Презентация по истории на тему Этикетные ситуации дворянства. Салоны.


ЭТИКЕТНЫЕ СИТУАЦИИ ДВОРЯНСТВА Выполнили: Зверева Г.М. Миллер Т.А. Семенцева З.В ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Рассмотреть понятие «этикет», как социокультурный феномен дворянского общества. Выявить особенности этикетных норм в деятельности салонов XIX века. ПОНЯТИЕ ЭТИКЕТ И ЕГО ФУНКЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ Этикет — слово французского происхождения (фр. etiquette — ярлык, этикетка), оно означает совокупность норм и правил, предлагающих оптимальные модели поведения в конкретных ситуациях общения. (Лихачева Л.С. Этикет как культурная универсалия.) ПОНЯТИЕ ЭТИКЕТ И ЕГО ФУНКЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ От французского названия карточки "этикетка" и произошло слово "этикет". «В XVIII столетии под этикетом понимался, прежде всего, придворный церемониал, свод правил, регулирующих строго установленный порядок поведения и формы обхождения в высших аристократических кругах». (Рахматуллина З. Этикет как социокультурное явление: история и современность.) ПОНЯТИЕ ЭТИКЕТ И ЕГО ФУНКЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ Этикет – это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда) (Левашова Т.Н. «Об этикете».)Правила общения между различными в половом, возрастном, социальном, конфессиональном и других отношениях группами общества или их членами.(Богучарский Е.М. Мусульманский этикет.) ПОНЯТИЕ ЭТИКЕТ И ЕГО ФУНКЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ Этикет связан с системой моральных норм, но между этими понятиями существует различия и немаленькая дистанция: «…за показной вежливостью, изысканными манерами человека маскируется его глубоко безнравственная, эгоистическая сущность, что говорит о его духовной неполноценности, которая рано или поздно даст о себе знать. И наоборот, порой внутренне одухотворенные, порядочные и честные люди, не знают элементарных норм этикетного поведения, теряясь и смущаясь даже в стандартных ситуациях» «В России этикет никогда не считался только формой, манерой поведения, проявлением чисто внешнего аристократизма. У него была неизменная духовная основа, на которой русская культура этикета совершенствовалась».(Перфильева Л.М. Русский этикет от Владимира Мономаха до наших дней.) Первые по времени салоны появились, вероятно, во Франции, в эпоху Людовика XIII Хозяйка, красивая и образованная дама, принимала гостей, по французскому обычаю, утром лежа в постели. Ее навещали знакомые аристократы, художники, ученые и поэты. За веселой и умной беседой время летело для всех незаметно: дама причесывалась и чистила перышки, а ее гости обменивались новостями и сплетнями, читали стихи и играли в любовь. Впрочем, нередко играли и в политику, и очень по крупному: салон Жюли де Вивон, а потом и салон ее дочери маркизы Катрин де Рамбулье был оппозиционным по отношению ко Двору. Итак, на два века вперед были установлены правила салонной жизни. Салон («гостиная» по-французски) был неким кружком вокруг блестящей дамы, который объединял ее друзей из разных слоев общества. Кружки эти всегда создавались по интересам: одних увлекала религия, других политика, третьих – литература, искусство и музыка. Салоны заводили знатные дамы, богатые буржуазки, модные куртизанки. Большей частью салоны были прибежищем оппозиции: здесь царствовал не король, а прекрасная или хотя бы довольно умная и любезная дама, перед чарами которой были равны и пэр, и нищий художник. Идеологи Великой французской революции черпали вдохновение в таких вот салонах. ЭТИКЕТНЫЕ СИТУАЦИИ В САЛОНЕ АННЫ ШЕРЕР (РОМАН Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР».) Роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого начинается с описания разговора Анны Шерер и князя Василия Курагина. В салоне на великолепном французском языке они обсуждают политическую обстановку в мире в связи с действиями Наполеона. Курагин одет в шитый мундир (парадный мундир), при звездах, «с светлым выражением плоского лица. Он говорил на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые свойственны состарившемуся в свете и при дворе значительному человеку. Он подошел к Анне Павловне, поцеловал ее руку, подставив ей свою надушенную и сияющую лысину, и покойно уселся на диване». Л.Н. Толстой «Война и мир». «- Avant tout dites moi, comment vous allez, chиre amie? (Прежде всего скажите, как ваше здоровье? )Успокойте друга, - сказал он, не изменяя голоса и тоном, в котором из-за приличия и участия просвечивало равнодушие и даже насмешка». (Л.