Музыкально – игровой досуг совместно с родителями
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №7»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПИНЕЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД» п. ЯСНЫЙ
Конкурс методических материалов:
«Взаимодействие ДОУ с семьями
воспитанников в условиях внедрения ФГОС ДО»
Музыкально – игровой досуг совместно с родителями
ТЕМА: «Наум наведи на ум»
(старшая группа)
Воспитатель:
Земцовская Валентина Петровна,
1кв. категория
Ясный 2015 г.
Музыкально – игровой досуг в старшей группе «Наум наведи на ум».
Цель: расширить знания детей о народных праздниках, обогащать словарный запас (кафтан, кума, глуха, уморили, малявки, Наум – грамотник, розги). Развивать познавательный интерес к традициям народа, развивать мышление. Воспитывать любовь и уважение к народным праздникам, умение играть в коллективе.
Место проведения и атрибуты: «изба», иллюстрация старинной азбуки, календарь, народный костюм хозяйки, розги, костюм Наума, указка, перо, шарф. Предварительная работа: заучивание пословиц, поговорок, скороговорок, шуток – прибауток, русских народных игр, частушек, чтение сказок; рассматривание иллюстраций по сказкам, песенкам и потешкам. Создание в группе условий для совместной игровой деятельности воспитателя с детьми. Изготовление: календаря, азбуки.
Ход:
Дети с воспитателем заходят в избу (зал), где их встречает хозяйка. Здороваются с поклоном: «Мир вашему дому».
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие. Рада вас видеть. Проходите, не стесняйтесь. С чем пришли меня позабавить?
Воспитатель: С играми да с плясками, шутками – прибаутками.
Хозяйка: Коли так, не стойте. Игру заводите. И я с вами поиграю, молодость повспоминаю.
Музыкальная игра «Ищи»
Хозяйка: Насмешили, молодцы!
Воспитатель: А у нас этого добра полна торба. Шутки, смех разбирай, да хозяйку ублажай.
Дети читают шутки – прибаутки:
Здорово, кума!
Да на рынке была.
Никак глуха?
Купила петуха.
Прощай кума.
Пять рублей дала.
Где ты, брат Иван?
В горнице.
А что делаешь?
Помогаю Петру.
А Петр, что делает?
Да на печи лежит.
Федул, что губу надул?
Да кафтан прожег.
Зачинить можно?
Да иглы нет!
А велика дыра?
Да один ворот остался.
Хозяйка: Уж смотрю востры. Но и я вам не уступлю. Запою – ка песню «К нам гости пришли».
Воспитатель: И она нам знакома.
Песня «К нам гости пришли».
Хозяйка: Хорошо поёте. А я по кругу пойду да частушки запою.
Разрешите станцевать, разрешите топнуть.
Неужели в этом зале, половицы лопнут.
Воспитатель: И мы не отстанем. Выходите ребята частушки петь.
Частушки
Хозяйка: Уморили. Досыта напелась, наплясалась, частушек наслушалась. А сейчас сядем, отдохнём. По лавкам садитесь и вы, малявки. Сели рядком, да поговорим ладком.
Воспитатель: А о чем же сегодня мы будем говорить?
Хозяйка: Д а гляньте в календарь. Какое сегодня число? (14). А месяц? (декабрь). Всё правильно. Денёк особенный, раньше с этого дня начинали учиться. И назывался он Наум – грамотник. Все осенние работы выполнены, пришло время и учиться. Даже так и говорили: «Пришёл Наум – наставил на ум». В этот день в дом приходил учитель. Отец передавал сына учителю, приговаривая, чтобы он старался и во всём слушался учителя. А коль ослушается, то и наказанье рядом. За непослушание ученика наказывали розгами. Маме, конечно, было жалко сыночка, и она плакала, но понимала, что «Учение свет, а не ученье – тьма».Ой, кто – то стучится. Кто там?
Наум: Это я, Наум.
Хозяйка: Ой, неужели и правду Наум.
Наум: Конечно, хозяюшка и дети дорогие. Я рад к вам в гости завернуть, потому что услышал, что вы грамоте учиться хотите. А знаете ли вы пословицы про ученье?
Хозяйка: Вспоминайте, ребята.
Пословицы
Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.
Учиться всегда пригодится.
Голова без ума, что фонарь без свечи.
Не учась, и лаптя не сплести.
Век живи – век учись.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Наум: Молодцы. Много знаете пословиц про ученье. А сейчас поиграем в игру «Закончи строчку»
Игра «Закончи строчку»
Любуясь красотою зимней, искрится на деревьях (иней)
Идет через речку народ, здесь мелкое место (брод)
Понятно, что эти слова – не ошибка, любое лицо украшает (улыбка)
У журавля ноги длинные очень, ноги у чайки намного (короче)
Уже стемнело, зажигаем свечи, Дюймовочка сказала (добрый вечер)
Наум: Какие вы умные ребята. А вот посмотрите, дети. У меня сохранилась иллюстрация старинной азбуки (показывает азбуку и читает стихотворение «В старину учились дети» Н. Кончаловской).
В старину учились дети, их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете и твердили буквы так:
«А» да «Б» - как Аз да Буки, «В» - как Веди, «Г» - Глагол.
И учитель для науки по субботам их порол.
Трудно грамота давалась нашим предкам в старину,
А девицам полагалась не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки, Дьяк с указкою в руке,
Нараспев читал им книжки на славянском языке.
Сперва Аз да Буки, а там и науки.
Вот как учились наши предки.
Хозяйка: Ребята, как надо вести себя во время учения. Быть внимательным, слушать учителя, не отвлекаться. А ещё во время учения, нельзя есть, а то заешь выученное. Если учишь по книге, то окончив, должен её закрыть, в противном случае всё позабудешь. А сейчас давайте с Наумом поиграем в р.н. игру «Жмурки на месте».
Игра «Жмурки на месте».
Наум: Я хочу вам загадки загадать, а вы скажите, кто герой и как сказка называется. ( «Буратино», «Три медведя», «Муха – Цокотуха», «Гуси лебеди», «Царевна – лягушка».)
Хозяйка: Молодцы. Но… Полно азбуке учиться
Букварём башку ломать!
Не пора ли нам жениться,
В печку книги побросать!
Воспитатель: Что ты хозяюшка?! Разве можно книги в печь бросать?
Хозяйка: Да ведь это частушка шуточная – прибауточная. Так раньше пели, когда освоят грамоту, ли устанут от учёбы. А вам ещё детушки долго учиться, ума – разума набираться. Запомнили, как сегодняшний денёк называется? (ответы). Наум – грамотник.
Наум: Я вижу смышленые вы. Много знаете. Я уверен, что весь алфавит выучите. Ну, а мне пора идти дальше к другим детям. Будьте здоровы, набирайтесь ума – разума. До свидания! (уходит).
Хозяйка: А мы грустить не будем, давайте потанцуем.
Танец «Шёл козёл по лесу».
Хозяйка: Вот и скоротали вечерок. Вас, пойди мамки заждались, да и мне пора, ждут дела. Вот вам подарок.
Воспитатель: Скажем, хозяюшке, спасибо за и подарок. До свидания! (уходят)