Деградация человека в повести «Ионыч».
Класс _______________
Предмет_________________
Дата:
Тема: Деградация человека в повести «Ионыч».
Цель: проанализировать произведение А.П. Чехова «Ионыч».
Задачи:
- повторить содержание произведений: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»;
- развивать ассоциативное мышление, проанализировать произведение А.П. Чехова «Ионыч». Деградация человека в повести «Ионыч»;- воспитывать бережное отношение к слову.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, текст.
Методы работы: устная, письменная
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверить готовность учащихся к уроку.
Проверка домашнего задания.
Тест по творчеству А.П.Чехова
1. Укажите годы жизни А.П.Чехова:
а) 1824 – 1890 б) 1860 – 1904 в) 1854 – 1902 г) 1814 -1841
2. В каком городе родился А.П.Чехов:
а) Петербург б) Москва в) Киев г) Таганрог
3. К какому сословию принадлежал А.П. Чехов:
а) дворяне б) разночинцы в) купцы г) крестьяне
4. Кем был А. П. Чехов по профессии? а) Инженером б) Врачом в) Учителем г) Биологом д) Химиком
5. Назовите журнал, первым напечатавшим рассказы Чехова:
а) «Стрекоза» б) «Современник» в) «Отечественные записки»
г) «Осколки»
6. В 1890 году А.П. Чехов едет на Сахалин, проводит огромную работу по переписи и обследованию каторжного населения. Результатами поездки стала книга о Сахалине. Как она называлась?
а) «Рассказ неизвестного человека»
б) «Остров Сахалин»
в) «В ссылке»
г) «Убийство»
7. Какие рассказы А. П. Чехова составляют «маленькую трилогию»? а) «Ионыч», «Душечка», «Попрыгунья» б) «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Тоска» в) «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» г) «Ионыч», «Крыжовник», «Дама с собачкой»
8. Какой герой А. П. Чехова «был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую осеннюю погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате»? а) Старцев («Ионыч») б) Алехин («О любви») в) Беликов («Человек в футляре») г) Иван Иванович («Крыжовник»)
9. «Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых 15 лет! Да что гимназию? Весь город!» Назовите фамилию этого героя рассказа А. П. Чехова. а) Коваленко («Человек в футляре») б) Старцев («Ионыч») в) Буркин («Человек в футляре») г) Беликов («Человек в футляре»)
10. Беликов из рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре» был учителема) Греческого языка б) Латинского языка
в) Математики г) Русского языка и литературы
11. В каком рассказе А.П.Чехов напоминает о том, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастье:
А) «Крыжовник» б) «Душечка»
в) «Человек в Футляре» г) «Дом с мезонином»
12. Кто из героев рассказа А. П. Чехова «постарел, обрюзг, щеки, нос и губы тянутся вперед – того и гляди, хрюкнет в одеяло»? а) Иван Иванович («Крыжовник») б) Николай Иванович («Крыжовник») в) Буркин («Человек в футляре») г) Алехин («О любви»)
13. «Недоедал, недопивал, одевался Бог знает как, словно нищий, и все копил и клал в банк». Кто этот герой А. П. Чехова? а) Иван Иванович («Крыжовник») б) Николай Иванович («Крыжовник») в) Алехин («О любви») г) Беликов («Человек в футляре»)
Работа по новой теме.
Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.П. Чехова. На первом плане в произведениях писателя стоит человек, его внутренний и внешний мир, его индивидуальность, потому что, по словам Антона Павловича, “тогда человек станет лучше, когда вы покажете, каков он есть”.
Главная особенность чеховской прозы – лаконизм и скрытый подтекст, в котором сложные жизненные ситуации намечаются лишь пунктиром. Писатель не говорит прямо, где добро и где зло, он позволяет сделать выводы самому читателю. Рассчитывая на нравственную чуткость и активное сотворчество читателя, А.П. Чехов писал: “Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он добавит сам…”. Ценность творчества А.П. Чехова заключается в том, что он на примере житейских мелочей, обыденных отношений людей высвечивает идеалы, к которым человек должен стремиться.
На уроке мы будем анализировать рассказ “Ионыч”. Уделяя особое внимание художественным деталям, постараемся оправдать доверие писателя к нам, читателям, и понять то, на что лишь намекает автор. Тема нашего урока: “Путь духовной деградации главного героя рассказа А.П. Чехова “Ионыч”.
Уточним значение слова деградация. (Учащийся по “Большому толковому словарю современного руского языка” Д.Н. Ушакова определяет лексическое значение этого слова.)
“Деградация”. [фр. degeneration] – постепенное ухудшение, упадок.
