Рабочая программа по чтению 6-ой класс «Особый ребёнок».(индивидуальное обучение на дому)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»
Рассмотрено:
на заседании ПМПК
председатель
_____ Ахметова М.В.
Протокол № 1
от «__»_____ 2016г.
Согласовано:
родителями
____ Кибардина В.В.
«__» ________ 2016г. Утверждено:
директор школы
_____ Гизатуллин С.А.
Приказ № _____
от«__»______ 2016г.
Рабочая программа
по учебному курсу «Чтение»
6-ой класс «Особый ребёнок».
(индивидуальное обучение на дому)
Составила: Горская Е.С.,
учитель кв. I категории.
Чернушка
2016г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе программы классов (групп) для умственно отсталых детей (программа «Особый ребенок»), Пермь 2010 год, ч.1, утверждённой на заседании лаборатории специального образования ПКИПКРО, (на основе программы обучения глубоко умственно отсталых детей , Москва, 1983 г.)
Разработанная программа по предмету «Чтение» рассчитана на один год обучения с ОВЗ с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Учебная нагрузка – 1 часа в неделю, в год –34 часа. В основу программы взяты «Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: подготовительный, 1-9 классы».
С учетом индивидуальных возможностей ребенка планируется изменения в программе за 6 класс, так как данный ребенок безречевой, произносит только отдельные звуки. В связи с этим продолжить повторение звуков и букв, слоговое чтение, использовать на уроках альтернативное чтение, которое помогает обучаемой выразить свои мысли и желания, заменить звуковую речь.
Занятия планируются с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей обучающейся, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.
Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза.
В соответствии с этим на уроках грамоты широко используются такие дидактические пособия, как фишки, разрезная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур.
Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.
Цель: развитие речевого слуха.
Задачи:
- формировать первичные ценностные представлениях о книгах и иллюстрациях, картинах и картинок;
- знакомить с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;
- создавать условия для пробуждения речевой активности ребёнка и использования усвоенного речевого материала в процессе «чтения» в быту, на уроках – занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- знакомить с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками.
Коррекционные возможности:
1.Развитие речевой активности.
2. Развитие артикуляционного аппарата.
3. Формирование зрительно – пространственной ориентации.
Применение педагогических технологий:
Коррекционно-развивающие занятия.
Традиционное обучение.
Поэтапное формирование умственных действий.
Содержание
1час в неделю (всего 34 часа).
На основе, того что обучающая безречевая в содержание программы внесены изменения.
Материалом обучения является, закрепление умения различать звуки, буквы и слова, сходные по звучанию. Чтение односложных и двухсложных слов.
Альтернативное чтение текста (коротких рассказов, сказок) и пересказ прочитанного с помощью жестов, иллюстраций и т.д.
Произведения для звучания
B.Лебедев-Кумач - «Здравствуй, школа!»
Н. Токмакова - «Сентябрь»
И. Арпохова - «Маляры»
С. Брянских - «Здравствуй, лето»
К концу года предусматривается усвоение программного материала по чтению следующих компонентов:
1. Показывать персонажей коротких произведений;
2. Осмысливать простые тексты;
3.Составлять совместно с педагогом на основе произношения слоги, простые слова из разрезной азбуки;
4.Стараться произносить совместно с учителем звуки, слоги, слова;
5. Выстраивать пиктограммы в логический ряд, представляющий собой графически оформленное предложение или небольшие тексты.
Календарно - тематическое планирование.
1 четверть – 8 часов.
№ тема Кол-во
часов дата
1-3 Развитие речевого слуха. Повторение гласных звуков. 3. 05.09.
12.09.
19.09.
4- 6. Развитие речевого слуха. Повторение согласных звуков. 3. 26.09.
03.10.
10.10.
7. Звучание, артикуляция, правильное произнесение изученных букв. 1. 17.10.
8. Составление и чтение слогов из разрезной азбуки с изученными буквами. 1. 24.10.
2 четверть – 8 часов.
1- 3. Чтение слогов. 3. 07.11.
14.11.
21.11.
4-5. Послоговое чтение односложных слов. 2. 28.11.
05.12.
6-7. Послоговое чтение двусложных слов. 2. 12.12.
19.12.
8. Подбор слов к картинкам. 1. 26.12.
3 четверть – 10 часов.
1. Чтение «Здравствуй, школа!» B.Лебедев-Кумач
1. 16.01.
2. Послоговое чтение стихотворения «Здравствуй школа» Лебедев – Кумач В. 1. 23.01.
3. Чтение и пересказ с помощью сюжетных картинок стихотворения «Здравствуй школа» Лебедев – Кумач В. 1. 30.01.
4. Жестовый пересказ стихотворения «Здравствуй школа» Лебедев – Кумач В. 1. 06.02.
5. Чтение «Сентябрь» Токмакова Н.
1. 13.02.
6. Послоговое чтение стихотворения «Сентябрь» Токмакова Н. 1. 20.02.
7. Чтение и пересказ с помощью сюжетных картинок стихотворения «Сентябрь» Токмакова Н. 1. 27.02.
8. Жестовый пересказ стихотворения «Сентябрь» Токмакова Н. 1. 06.03.
9. Послоговое чтение стихотворения «Сентябрь» Токмакова Н. 1. 13.03.
10. Обобщение пройденного материала. 1. 20.03.
4 четверть – 8 часов.
1. Чтение «Маляры» Арпохова И.
1 03.04.
2. Послоговое чтение рассказа «Маляры» Арпохова И. 1. 10.04.
3. Чтение и пересказ с помощью сюжетных картинок рассказа «Маляры» Арпохова И. 1. 17.04.
4. Жестовый пересказ рассказа «Маляры» Арпохова И. 1. 24.04.
5. Послоговое чтение рассказа «Маляры» Арпохова И. 1. 08.05.
6. Чтение «Здравствуй, лето» С. Брянских1. 15.05.
7. Чтение и пересказ с помощью сюжетных картинок стихотворения «Здравствуй, лето» С. Брянских 1. 22.05.
8. Послоговое чтение стихотворения «Здравствуй, лето» С. Брянских. 1. 29.05.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Литература для учителя:
Программа классов (групп) для умственно отсталых детей (программа «Особый ребенок»), Пермь 2010 год, ч.1
Литература для обучающейся:
Азбука
Авторы: А.К.Аксёнова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова
Издательство: Москва «Просвещение» 2013г.
Допущено Министерством образования и науки РФ.
Дополнительная литература для обучающейся:
«Волшебный мир звуков и слов» Е.А. Пожиленко, Москва, 1999г.
«Обучение чтению в специальных коррекционных классах. 1 класс» Л.И. Рудченко, Волгоград, 1985г.
«От А до Я» Е.В. Колесникова Москва, 2007
«По дороге к азбуке» методические рекомендации Т.Р. Кислова, Москва, 1999г.