Урок по теме СССР в годы оттепели и застоя
Повторительно-обобщающий урок: Мир в послевоенное время.
СССР в годы «оттепели» и «застоя».
Цели урока.
1.Повторить, обобщить и систематизировать материал, пройденный по данным темам.
2. Сравнительная характеристика двух эпох правления в послевоенное время (1960-1980-е гг)
3.Работа с историческими документами. Составление исторического видения эпохи, ее особенностей. Учащиеся отрабатывают умения сравнивать, анализировать, делать выводы, при работе в группе слушать, доказывать свою точку зрения. Продолжаем развивать навыки публичных выступлений.
4.Приобщение учащихся к истории Отечества, к осознанию роли отдельной личности в истории.
5.Воспитывать чувства патриотизма.
Оборудование: карточки с вопросами и заданиями, проектор, ноутбук.
Основные понятия: застой, оттепель, хрущевская оттепель.
“Застой – всякая продолжительная или вредная остановка в движении чего-либо” (Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля. Т.1, СПб, М, 1912г.).Оттепель — повышение температуры до положительных значений в устойчивый морозный период. О. возникает при распространении воздуха с положительной температурой из других, более тёплых районов или вызывается местным нагреванием воздуха солнечной энергией.
Хрущёвская оттепель; оттепель — неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина (конец 1950-х — начало 1960-х годов). Характеризовался во внутриполитической жизни СССР ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, большей свободой творческой деятельности.
Ход урока.
1.Оргмомент. Постановка темы и целей урока.
Задание 1: определите, о каких исторических периодах будет идти разговор на уроке, назовите годы, правителей этих периодов.
Карточка 1.
……… (1894-1970) - советский государственный и партийный деятель, член КПСС с 1918 г. Участник Гражданской и Великой Отечественной войн. С сентября 1953 г. - Первый секретарь ЦК КПСС, одновременно с 1958 по 1964 г.г. - председатель Совета Министров СССР. С деятельностью …… связано развенчание культа личности Сталина и период оттепели в СССР. В 1964 г. он был освобождён от всех постов и находился на пенсии.
Карточка 2.
……. (1906-1982) - с 1966 по 1982 г. - ген. сек. ЦК КПСС. Участник Великой Отечественной войны, где вёл политическую работу. С 1950 г. ….. — первый секретарь ЦК КП Молдавии. С июня 1957 - член Президиума ЦК КПСС. В мае 1960 г. …… избран председателем Президиума Верховного Совета СССР, находился на этом посту до июня 1964, одновременно с июня 1963 - секретарь ЦК КПСС.
На Октябрьском пленуме ЦК (1964) он был избран первым секретарём ЦК КПСС. В 1966 г. 23-й съезд КПСС восстановил должность Генерального секретаря ЦК КПСС, пленумом ЦК КПСС им был избран ….. (был номинальным правителем). Правление называют эпохой «застоя».
Задание 2: Установите соответствие между фамилиями руководителей СССР и периодами пребывания их у власти.
Руководители Периоды
А) Н. С. Хрущев 1) 1964-1982 гг.
Б) Л. И. Брежнев 2) 1982-1984 гг.
В) Ю. В. Андропов 3) 1985-1991 гг.
Г) М. С. Горбачев 4) 1953-1964 гг.
5) 1991-1996 гг.
Ключ: А4, Б1, В2, Г3.
(исходя из заданий, учащиеся должны определить тему урока, цели) – предлагается сделать это в группах.
- Сформулируйте тему и цели урока.
По ходу урока заполняется таблица.
Учащимся выдается таблица, на основе которой они должны представить к концу урока сравнительную характеристику двух исторических периодов.
Правители Экономическая сфера Политическая сфера
Социальная сфера Духовная сфера
Внутренняя Внешняя Город Село Хрущев Н. С. БрежневЛ. И. 2.Работа с основным материалом урока.
- учащиеся в группах получают задание
- По портретам дать характеристику людям.
-Представление каждого периода по направлениям в таблице. Сравнительная характеристика. Группам необходимо показать плюсы и минусы этих периодов (оценивается умение выделять главное, точность изложения информации и фактов).
Экономическая сфера – Габдрахманова Л. (Хрущевский период), Манурова Р. (Брежневский период);
Внутренняя политика Хрущева – Ибраев Роман
Внутренняя политика Брежнева – Шмыр Яна
Внешняя политика Хрущева – Кутушев Вадим
Внешняя политика Брежнева – Гимаев ЛинарСоциальная политика – Лысенкова Т.
Духовная сфера Хрущева - Белозерова А.
Духовная сфера Брежнева – Юмагулова Л.
Вопросы для дискуссии:
- Что получили советские люди в период правления Н. С. Хрущева. Какие ожидания оправдались в послевоенный период?
- Что принесло разочарование?
