Конспект урока на тему Советское военное искусство. Партизанское движение


Открытый урок на тему «Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение.», 9 класс, 2016г.
Учитель: Снигирева Наталья Дмитриевна, учитель истории и обществознания, высшая категория, МАОУ Каскаринской средней общеобразовательной школы, Тюменского района, Тюменской области.
Цель урока: Формирование четкого представления у учащихся о советском военном искусстве, партизанском движении в годы Великой Отечественной войны через понятие героизм.
Задачи урока:
1. Рассмотреть особенности военного искусства, особенности партизанского движения, понятие героизм как национальную черту российского народа.
2. Способствовать дальнейшему формированию умения работать с картой, текстовой информацией, графической информацией; умению рассуждать, анализировать и делать выводы.
3. Способствовать формированию патриотических чувств; непринятие фашизма; нравственных качеств личности.
Оборудование:
Мультимидийный проектор; презентация; листы с текстовой информацией; учебник История России и мира, 11 класс, Н.В. Загладин, Н.А. Симония, Москва, «Русское слово», 2011г.
Ход урока:
Основные этапы Содержание
1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний.
А) Работа над понятиями.
Б) Постановка целей и задач урока Стихотворение «1941-1945гг.»,
автор ученица 10а класса МАОУ Каскаринской СОШ Доброезжева Ксения
Мы спали тихо в эту ночь,
Мы не обидели б и мухи,
Но что-то вдруг пустило в дрожь
И мы проснулись посмтореть,
Что же случилось в доме нашем?
Включили радио, и что!
Там говорили очень страшно!
В четыре ровно немцы
Напали с Гитлером на нас.
Мы стали собираться все,
Жена в убежище с детьми,
А я на фронт решил идти.
Поцеловав жену, детей,Пустив слезу в последний раз,
Я четко знал, что не вернусь,
Но я молчал, ведь дети ждали,
Ждала жена, но все напрасно,
Я знал, что я останусь там...
Я и не думал, что так молод
Пойду на фронт, буду стрелять.
Мне было двадцать с лишним летом,
Так не хотелось умирать!
Хочу я рассказать вам вкратце
Что было, что я видел там,
Вы лишь терпенья наберитесь
Послушайте меня друзья:
Придя на фронт, я был напуган:
Там выстрел, тут граната БАХ!
Я видел смерть, я шел на гибель,
Но не боялся никогда.
Прошел лишь месяц - убили друга,
Он умирал в руках моих,
Он лишь просил: «Скажи Настюше о том,
Как я ее любил!»
Потом настал у нас там голод,
И воевать, уж нету сил,
Но мы держались, что было мочи,
Нам Бог защиту Родины вручил.
И холод был не за горами,
Ну а потом все будто сон:
Взрывали, плакали, орали,
Гудели, грохот…. тишина ночная,
Морозы, голод и надежды,
Потом контузило слегка,
Палата, койка и медсестры,
Письмо о том, что вся семья мертва.
Но я не верил, знал, что живы,
Я воевал в надежде, что приду,
Приду домой, увижу там картину:
Жена готовит, дети в слезы пали,
Что папа вновь вернулся в дом,
И он живой, теперь герой в придачу.
После контузии я уже мало что-то помню,
Я помню, что Толян был тоже мертв.
Я воевал в надежде, что всё кончится,
Я ждал, и верил вновь и вновь….
Потом опять попал в больницу,
Теперь я точно знал, что значит жить,
Я чуть не умер, я был счастлив,
Я вновь родился, родился, на войне.
Таким вот образом прошло четыре года,
Я не забуду их, поверьте, никогда!
Сорок пятый, девятое мая,
Уж наконец-то кончилась война!
Я плакал в этот день и очень горько,
Ведь все четыре года были ад!
К тому же то письмо, что мне прислали,
Покоя не давало мне никак.
Пришел на площадь, что же там увидел:
Танцует кто - то, кто-то плачет в стороне,
Но сквозь толпу увидел чей-то образ,
На столько близкий и такой родной!
Это ОНА — моя жена родная,
Моя любимая, единственная лишь.
Я подбежал, обнял, поцеловал ее,
Я на колени встал, я начал плакать горько,
Я знал, что то письмо вранье,
Что это лишь ошибка чья-то,
Я это знал, я верил и не зря!!!
Но это все мне лишь казалось….
Семью забрала у меня война.
Потом нашел я Настю (жену друга)
И передал его слова любви.
Поблагодарив, Настя горько плакавПошла бродить по улицам Москвы.
Вот так прошел через войну я,
Я видел многое и даже до сих пор
Я вижу сны тех страшных дней ужасных,
Я вижу это, как вчера и вновь...
