Сценарий внеклассного мероприятия по литературе В салоне Анны Павловны Шерер

Сценарий
внеклассного мероприятия по литературе
«В салоне Анны Павловны Шерер»
Сцена 1
(играет легкая музыка. На сцене два стола. На столиках разложены карты для пасьянса, листы, стоит чернильница, в ней перо; на другом столе шахматы. На столах подсвечники со свечами. Доска задрапирована, на ней портреты с изображением людей того времени, имитирующими портреты семьи хозяйки дома. Рядом со сценой установлен экран и проектор).
Ведущий: (по мере его речи на экране мелькают кадры с изображением дворянских особняков, театров, людей того времени, картины жизни и быта) 19 век – время роскоши и беспечности, эпоха благородных мужчин и благовоспитанных барышень. Время, когда творили Пушкин, Лермонтов, Гоголь. В эти годы широкое распространение получили дворянские салоны. В один из таких салонов мы бы и хотели вас пригласить сегодня. Салон Анны Павловны Шерер.( на сцене появляется А.П.Шерер, зажигает свечи, проверяет, все ли готово к приезду гостей). Те из вас, кто уже читал эпопею Толстого «Война и мир», без труда узнают ее. Для всех остальных немного напомним: Анна Павловна Шерер – фрейлина и приближенная императрицы, дама лет сорока, на лице которой всегда играет сдержанная улыбка. Итак, Анна Павловна принимала сегодня гостей(отходит в сторону)

Сцена 2
(на экране кадр с изображением дворянской гостиной. Анна Павловна идет встречать первых приехавших к ней гостей: князя Андрея Болконского и его жену, маленькую княгиню)
Анна Павловна: (с улыбкой) О, князь Болконский, наконец-то и вы осчастливили меня своим присутствием (Болконский в знак приветствия кланяется ей). Лиза, шер ами (дамы целуются)
Маленькая княгиня: Смотрите Аннет, вы мне обещали, что у вас совсем маленький вечер, (грозит ей пальчиком) не сыграйте со мной злой шутки. Видите, как я укутана (после этих слов анна Павловна провожает гостей к первому столику)
(князь Андрей помогает жене присесть, подвигает ей стул, сам встает сзади. Анна Павловна готовиться сесть рядом с маленькой княгиней, но в этот момент появляется новый гость – Пьер Безухов. Он ненадолго замирает на пороге, замечает князя Андрея и идет к нему)
Анна Павловна: О, мсье Пьер! (она приветствует его кивком головы, но к нему не подходит, и продолжает свою беседу с Лизой)
(князь Андрей и Пьер отходят к другому столику, усаживаются. В это время голос за сценой произносит: «Князь Василий Курагин с дочерью!» Анна Павловна спешит им на встречу, маленькая княгиня начинает раскладывать пасьянс).
Анна Павловна: Князь! (Курагин целует ее протянутую руку) Как хорошо, что вы привезли вашу дочь. Элен, с тех пор как выезжает, составляет наслаждение всего общества. Она столь прелестна! (берет ее под руку) пойдемте, нам надо о многом поговорить. (уводит их к столику маленькой княгини. Гости рассаживаются)
Маленькая княгиня: (обращаясь к князю Василию) Вы знаете, мой муж оставляет меня. Он идет на войну. Скажите, зачем нам эта война?!
Курагин: (к князю Андрею) Вы собираетесь на войну, князь?
Болконский: (сухо и недовольно)Князю Кутузову угодно меня к себе в адъютанты.
Анна Павловна: А ваша жена Лиза?
Болконский: Она поедет в деревню!
Курагин: О, князь, не лишайте нас общества вашей прелестной жены! (улыбается маленькой княгине, Болконский пожимает плечами)
Анна Павловна: Вы слышали? Говорят, ежели Бонапарте останется на престоле Франции еще год, хорошее французское общество навсегда будет уничтожено.
Пьер: Сколько я слышал, наоборот, почти все дворянство уже перешло на сторону Наполеона.
Курагин: Это говорят бонапартисты!
Пьер: И все-таки Наполеон велик! (при этих словах дамы возмущенно выдыхают). Он подавил революцию, принес в страну порядок, смог удержать равенство и свободу!
Курагин: Вот если бы он не пользовался этим для убийства, я бы назвал его великим!
(при этих словах вперед выходит ведущий, на экране сцена спора Пьера с виконтом)
Ведущий: Речь идет о великой французской революции, в ходе которой был казнен французский император и многие из числа родовитых дворян. К власти пришел Наполеон. Он пошел войной против Австрии и Англии, Россия же выступила против Бонапарта. Общественное мнение окрестило его тираном и узурпатором. Однако война закончилась победой Наполеона. В Тильзите был подписан мирный договор между Россией и Францией, после чего мнение высшего света о Бонапарте резко изменилось в положительную сторону. Так продолжалось до 1812 года, когда Наполеон объявил войну России. (В ходе этого на экране кадры сражений, портреты Кутузова и Наполеона)

Сцена 3
(пока ведущий говорит, Андрей и Пьер выходят вперед, спускаются со сцены, потом между ними происходит диалог. На экране кадр с изображением вечера Анны Шерер).
Пьер: Ну, для чего вы идете на войну?
Болконский: Для чего? Я не знаю. Так надо. Я иду потому, что эта жизнь, жизнь которую я веду здесь, эта жизнь не по мне!. Моя жена чудесная женщина, но чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым! Гостиные, сплетни, балы – вот заколдованный круг из которого я не могу вырваться. И это глупое общество, без которого не может обойтись моя женаЭгоизм, ничтожество, тупоумие! Ты один живой человек среди нашего света.
( во время его речи входят новые гости: Николай Ростов, Денисов, Наташа, Долохов. Анна Павловна встречает их, провожает к свободному столику. Долохов занимает место подле Элен)
Анна Павловна: Князь, идите к нам, мы собираемся играть в фанты! (Болконский и Пьер возвращаются)

