Программа лагеря досуга и отдыха
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 имени Героя России С.Л.Яшкина», г.ПермьРекомендован на МО нач.школы,
Утверждена на педагогическом совете школы
Протокол №___ от 31.03.2016_____
Программа
деятельности летного лагеря
с дневным пребыванием детей при МАОУ «СОШ №6»
«В стране Веселых человечков»
Смена «Синема»
(для учащихся 7-18лет)
Автор программы:
Отнельченко Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
Пермь 2016
Содержание программы:
Информационная карта программы……………………………………3-4
Пояснительная записка…………………………………………… ……4-6
Концептуальные основы………………………………………………. 6
Организация кружковой деятельности…………………………………………………………….9
Целеполагание……………….…………………………………………..9
Методическое сопровождение программы……………………………10
Этапы реализации программы………………………………………….10-11
Основное содержание программы……………………………………11-13
Принципы, подходы и виды деятельности по реализации программы…13-14
Механизм реализации программы …………………………………15-19
Условия реализации программы…………………………………… ….19-22
Ожидаемые результаты и критерии их оценки………………………..22-25
Список используемой литературы и источники ………………………26
1.Информационная карта.
Наименование программы «Путешествие в страну Литературию»
Разработчик программы Отнельченко Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории
Цель Создание условий для качественного отдыха и оздоровления детей и подростков, способствующих раскрытию и развитию интеллектуального и творческого потенциала детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.
Задачи 1) Способствовать укреплению знаний детей о кинематографии, вести активную пропаганду Российского кино.
2) Формировать знания об истории развития Российского кино.
3) Совершенствовать духовные и нравственные качества детей на основе исследовательской деятельности.
4) Воспитывать активную жизненную позицию детей через органы самоуправления. Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.
5) Организовать деятельность творческих мастерских. Инсценировка, пародия, выразительное чтение.
Сроки реализации программы Июнь 2016 года
Орган, ответственный за реализацию программы Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 имени Героя России С.Л.Яшкина», г.Перми
Источники финансирования - местный бюджет
- родительская плата.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы Дети – участники программы, будут более внимательно относится к Российским фильмам, у них появится потребность в чтении экранизированных книг.
Дети познакомятся с историей возникновения кинематографии. После смены участники продолжат развивать открытые в лагере таланты и интересы в кружках, клубах, секциях.
Реализация программы поможет детям подняться на новый эмоциональный, духовный, культурный и интеллектуальный уровень.
Большинство детей – участников смены получат навыки самоуправления, смогут осознать важность и необходимость активной жизненной позиции.
2. Актуальность программы.
Приближается лето – пора отдыха детей. В условиях летнего пришкольного лагеря отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами. Сегодня в лагере учащиеся школы могут получить дополнительные знания, поправить свое здоровье и просто отдохнуть. Организация летней оздоровительной площадки при школе – это возможность продолжения учебно-воспитательного процесса в условиях лета. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры, здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
На состояние здоровья подрастающего поколения негативно влияют многие социальные и экономические факторы, всё это требует неотложных мер, активного формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Данная программа направлена на физическое, духовное, культурное развитие учеников.
В Российской Федерации 2016 год объявлен Годом отечественного кинематографа. Как сказано в самом указе президента России Владимира Владимировича, решение было вызвано необходимостью привлечь внимание общественности к российскому кино. На данный момент он тесно связан с кинопедагогикой и образованием в целом. В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных преобразований, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе и в кинематографе и это стоило бы использовать, в том числе, в летних оздоровительных лагерях. Кино, действительно, тот вид искусства, который компактно собрал в себе все предыдущие, и который так или иначе дает творчески проявить себя ребенку в полной мере. Кроме того, летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, то самое время, когда можно не только отдыхать, но и творить вместе с друзьями. К сожалению, не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
И тут лагерь дневного пребывания позволяет ребенку, не покидая родных школьных стен, снять психологическую и эмоциональную напряженность, накопившуюся за учебный год, восстановить израсходованные силы, здоровье, научится созидать что-то новое и развить свой творческий потенциал. Здесь главным помощником родителей и ребенка становится летний лагерь с дневным пребыванием детей, который и выполняет все вышеперечисленные функции. В настоящее время как и в последующие среди наиболее значимых проблем, стоящих перед российским образованием, выступает проблема эмоционально развитой творческой личности. Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности — «Человека творческого». И кто как не кинематография позволяет нам воспитать творческую, эмоционально развитую, полную гражданских чувств личность. Данный лагерь дневного пребывания позволит детям накопить социальный опыта жизни в своем Отечестве, усвоить принятые в обществе нормы поведения, развить интерес к ее истории, культуре, сформировать позитивное отношение к прошлому и настоящему России.
