Конспект урока литературы в 5 классе ФГОС. Дж. Лондон Сказание о Кише
Технологическая карта урока литературы в 5 классе.
Тема
Джек Лондон «Сказание о Кише» - 2 часа, 2-й урок
Цель
Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказания от сказки. Анализ сказания, его стилистических особенностей. Обучение аналитическому чтению (смекалка Киша, проблемы взросления)
Планируемый результат
Предметные умения
Формировать УУД
Знать содержание рассказов Дж. Лондона, уметь определять тему произведения, выделять проблемы,
знать отличительные признаки сказания.
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать
мысли и оценивать свою и чужую речь
Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках
Основные понятия
Завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог; сказание.
Межпредметные связи
Окружающий мир, речь и культура речи.
Ресурсы:
Методическое пособие, наглядный материал, учебник
презентация
Тип урока
Урок открытия нового знания.
Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, групповая
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результаты
I. Орг.момент
Цель. Включение
в деят-ть
Приветствие. Включение в деятельность – задание –«Дыхание»
Чтение скороговорки
Выполняют по заданию глубокие вдохи-выдохи с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке.
Включение в учебный процесс
II.
Мотивация к учебной деятельности
Цель – определение содержательных рамок урока
Проверка домашнего задания.
Читаются слова некоторых героев из текста «Сказание о Кише» либо описание героев, учащимся необходимо определить, кто в тексте говорит эти слова, либо чьё это описание. (стр. 281 –«был смышленым мальчиком, здоровым и сильным», стр. 282 «он ни перед кем не станет гнуть спину,..», стр.284 «Он пришел с гордо поднятой головой», стр. 285 «Почему ты охотишься только на медведя?», стр. 288 «Ясно, что это колдовство», стр. 291 «Не дело мальчика заниматься колдовством... Это смекалка, а не колдовство"
Попробуйте определить, как мы будем работать сегодня на уроке?
Применяя ранее полученные знания, определяют , кто говорит реплики, к какому герою подходит описание.
Предполагают, что будем говорить о Кише, сыне Бора, мальчике - охотнике, Уг- Гуке, Клош-Коване
Коммуникативные УУД:
строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД:
1. Постановка и формулирование проблемы
2. делать выводы, обобщения;
III. Актуализа-ция и углубление изученного
Цель –актуализация знаний
1. Сообщения и презентации подготовленных учащихся о Канадском Севере, быте и нравах канадских эскимосов.
Затем учащиеся задают вопросы классу по теме увиденного и услышанного.
В какой части земного шара происходит действие рассказа? ?
Что такое сказание? Чем отличается оно от сказки, легенды?
Какой народ выбрал писатель в качестве своих героев?
2. Вспомните определение жанра СКАЗАНИЕ
3. Определение структуры текста
4. Определение рамок структуры текста «Сказание о Кише»
Внимательно слушают, при необходимости делают краткие записи в тетрадях.
Отвечают на вопросы
На севере Соединенных Штатов Америки
Реальные события, герои, место, где происходит действие.
«Здесь издавна живут те, кто не знает южного солнца, теплой зимы, для кого север – это родина. А суровая природа кормит и одевает своих сыновей. Это коренные жители. Они отличаются от пришельцев с юга цветом кожи, языком, обычаями. Но добро и зло, глупость и мудрость, трусость и смелость одинаково понимают и оценивают все люди на земле независимо от национальности»
Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания, который опирается на народные предания или легенды; характеризуется сочетанием сказочно-фантастического мира с точными зарисовками быта и нравов; обличает произвол «хозяев жизни
Завязка, кульминация, развязка
Называют по содержанию текста.
Познавательные УУД:
1. делать выводы, обобщения;
2. осуществлять самоконтроль и самооценку;
3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные УУД:
1. высказывать предположения на основе наблюдений;
2. самостоятельно делать выводы;
IV. Работа с текстом
Цель -развитие читательских умений.
Беседа по содержанию сказа «Сказание о Кише».
Понравился ли вам рассказ? Почему?
- Назовите героев рассказа.
Обратили внимание, что этот рассказ называется - «сказание».