Сцена 4
Ведущий: Фанты - одна из любимейших игр дворян. Суть ее проста. Ведущий должен определить, что следует сделать игроку, вещь которого будет держать второй ведущий.
(Долохов стоит спиной к гостям, Элен держит веер)
Элен: Что делать этому фанту?
Долохов: Пожалуй, (задумался) спеть!
Все: Спеть, спеть!
Элен: (протягивая веер) Натали, вам петь.
(Наташа Ростова забирает у нее веер, встает. Поет романс «Под лаской шелкового пледа»)
Все: Браво! Браво! Великолепно!




Сцена 5:
(пока Наташа кланяется, Николай и Денисов выходят вперед в зал. На экране кадры с изображением карточных столов, гусарского быта)
Денисов: Я продулся, брат, вчера! Такое несчастье! Такое несчастье! Как ты уехал, так и пошло! Черт меня дернул пойти вчера к этой крысе! ни одной карты, ни одной карты за вечер! (потирает лоб обеими руками) можешь себе представить? Ай! (махнул рукой) Хоть бы драться скорей!
Ростов: Пожалуйста, Денисов, возьми у меня денег, ведь у меня есть.
Денисов: Не люблю у своих занимать, не люблю.
Ростов: Если ты у меня денег не возьмешь по-товарищески, право, ты меня обидишь
Денисов: Да нет же! (оборачивается в зал) Красавица!
Ростов: Кто?
Денисов: Кто-кто! Сестра твоя!

Сцена 6
(Наташа тем временем разговаривает с Пьером. Вдруг зазвучала музыка. Пьер подходит к Болконскому).
Пьер: Послушайте, князь, вы всегда танцуете. Здесь есть моя протеже, молодая Ростова, пригласите её.
(Болконский подходит к Наташе)
Болконский: (протягивая руку). Разрешите предложить тур вальса. (Наташа делает реверанс и протягивает ему свою руку. Пара выходит в зал, танцует вальс. На экране кадры из фильма – первый бал Наташи. После танца Болконский провожает Наташу на место). Благодарю (кланяется ей).

Сцена 7
(продолжается игра в фанты)
Элен: Что делать этому фанту?
Наташа: Написать что-нибудь в альбом
Элен: Мсье Долохов, это вам (протягивает ему альбом, он делает вид, что что-то пишет)
Ведущий: Альбом был у каждой барышни. Обычно в него записывали различные комплименты, стихи, рисовали рисунки. Делали это подруги, поклонники и просто близкие люди. (отходит)
Элен: Мсье Долохов, прочитайте же нам, что у вас получилось.
Долохов: (читает, обращаясь к Элен)
Сухие, редкие, нечаянные встречи,
Пустой, ничтожный разговор,
Твои умышленно уклончивые речи
И твой намеренно холодный, строгий взор –
Все говорит, что надо нам расстаться,
Что счастье было и прошло
Но в этом так же горько мне сознаться,
Как кончить с жизнью тяжело.
(протягивает альбом, но в это время подходит Пьер и пытается взять его. Долохов не отдает)
Пьер: Отдайте! (Долохов улыбается и отдает альбом Элен)
Пьер: (к Элен) Не смейте брать!
Анна Павловна: Полноте, что вы?!
Пьер: Вы, вы негодяй! Я вас вызываю! (бросает перчатку)
Все: Ох!!!
Ведущий: Дуэль в 19 веке – единственный подобающий благородному дворянину способ восстановить свое доброе имя и защитить свою честь, а также наказать обидчика за оскорбление. Дуэли всегда проходили по определенным правилам, за их соблюдением строго следили секунданты. Иногда дуэли продолжались до первой крови, но часто один из противников лишался жизни. Конечно, за участие в дуэли сурово наказывали, но дуэлей меньше не становилось.

Сцена 8
(секунданты отсчитывают нужное количество шагов, устанавливают барьеры, после чего подзывают Пьера и Долохова и протягивают коробку с пистолетами. Противники с оружием в руках расходятся к барьерам).
Долохов: Ну, начинайте!
Пьер: Ну что ж?
Секундант: Поскольку противники отказались примириться, я начинаю отсчет. Сходитесь по слову «три», господа. Раз, два, три.
(Пьер и Долохов идут вперед, Пьер поднимает пистолет и стреляет, Долохов вскрикивает, к нему бросается один из секундантов, чтобы поддержать, Пьер также пытается прийти к нему на помощь, но Долохов отталкивает секунданта)
Долохов: К барьеру! (после того, как Пьер встал на место, Долохов стреляет) Мимо! (падает)
Пьер: Глупо, глупо! Смерть, ложь.(опускает голову, уходит)
Ведущий: Ну вот и все, что мы вам хотели рассекать. Вечер в салоне Анны Павловны Шере окончен. Гости собираются по домам и благодарят хозяйку за гостеприимство. Их мысли заняты другим, и все новости, сплетни и перипетии вечера остались в прошлом. Конечно, мы не пытались пересказать произведение Толстого. Мы хотели лишь немного приблизить эпоху, когда жил и творил гениальный писатель, и в честь его юбилея решили вместе с вами посетить салон одной из его героинь. Надеемся, что вы простите нам столь вольную трактовку эпопеи.









15