Именно поэтому, программа «В стране Веселых человечков - Синема» ставит своей целью развитие творческих способностей детей, способствующих раскрытию и развитию интеллектуального и творческого потенциала детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.
Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.
При составлении данной программы учитывались желания и любимые увлечения детей, их запросы, интересы, настроения, которые были выявлены в результате анкетирования. Большинство детей хотят «узнать много нового, научиться танцевать, петь, играть в спектаклях». Это стало основой выбора направлений работы лагеря.
Вся работа лагеря направлена на реализацию программы «В стране Веселых человечков - Синема». Детская оздоровительная лагерь с дневным пребыванием организуется на базе МАОУ «СОШ №6 имени Героя России С.Л.Яшкина», г.Перми. Участниками лагерной смены являются педагогический коллектив и учащиеся школы и микрорайона. Возраст детей от 7 до 18 лет. Продолжительность смены 18 дней.
При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, и из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. В лагере планируется оздоровить 120 обучающихся.
3. Концептуальные основы.
Лето - это время, когда ребенку предоставлено большое количество свободного времени, которое лагерь поможет провести интересно, незабываемо, с пользой, в воплощении собственных планов, удовлетворении индивидуальных интересов, развлечений, игр, разрядки накопившейся за год напряженности, восполнении израсходованных сил, восстановлении здоровья. Поэтому в лагере для детей созданы все условия: для сохранения и укрепления здоровья, для всестороннего развития, формирования у детей стремления к самовыражению, развитию творческих способностей через многообразные формы деятельности.
Весь педагогический коллектив лагеря ориентирует свою работу на развитие личности. В деятельности и общении детей, педагогов, родителей культивируется сотрудничество, сотворчество, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников педагогического процесса.
Одним из условий эффективности работы лагеря является использование воспитательного потенциала игры. Содержание работы лагеря – это большая игра в Синема. Нет лучше формы приобщения ребенка к познанию, творчеству, активной деятельности, чем игра. Во-первых, игра выступает как самостоятельная творческая деятельность образования, воспитания, обучения, позволяющая детям приобрести знания, умения, навыки, развивать у них намеченные качества и способности (для этой цели используются игры дидактические, познавательные, интеллектуально-развивающие, подвижные, ролевые и др.)
Во-вторых, это форма общения взрослых и детей, способ воспитательного воздействия на личность и коллектив.
В-третьих – метод стимулирования интереса и творчества активности детей в других видах деятельности.
В-четвертых, игра - это способ создать эмоционально-эстетический фон жизнедеятельности детского коллектива.
Игра придает эмоциональную окраску всему происходящему, создает атмосферу сотворчества, учит, помогает общаться.
Основным направлением работы в данной программе является коммуникативная культура, что отражено в содержании, формах и методах деятельности лагеря. А так же в работе используются направления:
познавательное;
творческое;
культурно-нравственное;
трудовое.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности. Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Формы работы:
Игра;
Конкурс;
Викторина;
Праздник;
Турнир;
Поход;
Библиотечный час;
Посещение музея;
Просмотр фильма;
Чтение книги;
Соревнование;
Эстафеты;
Занятия в кружках.
Виды досуговой деятельности:
развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревновании, представлений, прогулки, путешествия;
отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
Общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:
Добровольности включения ребенка в досуговую деятельность;
Альтернативного провождения времени
Свободного времени
Совместного планирования досуговой деятельности.
Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях:
Уровень целостного детского коллектива смены;
Уровень отряда;
Уровень организации досуга в группах по интересам;
Уровень конкретного ребенка, который по тем или иным причинам не хочет участвовать в совместной деятельности.
Организация кружковой деятельности.
Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период каждой смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.
Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.
Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.
Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:
изучение интересов детей;
презентация кружков на линейке в начале смены;
ознакомление детей с режимом работы кружков;
самоопределение детей и запись их в кружки;
деятельность ребят в кружках;
текущее отражение результатов деятельности детей;
подведение итогов работы кружков в конце смены.