1. Какие строки этого произведения говорят о том, что это происходило очень давно?
2. Как писатель передает особенности речи рассказчика ?
5. Как менялось отношение соплеменников к Кишу по мере его «мужания»? Тест
Каким был отец Киша? Почему люди забыли о подвиге отца?
Как вы понимаете эти слова?
Почему охотники сочли его слова дерзостью? Чего требовал Киш? Что увидел Киш на совете, поглядев этим людям в лицо?
- Как осуществил свои намерения Киш, что он сделал?
Как отнеслись соплеменники к пропаже Киша? Так ли уж были дурны эти люди? Как вели они себя, когда поднялась пурга, а Киш не вернулся с охоты?- Чем увенчалась первая охота героя?
- Поверили ли этому соплеменники?
- Но удача не покидала юного охотника. Это еще больше волновало соплеменников. Как решили соплеменники узнать тайну «удачной охоты» Киша?
- Как вы думаете, почему Киш не побоялся рассказать соплеменникам свою тайну?
Из маленького мальчика Киш стал вождем племени. Это ему удалось благодаря качествам характера. Каким?
Ответы учащихся
Сюжет опирается на народное сказание о Кише, он создает как бы подражание местным индейским легендам, похожим на сказки.
Фантастика сочетается с зарисовками быта и нравов североамериканских индейцев.
Событие
Отношение соплеменников
1. Киш на совете старейшин
«Буря протеста и возмущения», «гнев их кипел ключом», «осыпаемый бранью», «грозили совсем лишить мяса, обещали задать ему жестокую порку»
2. Киш отправляется на первую охоту
«Много было толков и много смеха по этому поводу», «мужчины только покачивали головой, с сожалением смотрели на Айкигу»
3. «Пропажа» Киша
«Женщины горькими словами корили мужчин за то, что они плохо обошлись с мальчиком», «мужчины же молчали, готовясь идти на поиски тела»
4. Возвращение мальчика
«Сначала было много сомнений и споров», «не могли поверить», «увидели то, чему не хотели верить», «стали поговаривать о колдовстве»
5. Киш – отважный охотник
«На него стали смотреть с уважением и побаиваться его и начали говорить, что он должен стать вождем после смерти Клош-Квана»
- Мальчику Кишу было по северному счету «13 солнц». В рассказе говорится, что солнце поднимается над землей, чтобы люди могли согреться и поглядеть друг другу в лицо.
Несмотря на то, что «Киш был всего только мальчик, а его мать всего только женщина», он выступил на совете мужчин, не сгибая ни перед кем спину.
Нарушение обычая: мальчики в 13 лет никогда не ходили на охоту
Мужчины готовились идти на поиски тела Киша, женщины рвали на себе волосы и вымазали лицо сажей в знак скорби. Эти люди не были лишены жалости.
Киш принес много хорошего мяса: опасная охота на медведицу с медвежатами увенчалась успехом.
Сначала сомневались, потом увидели собственными глазами.
Было решено послать соглядатаев по следу Киша, когда он снова пойдет на медведя, и узнать его тайну.
Потому что никакого колдовства не было, просто Киш обладал смекалкой и хитростью.
Бесстрашие, смекалка, наблюдательность, сила воли, чувство справедливости, ответственность перед соплеменниками) Торжество человеческой воли и ответственности.
Север заставляет сражаться за существование. А для этого необходимы не только крепкие бицепсы и ясная голова, но непритупляющееся чувство милосердия и ответственности. Именно оно поднимает человека над суровой природой и дает ощутить себя ее частью и хозяином
Да, это качества не маленького мальчика, подростка, это – качества мужчины, который в любую минуту может прийти на помощь. Наверное, таковым видел себя и Киш, который прожил-то всего «13 солнц».
Личностные результаты:
1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;
Познавательные УУД:
1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;
2. разграничивать основную и дополнительную информацию;
3. преобразовывать и сохранять информацию .
Коммуникативные УУД:
1.Формирование навыков речевой деятельности
2. Освоение способов совместной деятельности
V. Закрепление
Цель – зафиксировать новые знания
Составление рассказа о жизни Киша.
