Проект на тему Декоративно-прикладное творчество в оформлении гербов Российского Дворянства
Введение
Объектом исследования является изучение титулов русского дворянства, использование декоративно-прикладного творчества в оформлении родовых гербов.
Цель работы: рассмотреть составляющие титулы дворянства, примеры составления русских дворянских гербов, вышивку гладью как один из видов декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
1. Показать отличия составляющих частей гербов различных дворянских родов.
2. Показать возможности вышивки гладью как одного из видов декоративно-прикладного творчества.
3. Создать образцы корон различных дворянских родов.
Методы:
1. Анализ научно – популярной и специальной литературы.
2. Выбор вариантов эскизов для вышивки.
3. Выполнение вышивки.
Новизна и актуальность:
1. Проведя анкетирование среди учащихся мы сделали вывод, что многие не понимают полного значение термина «дворянство» .
2. Не всегда при выполнении вышитого изделия обращается внимание на выбор тканей, нитей придается значение их свойствам.
3. Новизна моего проекта заключается в том, что возникла необходимость создания наглядного дидактического материала для комбинированного урока по истории и технологии..
Практическая значимость:
Работа над проектом позволяет расширить знания истории России, повысить свою художественную культуру, совершенствовать умение вышивать. Результаты работы могут быть использованы как дидактический материал для уроков истории и технологии.
Дворянство
Дворянство – высшее правящее сословие в России, возникло на почве государственной службы. Самый термин «дворяне» встречается не ранее второй половины двенадцатого века и обозначает людей, живших при княжеском дворе, - как вольных слуг, так и холопов. Впоследствии дворян стали помещать на государевой земле, участки которой передавались им в пользование с условием службы. При этом продолжало существовать различие между обязательной службой дворян и вольной службой бояр и детей боярских, которые в награду за службу получали кормление или землю в вотчину, т.е. в наследственное владение.
В шестнадцатом веке дети боярские и дворяне были уравновешены в правах, так как первые также стали получать земли за службу, и, таким образом, все они стали называться дворянами. Торжество одного термина над другим знаменует окончательную победу придворной службы над службой свободной. Эта дворянская служба стала военной и обязательной. Всех дворян вносят в особые списки, цель которых – определить численность армии.
Для составления списков устраивались смотры, при этом лучшие из дворян по служебной годности и родословности назывались выборными дворянами и несли начальственную службу в качестве голов сотенных и других воинских чинов, а прочие – городовые дворяне – были в войске рядовыми. Кроме того, дворяне, призванные из Москвы (московские дворяне), считались по своему положению выше городовых дворян, призванных из других городов. Преимущественно московских дворян было еще и в том, что они служили на глазах государя и из их среды комплектовались все высшие придворные и думные круги.
По действовавшему в Российской империи законодательству дворянство было разделено на потомственное и личное. Потомственные дворяне каждой губернии, по владению недвижимой собственностью, вносились в родословные книги, разделенные на шесть частей: «первая часть – дворянские роды, приобретенные чинами на службе военной, третья часть – то же на службе гражданской или получившие достоинство через пожалование ордена, четвертая часть – иностранное дворянство, признанное в своем достоинстве русскими государями, с обязательным принятием русского подданства, пятая часть – титулованные дворянские роды, могущие доказать свою принадлежность к дворянскому сословию в течение 100 лет до момента издания жалованной грамоты».
Способами приобретения дворянства были: высочайшее пожалование; производство в соответствующий чин; получение соответствующего ордена (купцы при этом получали почетное гражданство); поступление на службу (в том случае, если отец и дед состояли на службе не менее 20 лет каждый в чинах, приносивших личное дворянство).
Дворянство передавалось: потомственное – жене и законным детям, личное – жене, а законным детям – право потомственного почетного гражданства. Дворянин мог быть лишен своего звания, прав и преимуществ по суду за такие преступления, как кража, мошенничество, присвоение или растрата чужого имущества.
Дворяне могли носить почетные титулы: баронов, графов, князей. Эти титулы давались указом императора и выдачей специальной грамоты.
Грамота на права, вольности и преимуществаблагородного российского дворянства21 апреля 1785 г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Можно было иметь два титула одновременно: А.В.Суворов за свои победы был награжден титулами графа Рымникского и князя Италийского. В России до начала XVIII века высшее дворянство носило только родовой титул по происхождению – титул князя. Первое пожалование дворянскими титулами за заслуги были произведены при Петре I.