4. Целеполагание
Цель: создание условий для качественного отдыха и оздоровления детей и подростков, способствующих раскрытию и развитию интеллектуального и творческого потенциала детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.
Задачи:
1) Способствовать укреплению знаний детей о литературе, вести активную пропаганду повышения читательской грамотности.
2) Формировать знания об истории развития Детской литературы.
3) Совершенствовать духовные и нравственные качества детей на основе читательской деятельности.
4) Воспитывать активную жизненную позицию детей через органы самоуправления. Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.
5) Организовать деятельность творческих мастерских. Фото и видеосъемка, выразительное чтение.
5. Методическое сопровождение программы
-Основными методами организации деятельности являются:
Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
-Психологические услуги.
Психологические услуги предоставляются в следующих формах:
Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.
6.Основные этапы реализации программы.
1Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «В стране Веселых человечков»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
Работу по данной программе можно разделить на три периода, каждый из которых выполняет свои функции.
Организационный период
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
знакомство с ребятами, распределение по отрядам, создание благоприятного климата в отрядах, оформление отрядных комнат, знакомство ребят с системой работы лагеря, знакомство с традициями, устройством лагеря, с режимом дня. Запуск программы «В стране Веселых человечков».
Основной период
Полноценная деятельность внутри отряда и между отрядами по реализации задач данной программы, реализация основной идеи смены, работа секций, вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел; работа творческих мастерских (мастерская игр, компьютерный рисунок, выразительное чтение).
Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем
Основное содержание программы:
Создание всех условий для развития и реализации творческой личности, сохранения и укрепления здоровья школьников, а также работа по формированию духовно-нравственных качеств, по патриотическому и гражданскому воспитанию является одним из основных направлений деятельности лагеря. Педагогический коллектив совместно с вожатыми организуют следующие виды деятельности: праздники, конкурсы, медиа-фесты, викторины, флешмобы, спортивные соревнования и мероприятия, посещение культурно-развлекательных учреждений, ролевые и творческие игры, акции, мониторинговую деятельность.
Реализация программы проходит на основе организации коммуникативных, творческих развивающих и подвижных игр, организации коллективных творческих дел, выполнения заданий по рефлексии лагерных дел.
Образовательная деятельность в рамках лагеря «В стране Веселых человечков - Синема» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей российского кинематографа, изучением духовно-нравственных, гражданско-патриотических и культурно-исторических лент отечественного кинематографа.
Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира и мира кинематографа.
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство со спортсменами родного края и спортсменами из мира кино, которые стали настоящими патриотами своей малой земли и России в целом, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков на тему просмотренных фильмов и мультфильмов, стихов; изготовление плакатов в виде кино-афиш; театрализация просмотренных понравившихся лент кино, игровые программы и т. д.), а также посещение музеев и библиотек.
Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
Патриотическое воспитание включает в себя проведение в течение лагерных смен акций «Обелиск», «Как живешь, ветеран?», и др., просмотра таких гражданско-патриотических фильмов как «Адмирал Нахимов», «В бой идут одни старики», «Баллада о солдате» и др., участие в празднике «День России» и другие мероприятия патриотической направленности.
Трудовая деятельность подразумевает благоустройство территории школы и села, работу на пришкольном участке, поскольку фильмы учат еще и уважению к труду.
Принципы, подходы и виды деятельности по реализации
профильной программы «Синема-Синема-Синема детство!»
1.Опора на интересы детей в кино и их желание действовать позволяет сделать деятельность значимой для ребят, для их личностного развития, в полной мере превратить ее в фактор саморазвития.
2.Самоорганизация, самостоятельность, самовоспитание, самоанализ,которые способствуют развитию отдельных аспектов личности ребенка.Самоанализ деятельности своей и своих друзей; качеств, проявившихся в этойдеятельности; изменений, произошедших в себе и окружающих; измененийсвоего места в коллективе развивает самосознание и расширяет горизонтысамопознания школьников. Целенаправленное сознательное самовоспитаниеприводит к самосовершенствованию личности, а совершенствование навыковсамоорганизации, проявление самостоятельности способствуют самореализации.
