Конспект урока литературного чтения : “С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»” 4 класс ПНШ 
Урок литературного чтения, 4 «А» класс
Тема урока:  “С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”
Цели: 
формировать умения длительного слушания; 
 продолжить учить ориентироваться в тексте большого объёма, перечитывать, находить нужные фрагменты текста;
 Формировать представления о характерах героев и прослеживать их развитие;
способствовать развитию внимания, речи учащихся; 
содействовать развитию познавательного интереса учащихся.
Оборудование: портрет С. Лагерлёф, книга «Чудесное путешествие Нильса     с дикими гусями», карточки для работы в группах.
Ход урока
1. Организационный момент.
Слышите? Книга чудесная раскрывается,
Сказка волшебная вновь начинается
2. Введение в тему.
- А теперь поработаем в парах. Ваша задача найти и подчеркнуть в каждой строчке лишнее слово. А потом из них составить название произведения,  над которым мы продолжим сегодня работать.
1) Работа в парах. 
Игра «Лишнее слово».  
1 группа.  Ходить, летать, путешествие.
2 группа.  Нильс, Таня, Зина.
3 группа.  Перед, через, с.
4 группа.  Дом, лес, дикие.
5 группа.  Воробей, гусь, сорока.
2) Отчёт пар.
3 . Сообщение темы и цели урока.
Определить «Что помогает человеку стать человеком?».
(Дети самостоятельно)      
Предлагаю вам вспомнить некоторые моменты из истории создания произведения. Кто автор сказки-повести, что за страна такая Лапландия, кто главный герой этого произведения?                             
4. Проверка домашнего задания.
Дети загадывают, приготовленные дома, загадки из текста и рисунки к ним.
5. Осмысление содержания (чтение с остановками).
- Настало время познакомиться со следующей главой из книги «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». 
1) Комбинированное чтение (учитель - ученик). СТР.63
     Чтение от начала главы до СТР.65 
С каким новым героем мы познакомились? (Это лис Смирре)
- Какие чувства испытывал Нильс во время погони за лисом? Подтвердите строчками из текста.  
- Какие чувства испытывал Нильс, когда лис выпустил гуся? Подтверди строчками из текста.
6. Физкультминутка
Совершим небольшое путешествие в теплые страны, отдохнём.
Только в джунгли мы зашли, налетели комары.
Дальше в тропиках шагаем, ягуара мы встречаем.
Но его мы обхитрим, на носочках убежим.
Ближе к пальме мы подходим, и бананы там находим.
Привезём домой скорей, угостим своих друзей.
2) Чтение стр. 65-67.
- Какова главная тема прочитанной части ?
- Какие чувства испытывал Нильс ночью сидя на дереве? Подтвердите строчками из текста.
- Предположите, что будет дальше.
3) Самостоятельное чтение стр.67-69 
- Оправдался ли ваш прогноз?
- Как характеризует диких гусей та игра, которую они затеяли с лисом Смирре?  Разве для того, чтобы выручить Нильса, нельзя было просто подлететь к дереву и забрать его. Разве в этой игре была необходимость? Если не было, то зачем же гуси её затеяли?
- Какое решение за всех приняла Акка Книбикайзе? 
7. Ответы на вопросы.      
- Вспомним содержание повести-сказки и увидим, как трудно достичь цели, чтобы добиться успеха.                                              
8. Работа с иллюстрациями.        
- Найдите и прочитайте отрывок из сказки, которым можно подписать данную иллюстрацию. ( по группам)      
9. Итог урока.
- Мы вспомнили всю повесть – сказку , которую читали и как вы думаете когда же началось превращение Нильса в человека: когда он произнёс закленание или на много раньше? С чем это было связано? Трудно ли человеку стать человеком? Что для этого нужно?
- Какие изменения в характере Нильса вы считаете самыми важными?
( Повесть-сказка Сельмы Лагерлёф «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями» показывает, что самая сложная работа по воспитанию внутреннего мира человека, мира его чувств.) 
10. Рефлексия.
Если урок был полезный и интересный, то покажите зелёную карточку, а если у вас были затруднения и урок не понравился, то жёлтую карточку.
11. Домашнее задание.
- Перескажите главу от имени Нильса и выполните рисунок к понравившейся главе.
Рисунок 4Описание: Описание: C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\2011-12-07\IMAGE0468.JPGРисунок 1Описание: Описание: http://www.animator.ru/film_img/variants/closeup/film_3055_01.jpgЗаголовок 115