Зная тему урока, попытайтесь сформулировать его цель. Для этого используйте опорные слова: проследить, выяснить, понять. Учащиеся определяют цель урока: проследить путь духовной деградации героя; выяснить, какие изменения произошли с ним на этом пути; понять, почему произошли эти изменения.
Сравните теперь сформулированную вами цель с моей целью урока: проследить путь духовной деградации главного героя рассказа; понять причины превращения доктора Старцева в Ионыча; осознать, что приобрел и что потерял герой рассказа на этом пути.
Словарная работа
Обратите внимание на значения слов, которые нам нужны будут на уроке.
Обыватель – человек, лишённый общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами.
Обывательщина – (презр.) – косность, узость интересов, отсутствие общественного кругозора.
Мещанство – перен. – психология и поведение человека с мелкими интересами и узким кругозором.
1. Прослушаем комментарий к рассказу. (Индивидуальное сообщение учащегося.)
Рассказ “Ионыч” написан в 1898 году и связан с проблемами развития капитализма и капиталистических отношений в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведёт к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены также вопросы взаимодействия человека и окружающей среды.
2. Приступаем к работе над текстом произведения. Я предлагаю вам, как обычно, вопросы, разные по степени сложности. А вы для себя выберите те, на которые сможете ответить. Начнем с наиболее простых вопросов. (Предлагаются дифференцированные задания, которые распечатаны на каждого ученика.) Выясним, как построено произведение.
“4” Какова композиция рассказа “Ионыч”?
В каком времени автор ведёт повествование? (I–IV главы написаны в прошедшем времени, V глава – в настоящем времени.)
Такой приём называется ретроспектива.
Вспомните, что такое ретроспектива?
(Ретроспектива (книжн.) – обращение к прошлому.)
“5” В чём смысл такой композиции?
3. Проследим путь Дмитрия Ионовича Старцева.
1) “4” Выделите временные отрезки, которые ознаменовались для героя важными переменами. (“Прошло больше года”, “Прошло четыре года”, “Прошло ещё несколько лет”.)2) “5” При помощи какого композиционного приёма передаётся эволюция в душе героя?
4. Обратимся к тексту произведения и убедимся в том, как “работает” этот композиционный приём.
6. Сделайте вывод. В каком направлении идёт развитие доктора Старцева?
7. Вернёмся к прошлому героя. Выясним, каков он на начальном этапе развития.
“4” Каков образ жизни, характер молодого земского врача Дмитрия Ионовича Старцева?
“5” Каков духовный мир, каковы взгляды и общественные идеалы молодого земского врача Д.И. Старцева?
Отметьте положительные задатки Старцева и запишите их в тетради. Озаглавьте первую колонку “Доктор Старцев”. (В тетрадях составляется опорный конспект.)
(Доктор Старцев: честность, трудолюбие, целеустремлённость, жизненная активность, энергичность, жизнерадостность, наблюдательность, высокие идеалы, способность любить.)
8. Как меняется герой на протяжении рассказа?
“4” Как изменяется внешний вид, поведение, речь героя?
“5” Какие художественные приёмы помогают Чехову показать эволюцию героя?
Кроссворд
1. Название песни, которую исполнял хор в городском саду. (“Лучинушка”.)2. Имя кучера Старцева. (Пантелеймон.)3. Предмет, который стал смыслом жизни Ионыча. (Деньги.)4. Персонаж романа Веры Иосифовны. (Графиня.)5. Жители города С. (Обыватели.)6. Звук, который напоминала игра Котика на рояле. (Гром.)7. Чему мечтала посвятить жизнь Екатерина Ивановна? (Музыка.)8. Одно из развлечений Старцева. (Винт.)9. Какой был праздник, когда Старцев впервые посетил Туркиных? (Вознесение.)10. Болезнь, которой страдала Вера Иосифовна. (Мигрень.)
Подведение итогов.
1. В чём состоит идейный смысл рассказа?
(Автор в рассказе подчёркивает, что обывательщина, мещанская среда, любовь к сытости и покою “захватывают” человека очень быстро и ведут к его самовырождению. Чехов призывает вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлых идеалов молодости.)
2. В чём актуальность рассказа А.П. Чехова “Ионыч”?
(Чехов заставляет читателя задуматься над тем, что мешает людям жить полной, содержательной жизнью, творчески трудиться, искренне и сильно любить. Поэтому рассказ сохраняет и в наши дни свою актуальность, помогая нам замечать в себе и окружающих черты Ионыча и бороться с ними. Это рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Мы должны помнить, что человек должен быть ответственным перед собой, не заниматься пустыми мечтами, не идти на компромиссы со своей совестью, не приспосабливаться к обстоятельствам, иметь активную жизненную позицию, самому строить себе достойную жизнь.)
Домашнее задание.
Читать «Вишневый сад». Сам.
Р.р.
Ан. Тек.