Я не хочу, что бы сейчас все это было,
Я не хочу той участи и вам.
Живите дружно, дети, и не ссоритесь,
Ведь войны — это же не шутка вам!
Учитель: Выделите характерные черты настроения и мыслей героя стихотворения.
( 1. Мирный характер «Мы не обидели б и мухи».
2. Боевой. Желание защитить Родину. «А я на фронт решил идти…»
3. Естественный страх перед смертью. «Я знал, что я останусь там...», «Так не хотелось умирать!», «Придя на фронт, я был напуган:»
4. Смелость в бою «Я видел смерть, я шел на гибель,
Но не боялся никогда.»5. Вера в Бога «Но мы держались, что было мочи,
Нам Бог защиту Родины вручил.»6. Терпение, умение преодолевать трудности «Потом настал у нас там голод и воевать, уж нету сил, но мы держались, что было мочи…»
7. Горечь потери, вера, что живы. «Потом контузило слегка,
палата, койка и медсестры, письмо о том, что вся семья мертва, но я не верил, знал, что живы,»
8. Радость Победы «Сорок пятый, девятое мая,
Уж наконец-то кончилась война!»
9. Надежда. Желание жить дальше. Ответственность.
Учитель: по данным понятиям определите нравственное качество бойца (ГЕРОИЗМ)
Слайд №1 ГЕРОИЗМ – это - особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг.
Мужество, стойкость, самоотверженность, способность к совершению подвига. 
Учитель: Ради чего воевал этот герой? ( ради семьи, ради Родины)
Учитель: Найдите строки, которые это подтверждают
(Но я не верил, знал, что живы,Я воевал в надежде, что приду,
Приду домой, увижу там картину:
Жена готовит, дети в слезы пали,
Что папа вновь вернулся в дом,
И он живой, теперь герой в придачу.
Потом настал у нас там голод,
И воевать, уж нету сил,
Но мы держались, что было мочи,
Нам Бог защиту Родины вручил.
Там говорили очень страшно!
В четыре ровно немцы
Напали с Гитлером на нас.
Мы стали собираться все,
Жена в убежище с детьми,
А я на фронт решил идти.
Учитель: по данным понятиям определите еще одно нравственное качество бойца (ПАТРИОТИЗМ)
Слайд №1 ПАТРИОТИЗМ – это любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Мы отрабатывали задание №21 (работа с текстом, поиск информации в источнике) , Учитель: читаем определения ГЕРОИЗМ ,ПАТРИОТИЗМ .(данные термины можно использовать при написании сочинения)
Слайд №2 ( цель, задачи, тема урока)
Учитель: Ребята, это ключевые понятия нашего урока, цель которого рассмотреть понятие героизм через два направления советское военное искусство и партизанское движение в годы Великой Отечественной войны.
Задачи урока: Рассмотреть особенности военного искусства, особенности партизанского движения, понятие героизм как национальную черту российского народа.
Продолжить формирование умения работать с картой, текстовой информацией, графической информацией; умения рассуждать, анализировать и делать выводы.
Формирование патриотических чувств; непринятие фашизма; нравственных качеств личности.
Тема урока звучит так «Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение.»Запишем ее в тетрадь.
2. Изучение нового материала.
А) Работа в группах с текстовым материалом.
Б) выступление групп.Запись в тетрадь
В) Сообщение по карте.
Г) Работа в парах. С атласом стр. 28.
Д) просмотр фильма
Е) сообщение
Учитель: Сейчас мы будем работать в группах. Три группы. Задание для каждой группы одинаковое. Условия работы следующие: читаете текст, отвечаете на поставленный вопрос. Работаете все. Ответ должны знать все. Спрошу любого из вас, оценивать буду отвечающего, дополнения приветствуются, они пойдут в плюс. работать с текстом Задание №12, 20,21,22
Группа №1
Характерные черты развития военного искусства.
Вооруженные Силы СССР провели в 1941 - 1945 гг. более 50 операций групп фронтов, около 250 фронтовых операций, тысячи сражений и боев, в ходе которых военная теория и практика обогатились выдающимися образцами стратегии, оперативного искусства и тактики. Большинство операций отличалось оригинальностью замысла, высоким мастерством командного, политического и всего личного состава, большой эффективностью ударов по врагу.
В развитии военного искусства в годы войны проявились следующие характерные черты.
Тесная связь теории с практикой. Опыт вооруженной борьбы, ход и итоги боев и сражений с сильным противником являлись критерием правильности военно-теоретических положений и в то же время основой для совершенствования способов ведения военных действий, повышения их эффективности, разработки новых приемов, в наибольшей степени отвечавших требованиям вооруженной борьбы.
