была отстроена заново.
Вид на соборОднако внешний облик современного собора восходит к реконструкции, начатой при доже Доменико Контарини в 1063 году и продолжавшейся при его приемниках. Новая церковь была освящена в 1094 году. Предание гласит, что в том же году были вновь обретены мощи святого Марка: на время строительных работ они были так надёжно спрятаны, что к концу строительства никто не знал их точного местонахождения.
Длительное строительство базилики оказало влияние на её архитектурный стиль. Построенный как классическая греческая базилика с суровым романским фасадом, собор за годы перестроек приобрёл свой современный образ, в котором смешались различные стили. Это объясняется также тем, что в его убранстве использованы привезённые в различное время в Венецию восточный мрамор, колонны различных ордеров, греческие и романские барельефы, византийские и итальянские скульптуры, готические капители.Все это было соединено мастерами в гармоничной архитектонике собора.Собор построен в форме греческого креста и является типичной византийской крестовокупольной базиликой, построенной по образу константинопольской церкви Святых Апостолов.План собора
Витраж и лоджия с квадригой
Центральный фасадИзначально внешний облик собора соответствовал суровым канонам романского стиля. Более роскошная мраморная облицовка фасада собора была выполнена в XIII веке. Идея более пышного убранства фасада возникла после четвёртого крестового похода, когда в Венецию были вывезены колонны и капители из константинопольских дворцов и храмов.
Крылатый лев Святого Марка – символ Венецианской республики
«Снятие с креста»
Собор Санта-Мария Глориоза деи ФрариСанта Мария Глориоза деи Фрари – наверно, самый впечатляющий собор Венеции, располагающийся в районе Сан-Поло на одноименной площади. Короткое и общеупотребимое название церкви – Фрари. Церковь была возведена в XIV – XV веках монахами-францисканцами, получившими в подарок от дожа Джакопо Тьеполо этот участок земли. Строительство храма продолжалось почти столетие: с 1250 по 1338 год. Освящение церкви произошло только в 1492 году.
Вид собора
Архитектурный стиль церкви можно определить как итальянский готический. Внешнее убранство храма составляют капители и пилястры, а также кирпичный фриз. Центральный портал украшают белокаменные статуи. Слева от базилики расположились капеллы апостола Петра, апостола Марка и святого Амвросия. Собор имеет форму латинского креста и разделен на три части двенадцатью колоннами. Алтарь этой церкви украшает «Вознесение Марии» Тициана.
Вознесение Девы Марии (Тициан, 1518)Важнейший шедевр базилики – «Вознесение Девы Марии» Тициана, был заказан ему отцом Германо да Касале, и представлен 20 мая 1518 года. Размер картины 6,68 на 3,44 метра. Расположена на горнем месте и доминирует над главным алтарем и над всей церковью. Большой размер центральной апсиды предоставил Тициану возможность использовать свое мастерство в передаче игры света. Цветовое решение шедевра создает эффект свечения, картина светится сквозь арку хоров при входе через центральный вход базилики. На обрамляющей раме резные изображения Христа, снизу – мертвого, вверху – живого, к которому как бы возносится Дева Мария. Картина находится в мраморном фризе.
1. Внутренний фасад 2. Часовня Распятия 3. Надгробие Кановы 4. Памятник дожу Джованни Пезаро 5. «Мадонна Пезаро» 6. Часовня Св. Петра 7. Часовня Св. Марка 8. Капелла миланцев 9. Капелла архангела Михаила 10. Капелла Святых францисканского ордена11. Хоры12. Главная капелла13. Надгробие дожа Николо Трона14. Распятие XIII века15. Главный алтарь. 16. Надгробие дожа Франческо Фоскари17. Флорентийская капелла18. Капелла Святых Даров19. Капелла семейства Бернардо20. «Мертвый Христос»21. Триптих «Мадонна на троне со святыми» Джованни Беллини22. Ризница23. Алтарь Реликвий24. Проход в зал францисканцев25. Крайняя стена правого трансепта26. Стена правого трансепта27. Алтарь Св. Екатерины Александрийской28. Алтарь Св. Иосифа Копертинского29. Алтарь Представления30. Памятник Тициану31. Алтарь Св. Антония
Фактический архитектор церкви неизвестен, возможно это кто-то из монахов соседнего францисканского монастыря.Длина базилики составляет 102 метра, ширина 32 метра. Длина трансепта 48 метров, высота трансепта и нефа 28 метров. Кирпичная кампанила базилики Фрари высотой 70 метров, вторая в Венеции после кампанилы собора Святого Марка, начата Якопо Челега, и достроена Пьетро Паоло Челега в 1396 году. Собор перекрыт готическим сводом с пересекающимися нервюрами.Парадным входом базилика Фрари выходит на одноименную кампо (площадь) и на канал Рио деи Фрари. Справа от собора – Государственный архив (бывшее здание мужского монастыря братства). Слева базилики находятся несколько скуол (скуола Господних Страстей, Флорентийская скуола, Миланская скуола и др.)Интерьер собора украшают многочисленные произведения искусства – это скульптуры святых, памятники знаменитым венецианцам, в том числе дожам и полководцам, картины великих живописцев, роскошные алтари, лепнина и фрески.
Памятник Тициану
Собор Санта-Мария делла СалютеСобор Санта-Мария делла Салюте расположен на Гранд-канале в районе Дорсодуро. Располагается напротив Дворца дожей. Построен в честь избавления города от чумы 1630 – 1631 годов.В 1631 году молодой архитектор Бальтазар Лонгена приступил к строительству. Строительство продолжалось более полувека, и закончилось в 1681 году. А освящен собор был даже после смерти архитектора.В соборе Санта-Мария делла Салюте ежегодно служили мессу в знак избавления от чумы. 21 ноября отмечался праздник Феста делла Салюте. В этот день от Дворца дожей до собора создавали понтонный мост.
