Из опыта работы Духовно-нравственный потенциал притчи на уроках истории и обществознания

Духовно-нравственный потенциал притчи на уроках истории и обществознания

Российское общество переживает сейчас далеко не лучшие времена. Но, как известно, «времена не выбирают». Другого времени у нас не будет. И наше время по-своему бесценно, уникально. Оно заставляет все наше общество, а учителей особенно, искать решения в самых ответственных направлениях человеческого бытия, думать о том, какой будет судьба России, какой окажется миссия в этом быстро меняющемся мире.
Разрушено многое. И, прежде всего, система воспитания, основанием которой должны являться духовность и нравственность.
Большим потенциалом для духовно-нравственного воспитания  учащихся обладают такие дисциплины школьной программы, как история и обществознание. Сегодня на эти учебные предметы возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить непреходящие духовные богатства, которые были накоплены человечеством за всю историю его развития, и понять взаимосвязь каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами.
Духовный человек – это человек, устремленный к ценностям добра, истины и красоты, умеющий и любящий трудиться, умеющий ориентироваться в сложном современном мире, нравственно сложившийся и эстетически просвещенный. И показатель качеств и характеристик духовного человека можно продолжать: гражданин и патриот России, хорошо знающий собственную культуру, свои истоки; добрый и отзывчивый, бережно относящийся к миру, окружающему его; тактичный; ведущий  здоровый образ жизни.
Достучаться до сердца и души сегодняшнего школьника становится все сложнее. Кроме того, школа столкнулась с проблемой потери интереса к учебе, и предметы гуманитарного цикла не стали исключением.
Мне всегда хотелось привлечь внимание ребят к предмету, но не просто дополнить шутками – прибаутками (хотя это тоже необходимо), а научить ребят думать, спорить, находить решения проблем, делиться опытом новых истин. Справиться с этой задачей мне помогают притчи и метафоры, ведь именно там есть истины, которые пережили века и сегодня остаются актуальны.
Притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день, они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения.
Притча – это короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме. Притча, как правило, не требует доказательств. Она строится на сравнении, подобии, противопоставлении явлений и фактов. Слово притча является переводом греческого слова paraballo, что значит «располагать в ряд». Таким образом, притча - это то, что поставлено в один ряд с чем-либо для сравнения. В обычной притче обычное событие повседневной жизни используется для того, чтобы подчеркнуть или разъяснить важную духовную истину.
Притча – это короткая история с определенным поучительным смыслом. Однако, не слишком приятное слово «поучительным» в данном случае не имеет негативного оттенка. «Притча двадцатого века перестала быть поучением, она стала обобщенным философским размышлением, в котором читатель участвует на правах соавтора» [4,с.214]
Притча  не имеет четких жанровых границ: в роли притчи могут выступать при определённых условиях сказка и пословица, легенда и образное сравнение. В отличие от басни, которая сразу преподносит недвусмысленный вывод – мораль, притча имеет более свободную, «открытую» форму. Она требует  от слушателя или читателя перенести себя в ситуацию притчи, активно  постигать её смысл  и в этом  сближается с загадкой. Будучи аргументом,  в беседе или споре, притча  должна быть, разгадана, то есть сопоставлена, сопережита и понята в результате самостоятельных размышлений человека. [6]
Темы притч: мудрость, долголетие, праведность, знание, любовь к ближнему, страх перед животворными силами природы, воздержание, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, сдержанность в наслаждениях, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок.
Многообразны свойства притчи. Иногда она лишь намек, нацеленный как бы на другого, бьющий мимо. А раз нет прямой наводки, нет и защитной, оборонительной реакции. Значит, этот намек попадает в душу слушателя и вызывает размышления, ассоциации, дающие всходы.
Каждая притча – это выражение духовного опыта множества жизней, она шифр духа. Каждая притча понимается слушателем по его сознанию. Мышление человека тройственно. Ему отвечают мозг, сердце и сознание. Мозг разумен, сердце чувствительно, сознание мудро. В соединении этих трех – красота, радость познания. Притча интернациональна. Она встречается во всех религиях мира и в обыденной жизни. [3,с. 34].
Часто притчу называют романом в несколько строчек. Поговорим о притче на языке притчи.
Притча о правде. Гуляла Правда по земле голая и ее никто не принимал у себя дома. Пожаловалась она Притче. Притча решила подарить ей несколько своих одежд и под этим видом она входила в каждый дом. Напрашиваются логические вопросы, которые можно задать ученикам:
1. Почему люди больше любят притчу, чем правду?
Ответы на эти вопросы позволяют сделать следующие выводы:
1.Притча позволяет не осудить человека, но осудить порок
2.Притча предлагает мыслительную деятельность над сложными вопросами бытия