3.Принцип «Каждое дело — творчески, а иначе — зачем?» Реализация этого принципа способствует проявлению и развитию творческого потенциала каждого из участвующих в подготовке и проведении дела. В процессе «обучения лучшей жизни путем включения в лучшие отношения» приобретается опыт гуманного отношения к окружающим, развиваются личностные качества, способствующие прогрессивному развитию коммуникативного потенциала личности школьника.
4.Отношения со взрослыми на основе сотрудничества.
Отношения со взрослыми, выстроенные по такому принципу, помогают ребенку наиболее безболезненно и верно найти свое место во взрослом мире, максимально сочетая свои интересы и интересы окружающих, общества. Объединение взрослых и подростков в социальной деятельности дает возможность первым организовать со своими воспитанниками эффективное сотрудничество, являющееся непременным условием воздействия на самоопределение воспитанников, а вторым — самоутвердиться в деятельности наравне со взрослыми, получать образцы деятельности по достижению поставленных целей.
5.Личностный подход, предусматривающий поиск и открытие школьником своего мира ценностей, знаний, умений, стимулирующих развитие, становление познающей личности.
6.Коллективно-творческая деятельность, которая предоставляет наиболее благоприятные возможности для социального творчества, самопознания, само строительства, самореализации личности, для осуществления самостоятельного нравственного выбора. Кроме того, она является средством: осознания подростками своего «Я»;
• осознания своего «Я» как отличного от других «Я»;
• осознания того, как их «Я» воспринимается другими;
• осознания себя в коллективной деятельности (деле);
•приобретения навыков высказывать свое мнение, понимать и принимать чужую точку зрения и отстаивать свою.
7. Метод педагогического взаимодействия путем создания особой среды, в которой дети чувствуют себя благополучно, комфортно. Это достигается тем, что воспитатели используют методы положительного стимулирования (одобрение, похвалу, благодарность и т. д.), верят в возможность личностного роста каждого ребенка. В такой среде исчезает дистанция возраста и должности, остается человеческое общение, понимание, которое создает особый образ жизни: мир гуманности, взаимного уважения и доверия.
8. Механизм реализации программы:
1 смена: «Синема!» (01.06.2016-27.06.2016)
(посвященная Году российского кинематографа)
Проходит под девизом: «Синема-Синема-Синема-от тебя мы без ума»
Легенда смены: Участники смены получают историческое послание из будущего, в котором сказано, что все мероприятия в России проходят не просто так: в будущем Мир охватит волна новых гаджетов и программ, которая сделает его иллюзорным, не настоящим. По-видимому, такое же послание отдали нашему президенту Владимиру Владимировичу «добрые люди», посчитав это знаком. Ему срочно нужна помощь! Первый этап защиты страны от исчезновения литературы и книг мы успешно прошли. Наступил второй этап и нужно помочь спасти родной кинематограф, а для этого нужно погрузиться в мир киноиндустрии, попробовать себя в роли актера, режиссёра и сценариста и оставить свой след в отечественном кино.
Цель смены:
развитие у детей и подростков гражданственности, творческого мышления, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни.
Основные задачи:
1) Утверждение в сознании детей и подростков необходимости творчески мыслить, патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважение к культурному и историческому прошлому и наследию своей Родины.
2) Развитие духовно-нравственных аспектов, таких как: гражданственность; приоритет общественно-государственных интересов над личными; патриотизм, преданность своему Отечеству; гуманизм и нравственность; чувство собственного достоинства, социальная активность.
Режим дня:
8.30 – 9.00 Приём детей.
9.00-9.10 Линейка (Подъём государственного флага)
На линейку быстро стройся!
9.10-9.20 Зарядка
Музыка звучит: пора, пора!
С добрым утром, детвора,
И тотчас же по порядку
Всем ребятам на зарядку!
9.30-10.00 Завтрак
Всем за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара!
10.00-12.00 Отрядные, лагерные дела
Кто куда: кто в поход,
Кто в цветник, на огород!
Загорай и закаляйся,
В быстрой речке искупайся.
Раз пришел веселый час,
Здесь играют все у нас!
12.00-13.00 Оздоровительные процедуры
1300-14.00 Обед
Но у всех, смешливых даже,
За столом серьезный вид.
За обедом виден сразу аппетит.
14.00 14.30 Свободное время
Не грустят в семействе нашем,
Мы поем, рисуем, пляшем,
Мастерим, умеем шить,
Все занятия хороши!