Н. Толстой «Война и мир».) Здесь можно увидеть, что следуя правилам этикета, разговор начинается с вопроса о здоровье хозяйки салона. «Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы. Анна Павловна Шерер, напротив, несмотря на свои сорок лет, была преисполнена оживления и порывов. Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой». (Л.Н. Толстой «Война и мир».) Также можно сделать вывод, что роль каждого в салоне должна быть оправдана ожиданиям других. «Гостиная Анны Павловны начала понемногу наполняться. Приехала высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили…» По описанию видим, что салон предполагает определенный состав – высшая знать, т.е. люди светского общества, дворянского рода. (Л.Н. Толстой «Война и мир».) Великосветский салон. Акварель неизвестного художника. 1830-е гг. Анна Павловна знакомила всех приезжавших гостей со своей тетей («маленькая старушка в высоких бантах»). «Называла их по имени, медленно переводя глаза с гостя на ma tante,  и потом отходила. Все гости совершали обряд приветствования никому неизвестной, никому неинтересной и ненужной тетушки. Анна Павловна с грустным, торжественным участием следила за их приветствиями, молчаливо одобряя их. Ma tante каждому говорила в одних и тех же выражениях о его здоровье, о своем здоровье и о здоровье ее величества, которое нынче было, слава Богу, лучше. Все подходившие, из приличия не выказывая поспешности, с чувством облегчения исполненной тяжелой обязанности отходили от старушки, чтобы уж весь вечер ни разу не подойти к ней».(Л.Н. Толстой «Война и мир».) Каждый гость имеет особое место в салоне, за которым и закреплялось особое отношение к нему, исходя из положения в иерархии общества. Так, например, приветствие Пьера Безухова (незаконный сын знаменитого Екатерининского вельможи, графа Безухого) было определено поклоном, «относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне. Но, несмотря на это низшее по своему сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту». (Л.Н. Толстой «Война и мир».) КАЗУСНЫЕ СИТУАЦИИ В САЛОНЕ АННЫ ШЕРЕР «C'est bien aimable а vous, monsieur Pierre, d'кtre venu voir une pauvre malade, (Очень любезно с вашей стороны, Пьер, что вы пришли навестить бедную больную) - сказала ему Анна Павловна, испуганно переглядываясь с тетушкой, к которой она подводила его. …Он радостно, весело улыбнулся, кланяясь маленькой княгине, как близкой знакомой, и подошел к тетушке. Страх Анны Павловны был не напрасен, потому что Пьер, не дослушав речи тетушки о здоровье ее величества, отошел от нее. Анна Павловна испуганно остановила его словами:- Вы не знаете аббата Морио? он очень интересный человек... -сказала она.-Да, я слышал про его план вечного мира, и это очень интересно, но едва ли возможно... КАЗУСНЫЕ СИТУАЦИИ В САЛОНЕ АННЫ ШЕРЕР - Вы думаете?... - сказала Анна Павловна, чтобы сказать что-нибудь и вновь обратиться к своим занятиям хозяйки дома, но Пьер сделал обратную неучтивость. Прежде он, не дослушав слов собеседницы, ушел; теперь он остановил своим разговором собеседницу, которой нужно было от него уйти. Он, нагнув голову и расставив большие ноги, стал доказывать Анне Павловне, почему он полагал, что план аббата был химера.-Мы после поговорим, - сказала Анна Павловна, улыбаясь». (Л.Н. Толстой «Война и мир».) ПРОЯВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ХОЗЯЙКИ САЛОНА «И, отделавшись от молодого человека, не умеющего жить, она возвратилась к своим занятиям хозяйки дома и продолжала прислушиваться и приглядываться, готовая подать помощь на тот пункт, где ослабевал разговор. Как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход, так и Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину». (Л.Н. Толстой «Война и мир».) По окончанию вечера, следует поблагодарить хозяйку за прием, «поблагодарив Анну Павловну за ее charmante soirйe (очаровательный вечер), гости стали расходиться. Неуклюжесть и неумение Пьера вести себя, делало можно сказать его «чужим среди своих». Он, как пишет Толстой, «не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил трехугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности».(Л.Н. Толстой «Война и мир».) Анна Павловна повернулась к нему и, с христианскою кротостью выражая прощение за его выходку, кивнула ему и сказала: - Надеюсь увидать вас еще, но надеюсь тоже, что вы перемените свои мнения, мой милый мсье Пьер, -- сказала она. Когда она сказала ему это, он ничего не ответил, только наклонился и показал всем еще раз свою улыбку, которая ничего не говорила, разве только вот что: "Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый". И все, и Анна Павловна невольно почувствовали это».(Л.Н. Толстой «Война и мир».) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!