Урок литературы с использованием приема стратегии критического мышления через целенаправленное чтение. С. Лагерлеф. « Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». 4 класс.


С. Лагерлеф.
« Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
4 класс.
Цель: познакомить с произведением С. Лагерлеф, научить осуществлять взаимодействие с другими объектами коммуникации, вступать в диалогическое общение, разрешать конфликтные ситеации.
Задачи: создать условия для глубокого осознанного выразительного чтения, применять умения всесторонне анализировать и оценивать ситуацию, развивать владение этикетными средствами языка, воспитывать внимательное отношение к мнению других, умению работать в группах.
Ход урока.
I.Мотивационный период.
На рабочем листе отобразите тот знак, который оценивает ваше настроение на урок.!.?Почему?
(хочу узнать новое, будет интересно)
II.Подготовка к поиску новых знаний.
(На доске: глобус, различные виды транспорта, дикие гуси) Кого из великих путешественников вы знаете? Хотели бы вы отправиться в путешествие? Легко ли быть путешественником? Работа в группах:
группа: Каким должен быть путешественник?
группа: Что должен уметь путешественник?
группа: Что необходимо взять в путешествие?
Ответы учащихся.
Найди лишний предмет. (Гуси-лебеди)
Сегодня с героем произведения С. Лагерлеф отправимся в увлекательное путешествие. Посмотрите на героя (рисунок) и дайте ему характеристику. Каким он мог быть?
(Чтение начала произведения из учебника)
Почему: Чудесное?Путешествие?С дикими гусями?
Определите вид жанра. Что могло с ним случиться? Составление сказки по опорным словам.
Это был настоящий гном.
Нильсу много пришлось пережить.
Когда стая пролетала над площадью, Нильс смотрел вниз.

III. Активизация познавательной деятельности.
Чтение и работа по содержанию произведения.
1 часть.
Что мы узнали о герое? (Смена большого рисунка Нильса на маленькое)
В какой сказке встречали подобный эпизод?
Хорошо было Гулливеру в стране Лилипутов?
Что испытывал Нильс?
Художники нередко определяют настроение, ситуацию, используя краски: яркое солнце (желтый цвет) -радость, зеленая лужайка (зеленый цвет) -спокойствие, благополучие, красный - тревога.
Я предлагаю в нашем произведении определить в цвете состояние нашего героя; Цель такого приема - развитие ассоциативного мышления.
Цветограмма.
Чтение каждой последующей части начинается с приема «предположение», что позволяет развивать творческие способности и аналитическое мышление.
Можем предположить, что ожидает Нильса?
2 часть.
Что испытывал ребенок?
О
Д
И
Н
О
С Ч
Т Е
Г Р У С Т Ь
А Т
Х В
О
Из чего можно сделать вывод, что Нильс одинок? Изменилось его внутреннее состояние?
Цветограмма.
Что его ожидало?
3 часть
Кого первым встретил Нильс?
Подберите синоним к слову СТАТУЯ.
Кому воздвигают памятники?
Можем мы предположить кто это был?
Нильсу было страшно? Найди выражения в тексте.
Цветограмма.
Чьи это были шаги? Что могло произойти?
4 часть
Для чего Нильс хотел залезть на дерево?
Почему дерево - его спасение? Зачитайте.
Каким словом можно выразить его состояние? (безысходность)
Цветограмма.
Что его ожидало?
5 часть.Словарная работа.На паперти - ... (словарь Ожегова) Металл дерево

Что можно сказать о качестве материала?
Что общего? Чем отличается? Что можно изготовить?
Кто был сделан из металла?
Кто был сделан из дерева?
Бронзовое пугало Деревянный человек
Жестокий, безжалостный простой
Стоял в центре городаслужил честно, погиб за короля
Испугался Нильс?

Цветограмма.
Отдаст ли он монету?
Были в вашей жизни случаи, когда вы помогали беззащитным?
6 часть.
Почему деревянный человек помог Нильсу?
(Помогает тому, кто нуждается в защите. Нильс отдал последнюю монету) Что изменилось в жизни героя? (Нашел друга) Изменилось его внутреннее состояние?
Цветограмма.
Что может произойти?
7 часть. Чтение по ролям.
Возвращаясь к началу урока, ответьте на вопрос: чего не знал, не учел Нильс, оказавшись в чужой стране?
Каким был?
Что пережил Нильс? Зачитайте.
Цветограмма. «Неужели выдаст»?
8часть.
Мы уже знаем, что Бронзовый - король. Каким он был?
Чему радовался Нильс? Чему научился? Изменился герой? Изменится цвет в цветограмме?
Цветограмма.
Что ожидает героя?
9часть.
Каким был Нильс в начале сказки? Каким стал?Большоймаленький
Обратимся к цветограмме. Почему видим тревожные цвета?
Какие изменения привели в смене цвета?
Вывод: не всегда большой человек творит большие дела.
Хотели бы вы оставить его маленьким? Кто может помочь? Можно ли в данной ситуации что-то исправить?
10 часть.
IY. Рефлексия.
В начале урока вы выбрали себе знак, который определяет настроение на урок.
Докажите правильность выбора.
Делая вывод начните предложение так:
Я хотел бы...
Я не хотел бы...
Творческая работа.
Придумай окончание сказки.
Узнаем, совпали ли ваши предположения с задумкой автора.
IV. Итог. Оценивание. Д/задание:подготовь эссе о герое.