14.30-15.00 Дневной сон
16.00-16.30 Полдник
Вот и снова горн поет,
Сладкий фрукт в столовой ждет!
16.30 Уход домой
А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!"
Завтра снова мы придем!
Календарный план
(первая смена)
1 часть (познавательная: Изучение истории российского кинематографа)
1день
01.06 1. Торжественное открытие Лагеря
(прочтение послания)
2. Формирование отрядов. Выборы органов самоуправления
3. Игра-знакомство «Это мы»
4. Оформление отрядных уголков
5. «Весёлый путь - театрализованная программа к Международному Дню защиты детей
2 день
02.06
1. Запуск программы по спасению кинематографа «Знаем и любим своё кино!», посвященная Году российского кинематографа
2. Презентация «Как это было вчера» (история российского кинематографа)
3. Просмотр фильма «Внимание, черепаха»
4. Смотр отрядов, конкурс классных комнат, уголков
5.Концертное мероприятие «Занавес открывается»
3 день03.06
1.Экскурсия в библиотеку.
2.Конкурс флагов, эмблем отряда «Как корабль назовешь…»;
3. Концерт «Визитная карточка»
4. «Мир кино от А до Я» (викторина)
4 день
06.06
1. Викторина «Знатоки мультфильмов»
2. Спортивная эстафета
3. Отрядные дела
5 день
07.06
1. Мероприятие «Мой город в кино»
2. «Республика ШКИД»
3. Командный конкурс отрядной песни из фильмов и мультфильмов.
6 день
08.06
1. Конкурс рисунков и плакатов « Мой любимый мультфильм»
2. Мини-концерт «Мульти -Пульти –карнавал»
3.Отрядные дела
2 часть ( экспериментальная: первые кинопробы, инсценировки
(люди, события, факты)
7 день
09.06 1. Творческий день «ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ»
(встреча с известными людьми)
2. Игра «Крокодил»
3.Просмотр фильма «В бой идут одни старики»
8 день
10.06
ДЕНЬ РОССИИ
1. Торжественная линейка «Как это было».
2. Концерт «Моя Россия - моя страна»
3. Первая кинопроба – «Спасибо Вам, Ветераны»
9 день
14.06 «ОЛИМПИЙСКИЕ ЗВЁЗДЫ»
1.Открытие спартакиады «О, СПОРТ, ТЫ МИР!»
2. Спартакиада (лёгкая атлетика)
3. Эстафеты
10 день
15.06 1. Просмотр фильма про ПДД
2.Конкурс стихов «Из глубин кино»
3. Посещение театра
11 день
16.06
1. «Эти руки и впрямь чудеса творят»
(Изготовление персонажей и героев фильмов и мультфильмов из пластилина, аппликации и теста)
2. Тематическая программа
3. «Жизнь без вредных привычек» фильмы про вредные привычки «Неподдающиеся»
12 день17.06 1. Итоговое мероприятие, запись фильма на конкур «Премьера-2016»
2. Конкурс рисунков «Мой край».
3.Отрядные дела
3 часть (фестивальная: «мечтаем, творим, воплощаем»)
13 день
20.06 1. Торжественная линейка «Родина мною гордится!»
2. Военно-спортивная игра «Зарница».
3.Программа «Знаменитые песни из фильмов»
4.Инсценированное представление «Смешные случаи из школьной жизни»
5. Подготовка к закрытию смены, разработка сценария фильма «Моя Россия-моя страна».
14 день21.06 1. БОЛЬШАЯ РАЗВЕДЧЕСКАЯ ИГРА «Диверсант»
2. Совместное мероприятие с ДК
3. Акция «Обелиск», «Как живешь, ветеран?»
15 день22.06 1. Просмотр фильма «Кортик. Бронзовая птица»
2. Отрядные дела
3.Театрализация фильмов по книгам
16 день23.06 1.Игра «Крокодил»
2. Подготовка к закрытию смены, съемка фильма «Моя Россия-моя страна».
3. Отрядные дела
17 день
24.06 1. Профилактическая беседа о детских правонарушениях «У нас гости»
2. Отрядные дела
3. Подготовка к закрытию смены, монтаж фильма «Моя Россия-моя страна»
18 день
27.06 ДЕНЬ ЗАКРЫТИЯ СМЕНЫ
1. Тожественная линейка закрытия смены
2. Творческий концерт, просмотр фильма «Моя Россия – моя страна»
3. Подводим итоги, награждаем лучших.
