Презентация по литературе Роль пейзажа в романе Евгений Онегин
Роль пейзажа в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Создание романа «Евгений Онегин» В черновых бумагах Пушкина сохранились указания поэта, что он начал свою работу над романом «Евгений Онегин» 9 мая 1823 года в Кишиневе, а закончил в основном 25 сентября 1830 года в Болдине, что составило более 7 лет. Развитие действий Действие романа развивается с 1819 по 1825 год. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, складывался и сложился тип человека, подобно герою пушкинского произведения. В течении 7 лет и сам Пушкин не оставался неизменным. Поэт запечатлел в «Евгении Онегине» и собственный духовный рост, и развитие своих героев. Пушкин смотрел на них глазами современника и глазами человека, для которого они стали уже историческими типами. Так в романе Пушкина объединились история и современность. Красота русской природы Пейзаж в романе дан деревенский и городской, но преобладает деревенский. Картины сельской природы даны в различное время года. Тут и благодатная весна, и жаркое лето, и гнилая дождливая осень, и морозная зима. Пушкину не нужно было ездить в Италию за картинами прекрасной природы: природа была у него под рукой здесь, на Руси, на ее гладких и однообразных степях, под ее вечно серым небом, в ее печальных деревнях и ее богатых и бедных городах. Что для прежних поэтов было низко, то для Пушкина благородно. Смена времен года Смена времен года определяет хронометраж действия в романе, а разнообразные сельские виды формируют его художественное пространство. Пейзаж, таким образом, из традиционного живописного фона превращается в важнейший структурный элемент повествования, задавая пространственные и временные координаты действия. Рассмотрим прежде всего роль пейзажа в формировании романного пространства. Постоянство пейзажа События 6 из 8 глав романа разворачивается в деревне, и место действия- усадьба поместного дворянина. Обращает на себя внимание редкостное постоянство пейзажных атрибутов, составляющих художественное пространство- рощи, дубравы, река, поля, долины, холмы Роль пейзажа в формировании романного пространства … « вдруг перед собоюС холма господский видит дом,Селенье. Рощу под холмомИ сад над светлою рекою…-»Или:… « Два дня ему казались новыУединенные поля,Прохлада сумрачной дубравы,Журчанье тихого ручья;На третий роща, холм и полеЕго не занимали боле…» Природа и поэзия И в то же время пейзаж у Пушкина необычайно точно и передает краски природы. В пейзаж часто включаются человек, животные:Зима! Крестьянин, торжествуя,На дровнях, обновляя путь.Его лошадка, снег почуяПлетется рысью как-нибудь Особенности пейзажа Читая пейзажные картины нужно отметить следующие особенности:1. Пейзаж Пушкина реалистически точен«Гонимы вешними лучами,С окрестных гор уже снегаСбежали мутными ручьямиНа потопленные луга…»2.Пейзаж в романе лиричен, он проникнут определенным настроением«Как грустно мне твое явленье,Весна, весна! Пора любви! Как пейзаж влияет на душевные настроения героев У Пушкина преобладает светлое, радостное восприятие природы, она проникнута чувством любви к родине, красоте и бескрайних просторов. Автор несколько раз описывает в романе разные времена года- это помогает воспринять хронологические рамки романа, дает перспективу времени, текучесть жизни. Пейзаж помогает Пушкину раскрывать душевные настроения героев, повороты в их жизненной судьбе. Велика композиционная роль пейзажа и в 5 и 6 главах, тесно связанных друг с другом единством развивающихся событий: от зимнего идет переход к характеристике Татьяны, на этом фоне поэт описывает дуэль и смерть Ленского. Взаимосвязь главных героев с природой Пейзаж играет огромную роль и в раскрытии основных образов романа:Онегина и Татьяны. Деревенский пейзаж во 2-6 главах романа не связан с образом Онегина, да и сам Онегин не любит природы. В противоположность Онегину образ Татьяны дан на фоне природы, он неотрывен от сельского пейзажа. Влияние природы на судьбу главных героев Связь жизни природы и жизни человека подчеркивается в романе постоянно. Та или иная пейзажная картина служит «заставкой» к новому этапу в жизни героев романа. Весна определяется как «пора любви»,а утрата способности любить сравнивается с «бурей осени холодной Бессмертие романа Таким образом, жизнь всех героев пушкинского романа оказывается «вписана» в жизнь природы. Смена времен года и соответственно смена пейзажных картин определяет хронология сюжета, но одновременно является и метафорой вечного движения человеческой жизни. Благодаря пейзажу в романе создается картина стремительно изменяющего мира, в жизнь которого вплетаются судьбы героев «Евгения Онегина». Картины Пушкина полны, живы, увлекательны.В.Г.Белинский предсказал этому роману историческое бессмертие: « Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи;пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно не ушло, но всегда будут останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор…»