1 вопрос: Выделите характерные черты развития советского военного искусства.
2 вопрос: Характеризуйте примерами данную черту.
Группа №2
Характерные черты развития военного искусства.
В развитии военного искусства в годы войны проявились следующие характерные черты.
Зависимость развития военного искусства от уровня технической оснащенности войск и морально боевых качеств личного состава. Изменения материально-технической базы Вооруженных Сил, расширение арсенала военных средств и улучшение тактико-технических свойств открывали перед стратегией, оперативным искусством и тактикой больше возможности по разработке и внедрению и практику новых способов ведения военных действий, совершенствованию организационной структуры, оперативного и боевого использования видов Вооруженных Сил.
Зависимость военного искусства от морального духа войск нашла выражением в их самоотверженной борьбе с врагом, в выполнении боевых задач в самой сложной обстановке. Моральное превосходство советских войск над войсками вермахта в решающей степени способствовало неудержимому порыву в наступлении и активности в обороне, наиболее эффективному использованию оружия.
1 вопрос: Выделите характерные черты развития советского военного искусства.
2 вопрос: Характеризуйте примерами данную черту.
Группа №3
Характерные черты развития военного искусства.
В развитии военного искусства в годы войны проявились следующие характерные черты.
Всесторонний учет всей совокупности факторов, обусловливающих боеспособность поиск различных вариантов при оценке соотношения сил в каждой операции. Умением реально и объективно оценивать свои силы и возможности, сильные и слабые стороны противника определялось превосходство советского военного искусства над искусством вермахта.
Творческий характер советского военного искусства, выражавшийся в постоянном развитии форм и способов военных действий, в умелом выборе их в соответствии с конкретной обстановкой, в решительном отказе от догматизма, устоявшихся теоретических положении в случае их несоответствия изменившимся условиям и требованиям вооруженной борьбы. В отличие от шаблонного применения уставных положений и мелочной регламентации воинских норм, свойственных вермахту, советскому военному искусству были присущи всесторонний анализ обстановки, глубокое научное предвидение, умелое применение основных принципов ведения военных действий с учетом накопленного боевого опыта. Принципы военного искусства рассматривались советским командованием не изолированно один от другого, а в органической взаимосвязи с учетом конкретной обстановки в каждом бою и операции.
Творческий характер советского военного искусства нашел яркое выражение в смелости и гибкости оперативно-тактического мышления командиров, их инициативных действиях на поле боя, внедрении новых достижений военной теории в боевую практику войск и штабов.
1 вопрос: Выделите характерные черты развития советского военного искусства.
2 вопрос: Характеризуйте примерами каждую из черт.
Группа №4
Характерные черты развития военного искусства.
Одной из форм вооруженной борьбы советского народа против врага стало партизанское движение. Программа его развертывания содержалась в директиве СНК и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. Вскоре, 18 июля, ЦК принял специальное постановление "Об организации борьбы в тылу германских войск". В этих документах давались указания о подготовке партийного подполья, об организации, комплектовании и вооружении партизанских отрядов, а также формулировались задачи движения.
Размах партизанской борьбы был в значительной степени предопределен масштабами оккупированной территории СССР. Несмотря на принятые меры по эвакуации населения в восточные районы страны, свыше 60 млн человек, или около 33% довоенного населения, вынуждены были оставаться на территории, занятой врагом.
1 вопрос: Выделите характерные черты развития советского военного искусства.
2 вопрос: Характеризуйте примерами данную черту.
Учитель: Отвечаем на вопросы.
Слайд №3
Характерные черты развития военного искусства
1. Тесная связь теории с практикой.
2.Зависимость развития военного искусства от уровня технической оснащенности войск и морально боевых качеств личного состава.
3.Всесторонний учет всей совокупности факторов, обусловливающих боеспособность поиск различных вариантов при оценке соотношения сил в каждой операции.
4. Творческий характер советского военного искусства.
5. Партизанское движение.
Слайд №4
2 вопрос: Характеризуйте примерами каждую из черт. Тесная связь теории с практикой.
Московская битва сентябрь 1941г. - 7 января 1942г. найдите положение войск на карте сентябрь 1941 январь 1942гг
Атлас 9 класс, стр.18, 19. Отрабатываем Задания 13-16
Таблица
Соотношение сил на Московском направлении осенью 1941г.
Силы и средства Германия СССР
Пехота (тыс. чел) 1800 1250
Количество танков 1700 990
Количество самолетов 1390 667
Количество орудий (тыс.) 14 7,6
Сделайте вывод
Обладая общим численным перевесом, германское командование на направлении основных ударов обеспечило большое преимущество в силах и средствах.