Собор Санта-Мария делла Салюте выполнен в стиле барокко.Строение имеет восьмигранную форму и два купола – большой и поменьше, а также две маленькие колокольни. Вокруг базилики, вдоль галереи, расположились шесть капелл. Все восемь фасадов храма богато украшены пилястрами и тимпанами.Базилика построена в форме восьмигранника, увенчанного куполом-полусферой. Над алтарём позднее был пристроен второй купол, меньшего размера. Главный купол установлен на барабан с пятнадцатью рёбрами в каждом из которых расположены парные окна, обрамлённые арками. Роскошная лестница со стороны Большого канала подводит к фасаду восьмиугольной в плане церкви, оформленному как триумфальная арка.
Центральный алтарь базилики украшен мраморными статуями на тему чудесного избавления Девой Марией города от чумы. В центре алтаря находится чтимая икона Мадонна делла Салюте (Богоматерь-целительница), привезённая с острова Крит.
«Святой Марк и святые», 1510В одной из капелл среди живописи XVII в. можно отыскать под малым куполом картину Тициана «Святой Марк и святые» и работу знаменитого Тинторетто «Брак в Кане Галилейской».Своды украшают работы Тициана «Каин и Авель», «Жертвоприношение Авраама», «Давид и Голиаф». 30 августа 2010 года в церкви произошёл пожар, во время которого была залита водой картина Тициана «Давид и Голиаф», украшающая плафон церкви Санта-Мария-делла-Салюте, и две другие картины.
Собор Санти-Джованни э ПаолоСобор Санти-Джованни э Паоло – один из самых больших и известных соборов Венеции. Вторым, не менее распространенным названием собора, в соответствии со спецификой венецианского диалекта, является наименование Сан-Заниполо. Строительство современного здания собора закончилось в 1430 году и посвящено римским мученикам Иоанну и Павлу.
Под высоченными сводами, подпираемыми изящными колоннами, находятся несколько десятков выдающихся произведений искусства XV века. Расписные плафоны, цветные витражи, полотна в капеллах, вырезанные из камня надгробия, шахматные полы, бронзовые статуи – собор Санти-Джованни больше похож на музей, нежели на собор. Базилика Санти-Джованни-э-Паоло в плане представляет латинский крест, внутри три нефа с огромными колоннами. Размеры базилики: длина 101,60 метров, ширина 45,80 метров, высота 32,20 метра.
После XV века панихиды всех дожей (государственных деятелей) Венецианской республики проходили в Санти-Джованни э Паоло. В базилике захоронены 25 дожей.
Собор Санта-Мария э ДонатоСобор Санта-Мария э Донато – церковь в Венеции на острове Мурано. Находится на главной площади острова.Венето-византийская базилика была основана в VII веке, в нынешнем виде существует с XII века. Собор посвящён Деве Марии. Вторая часть названия связана со святым Донатом, епископом IV века, чьи останки были привезены в церковь с Кефалонии в 1125 году.Собор примечателен мозаичным полом XII века с растительным орнаментом и изображениями мифических животных. Собор Санта-Мария э Донато наряду с другими достопримечательностями Венеции был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Собор Санта-Мария э Донато
Собор изнутри
Собор Санта Мария э Сан Донато
Собор Сан-Джорджо МаджореСобор Сан-Джорджо Маджоре – собор в Венеции, на острове Сан-Джордже Маджоре. Возведён между 1566 и 1610 годами. Архитектор – Андреа Палладио; после смерти мастера храм достраивал его ученик Винченцо Скамоцци.
Необычайной красотой отличается белокаменный фасад храма с четырьмя гигантскими колоннами. Интерьер собора – светлый, просторный и строгий, с полотнами Бассано и Тинторетто.
Собор имеет три нефа, в которых расположено 6 капелл. Две капеллы также имеются в трансепте. Главный алтарь выполнен итальянским скульптором Джироламо Кампаньей.
Интерьер собора(вид на главный алтарь)
«Тайная вечеря», 1594В соборе находится «Тайная вечеря» работы Тинторетто и множество других шедевров.
Собор Санта-Мария делл'АссунтаНаиболее древние постройки сохранились на острове Торчелло название которого свидетельствует о настроениях беженцев с континента.Трехнефный собор Санта-Мария делл’Ассунта был начат в VII и закончен в XI в. Он представляет собой прекрасный образец сурового романского стиля, венецианцы называют его «венето-византийским».
Некоторые детали архитектуры базилики появились еще в VI веке. Древность и монументальность церкви ошеломляют и даже шокируют. Мозаики, украшающие базилику, относятся к XII веку – это лучший образец византийской мозаики по всей северной Италии. Самые ранние образцы – это апостолы. Мозаики церкви Ассунта изображают, в том числе картину Страшного суда, а с центральных мозаик на зрителя смотрит грустно и печально дева Мария, держащая на руках младенца.
Агнец и ангелы
Страшный Суд. Мозаика собора Санта-Мария-Ассунта в Торчелло. Ок. 1130 г. Фрагмент
Страшный Суд. Мозаика собора Санта-Мария-Ассунта в Торчелло. Ок. 1130 г. Фрагмент
Список источниковwww.cult-turist.ruwww.tourister.ru www.vokrugsveta.ruhttps://ru.wikipedia.org/wikiСписок церквей Венеции