- Период правления Л. И. Брежнева, почему ваши родители, бабушки, дедушки считают этот период наиболее благополучным для себя и до сегодняшнего дня сожалеют о его утрате?
- В какой из исторических периодов хотели бы жить вы? Обоснуйте свой выбор.
-Проанализируйте понятия «оттепель» и «застой», определите, почему именно они характеризуют эти исторические периоды.
Закрепление и контроль знаний.
Тест.
Какое из перечисленных событий произошло в СССР раньше всех других?
принятие партийного постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград»
кампания травли писателя Б. Л. Пастернака
отставка Н. С. Хрущева со всех руководящих постов
возникновение движения диссидентов
Что объединяет даты 1949 г. и 1953 г.?
проведение экономических реформ в промышленности СССР
проведение пилотируемых полетов в космос
ввод советских войск в другие страны
первые испытания в СССР атомной и водородной бомбы
С какими событиями связаны даты – 1953 г., 1956 г., 1968 г.?
проведение запусков космических кораблей
заключение договоров между СССР и странами Запада
созданием международных организаций с участием СССР
участием советских войск в подавлении выступлений в других странах
Какой ряд дат связан с успехами СССР в освоении космоса?
1945 г., 1953 г., 1964 г.
1965 г., 1977 г., 1982 г.
1969 г., 1979 г., 1989 г.
1957 г., 1961 г.. 1975 г.
В каком году была принята Конституция, в которой утверждалось, что в СССР построено развитое социалистическое общество?
1936 г.
1964 г.
1977 г.
1993 г.
Экономическая реформа под руководством А. Н. Косыгина проводилась в СССР в1949-1953 гг.
1956-1960 гг.
1965-1970 гг.
1985-1991 гг.
Кто был руководителем группы ученых, создавших атомное оружие в СССР?
П. Л. Капица
С. П. Королев
Н. Н. Семенов
И. В. Курчатов
На ХХ съезде КПСС был(а)
подвергнут критике культ личности И. В. Сталина
принята новая программа партии
одобрен курс на перестройку
отстранен от должности Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев
Программа освоения в СССР целинных и залежных земель была принята по инициативе
Н. С. Хрущева
Л. И. Брежнева
Ю. В. Андропова
М. С. Горбачева
Какое из названных понятий стало распространенным в СССР в период «оттепели»?
многопартийность
реабилитация
акционирование
репарации
Что было одним из проявлений «оттепели» в духовно-культурной жизни СССР?
прекращение идеологического давления на деятелей культуры
отмена государственной цензуры
возможность развития всех направлений искусства
публикация произведений о заключенных ГУЛАГа
Какие из названных мер относились к социальной политике Н. С. Хрущева?
А) повышение зарплаты рабочим
Б) увеличение продолжительности рабочей недели
В) выдача паспортов колхозникам
Г) увеличение пенсионного возраста
Д) установление государственной пенсии колхозникам
Е) проведение антиалкогольной кампании
Выберите верный ответ:
АБЕ
АВД
БВГ
ГДЕ
Какие права получили промышленные предприятия в ходе проведения экономической реформы А. Н. Косыгина во второй половине 1960-х г.?
А) планировать темпы роста производительности труда
Б) самостоятельно продавать продукцию за рубеж
В) устанавливать размеры заработной платы
Г) отказываться от централизованного планирования
Д) относительно свободно распоряжаться прибылью
Е) сдавать в аренду производственные помещения
Выберите верный ответ:
АВД
БВГ
БГЕ
ГДЕ
Прочтите отрывок из статьи и напишите фамилию руководителя СССР, при котором происходили описанные в отрывке события, явления.
«Ряд реформ был проведен достаточно твердо, до конца доведен и вполне оправдал возлагавшиеся на них надежды…
Пенсионная реформа. До нее пенсии были настолько мизерны, что носили символический характер. Реформа пенсий распространилась на десятки миллионов человек и сделала для них возможным сносное, хотя и скромное существование.
Жилищная реформа. Массовое жилищное строительство… сделало, по крайне мере, для вступающих в кооперативы доступным получение квартиры, да и цены на кооперативы были тогда вполне умеренными»
____________________________________________
Прочтите отрывок из заявления ТАСС и напишите фамилию руководителя СССР, при котором было сделано данное заявление.
«Дальнейшее обострение обстановки в Чехословакии затрагивает жизненные интересы Советского Союза и других социалистических стран, интересы безопасности государств социалистического содружества.
Братские страны твердо и решительно противопоставляют любой угрозе свою нерушимую солидарность. Никогда и никому не будет позволено вырвать ни одного звена из содружества социалистических стран».
_____________________________________________
КЛЮЧ: 1-1, 2-4, 3-4, 4-4, 5-3, 6-3, 7-4, 8-1, 9-1, 10-2, 11-4, 12-2, 13-1, 14-Хрущев, 15-Брежнев.
5. Итог урока.
6. Мотивирование оценок.