Методическая разработка урока-игры «Счастливый случай»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА - ИГРЫ
«СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации по проведению внеаудиторных мероприятий предназначена для преподавателей и мастеров производственного обучения на широкое привлечение студентов.
Для выполнения требований, предъявляемых к обучению и воспитанию на современном этапе, необходимы решительный поворот от массового обучения и воспитания усилению индивидуального подхода, развитию творческих способностей, опора на активные методы обучения, на формирование личности, то есть работодателю нужен творческий, активный, талантливый рабочий.
Данная игра нацелена на воспитание культуры поведения студентов, наилучшие душевные качества, быть внимательными к себе и окружающим людям. Участвуя в игре, студенты открывают в себе таланты, о которых и не подозревали, приобретают обширные знания, овладевают опытом общения друг с другом, а также с большой аудиторией. В игре викторине прослеживается межпредметная связь. Игра заставляет быстро думать, творчески мыслить и принимать решения. Задания в игре представлены в виде тестов II уровня с выборочными ответами.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Предлагаемая игра - викторина проводится в форме деловой игры, которая преследует и отражает межпредметные связи.
Игра состоит из 4 геймов, проводится со всей группой студентов, которые разбиваются на две команды, каждая из которых выбирает себе название.
Из числа преподавателей избираются члены жюри, которые оценивают правильность ответов, выполненных заданий. Мастер является координатором хода игры, он сообщает всем командам информацию о содержании каждого этапа и задачах, стоящих перед ними.
В конце игры подводят суммарные итоги, выявляют победителя, происходит награждение.
ПЛАН УРОКА - ИГРЫ «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»
МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Ларионовой Л.В.
С ГРУППОЙ СТ-25
(время игры - 70 минут)
ТЕМА: "Игра - викторина"
ЦЕЛЬ: обобщать и систематизировать знания студентов по общеобразовательным дисциплинам.
ЗАДАЧИ: - актуализировать знания, полученные на теоретических занятиях по литературе, истории;
- способствовать развитию мыслительных операций, воображения, памяти, коммуникативных навыков; - воспитывать культуру поведения.
ОБОРУДОВАНИЕ: бумага, карандаши.
МЕТОДЫ: информационно - рецептивный; репродуктивный, творческий.
ХОД ИГРЫ
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ (5 минут)
Наличие присутствующих.
Целеполагание.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (60 минут)
геймы:
"Вопрос - ответ с подсказкой".
"Темная лошадка" или "Кто он?"
"Ты мне, я - тебе".
"Дальше, дальше, дальше".
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (15 минут)
Подведение итогов.
Подсчет баллов.
Выявление команды - победителя. Награждение команд.
ИГРА - ВИКТОРИНА "СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ"
ВЕДУЩИЙ: Добрый день, мои дорогие умники и умницы! Я приветствую вас на нашей игре.
"В цепи человек стал последним звеном,
И лучшее все воплощается в нем.
Как тополь, вознесся он гордой главой,
Умом одаренный и речью благой,
Вместилище духа и разума он -
Весь мир бессловесных ему подчинен..."
Пусть эти слова знаменитого Фирдауси станут эпиграфом нашей сегодняшней встречи, а девизом - вольная интерпретация русской поговорки: "Плох тот хорошист, который не мечтает стать отличником!" Наша игра состоит из четырех геймов, где: Гейм первый "Вопрос - ответ с подсказкой" (игроки тянут лоты с номерами вопросов, где есть 2 лота "Счастливый случай", за который команда получает сразу 10 баллов, если верно отвечают на вопрос).
Гейм второй: "Темная лошадка" или "Кто он?" (ведущий рассказывает о известном историческом лице, где за каждую следующую подсказку прибавляется 1 балл).
Гейм третий: "Ты - мне, я - тебе" (игроки обмениваются заранее подготовленными вопросами по строительству).
Гейм четвертый: "Дальше, дальше, дальше..." (каждая команда должна ответить за 1 минуту на поставленные ей вопросы).
Итак, сегодня состязаются 2 команды: "Эрудиты", "Баловни судьбы", поприветствуем наших игроков.
Сейчас разрешите мне представить наше многоуважаемое жюри:...
Начинаем первый гейм. Внимание, первый вопрос: "Назовите имя русского царя, эпоха которого была наиболее тяжелым временем для бородатых мужчин?"
а) Иван Грозный;
б) Петр 1;
в) Павел 1.
Второй вопрос: "Как называется средство достижения политических целей путем совершения убийств, похищений, диверсий и других актов насилия?"
а) политический экстримизм;
б) реваншизм;
в) терроризм.
Третий вопрос: "Какой рынок сегодня имеет преимущество в развитых странах?"
а) рынок товаров;
б) рынок идей;
в) рынок ценных бумаг.
Четвертый вопрос: "Какая из перечисленных международных организаций занимается вопросами мировой культуры?"
а) МВФ (международный валютный фонд);
б) ЮНЕСКО;
в) ООН.
Пятый вопрос: "Где возникло религиозно - философское учение, буддизм?"
а) в Японии;
б) в Китае;
в) в Индии.
Шестой вопрос: "Как называется процесс обесценивания денег, проявляющемся, в общем, и неравномерном повышении цен на товары и услуги?"
а) кредит;
б) инфляция;
в) девальвация.
Вот и закончился первый гейм, я не думаю, что он был трудным, можно сказать мы немного размялись, попробовали свои силы и силы противника. Сейчас будем играть второй гейм, очень интересный "Темная лошадка". Я рассказываю об историческом лице, а вы попробуйте отгадать кто он. Внимание: 1. Он родился в богатой и очень родовитой русской семье. У его отца это был второй брак, от первого было двое детей: слабый здоровьем сын и дочь с нелегким характером ...(6 баллов). 2. В девять лет он становится свидетелем кровавой бойни, где жертвами были его родные. Он надолго запомнит события того майского дня, а спустя много лет жестоко расправится с обидчиками.
