Урок по теме Кризис СССР в период застоя
Сальников А.М. Методическая разработка по теме «Кризис СССР в период застоя»
Ход урока
Каждый урок это опасность уйти не получив ничего, каждый урок это возможность открыть то, что изменит весь мир.
1. Стадия вызова.
Слайд 1. Анекдот: «В тюрьме. «Ты по политической или уголовной статье сидишь?» «По политической. Я сантехник. Вызвали меня вчера в горком, я посмотрел и сказал: Тут всю систему менять надо!»
О каком времени идет речь? (предположения учащихся)
О чем анекдот? (о глупости, о том, что перепутали, что он имел ввиду другое)
Как можно называть состояние страны, где возможна такая ситуация. (кризис)
Определите тему сегодняшнего урока.
Слайд 2. Тема «Кризис СССР в период застоя»
Целеполагание и актуализация знаний
Чем характеризуется общество и государство эпохи застоя.
Каждая группа получает набор символов, с помощью которых называет основные черты общества этого периода. У вас 1 минута.
Итак, какие черты вы готовы назвать (фиксирую на доске по группам)
По какому признаку я распределил характеристики по группам? (по сферам общества)
Можно ли это назвать системным кризисом? По каким критериям?
Проблемы во всех сферах общества, т.е. кризис коснулся структуры системы.
Нарушение связей между элементами системы.
Что может спасти систему? (решения на направленные на преодоление проблем)
Чьи решения. (Власти).
Фиксирую. (На доске первый элемент модели – управляющая система)
С помощью вопросительных слов задайте вопросы, на которые вам предстоит ответить в ходе урока.
Какие?
Насколько?
Можно ли?
Какова?
2. Стадия осмысления.
2.1.Выведение нового знания
Чтобы ответить на вопрос, какие решения принимала власть в этот период, поработаем с документами. По итогам работы групп заполняем таблицу.
Таблица на бумаге, свой блок в каждой группе вешают на магнитную доску.
Решения в экономике
Решения в политике
Решения в социальной сфере
Решения в культуре
Ваша задача:
Прочитать документы, выделить информацию о решениях власти по преодолению кризиса в соответствующей сфере.
Заполнить свою часть таблицы маркером.
Повесить на доску, представить итог классу.
(Группа 1 – экономический кризис, группа 2 – политический кризис; группа 3 – кризис социальной сферы, 4 – кризис духовной сферы)
Регламент работы 3-5 минут.
Подведем итог, составим сводную таблицу. (Выступления представителей групп, фиксируем второй элемент системы – управляющие решения).
Решения принятые властью в вашей сфере ликвидируют проблемы стоящие перед обществом? Поясните?
То есть большинство решений власти, не устраняют проблему, потому что направлены на удержание власти.
Какова реакция общества? (Фиксируем третий элемент системы – управляемая система). Недовольство, возмущения.
(Фиксируем четвертый элемент системы – обратная связь).
Вывод.
2.3. Перед вами модель социокультурного процесса.
1. В какой части модели произошел сбой, ошибка; что необходимо изменить, чтобы сохранить систему.
2. Если решения управляющей системы будут по прежнему неэффективны, то всё рухнет, и рушится начнет именно с управляющей системы.
3. Адекватные действия могут систему спасти.
2.4.
3. Предположите К какому другому историческому событию, процессу эта модель применима? Аргументируйте. Вывод: модель универсальна. Кроме истории где ещё?
Предлагаю вам дома описать ситуацию из собственной жизни, к которой применима данная модель. Мой электронный адрес здесь.
Стадия рефлексии.
Удалось ли получить ответы на вопросы, которые были поставлены в начале урока? (На 1 вопрос? 2 и т.д.)
Слайд 5. На китайском языке слово «кризис» пишется с помощью двух иероглифов:
Первый иероглиф – это опасность.
Второй иероглиф – это возможность.
Выделите, в чем была опасность, и какие были возможности для управляющей системы в данной исторической ситуации.