Методические рекомендации по узучению повести Н.М.Карамзина Бедная Лиза в 9 классе

Изучение повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» в 9 классе
Карамзин начал издавать «Московский журнал», в котором опубликовал повесть «Бедная Лиза» (1792), имевшую необыкновенный успех у читателей, затем «Письма русского путешественника» (179192), поставившие Карамзина в ряд первых русских литераторов. В этих произведениях, а также в литературно-критических статьях выражалась эстетическая программа сентиментализма с его интересом к человеку независимо от сословной принадлежности, его чувствам и переживаниям.
В основу повести «Бедная Лиза»положена просветительская идея внесословной ценности человеческой личности.
Крестьянке Лизе противопоставлен дворянин Эраст. Характеры каждого из них раскрываются в любовном сюжете.
Лиза
Эраст

осталась после отца пятнадцати лет,- одна Лиза, не щадя своей нежной
молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь - ткала
холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды - и продавала их в Москве.
довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от
природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем
удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и
жаловался на судьбу свою.



Психологически точно показывает Карамзин взаимоотношения героев: влюбленная Лиза принимает Эраста не за того, кем он является на самом деле, она говорит возлюбленному: "Однако ж тебе нельзя быть моим мужем!.." – "Почему же?" – "Я крестьянка...". Эраст отвечает : «"Ты обижаешь меня. Для твоего друга важнее всего душа, чувствительная невинная душа,- и Лиза будет всегда ближайшая к моему сердцу".Это не решение вопроса, но Лиза этого не почувствовала, потому что надежда на то, что она останется с Эрастом, будет жить в сердце до последней минуты, пока Эраст не выставит девушку за дверь. И когда Лизины иллюзии рухнут, ей ничего не останется, кроме смерти.
Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством и бескорыстием. "Что принадлежит до Лизы, – пишет Карамзин, – то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала... и в удовольствии его полагала свое счастие». Она отказывает сыну богатого крестьянина из соседней деревни ,потому что любит Эраста, не задумываясь о последствиях своей страсти - это скорее уже романтическая героиня, которая становится сильной и решительной. Лиза готова ждать, верит в скорейшее счастливое возвращение Эраста назад, к ней.
Она готова бороться за свою любовь: в последнюю их встречу « Эраст вышел и хотел уже идти на крыльцо огромного дома, как вдруг почувствовал себя в Лизиных объятиях».
       Эраст изображен Карамзиным не вероломным обманщиком-соблазнителем, это герой сентиментальной повести, Эраст, по словам Карамзина, "довольно богатый дворянин" с "добрым от природы" сердцем, "но слабым и ветреным... Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии...", он был наказан тем, что после смерти Лизы всю жизни был несчастлив и вскоре умер. Именно он рассказал повествователю историю бедной Лизы.
Таким образом, самоотверженному характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но избалованного барина, не способного думать о последствиях своих поступков.
Намерение обольстить доверчивую девушку не входило в его планы. Первоначально он думал о "чистых радостях", намеревался "жить с Лизою, как брат с сестрою". Но Эраст плохо знал свой характер и слишком переоценил свои нравственные силы. Вскоре, по словам Карамзина, он "не мог уже доволен быть... одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог".
Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи.        Следует заметить, что образу Эраста в повести сопутствует весьма прозаический лейтмотив. Это – деньги, которые в сентиментальной литературе всегда вызывают к себе, в большей или меньшей степени, осудительное отношение.
Искренняя, настоящая помощь выражается у писателей-сентименталистов в самоотверженных поступках, в непосредственном участии в судьбе страдальцев. Что касается денег, то они создают лишь видимость участия и часто служат прикрытием нечистых намерений.
Показательна сцена в кабинете: Эраст побледнел - потом, не отвечая ни слова на ее восклицания, взял ее за руку, привел в свой кабинет, запер дверь и сказал ей: "Лиза! Обстоятельства переменились; я помолвил жениться; ты должна оставить меня в покое и для собственного своего спокойствия забыть меня, Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра, Вот сто рублей - возьми их,- он положил ей деньги в карман,- позволь мне поцеловать тебя в последний раз - и поди домой".
Прежде нежели Лиза могла опомниться ,он вывел ее из кабинета и сказал слуге: "Проводи эту девушку со двора". Пройдёт время, и в «Станционном смотрителе» Пушкина граф Минский точно также, вручив деньги, выставит за дверь Самсона Вырина, который придёт защитить свою любимую дочь.
Лиза в какой-то степени является «заблудшей овечкой»,не оправдавшей надежды своей матери, которая приглашает уезжающего Эраста по возвращении прийти на будущую свадьбу и даже на крестины будущих Лизиных детей- «Лиза стояла подле матери и не смела взглянуть на нее. Читатель легко может вообразить себе, что она чувствовала в сию минуту».        Для Лизы потеря Эраста равноценна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки.
Трагический финал повести свидетельствует о творческой смелости Карамзина, не пожелавшего благополучной развязкой унизить значительность выдвинутой им социально-этической проблемы.
Там, где большое, сильное чувство вступает в противоречие с социальными барьерами, идиллии быть не может.
Материалы к урокам по «Бедной Лизе Карамзина».