1.06
1. Торжественное открытие Лагеря (прочтение послания)
2. Формирование отрядов. Выборы органов самоуправления
3. Игра-знакомство «Это мы»
4. Оформление отрядных уголков
5. «Весёлый путь - театрализованная программа к Международному Дню защиты детей 6.06
1. Викторина «Знатоки мультфильмов»
2. Спортивная эстафета
3. Отрядные дела 14.06
«ОЛИМПИЙСКИЕ ЗВЁЗДЫ»
1.Открытие спартакиады
«О, СПОРТ, ТЫ МИР!»
2. Спартакиада (лёгкая атлетика)
3. Эстафеты 20.06
1. Торжественная линейка «Родина мною гордится!»
2. Военно-спортивная игра «Зарница».
3.Программа «Знаменитые песни из фильмов»
4.Инсценированное представление «Смешные случаи из школьной жизни»
5. Разработка сценария фильма «Моя Россия - моя страна».
2.06
1. Запуск программы «Знаем и любим своё кино!»
2. Презентация «Как это было вчера»
3. Просмотр фильма «Внимание, черепаха»
4. Смотр отрядов, конкурс классных комнат, уголков
5.Концертное мероприятие «Занавес открывается» 7.06
1. Мероприятие «Мой город в кино»
2. «Республика ШКИД»
3. Командный конкурс отрядной песни из фильмов и мультфильмов. 15.06
1. Просмотр фильма про ПДД
2.Конкурс стихов «Из глубин кино»
3. Посещение театра 21.06
1. БОЛЬШАЯ РАЗВЕДЧЕСКАЯ ИГРА «Диверсант»
2. Совместное мероприятие с ДК
3. Акция «Обелиск», «Как живешь, ветеран?»
3.06
1.Экскурсия в библиотеку.
2.Конкурс флагов, эмблем отряда «Как корабль назовешь…»;
3. Концерт «Визитная карточка»
4. «Мир кино от А до Я» (викторина) 8.06
1. Конкурс рисунков и плакатов «Мой любимый мультфильм»
2. Мини-концерт «Мульти -Пульти –карнавал»
3.Отрядные дела 16.06
1. «Эти руки и впрямь чудеса творят»
2. Тематическая программа
3. «Жизнь без вредных привычек» фильмы про вредные привычки «Неподдающиеся» 22.061. Просмотр фильма «Кортик. Бронзовая птица»
2. Отрядные дела
3.Театрализация фильмов по книгам о ВОВ
9.06
1. Творческий день «ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ»
(встреча с известными людьми)
2. Игра «Крокодил»
3.Просмотр фильма «В бой идут одни старики» 17.06
1. Итоговое мероприятие, запись фильма на конкур «Премьера-2016»
2. Конкурс рисунков «Мой край».
3.Отрядные дела 23.06
1.Игра «Крокодил»
2. Подготовка к закрытию смены, съемка фильма «Моя Россия-моя страна».
3. Отрядные дела
10.06 ДЕНЬ РОССИИ
1. Торжественная линейка «Как это было».
2. Концерт «Моя Россия - моя страна»
3. Первая кинопроба – «Спасибо Вам, Ветераны» 18.06/27.06
ДЕНЬ ЗАКРЫТИЯ СМЕНЫ
1. Тожественная линейка закрытия смены
2. Творческий концерт, просмотр фильма «Моя Россия – моя страна»
3. Подводим итоги, награждаем лучших. 24.061. Профилактическая беседа о детских правонарушениях «У нас гости»
2. Отрядные дела
3. Подготовка к закрытию смены, монтаж фильма «Моя Россия - моя страна»
Кружки:
Образовательный квест Отнельченко Т.Н.
Сценарий с вариациями Отнельченко Т.Н.
Кинопанорама Баяндина Н.А., Харламова И.В.
Музыкальные викторины
«Музыка в кино и мультфильмах» Подольская А.А.
Зайцева В.Ю.
Спортивные часы Захарова Н.Л., Опалева О.Б.
Йога Полетаева О.В.
Газета страны Батина Л.В.
Пластилиновые мультфильмы Завалина Т.В.