Что предприняло наше командование? (строительство оборонительных сооружений на ближних подступах к Москве. До этого таких крепких оборонительных сооружений не было.)2. Михаил Ефимович Катуков «Засадный танк» видео
Слайд №5
2.Зависимость развития военного искусства от уровня технической оснащенности войск и морально боевых качеств личного состава.
Курская битва 5 июля 1943г.-23 августа 1943гг.
Немцы применяли танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд» и «Бруммбер». Они полагали, что по ним будут стрелять 76 –мм пехотные и танковые орудия и были уверены, что броня их танков выдержит огонь советских пушек. Но их ждал сюрприз! Появление на поле боя необычных «безбашенных» танков вызвало у гитлеровцев шок. Никакая броня не спасала немецкий танк от удара 50 – килограммового бронебойного снаряда. Выпущенный с дальности в один км. Он проламывал броню толщиной 120мм. При попадании в германский танк тот буквально расползался по швам, а внутри его рассыпались все механизмы. Весь фашистский «зверинец» оказался бит. Красноармейцы – «Зверобой», немцы – «открывателем консервных банок. Это было самоходное штурмовое орудие Су – 152. Далее танк ИС – 2 (Иосиф Сталин)
Еще пример знаете? «Катюши» Катю́ша (в советской литературе часто встречается и написание со строчной буквы[1]) — появившееся во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов неофициальное название бесствольных систем полевой реактивной артиллерии (в первую очередь и первоначально — БМ-13, а впоследствии также БМ-8,БМ-31[2] и других)[3][4]. Такие установки активно использовались Вооружёнными Силами СССР во время Второй мировой войны. 
Слайд №6
Прикоснемся к героизму советских солдат. Составляют по одному слово ПОБЕДА на доске.
2.Зависимость развития военного искусства от морально боевых качеств личного состава.
1. Московская битва
«Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва»
Сталинградская битва
«За Волгой для нас земли нет!»
2. Надписи защитников Брестской крепости на её стенах
«Умрём, но не уйдем! Умрём, но из крепости не уйдём.»«Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина.»Гитлер пригласил Муссолини посмотреть на результат своей победы. Лидер Италии увидел надписи и попросил их перевести. Приехав в Италию, он сказал своим подчиненным «Против этого народа воевать нельзя!»
3. 28 декабря 1941 г.
Записка защитника Москвы красноармейца А. Виноградова. (Записка А. Виноградова хранится в Центральном музее Советской Армии (инв. № 4/24475)«Нас было 12 послано на Минское шоссе преградить путь противнику, особенно танкам. И мы стойко держались. И вот уже нас осталось трое: Коля, Володя и я, Александр. Но враги без пощады лезут. И вот еще пал один — Володя из Москвы. Но танки все лезут. Уже на дороге горят 19 машин. Но нас двое. Но мы будем стоять, пока хватит духа, но не пропустим до подхода своих.
И вот я один остался, раненный в голову и руку. И танки прибавили счет. Уже 23 машины. Возможно, я умру. Но, может, кто найдет мою когда-нибудь записку и вспомнит героев.
Я — из Фрунзе, русский. Родителей нет. До свидания, дорогие друзья.
Ваш Александр Виноградов.»4. Из записной книжки старшего лейтенанта П.С.Завадского
«Со мной старший лейтенант Колодко Н., лейтенант Гусаров И.Е., Подольцев В.К., автоматчик Миронов Л.И., разведчик Евдокимов, младший сержант Малахов Я., ефрейтор Писаренко, Алмазов. Будем драться до последнего дыхания, но не сдадим переправу.
…На нас снова движется бешенный, осужденный на смерть вал врага. Нас осталось 4, нас 3, нас 2 (цифры 4, 3, 2 в оригинале перечеркнуты). Остался я один. Все равно не пропущу…»
5. Записи из дневника немецкого солдата, который воевал под Сталинградом, попал в плен, а в 1953-м здоровый вернулся домой:
1 октября 1941. «Наш штурмовой батальон вышел к Волге. Точнее, до Волги еще метров 500. Завтра мы будем на том берегу и война закончена».
3 октября. «Очень сильное огневое сопротивление, не можем преодолеть эти 500 метров. Стоим на границе какого-то хлебного элеватора».
6 октября. «Чертов элеватор. К нему невозможно подойти. Наши потери превысили 30%».
10 октября. «Откуда берутся эти русские? Элеватора уже нет, но каждый раз, когда мы к нему приближаемся, оттуда раздается огонь из-под земли».
«15 октября. Ура, мы преодолели элеватор. От нашего батальона осталось 100 человек».