«Бедная Лиза»О. А. Кипренский ,1827
Как и мои уважаемые коллеги ,к работе над уроками по «Бедной Лизе Карамзина »я выбираю именно эту картину художника Кипренского.
Вопросы и задания на уроке:
-Создайте портрет Лизы как героини повести Карамзина и сравните его с портретом кисти Кипренского.
-Сравните, как относится к Лизе автор-повествователь и как относится к своей героине художник.
- В какой момент показал бедную Лизу художник(подобрать цитаты).
Варианты, предложенные учениками:
«Но часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих - ах! Она помнила, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою»

«Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение; рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными лучами света. Но Лиза все еще сидела подгорюнившись. Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось?»

«Наконец пришла она, но так невесела, что он испугался; глаза ее
от слез покраснели. "Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось?" - "Ах, Эраст! Я
плакала!" - "О чем? Что такое?" - "Я должна сказать тебе все. За меня
сватается жених, сын богатого крестьянина из соседней деревни; матушка
хочет, чтобы я за него вышла".-- "И ты соглашаешься?"- "Жестокий! Можешь ли об этом спрашивать?»

«Она пришла в себя - и свет показался ей уныл и печален. Все приятности
натуры сокрылись для нее вместе с любезным ее сердцу. "Ах! - думала она.-Для чего я осталась в этой пустыне? Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом?»

"Мне нельзя жить,- думала Лиза,- нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!"
Удивительным образом показал Кипренский бедную Лизу –чувствительную героиню Карамзина-любая из цитат подходит к портрету, и мои ученики это убедительно доказывают: Лизе до слёз жалко мать, ей не страшно отдать своё сердце другому, страшна жизнь без возлюбленного Эраста .
Но всё же ребята приходят к общему выводу, что самое большое потрясение- это осознание того, что Эраст её больше не любит и незачем ей жить. Юная миловидная девушка с мольбой смотрит в пустоту: в ее дрожащей руке красный цветок, лепестки которого как бы опалены печалью, горестным вздохом героини это символ любви, но любви уже нет, и жизнь потеряла смысл.
-Подготовьте презентации с видами (репродукции,фото) Симонова монастыря, а также видами старой Москвы,московских святынь.






Симонов монастырь в Москве. Из акв. альбома "Виды Москвы", 1846 г. Л.П.А. Бишбуа (1801–1850)


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Н.М. Карамзин. Бедная Лиза. Повести. – М., 1976.
2. Карамзин Н.М. Избранное. – М., 1991.
3. Косулина А.Г. Подвиг честного человека. // «Литература в школе», № 6, 1995.
4. Писатели нашего края 18–19 в.в. – Ульяновск, 1977, с. 5–17.
5. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 12–15.
6.Литературные голоса нашего края. Библиографический указатель о писателях и поэтах Ульяновска и Ульяновской области. Ульяновский «Дом печати». 1998.
7. Край прелестный – это ты! (Фольклор, язык, литература). Хрестоматия. Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2000, с. 88.
9.    Родное слово (фольклор, язык, литература). Учебное пособие для 5-9 классов    общеобразовательных учреждений Ульяновской области. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2001, с. 72.
 10. Писатели нашего края 18–19 в.в. – Ульяновск, 1977, с. 65–76.