Ералаш Исаева А.В.
Рисованные мультфильмы Круглова С.А.
Ежедневно: утренняя зарядка, спортивные игры на свежем воздухе, отрядные огоньки (анализ прошедшего дня, подведение итогов) соблюдение традиций
Традиции:
-Открытие смены с поднятием Флага РФ
-Ежедневная утренняя линейка
-Индивидуальная система поощрения детей
-Собственные традиции отряда
-Законы лагеря:
Закон правды и чести. Запомни! Правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям! Будь правдив!
Закон добра и уважения. Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе!
Закон заботы и милосердия. Прежде, чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям!
Закон памяти. Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории!
Закон времени: «0 – 0». Точность, организованность.
Закон здорового образа жизни: Помни о своем здоровье, укрепляй его.
Закон охраны окружающей среды: Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, то на планете мы останемся одни.
Закон старости. Помни, старость уважается у всех народов, будь цивилизован.
Закон чести. Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Закон территории. Этот закон для всех един «Не выходи за территорию один»
Закон чистоты. Чистота – вот наш закон, пусть о себе напомнит он.
Закон правой руки. Этот закон един, все молчат, говорит один.
9. Условия реализации программы.
1.Нормативно-правовые условия
Конституция РФ
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в РФ»
«Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017годы»
«Основы государственной молодежной политики до 2025 года»
«Основы государственной культурной политики»
Положения «Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года»
«Концепция развития дополнительного образования детей»
Устав школы.
Положение о лагере дневного пребывания.
Правила внутреннего трудового распорядка.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Приказы Управления образованием.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Акт приемки лагеря.
Планы работы.
Материально-технические условия предусматривают:
финансирование за счет Фонда социального страхования, средств местного бюджета, субвенции областного бюджета;
спортивный зал;
школьная библиотека;
столовая;
игровая площадка;
спортивная площадка;
кабинеты;
ТСО;
художественные средства, игры настольные и др.;
хозяйственный инвентарь.
канцелярские принадлежности
компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор.
Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
начальник лагеря, заместитель директора по УВР;
педагог-организатор;
руководитель ФВ;
музыкальный работник
Кураторы отрядов:
воспитатели отрядов (из числа педагогов школы).
Руководители творческих мастерских
из числа педагогов
Педагогические условия:
соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие общелагерных мероприятий в дополнительном образовании по интересам;
отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;
единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
Методические условия предусматривают:
наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела
творческие мастерские
индивидуальная работа
тренинги
деловые и ролевые игры
самоуправление в отряде и в лагере
Факторы риска и меры их профилактики:
№ Факторы риска Меры профилактики
1 Плохая погода, не позволяющая активно отдыхать Изменение режима дня по отношению к запланированным видам деятельности. Запасные формы работы, адаптированные для работы в помещении.
2 Пассивность Отбор эффективных методов и средств для повышения активности участников программы: стимулирование мотивации.
3 Усталость педагогического коллектива Четкое распределение обязанностей, объединение коллективных усилий в сложных ситуациях.
4 Утомляемость детей Хорошая организация мероприятий, чередование игровой деятельности с творческой, интеллектуальной, спортивной и др.
5 Эмоциональное сгорание Тщательная подготовка программы смены. Разработка корпоративной культуры, использование стимулирования деятельности.
6 Травматизм Инструктаж по технике безопасности. Исключение травмоопасных ситуаций, бдительность и ответственность за здоровье и жизнь детей.
7 Недостаточность спортивного и игрового инвентаря Своевременное и достаточное обеспечение.
8 Подвижные игры на улице Чередование игр на улице и в помещении.
10. Ожидаемые результаты:
Для детей:
Физическое и психологическое оздоровление детей.
Мотивация творчески мыслить
Самореализация в творческой и познавательной деятельности.
Развитие патриотической и гражданской активности.
Развитие важнейших духовно - нравственных качеств.
Развитие лидерских качеств и умений.
Создание мотивации на познавательную деятельность.
Расширение представлений детей об истории российского кинематографа.
Приобретение детьми опыта общения со сверстниками.
Для педагогов:
1. Умение ставить себя рядом с ребенком в деятельности, а не против него.
Приобретение опыта помощи ребёнку, понимания себя, верить в свои силы, создавать ситуацию успеха.