Вывод: Главный герой – мальчик 13 лет – символ для подражания многим. Своими поступками и действиями Киш заслужил называться «взрослым».
А как, по-вашему, что значит быть взрослым?
Пересказ тех отрывков текста, в которых говорится о жизни Киша до смерти отца, о времени, когда он с матерью жил в нужде, и когда стал знаменитым охотником.
Ответы учащихся.
Самостоятельные выводы учащихся.
Личностные результаты:
1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к труду, искусству;
Коммуникативные УУД:
1.Формирование навыков речевой деятельности
Регулятивные УУД:
1. высказывать предположения на основе наблюдений;
2. самостоятельно делать выводы;
VI. Самостоятельная работа по тексту
Цель – тренировать способность к самоконтролю
Работа над языком произведения, особенностями речи героев.
- Приведите примеры яркости, выразительности языка рассказа (описания природы, подвига отца Киша, поведении Киша на Совете).
От чьего лица идет повествование: от лица автора или рассказчика? Свое мнение нужно обосновать.
Почему же произведение называется «Сказание о Кише», а не «Маленький охотник», например, ведь речь здесь идет о становлении Киша как охотника?
Какую же мысль вложил Лондон в сказание, дав ему название «Сказание о Кише»?
Выполняют в парах
Учащиеся приводят примеры.
Услышали они эту историю из уст рассказчика, потому что написано сказание разговорным языком (обратить внимание на лексику и стиль), так, что можно представить, что его кто-то рассказывает.
Желание добиться справедливости, чтобы все люди племени были равны между собой, старые и немощные имели такое же право на хороший кусок мяса, как и сильные и молодые охотники и их жены.
Киш выступает здесь не просто как охотник, он выступает здесь как настоящий справедливый, честный человек. И возраст его ему не помеха. Стать взрослым - это значит получить не только права, но и обязанности. В данном случае удачная охота только помогла Кишу завоевать уважение племени, чтобы люди стали к нему прислушиваться, сделали его своим вождем.
Коммуникативные УУД:
1. Освоение способов совместной деятельности
Познавательные УУД:
1. делать выводы, обобщения;
2. осуществлять самоконтроль и самооценку;
3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.
VII. Итог урока. Рефлексия
Цель – зафиксировать новое содержание
Устное рисование портрета Киша.
Чем заканчивается сказание?
Как вы понимаете последнюю разу этого рассказа: "И говорят, пока он жил, народ благоденствовал и не было ни одной вдовы, ни одного беззащитного старика, которые плакали бы ночью оттого, что у них нет мяса"?
Выполняют задание устно.
Люди выбирают Киша свои вождем.
Справедливость Киша на протяжении всей его жизни позволила племени никогда не знать нужды и голода. Даже самые беззащитные жители племени были уверены, что Киш не забудет о них, и всегда будет защищать их и заботиться, зная по своему личному опыту, что такое нужда, холод и голод.
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.
VIII. Домашнее задание.
1.Предлагаю вам ответить на вопросы по тексту «Сказания...», определить степень осознанности прочитанного. 1.Как называется хижина канадских эскимосов? (Иглу) 2.Кем был отец Киша? (Отважным охотником) 3.Имя вождя племени? (Клош-Кван) 4.Имя матери Киша? (Айкига) 5.Что осталось в наследство Кишу от отца? (Копье) 6.Что сделала Айкига в знак скорби по сыну? (Вымазала лицо сажей) 7.Первый «улов» Киша? (Медведица и два медвежонка) 8.Сколько часов спал Киш после первой охоты? (20 часов) 9.Почему охота Киша всегда была удачной? (Знал один секрет) 10. Кто «бросил Кишу в глаза обвинение в колдовстве»? (Уг-Глук) 11. В чем заключался секрет удачной охоты Киша? (В маленьком шарике из тюленьего жира и китового уса) 12. Кем избрали Киша соплеменники за добропорядочность? (Вождем племени) 2. Киш проявил смекалку при охоте на медведя. Другими словами, он сделал открытие. Напишите в тетради, какие изобретения человечества, по вашему мнению, в истории – самые великие и важные? (Не более 5).
·