А дальше:
«Оказалось, что элеватор обороняли 18 русских, мы нашли 18 трупов. Представляете? 18 трупов. И их штурмовал батальон...»
6. Записи из дневника немецкого офицера Гофмана
1.09.1942г. «Неужели русские действительно намериваются сражаться на самом берегу Волги. Это же безумие!!!»
11.и 16.09.1942г. «Варварство! Фанатики!»
27.10.1942г. «Русские –это нелюди, а какие – то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня….»
29.10.1942г. «Каждый немецкий солдат считает себя здесь обреченным»
Учитель: Сделайте вывод по услышанному.
3.Всесторонний учет всей совокупности факторов, обусловливающих боеспособность поиск различных вариантов при оценке соотношения сил в каждой операции. Задания №2,9 (даты)
Сталинградская битва сентябрь 1942г. – 2 февраля 1943гг.
1. Штурмовые отряды.
2. «Дом Павлова» октябрь 1942г. Яков Павлов захватил прочный четырехэтажный дом. Он возвышался над строениями, отсюда шел прямой путь к Волге. 60 бойцов держали круговую оборону. 58 дней держали этот дом. Все это время по «дому Павлова» били прямой наводкой, он закоптел от пожаров, но внутри найденный бойцами патефон продолжал крутить пластинку с довоенной мелодией.
4. Творческий характер советского военного искусства.
1. Атлас, стр. 24.
Операция «Багратион» 22 июня 1944г. с наступления 3 – го Прибалтийского (командующий И.Х. Баграмян) и 3 – го Белорусского (И.Д. Черняховский) фронтов. С помощью партизан через огромные Припятские болота по деревянным настилам в тыл немцам вышли целые пехотные дивизии. Было образовано несколько «котлов» окружения немецких войск.
Назовите эти места. (Витебск, Бобруйск, Минск). К середине июля 1944г. группа армии «Центр» оказалась фактически уничтожена.
В чем творчество?
1. По ночам тайно подтягивали резервы - ударные танковые армии. Одновременно южнее на Украину, на эшелоны подвозили фанерные макеты танков, для того, чтобы немцы приняли их за настоящие. Немецкое командование поверило и расположило основные резервы на Украине.
2. Через болота провести армии могли придумать только русские.
Командующие фронтами.
Сообщение о К.К. Рокоссовском
Слайд №13 ЗАДАНИЕ №8 (о Вов)
5. Партизанское движение.
Партизанское движение –— национально.-освободительная борьба народных масс на территории, занятой врагом, включающая вооруженные действия групп, отрядов и армий, а также всенародные восстания.
Атлас стр. 28. Рассмотрите карту и соберите информацию по карте.
Партизанские отряды были на территории Белоруссии, Украины,
Партизанские отряды вступали в бои,
Партизанские отряды совершали крупные диверсии на железных и промышленных районах.
УЧЕНИК
Наиболее известным стал отряд "Победители", командир Д. Н. Медведев. Он действовал в Смоленской, Орловской и Могилевской областях, а затем на Западной Украине. В отряд входили спортсмены, работники НКВД (в том числе разведчики), проверенные местные кадры. Член отряда разведчик Н. И. Кузнецов, в совершенстве владея немецким языком, с документами на имя обер-лейтенанта Пауля Зибера, вел разведывательную деятельность в Ровно: добывал ценную разведывательную информацию, уничтожил главного судью Украины Функа, имперского советника рейхскомиссариата Украины Гелля и его секретаря, вицегубернатора Галиции Бауэра.
Просмотр фильма 09. 47 мин – 11.00 мин. 40.53 мин.
Учитель: В партизаны шли и дети и девушки и старики.
Ярким примером героизма служит подвиг Зои Космодемьянской. Сообщение УЧЕНИЦА
Первая женщина, удостоенная звания Герой Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны. Стала символом героизма советских граждан в Великой Отечественной войне. Её образ отражён в художественной литературе, публицистике, кинематографе, живописи, монументальном искусстве, музейных экспозициях.
Распространена версия (в частности, это было упомянуто в фильме «Битва за Москву»), согласно которой, узнав о казни Зои Космодемьянской, И. Сталин приказал солдат и офицеров 332-го пехотного полка вермахта в плен не брать, а только расстреливать. Сообщалось, что командир полка подполковник Рюдерер был захвачен фронтовыми чекистами, осуждён и по приговору суда позднее расстрелян[13], по другим источникам — умер в 1960 г.[14Учитель: Мы называем этих людей героями. Но почему? Они же убивали, совершали диверсии. Ради чего все это было? С чем они боролись? Давайте просмотрим фильм «Это фашизм».
Нужно ли говорить об этой теме сегодня? Почему?