Реализация программы позволит:
Возродить патриотизм как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность в воспитании человека.
Получить адекватное отношение к семейным ценностям, к людям старшего поколения.
Приобщить к историческому прошлому.
Повысить уровень эффективной социализации детей и подростков группы «особого внимания».
Получить новую методическую систему обработки, хранения и воспроизводства лучшего опыта работы.
Повысить методический уровень вожатых и педагогического коллектива.
Критерии эффективности:
Ценностно-целевой критерий - фиксация процента участия детей в программах, сравнение динамики присутствия и активного участия в досуговых мероприятиях смены. Через наблюдения вожатых, статистические данные участия отрядов в делах.
Когнитивный критерий - путем анкетирования и устных опросов определить расширение познавательных потребностей. Проведение сравнительного анализа расширения тематики проводимых мероприятий.
Эмоционально-мотивационный критерий - сравнение уровня сплоченности коллектива, отряда, инициативности детских групп по контрольным командным мероприятиям в начале и конце смен.
Деятельностный критерий - определение процентного участия детей в основной смыслообразующей деятельности.
Проанализировать результаты работы всего коллектива лагеря поможет и мониторинговая деятельность, и материалы по рефлексии мероприятий, отзывы детей и родителей.
Методы диагностики:
Анкета на «входе» (стартовая)
Анкета на «выходе»
Антропометрические исследования детей
Оценка результативности выполнения программы:
Ожидаемый результат Критерий Показатель Способы отслеживания
1.Включенность детей в мероприятия лагеря Количество участников мероприятия
Удовлетворенность деятельностью лагеря 100%
Не менее 85% Численный состав, оценка массовости
2. Проявление патриотических качеств воспитанниковДинамика устойчивого интереса к истории Родины, знание символики, знание жизни своего народа, его культуры
100% Участие в мероприятиях ,конкурсахАнкетирование,
Внешняя оценка
3.Динамика творческих успехов воспитанников отряда, их организованности и единения Участие в творческих конкурсах
Уровень дисциплины и организованности в отряде
Уровень и качество участия
Уровень подготовки мероприятия
Мероприятия по инициативам детей
Отсутствие нарушений режима, порядка в лагере
Оценка участия:
дипломы, грамоты
Отчет, подведение итогов дня
3.Выполнение оздоровительной задачи Удовлетворенность детей качеством жизнедеятельности в лагере
Динамика уровня тревожности, утомляемости, эмоционального благополучия 100%
Соответствие условий
Выполнение плана работы
Отсутствие сбоев в планировании
Выполнение проектов Анкетирование
Отчет
Книга отзывов
Анализ администрации
Внешняя оценка
Ежедневная рефлексия
5.Оздоровление школьников Отсутствие заболеваемости
Сохранение и развитие основных показателей физического здоровья
Уровень питания 100% Медицинский контроль
Динамика здоровья воспитанников по входному и выходному контролю(рост, вес)
100% посещаемость
Бракеражный контроль
7.Появление косвенных продуктов деятельности
Количество косвенных продуктов деятельности (рисунки, плакаты,
картины, фотографии) Наличие и уровень исполнения Наличие в лагере стендов, представляющих деятельность лагеря
Выставки, обновляемость выставки
Список используемой литературы
«Лазурный» - страна детства: Из опыта работы государственного областного санаторно-оздоровительного образовательного детского центра «Лазурный». – Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2002.
«Орленок»: книга вожатого. – М: Собеседник, 2005.
Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых организаций. М., 1996.
Адреева В. И., Щетинская А. И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества. – Казань – Оренбург, Центр инновационных технологий, 2001
Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2003
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.
И.В. Васильев, В помощь организаторам и инструкторам туризма, Москва-Профиздат, 1973
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. - (Библиотека вожатого)
Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Школа туристских вожаков: Учеб.-метод. пособие – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – (Воспитание и доп.образование детей).
Ривкин Е.Ю., Организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2001. – (Метод. биб-ка).
Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
Цветкова И.В., Заярская Г.В., Клемяшова Е.М., Мурашова А.Г.Радуга над Эколандией. Экологическое воспитание в условиях оздоровительного лагеря. Кипарис-10. Методическое пособие / Общ. Ред. И.В. Цветковой. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005.
Черных В., Твой скаутский путь. – М.: Редакция журнала «Вокруг света», 1996