Развлечение для детей старшей группы на тему Путешествие в страну сказок Г.Тукая


«Путешествие в страну сказок Габдуллы Тукая» (развлечение для детей старшей группы)
Цель: Формирование нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, родному краю, стране, окружающим).
Задачи: 1. Познакомить с жизнью и творчеством выдающего деятеля литературы Габдуллы Тукая.
2. Развивать интерес к татарскому языку.
3. Учить эмоционально и выразительно передавать содержание небольших текстов и читать наизусть короткие стихотворения, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.
Предварительная работа: чтение произведений, разучивание стихотворений Г. Тукая, художественное творчество по произведениям Г.Тукая..

Атрибуты: Портрет Г. Тукая, мешки, татарский домик, гребень, бабочка, топор, кошка, щенок, ложки, яйца, маски козы и барана.

Действующие лица: Бабушка, Мальчик, Щенок, Коза и Баран.

Ход праздника
Звучит веселая музыка. Заходят дети и садятся на стулья.
Воспитатель 1: Исәнмесез, балалар! Здравствуйте, дети! Сегодня мы собрались на праздник, посвященный дню рождению Габдуллы Тукая.
Звучит музыка.
Воспитатель 1: Дорогие ребята! После долгой зимы, когда наступает весна, когда солнышко улыбается, когда весело журчат ручейки, когда птицы возвращаются с теплых краев, мы вспоминаем великого татарского поэта Габдуллу Тукая, т.к. он тоже родился весной, 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч Арского района. Отца Габдуллы Тукая звали Мухамедгариф, мать - Мамдуда.
Когда Габдулле исполнилось четыре с половиной месяца у него умер папа, а в три годика умерла мама, и Габдулла стал круглым сиротой. Трудно было мальчику без родителей. Он часто недоедал, был плохо одет.
Габдулла Тукай жил в деревне, и люди, заботившиеся о мальчике прозвали его Апуш. Маленький Апуш играл вместе с деревенскими мальчиками на улице, бегал на речку купаться. Здесь же начал приобщаться к трудовой жизни, испытал ее радости и горести. Габдулла рос смышленым, старательным ребенком, рано научился писать и читать. Он навсегда сохранил в сердце любовь к родному краю.
В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Здесь он учится в медресе, изучает разные языки. Здесь же он начинает писать свои первые стихи.
Но в самом расцвете таланта здоровье Тукая резко ухудшается. Надеясь поправить свое здоровье, он отправляется в казахскую степь - пить кумыс. Возвратившись в Казань, работает в типографии, и, несмотря на плохое самочувствие, продолжал писать. Самочувствие Тукая с каждым днем ухудшалось, и в апреле 1913 года Габдуллы Тукая не стало. Он умер, когда ему было 27 лет. Родился весной и весной ушел из жизни.
Воспитатель 2: Тукай - любимый поэт татарской детворы. На его произведениях: «Шурале», «Водяная», «Сказка о козе и баране», «Забавный ученик» и многих других воспитывалось не одно поколение. Многим из вас мамы и бабушки пели колыбельные, написанные Тукаем, рассказывали его сказки на ночь.
И сейчас наши ребята покажут инсценировку стихотворения «Забавный ученик».
Выходят дети.
Мальчик:- Ну давай, Акбай, учиться! Сядь, дружок, на хвостик свой!
Смело стой на задних лапках! Чур, не падать, прямо стой!
Акбай: - Ах, зачем меня ты мучишь? Я совсем еще щенок,
Мне всего недель двенадцать. Не хочу учить урок!
Отпусти меня, не надо! Прогуляться я хочу.
На лугах, на мягкой травке поваляться я хочу.
Мальчик:- Глупый песик! Нужно к делу приучаться с малых лет,
Ремеслом не овладеешь, если будешь стар и сед!
Воспитатель 1: Спасибо! Ребята, как вы помните, маленький Габдулла Тукай жил у одной бабушки. Видите, у нас тут стоит красивый деревенский домик. В нем живет бабушка. Ребята, а как слово «бабушка» переводится на татарский язык? Әби! Правильно. Давайте все вместе позовем ее на наш праздник. Әби! Әби! Әби!
Выходит из дома бабушка (Воспитатель 2).
Бабушка: Кто меня зовет? А это же дети! Здравствуйте, ребята! Я живу в этом красивом домике. Показывает дом. Чего только нет у меня. Дети, посмотрите, что это за сундук, на вид он очень красивый. Может, откроем и посмотрим, что там?
Бабушкин сундук хранит искусные изделия. Славились они давно у народа моего. Как прекрасны тюбетейки, посмотри же как блестят. Вышиваем канителью джигита нашего наряд.
Бабушка показывает тюбетейку.
Бабушка: Вот это тюбетейка.
Я калфак пурпурный свой вышивала нитью золотой. Гибкий стебель изогнется, и цветок к листку прильнет.
(Бабушка показывает калфак).
Бабушка: Вот татарский женский головной убор калфак.
Ребята, а не хотите ли вы поиграть? Я знаю одну игру, которая называется «Тюбетейка». Объясню вам правила. Вот этот головной убор надо передавать друг другу под музыку. Когда музыка закончится, у кого останется тюбетейка, тот должен выполнить мои задания: 1- станцевать, 2- покричать, как петушок 3- покричать, как барашек.
Дети играют в игру «Тюбетейка».
