Конспект урока литературного чтения : “С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»” 4 класс ПНШ
Урок литературного чтения, 4 «А» класс
Тема урока: “С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”
Цели:
формировать умения длительного слушания;
продолжить учить ориентироваться в тексте большого объёма, перечитывать, находить нужные фрагменты текста;
Формировать представления о характерах героев и прослеживать их развитие;
способствовать развитию внимания, речи учащихся;
содействовать развитию познавательного интереса учащихся.
Оборудование: портрет С. Лагерлёф, книга «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», карточки для работы в группах.
Ход урока
1. Организационный момент.
Слышите? Книга чудесная раскрывается,
Сказка волшебная вновь начинается
2. Введение в тему.
- А теперь поработаем в парах. Ваша задача найти и подчеркнуть в каждой строчке лишнее слово. А потом из них составить название произведения, над которым мы продолжим сегодня работать.
1) Работа в парах.
Игра «Лишнее слово».
1 группа. Ходить, летать, путешествие.
2 группа. Нильс, Таня, Зина.
3 группа. Перед, через, с.
4 группа. Дом, лес, дикие.
5 группа. Воробей, гусь, сорока.
2) Отчёт пар.
3 . Сообщение темы и цели урока.
Определить «Что помогает человеку стать человеком?».
(Дети самостоятельно)
Предлагаю вам вспомнить некоторые моменты из истории создания произведения. Кто автор сказки-повести, что за страна такая Лапландия, кто главный герой этого произведения?
4. Проверка домашнего задания.
Дети загадывают, приготовленные дома, загадки из текста и рисунки к ним.
5. Осмысление содержания (чтение с остановками).
- Настало время познакомиться со следующей главой из книги «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
1) Комбинированное чтение (учитель - ученик). СТР.63
Чтение от начала главы до СТР.65
С каким новым героем мы познакомились? (Это лис Смирре)
- Какие чувства испытывал Нильс во время погони за лисом? Подтвердите строчками из текста.
- Какие чувства испытывал Нильс, когда лис выпустил гуся? Подтверди строчками из текста.
6. Физкультминутка
Совершим небольшое путешествие в теплые страны, отдохнём.
Только в джунгли мы зашли, налетели комары.
Дальше в тропиках шагаем, ягуара мы встречаем.
Но его мы обхитрим, на носочках убежим.
Ближе к пальме мы подходим, и бананы там находим.
Привезём домой скорей, угостим своих друзей.
2) Чтение стр. 65-67.
- Какова главная тема прочитанной части ?
- Какие чувства испытывал Нильс ночью сидя на дереве? Подтвердите строчками из текста.
- Предположите, что будет дальше.
3) Самостоятельное чтение стр.67-69
- Оправдался ли ваш прогноз?
- Как характеризует диких гусей та игра, которую они затеяли с лисом Смирре? Разве для того, чтобы выручить Нильса, нельзя было просто подлететь к дереву и забрать его. Разве в этой игре была необходимость? Если не было, то зачем же гуси её затеяли?
- Какое решение за всех приняла Акка Книбикайзе?
7. Ответы на вопросы.
- Вспомним содержание повести-сказки и увидим, как трудно достичь цели, чтобы добиться успеха.
8. Работа с иллюстрациями.
- Найдите и прочитайте отрывок из сказки, которым можно подписать данную иллюстрацию. ( по группам)
9. Итог урока.
- Мы вспомнили всю повесть – сказку , которую читали и как вы думаете когда же началось превращение Нильса в человека: когда он произнёс закленание или на много раньше? С чем это было связано? Трудно ли человеку стать человеком? Что для этого нужно?
- Какие изменения в характере Нильса вы считаете самыми важными?
( Повесть-сказка Сельмы Лагерлёф «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями» показывает, что самая сложная работа по воспитанию внутреннего мира человека, мира его чувств.)
10. Рефлексия.
Если урок был полезный и интересный, то покажите зелёную карточку, а если у вас были затруднения и урок не понравился, то жёлтую карточку.
11. Домашнее задание.
- Перескажите главу от имени Нильса и выполните рисунок к понравившейся главе.
Рисунок 4Описание: Описание: C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\2011-12-07\IMAGE0468.JPGРисунок 1Описание: Описание: http://www.animator.ru/film_img/variants/closeup/film_3055_01.jpgЗаголовок 115