3.Притча остается в памяти и она удобна для восприятия
Всегда ли притча дает правильный ответ на проблемную ситуацию? Ответим и на этот вопрос языком притчи.
Притча о старце, говорящего притчами.
-Старец. Ты почему не растолковываешь сказанное?
А ты будешь вкушать пережеванную кем-то пищу?
А вот притча-загадка, которую можно задать ученикам на уроках истории России.
Притча - загадка о линии. Учитель предлагает ученикам увеличить на доске линию, не прикасаясь к ней. Такая восточная загадка есть в духовном опыте индийского народа.
Оказывается, надо только нарисовать линию параллельную нарисованной меньшего размера. На месте храма Христа Спасителя был Дворец Советов, «бассейн Москва», а надо было просто строить рядом.
Итак, притча – верстовой столб, который заставляет задуматься;
Притча – это рассказ, имеющий поучительный глубокий смысл, т.е. предтеча, впереди перед чего-то.
Притча о художнике и сапожнике. Сапожник стал давать советы как правильно рисовать человеческое лицо. «Не суди выше сапога», - ответил художник.
Притчи можно использовать как повод для выхода на тему беседы, как предлог для совместного обсуждения. Образы притч могут быть и примером для подражания
Итак, основные свойства притчи: 1) краткость, 2) не требует доказательств, 3) подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации, 4) дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность. Осуждается не человек, а порок, 5) строится на сравнении, 6) предполагает мыслительную деятельность.
Особенность действия притчи в условиях учебного процесса заключается в том, что ее лаконичность и краткость, наряду с образностью лучше всего воздействует на ум, сердце и волю ученика. С одной стороны, притча усиливает интерес к источнику, из которого она взята, с другой стороны, она заставляет работать духовно, воздействуя на чувства, стимулируя нравственный выбор ученика.
Притчи выполняют следующие функции:
1. Функция зеркала. (Человек может сравнивать свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринимать то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу).
2.Функция модели. (Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов).
3. Функция опосредования. (Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой – либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании).
4. Функция хранения опыта. (Истории являются носителями традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития, они несут альтернативные концепции) [4,с.243].
Какие же существуют способы использования притч в учебном процессе?
Обсуждение основной идеи и смысла притчи.
Сформулировать вопросы или ответить на поставленные.
Придумать название притчи.
Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться).
Выделить ключевые слова  понятия, с последующим комментированием.
Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста).
Инсценировка притчи.
Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка)
Подбор пословиц, поговорок.
Сравнение с басней (определить).
Найти или предложить вставить пропущенные слова.
Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли и т.п.).
Сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями
Определение ценностей, которые отражает притча. [4,с.245]
Современный урок должен быть направлен, прежде всего, на развитие личностных качеств человека, его духовный рост. Ученика нельзя учить, он учится сам. Ему нужно создать условия для саморазвития. Таким образом, основная функция педагога в современной школе - организация развивающего пространства.
На каждом уроке учитель проектирует две цели. Первая всегда направлена на выработку позиции, точки зрения, убеждений, ценностных ориентаций. Иными словами, первая цель всегда мировоззренческая, философская.
Вторая цель предметная. Реализация предметной цели обеспечивает осуществление цели мировоззренческой. Главное требование управления уроком состоит в обязательном переводе цели предметной в мировоззренческую (это достигается рефлексией). Именно реализация двух целей, изменяя сознание, «выращивает» у обучающихся новые потребности, а значит, запускает механизм саморазвития. [1,с. 6]
Наиболее эффективным приемом для уроков гуманитарного является создание проблемной ситуации с помощью притчи.
Применять притчи необходимо дозировано, они требуют определенной внутренней работы и времени, поэтому их можно повторять, но не полностью, а только ключевые фразы.
Использование притч на уроках позволяет ученикам усилить интерес к предмету, к постижению нравственного смысла преданий, заставить задуматься над содержанием нравственного опыта человечества.

Список используемой литературы. 1. Гараева Т.В. Организация целеполагания на уроках обществознания в 8 классе.
2.Давыдова Т. Т. , Пронин В. А. Теория литературы М.,2003 г.
3. Елисов А.В. Духовно-нравственный потенциал притчи на уроках «Религии России» 4. Иоффе А.Н. Притчи и их роль в активизации деятельности школьников (Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в российской школе), М, 2012г.
5. Княжицкий А. И. Притчи. Учебная книга. VII - XI классы. - М., 1994.1994
6.Энциклопедический словарь юного литературоведа, М., 1998. 
Заголовок 1 Заголовок 315