Эти события навсегда вошли не только в историю общества, но в историю изобразительного искусства (5 баллов).
Он рос живым, бойким мальчиком, а близкое соседство его дома с иностранцами, сильно повлияло на его мировоззрение и до конца дней был сторонником всего еврейского и не принимал почти никаких российских традиций и обычаев (4 балла).
В двадцать пять лет он на три года уезжает за границу, посещает несколько европейских государств, встречается даже с малолетним королем Франции, но домой не привозит ничего, кроме ярких впечатлений, знаний и вопроса "Почему у нас все так плохо?" (3 балла).
5. В начале своей активной деятельности он вносит вклад вприобщении русского человека к европейскому стилю жизни (2 балла).
6. Его жизнь тесно связана с войнами, одна из которых, Севернаяначалась в годы первых преобразований, а закончилась всего за нескольколет до его гибели (1 балл). Ответ: Петр 1. Теперь пробуем узнать следующегоисторического персонажа. Внимание: 1. Он родился в 1715 году в г. Кизляре,в военной семье, корни которой происходят из старинного грузинского рода(5 баллов). 2. Он принимая участие в военных действиях на Кавказе 1783-1786 гг., где проявил себя храбрым и отважным солдатом (4 балла) 3. Онтакже принимал самое непосредственное участие в Итальянском походе, арешающее сражение под Нови было выиграно только благодаря войскам, воглаве которых он стоял. После этого похода Суворов подарил ему шпагу иохарактеризовал его как храброго, деятельного солдата и достойного высшихстепеней (3 балла). 4. Война со Швецией важный период егополководческой деятельности. Он уже командовал дивизией и корпусом и вчрезвычайно сложных погодных условиях его солдаты показали яркиепримеры искусного ведения наступательных действий. За отличия во времярусско-шведской войны 1808-1809 гг. он был произведен в полные генералы. (3 балла). 5. Война 1812 года сделала его национальным героем. Но во время Бородинского сражения он получил смертельные ранения. (2 балла). 6. Смертельно раненого его привезли в родовое именье его родственника князя Б.А.Голицына, которое расположено в с.Симы Юрьев-Польского района, где он и умер. (1 балл). (Петр Иванович Багратион). ВЕДУЩИЙ. Закончен П гейм. Русская пословица гласит: "Учиться - всегда пригодится". А один древнейший неизвестный автор о том же писал так: "Свет мой! От юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость!..." Но мы до седин ждать не будем и уже по прошествии второго гейма подсчитаем баллы у каждой команды. Пока жюри ведет подсчет, я объявляю III гейм: "Ты - мне, я - тебе", где команды задают друг другу вопросы. Итак, начинаем! (команды обмениваются вопросами и подводятся итоги).
ВЕДУЩИЙ. Мы, подошли к заключительному решающему гейму "Дальше, дальше, дальше...", где выявится наш победитель! Командам сосредоточиться, итак, поехали! Вопросы команде "Эрудиты":
Если ночью был иней, то на утро будет? (ясная погода).
Какому виду спорта приросло название "королева спорта"? (легкая атлетика).
С каким врагом сражался богатырь Илья Муромец? (Соловей-разбойник).
Какие горы выше? Варианты:
а) Урал;
б) Кавказ;
в) Алтай.
Когда был пущен первый космический корабль с человеком на борту? (12 апреля 1961 г.)
Назовите автора книги "Судьба человека". (М.Шолохов).
Какому празднику предшествует Великий пост? (Пасха).
Когда в России произошла перемена крепостного права? (1861).
Автор картины "Грачи прилетели"? (А.К.Саврасов).
Как назывался главный кухонный сосуд в русской деревне? (горшок).
ВЕДУЩИЙ. Приготовиться команде "Баловни судьбы". Начали!
Что птицам страшнее зимой - холод или голод? (голод).
Без рук, без ног - в избу просится, (ветер).
Кто стоял во главе русской армии на период войны 1812-1814 гг. (М.И.Кутузов).
Назовите всемирно-известного русского писателя, кто в своем творчестве затронул события крымской войны? (Л.Толстой "Севастопольские рассказы").
Что такое скромная пища? (пища, употребляемая во время поста).
На каком материке нет рек? (на Антарктиде).
Какой месяц короче всех? (февраль)
Назовите родовое именье графа Л.Н.Толстого. (Ясная Поляна).
В ФРГ-бундестаг, в США - конгресс, в России - ? Дума).10. Кто написал "Капитал"? (К.Маркс, Ф.Энгельс)
ВЕДУЩИЙ: Теперь нам остается подсчитать баллы и узнать какая команда победила, и наградить счастливчиков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Всемирная история. Под ред. М.М.Смирина, Златского И.Я., Самойло А.С., Сказкина С.Д., Шункова В.И., М., 1958 г.
История России (УП-ХХ вв). Пятигорск, 2000 г.
История России с древнейших времен до конца ХУП в. Под ред. Сахарова А.Н., Буганова В.И., М., 199 г.
История России с древности до наших дней. Пособие для поступающих в вузы. Под ред. Зуева М.И., М.,1995 г.
История Отечества. Под ред. Преображенского А.А., Рыбакова Б.А., М., 2002 г.
Русь - Россия - российская империя. Хроника правлений и событий 1862 -1917 гг. М., 1997 г.