Презентация по литературе Мода в романе Евгений Онегин 9 класс


 МОТИВ МОДЫ В РОМАНЕ ПУШКИНА "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН" Существительное мода в произведениях Пушкина употреблено 84 раза! И больше всего примеров авторы словаря, известные пушкинисты, приводят из романа «Евгений Онегин». Но еще чаще в романе прилагательное модный в различных значениях: «для неги модной», «модных чудаков», «модный свет», «в руки модного тирана», «опрятней модного паркета», «на модном слове идеал», «в песне модной» и др.Наиболее часто слова мода и модный употребляются в 1-й главе романа. Это не случайно. Мода – это не только следование новейшим образцам в одежде, хотя Онегин, конечно же, как и полагается денди, одет (а не только острижен) «по последней моде». Это и соответственная манера поведения, имеющая определенное название – дендизм(де́нди (англ. dandy) — социально-культурный тип XIX века: мужчина, подчёркнуто следящий за эстетикой внешнего вида и поведения, изысканностью речи.)это и образ мыслей, и даже определенный настрой чувств. Мода обрекает Онегина на поверхностное отношение ко всему. Следуя моде, нельзя быть самим собой; мода преходяща, поверхностна. ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ. В нарядах отражалось равнение на античные добродетели и римские доблести. Жозефина, супруга первого консула Бонапарта, ввела в моду античные туники – открытые, легкие, стянутые под грудью полупрозрачные платья. Такой костюм был изящным, но не шел к климату России.Изменился не только фасон платьев, но и их длина: они стали короче. Сначала открылись башмачки, а затем и щиколотки ног. Не случайно А.С. Пушкин посвятил в «Евгении Онегине» столько поэтических строк женским ножкам:Летают ножки милых дам;По их пленительным следамЛетают пламенные взоры...(Гл. 1, XXVIII) Во второй четверти XIX века силуэт женского платья вновь меняется. Возвращается корсет. Женская фигура по форме стала напоминать перевернутый бокал. Вот как об этом сказано у Пушкина в «Евгении Онегине»:Корсет носила очень узкийИ русский Н, как N французский,Произносить умела в нос...(Гл. 2, XXXVIII)Вместе с модой на одежду менялись и прически. В начале века женская прическа подражала строгой простоте античных форм. Предпочтительным считался каштановый цвет волос. В 30-е годы, эпоху романтизма, волосы укладываются буклями на висках. МУЖСКОЙ КОСТЮМ.Любой светский мужчина того времени носил фрак. В начале XIX века фраки туго обхватывали талию и имели пышный в плече рукав, что помогало мужчине соответствовать идеалу красоты той поры: тонкая талия, широкие плечи, маленькие руки и ноги при высоком росте. Другой распространенной одеждой был сюртук (в переводе с французского – «поверх всего»). (Гл. 1, XXVI)В 20-е годы XIX столетия на смену коротким штанам и чулкам с башмаками пришли длинные и широкие панталоны – предшественники мужских брюк. Пушкин, приведя перечень модных деталей мужского туалета в «Евгении Онегине», отметил их иностранное происхождение:Но панталоны, фрак, жилет,Всех этих слов на русском нет... РОЛЬ ОПИСАННОЙ ОДЕЖДЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ФОНА ЭПОХИВ пушкинском романе представлена одежда всех слоев населения. В одежде старшего поколения московского дворянства подчеркивается неизменность:Все в них на старый образец:У тетушки княжны ЕленыВсе тот же тюлевый чепец;Все белится Лукерья Львовна...(Гл. 7, XLV)Но молодежь Москвы старается не отставать от Петербурга в одежде и прическах:Взбивают кудри ей по моде...(Гл. 7, XLVI)Вкусы провинциального дворянства невзыскательны, важно удобство:А сам в халате ел и пил...(Гл. 2, XXXIV)Пушкин дает представление и об одежде простых горожан и крестьян:В очках, в изорванном кафтане,С чулком в руке, седой калмык...(Гл. 7, XL)А также:Ямщик сидит на облучкеВ тулупе, в красном кушаке...(Гл. 5, II)С платком на голове седой,Старушку в длинной телогрейке...(Гл. 3, XX) Презентацию подготовили ученицы 9 «А» класса Корбанкова Элина и Субботина Юлия.