Актуальна это тема сегодня? Почему? (Украина, Ближний Восток)
Мы поколение 21 века должны учиться у поколения победителей и передавать это следующему поколению.
Итог урока Запишите главное смысловое слово урока.
Существительное , прилагательное, глагол, словосочетание. Предложение. Пословицу, высказывание.
Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе.

ПО
Б
Е
Д
А
4. Творческий характер советского военного искусства.
1. Атлас, стр. 24.
Операция «Багратион» 22 июня 1944г. с наступления 3 – го Прибалтийского (командующий И.Х. Баграмян) и 3 – го Белорусского (И.Д. Черняховский) фронтов. С помощью партизан через огромные Припятские болота по деревянным настилам в тыл немцам вышли целые пехотные дивизии. Было образовано несколько «котлов» окружения немецких войск.
Назовите эти места. (Витебск, Бобруйск, Минск). К середине июля 1944г. группа армии «Центр» оказалась фактически уничтожена.
В чем творчество?
1. По ночам тайно подтягивали резервы - ударные танковые армии. Одновременно южнее на Украину, на эшелоны подвозили фанерные макеты танков, для того, чтобы немцы приняли их за настоящие. Немецкое командование поверило и расположило основные резервы на Украине.
2. Через болота провести армии могли придумать только русские.
УЧЕНИК
Наиболее известным стал отряд "Победители", командир Д. Н. Медведев. Он действовал в Смоленской, Орловской и Могилевской областях, а затем на Западной Украине. В отряд входили спортсмены, работники НКВД (в том числе разведчики), проверенные местные кадры. Член отряда разведчик Н. И. Кузнецов, в совершенстве владея немецким языком, с документами на имя обер-лейтенанта Пауля Зибера, вел разведывательную деятельность в Ровно: добывал ценную разведывательную информацию, уничтожил главного судью Украины Функа, имперского советника рейхскомиссариата Украины Гелля и его секретаря, вицегубернатора Галиции Бауэра.
Сообщение УЧЕНИК
Первая женщина, удостоенная звания Герой Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны. Стала символом героизма советских граждан в Великой Отечественной войне. Её образ отражён в художественной литературе, публицистике, кинематографе, живописи, монументальном искусстве, музейных экспозициях.
Распространена версия (в частности, это было упомянуто в фильме «Битва за Москву»), согласно которой, узнав о казни Зои Космодемьянской, И. Сталин приказал солдат и офицеров 332-го пехотного полка вермахта в плен не брать, а только расстреливать. Сообщалось, что командир полка подполковник Рюдерер был захвачен фронтовыми чекистами, осуждён и по приговору суда позднее расстрелян[13], по другим источникам — умер в 1960 г.[14
Стихотворение «1941-1945гг.»,
уч-цы 10а класса Доброезжевой Ксении, 2014-2015 уч.г.
Мы спали тихо в эту ночь,
Мы не обидели б и мухи,
Но что-то вдруг пустило в дрожь
И мы проснулись посмотреть,
Что же случилось в доме нашем?
Включили радио, и что!
Там говорили очень страшно!
В четыре ровно немцы
Напали с Гитлером на нас.
Мы стали собираться все,
Жена в убежище с детьми,
А я на фронт решил идти.
Поцеловав жену, детей,Пустив слезу в последний раз,
Я четко знал, что не вернусь,
Но я молчал, ведь дети ждали,
Ждала жена, но все напрасно,
Я знал, что я останусь там...
Я и не думал, что так молод
Пойду на фронт, буду стрелять.
Мне было двадцать с лишним летом,
Так не хотелось умирать!
Хочу я рассказать вам вкратце
Что было, что я видел там,
Вы лишь терпенья наберитесь
Послушайте меня друзья:
Придя на фронт, я был напуган:
Там выстрел, тут граната БАХ!
Я видел смерть, я шел на гибель,
Но не боялся никогда.
Прошел лишь месяц - убили друга,
Он умирал в руках моих,
Он лишь просил: «Скажи Настюше о том,
Как я ее любил!»
Потом настал у нас там голод,
И воевать, уж нету сил,
Но мы держались, что было мочи,
Нам Бог защиту Родины вручил.
И холод был не за горами,
Ну а потом все будто сон:
Взрывали, плакали, орали,
Гудели, грохот…. тишина ночная,
Морозы, голод и надежды,
Потом контузило слегка,
Палата, койка и медсестры,
Письмо о том, что вся семья мертва.
Но я не верил, знал, что живы,
Я воевал в надежде, что приду,
Приду домой, увижу там картину:
Жена готовит, дети в слезы пали,
Что папа вновь вернулся в дом,
И он живой, теперь герой в придачу.