Молодцы ребята! Садитесь.
Звучит музыка, входят Коза и Баран.
Коза и Баран: «Куда это мы попали. Это не лес, и не село. (смотрят по сторонам). Зал красиво украшен., портрет Габдуллы Тукая., а сколько детворы!
Коза: «Дядюшка Баран, не праздник ли здесь? »
Баран: «Ах, какие же мы забывчивые, конечно, праздник! Сегодня же день рождения великого татарского поэта Габдуллы Тукая! »
Коза: Здравствуйте ребята, здравствуйте дорогие гости! Мы пришли к вам в гости не пустыми руками, а вот с этим волшебным мешочком. Ребята, давайте-ка мы с вами вспомним сказки Габдуллы Тукая и сыграем в игру «Угадай сказку».
Вынимают из мешка предметы по сказкам Тукая.
Гребень из какой сказки? «Водяная».
Топор из какой сказки? «Шурале».
Бабочка из какого стихотворения? «Ребенок и бабочка».
Щенок? «Забавный ученик».
Барашек из какой сказки? «Коза и Баран».
Баран: Молодцы, ребята! У нас есть еще и другие игры.
Объясняется игра «Бег в мешке», «Не урони яйцо».
Дети играют, потом рассаживаются.
Какие вы, ребята, молодцы!
Воспитатель 1: Ребята, а теперь давайте покажем свои знания.
Дети рассказывают стихи.
Ребенок 1:
Сгинь, мороз белобородый! Видишь, прямо с горки той
Катится весна-царица к нам в коляске золотой!
Торопись исчезнуть, старый, убегай же поскорей!
Не видать тебе пощады от владычицы полей.
У царицы нет оружья, но зато её полки
Пестрокрылы, и несметны, и летучи: мотыльки!
Ребенок 2:
Счастливый ребёнок
Очень счастлив тот ребёнок, что в занятия влюблён,
Чтит учителя и помнит всё, что на дом задал он.
По пути ворон не ловит и приходит в школу в срок,
Не шалит и не играет, коли ждёт его урок.
К людям добр, дорогу старшим уступает в свой черед,
Не смеётся над несчастным, слабым руку подаёт.
Ребенок 3:
К птицам
Я не трону вас, птицы, меня не пугайтесь, пичуги.
Я лишь пение ваше послушать хочу на досуге.
Всё, что бог внушил, распевайте при мне без тревоги,
Не ношу я ружья, не расставил силков на дороге.
Пойте смело, спокойно, не трону я вас, не задену,
Мне ли жизни на воле не знать настоящую цену?
Так не бойтесь меня, я ловить вас не буду, постойте!
Не шумя, не дыша, буду слушать вас… Пойте же, пойте!
Ребенок 4:
В школе
Лес и поле оголила осень жёсткою рукой,
И уже зима выходит в белой шубе меховой.
Хлеб убрали, стало тихо и пустынно на полях,
Птицы южные вернулись зимовать в родных краях.
Стало тихо и в деревне, словно скука бродит там,
Звуки летние исчезли. Где ж весёлый шум и гам?
Вся природа подурнела и на время умерла,
Только в школе оживленье, только школа весела.
В школе вслух читают дети. Будь прилежна, детвора!
Вас к учению вернула вновь осенняя пора!
Ребенок 5:
Белый дед
Когда пушистый снег оденет белый свет,
Когда наш голый сад от снега станет сед,
Опять приходит к нам, пургой запорошен,
Игрушек накупив, наш белый-белый дед.
«Спасибо, милый дед! – ему кричим в ответ. -
Дай бог тебе прожить как можно больше лет!»
Бедняга дед всегда нас радовать готов,
Хоть слякоть, хоть пурга – ему и дела нет.
Ребенок 6:
Колыбельная песня
Баю-баю-баю, сын,
В медресе поедет сын,
Все науки превзойдет,
Всех ученей будет сын.
Глазки сонные закрой,
Спи, мой месяц золотой,
Что не спишь ты по ночам,
Что ты плачешь день-деньской?
Баю-баюшки-баю,
Хочешь песенку спою?
Стану сказки говорить,
Колыбель качать твою.
Спи, усни, бесценный мой,
Лучше всех ты, мой родной,
У меня на всей земле
Нету радости иной!
Коза: Спасибо, ребята! И стихи знаете и чтите память поэта.
Воспитатель 1: Народ чтит память Тукая. Его имя живет в названиях улиц, школ, библиотек. Только в столице Татарстана городе Казань установлены два памятника: один установлен в сквере Г. Тукая, где каждый год собираются на «Праздник поэзии», а второй - у бывшей третьей городской больницы. Так же его именем названа Центральная библиотека на улице Тукая. Также в Казани есть музей Габдуллы Тукая.
Воспитатель 2: А теперь, ребята, мы хотим вас познакомить с книжной выставкой. А выставка это не простая, а с загадкой. В чем же секрет? Сейчас я вам буду задавать вопросы, а ответы на них можно найти по книжкам Тукая, которые представлены здесь.
Вопросы:
1) Что украл деревенский мальчишка с сказке Габдуллы Тукая «Водяная»? (золотой гребень)
2) Кто является учеником в детском стихотворении «Забавный ученик»? (щенок)
3) Как звали мальчика, который кормил козу в стихотворении Г. Тукая? (Гали)
4) Голову какого животного нашли коза и баран в сказке? (волк)
5) Красоту какой деревни описывал Г. Тукай в сказке «Шурале»? (Кырлай)
6) Какую песню на слова Г. Тукая татарский народ поет как гимн? (Родной язык)
Воспитатель 1: Молодцы, ребята. Правильно ответили.
А наш праздник подошел к своему завершению. Закончим его песней “Родной язык”, написанной на слова Г. Тукая.
Звучит песня «Туган тель».
А теперь, дети, давайте скажем спасибо нашим гостям на татарском языке. Дети: Рәхмәт!
И попрощаемся.
Дети: Сау булыгыз!