Методическая разработка урока по профилактике гриппа
ГБПОУ РТ «Республиканский медицинский колледж»
Методическое объединение цикловой методической комиссии № 1
«Системно-деятельностный подход при обучении»
г. Кызыл - 2016
Одной из основных задач обучения на современном этапе является формирование у студентов умений и желаний учиться всю жизнь, работать в команде, быть способными к самообучению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
В связи с этим задача преподавателя организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у студентов сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
При этом учебный материал должен играть роль образовательной среды, а не результата, полученного обучаемыми.
В указанном случае функция преподавателя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса. Это системно-деятельностный подход при обучении, при котором преподавателем осуществляется подготовка дидактического материала для работы, организуются различные формы сотрудничества при обучении, достигается активное участие в обсуждении результатов деятельности студентов через наводящие вопросы, создаются условия для самоконтроля и самооценки.
При системно-деятельностном подходе основные компоненты образовательного процесса имеют свои особенности:
- мотивационно-целевой компонент, определяющий личностный смысл предстоящей деятельности. В качестве системообразующей характеристики определяются личностный
результат воспитания и обучения, а также система действий, в процессе которых осваивается содержание образования через технические приемы, способы и технологии;
- содержательный компонент указывающий, что содержание образование должно быть системным и деятельностным, т.е. в основе его должны лежать универсальные средства, методы и нормы деятельности.
- операциональный компонент, предполагающий становление и развитие субъектности обучаемого. Системно-деятельностный подход предполагает применение технологий, направленных на формирование способностей и освоение универсальных способов мыслительной деятельности. Применение исследовательских и поисковых технологий обучения помогает студентам осмысленно ставить собственные цели, планировать ход выполнения заданий, выполнять практические задания, оценивать и объяснять полученные результаты;
- рефлексивно-оценочный компонент, придающий особую значимость процессу осознания субъектом обучения своей деятельности. Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыслительной деятельности обучаемые не смогут присвоить те знания, которые они добыли. Рефлексия помогает студентам сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Она позволяет осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение.
Одним из основных условий реализации системно-деятельностного подхода являются личностная позиция и профессиональная подготовка преподавателя, его готовность к освоению стандартов нового поколения.
Основными показателями владения педагогом системно-деятельностными технологиями являются:
- гуманистическая позиция по отношению к каждому конкретному обучаемому;
- определение целей курса, темы учебного занятия, исходя из личностных, метапредметных и предметных результатов;
- создание мотивационно-целевого пространства практических занятий на основе развития личностных потребностей студентов;
- организация поисковой, проблемной, проектной деятельности обучаемых;
- организация самоконтроля и самооценки студентами своей деятельности в соответствии с выработанными критериями;
- владение способами организации рефлексии, формами оценивания;
- осуществление самоанализа собственной педагогической деятельности с позиции достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
Особенности практического занятия современного типа
Требования к занятию Деятельность студента
Объявление темы занятия Тему формулируют сами студенты
Сообщение целей и задач Сами студенты определяют объём получаемых знаний
Планирование Планирование самими студентами способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность обучаемыхСтуденты осуществляют учебные действия по ими намеченному плану (применяются групповой, индивидуальный методы)
Осуществление контроля Студенты сами осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Осуществление коррекции Студенты сами осуществляют коррекцию
Оценивание обучаемыхСтуденты осуществляют самооценку и оценку деятельности своих товарищей
Итог занятия Проводится рефлексия
Комплексное домашнее задание Студенты могут выбирать задания из предложенных преподавателем с учетом индивидуальных возможностей
Такой тип занятия формирует самостоятельность у студентов.