После контузии я уже мало что-то помню,
Я помню, что Толян был тоже мертв.
Я воевал в надежде, что всё кончится,
Я ждал, и верил вновь и вновь….
Потом опять попал в больницу,
Теперь я точно знал, что значит жить,
Я чуть не умер, я был счастлив,
Я вновь родился, родился, на войне.
Таким вот образом прошло четыре года,
Я не забуду их, поверьте, никогда!
Сорок пятый, девятое мая,
Уж наконец-то кончилась война!
Я плакал в этот день и очень горько,
Ведь все четыре года были ад!
К тому же то письмо, что мне прислали,
Покоя не давало мне никак.
Пришел на площадь, что же там увидел:
Танцует кто - то, кто-то плачет в стороне,
Но сквозь толпу увидел чей-то образ,
На столько близкий и такой родной!
Это ОНА — моя жена родная,
Моя любимая, единственная лишь.
Я подбежал, обнял, поцеловал ее,
Я на колени встал, я начал плакать горько,
Я знал, что то письмо вранье,
Что это лишь ошибка чья-то,
Я это знал, я верил и не зря!
Но это все мне лишь казалось….
Семью забрала у меня война.
Потом нашел я Настю (жену друга)
И передал его слова любви.
Поблагодарив, Настя горько плакавПошла бродить по улицам Москвы.
Вот так прошел через войну я,
Я видел многое и даже до сих пор
Я вижу сны тех страшных дней ужасных,
Я вижу это, как вчера и вновь...
Я не хочу, что бы сейчас все это было,
Я не хочу той участи и вам.
Живите дружно, дети, и не ссоритесь,
Ведь войны — это же не шутка вам!

Группа №1
Характерные черты развития военного искусства.
Вооруженные Силы СССР провели в 1941 - 1945 гг. более 50 операций групп фронтов, около 250 фронтовых операций, тысячи сражений и боев, в ходе которых военная теория и практика обогатились выдающимися образцами стратегии, оперативного искусства и тактики. Большинство операций отличалось оригинальностью замысла, высоким мастерством командного, политического и всего личного состава, большой эффективностью ударов по врагу.
В развитии военного искусства в годы войны проявились следующие характерные черты.
Тесная связь теории с практикой. Опыт вооруженной борьбы, ход и итоги боев и сражений с сильным противником являлись критерием правильности военно-теоретических положений и в то же время основой для совершенствования способов ведения военных действий, повышения их эффективности, разработки новых приемов, в наибольшей степени отвечавших требованиям вооруженной борьбы.
1 вопрос: Выделите характерную черту развития советского военного искусства.
2 вопрос: Характеризуйте примерами данную черту.
Группа №2
Характерные черты развития военного искусства.
В развитии военного искусства в годы войны проявились следующие характерные черты.
Зависимость развития военного искусства от уровня технической оснащенности войск и морально боевых качеств личного состава. Изменения материально-технической базы Вооруженных Сил, расширение арсенала военных средств и улучшение тактико-технических свойств открывали перед стратегией, оперативным искусством и тактикой больше возможности по разработке и внедрению и практику новых способов ведения военных действий, совершенствованию организационной структуры, оперативного и боевого использования видов Вооруженных Сил.
Зависимость военного искусства от морального духа войск нашла выражением в их самоотверженной борьбе с врагом, в выполнении боевых задач в самой сложной обстановке. Моральное превосходство советских войск над войсками вермахта в решающей степени способствовало неудержимому порыву в наступлении и активности в обороне, наиболее эффективному использованию оружия.
1 вопрос: Выделите характерные черты развития советского военного искусства.
2 вопрос: Характеризуйте примерами данные характерные черты.

Группа №3
Характерные черты развития военного искусства.
В развитии военного искусства в годы войны проявились следующие характерные черты.
Всесторонний учет всей совокупности факторов, обусловливающих боеспособность поиск различных вариантов при оценке соотношения сил в каждой операции. Умением реально и объективно оценивать свои силы и возможности, сильные и слабые стороны противника определялось превосходство советского военного искусства над искусством вермахта.
Творческий характер советского военного искусства, выражавшийся в постоянном развитии форм и способов военных действий, в умелом выборе их в соответствии с конкретной обстановкой, в решительном отказе от догматизма, устоявшихся теоретических положении в случае их несоответствия изменившимся условиям и требованиям вооруженной борьбы. В отличие от шаблонного применения уставных положений и мелочной регламентации воинских норм, свойственных вермахту, советскому военному искусству были присущи всесторонний анализ обстановки, глубокое научное предвидение, умелое применение основных принципов ведения военных действий с учетом накопленного боевого опыта. Принципы военного искусства рассматривались советским командованием не изолированно один от другого, а в органической взаимосвязи с учетом конкретной обстановки в каждом бою и операции.
Творческий характер советского военного искусства нашел яркое выражение в смелости и гибкости оперативно-тактического мышления командиров, их инициативных действиях на поле боя, внедрении новых достижений военной теории в боевую практику войск и штабов.
1 вопрос: Выделите характерные черты развития советского военного искусства.
2 вопрос: Характеризуйте примерами каждую из черт.
Группа №4
Характерные черты развития военного искусства.
Одной из форм вооруженной борьбы советского народа против врага стало партизанское движение. Программа его развертывания содержалась в директиве СНК и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. Вскоре, 18 июля, ЦК принял специальное постановление "Об организации борьбы в тылу германских войск". В этих документах давались указания о подготовке партийного подполья, об организации, комплектовании и вооружении партизанских отрядов, а также формулировались задачи движения.
Размах партизанской борьбы был в значительной степени предопределен масштабами оккупированной территории СССР. Несмотря на принятые меры по эвакуации населения в восточные районы страны, свыше 60 млн человек, или около 33% довоенного населения, вынуждены были оставаться на территории, занятой врагом.
1 вопрос: Выделите характерные черты развития советского военного искусства.
2 вопрос: Характеризуйте примерами данную черту.

2. Надписи защитников Брестской крепости на её стенах
«Умрём, но не уйдем! Умрём, но из крепости не уйдём.»«Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина.»Гитлер пригласил Муссолини посмотреть на результат своей победы. Лидер Италии увидел надписи и попросил их перевести. Приехав в Италию, он сказал своим подчиненным «Против этого народа воевать нельзя!»

1. Московская битва
«Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва»
Сталинградская битва
«За Волгой для нас земли нет!»

3. 28 декабря 1941 г.
Записка защитника Москвы красноармейца А. Виноградова. (Записка А. Виноградова хранится в Центральном музее Советской Армии (инв. № 4/24475)«Нас было 12 послано на Минское шоссе преградить путь противнику, особенно танкам. И мы стойко держались. И вот уже нас осталось трое: Коля, Володя и я, Александр. Но враги без пощады лезут. И вот еще пал один — Володя из Москвы. Но танки все лезут. Уже на дороге горят 19 машин. Но нас двое. Но мы будем стоять, пока хватит духа, но не пропустим до подхода своих.
И вот я один остался, раненный в голову и руку. И танки прибавили счет. Уже 23 машины. Возможно, я умру. Но, может, кто найдет мою когда-нибудь записку и вспомнит героев.
Я — из Фрунзе, русский. Родителей нет. До свидания, дорогие друзья.
Ваш Александр Виноградов.»
4. Из записной книжки старшего лейтенанта П.С.Завадского
«Со мной старший лейтенант Колодко Н., лейтенант Гусаров И.Е., Подольцев В.К., автоматчик Миронов Л.И., разведчик Евдокимов, младший сержант Малахов Я., ефрейтор Писаренко, Алмазов. Будем драться до последнего дыхания, но не сдадим переправу.
…На нас снова движется бешенный, осужденный на смерть вал врага. Нас осталось 4, нас 3, нас 2 (цифры 4, 3, 2 в оригинале перечеркнуты). Остался я один. Все равно не пропущу…»

5. Записи из дневника немецкого солдата, который воевал под Сталинградом, попал в плен, а в 1953-м здоровый вернулся домой:
1 октября 1941. «Наш штурмовой батальон вышел к Волге. Точнее, до Волги еще метров 500. Завтра мы будем на том берегу и война закончена».
3 октября. «Очень сильное огневое сопротивление, не можем преодолеть эти 500 метров. Стоим на границе какого-то хлебного элеватора».
6 октября. «Чертов элеватор. К нему невозможно подойти. Наши потери превысили 30%».
10 октября. «Откуда берутся эти русские? Элеватора уже нет, но каждый раз, когда мы к нему приближаемся, оттуда раздается огонь из-под земли».
«15 октября. Ура, мы преодолели элеватор. От нашего батальона осталось 100 человек».
А дальше:
«Оказалось, что элеватор обороняли 18 русских, мы нашли 18 трупов. Представляете? 18 трупов. И их штурмовал батальон...»

6. Записи из дневника немецкого офицера Гофмана
1.09.1942г. «Неужели русские действительно намериваются сражаться на самом берегу Волги. Это же безумие!!!»
11.и 16.09.1942г. «Варварство! Фанатики!»
27.10.1942г. «Русские –это нелюди, а какие – то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня….»
29.10.1942г. «Каждый немецкий солдат считает себя здесь обреченным»