Титул ( от лат.titulus – надпись, почетное звание) – присваиваемое отдельным лицам звание в целях подчеркивания их особенно привилегированного положения в обществе, «Ваше превосходительство», «Ваше преосвященство» и т.д. Титул может быть наследственным и ли жалованным.
Граф (франц.comte, лат. сomes, англ. earl ) – вначале название должностного лица во Франкском государстве и Англии, в настоящее время частный родовой титул.
В России графский титул был введен Петром I. Пожалование графского достоинства было наследственным. Лишь в некоторых исключительных случаях было личным (так, в 1710 г. учитель Петра I Н.М. Зотов и в 1843 г. Каменец – Подольский губернский предводитель дворянства К.М. Пршедзедский были возведены в личное графское достоинство).
Графских родов в начале двадцатого века учтено около 320, из которых около двадцати родов, впоследствии, было возведено в княжеское достоинство. Первым российским графом стал в 1706 г. Б.П.Шереметев. .
Князь – (лат. Princes, откуда франц. и англ. рrince, сходное значение нем. Furst – первый ) родовой частный титул. Со времен Римской империи этот титул стал применяться к наиболее высокопоставленным лицам государства, в том числе, к императору и его наследникам. В течение XI название «князь» (в смысле «государь») сделалось общеупотребительным для обозначения всех высших членов имперской аристократии – герцогов, графов, а также архиепископов, епископов и аббатов имперских аббатств.
Князь у славян первоначально – предводитель дружины, племенной вождь; постепенно власть князя приобретает монархический характер, и этот титул носят правители отдельных земель – княжеств. Издавна в восточнославянских землях титул князя носили не только Рюриковичи, но и вожди различных племен (например, древлянский князь Мал).Позже князьями титуловались только потомки Игоря и Святослава, правящие в отдельных землях
Звание князя в допетровскую эпоху было родовым, приобреталось по наследству. Пожалование княжеским титулом начинается только с Петра I: А.Д.Меншиков первый был пожалован в 1705 году князем Священной Римской империи, а в 1707 году также первым получил титул герцога Ижорского светлейшего князя Русского государства.
Барон – дворянский титул в Германии, Австрии, Франции и Англии, значение которого подвергалось изменениям. В настоящее время низший частный родовой титул.
В России титул барона был введен Петром I. Одними из первых в XVIII в. баронство получили купцы Строгоновы. Однако большинство баронов в России было прибалтийского происхождения – из Лифляндии, Курляндии и других областей. В начале XX века в России было официально учтено около 260 баронских родов, часть из которых получила, впоследствии, более высокий титул графа.
Каждый род на Руси имел отличительные особенности своего звания. Различия в дворянских титулах предполагали наличие гербов, принадлежавших данному роду. Автор книги «Русская геральдика» А.Б.Лакиер (3) писал: «Покажите мне ваш герб: я скажу, какого вы рода».
В русский язык слово «герб» проникло из польского языка; польское «herb» - происходит от чешского « erb» , в основе его – немецкое слово « Erbe» - «наследство». Гербами называют графические знаки – символы, эмблемы отдельных лиц, семей, родов, территорий и государств, составленных по определенным правилам.
Герб состоит из следующих элементов: щит, шлем, намет, корона, нащлемник, щитодержатели, бурелет, девиз, мантия и сень.
Важнейшими составляющими гербов являлись короны, которые различались в зависимости от положения рода на иерархической лестнице власти.
Корона – это головной убор или наголовье, служащее признаком известной власти и своей формой определяющее звание, сан, титул, а иногда и заслуги лица, кому они принадлежат. Происхождением своим корона обязана венцу, представляя его разновидность. В гербах корона появляется как гербовая фигура, как украшение шлема и помещенная над щитом, как знак достоинства и власти.
Во времена турниров увенчанный короной шлем считался признаком дворянства.
Части корон: обруч, листки сельдерея, зубцы, пластинки, крест или держава, золотые дуги; подушка из пурпурного бархата. Обруч и дуги обыкновенно украшены драгоценными камнями.
В нашей работе рассмотрены короны дворянская, баронская, графская и княжеская. Детали короны делаются цветными только в том случае, если сами буквы цветные.
Дворянская корона вышивается золотом. Под шариками делают очень толстую настилку, вышивают плотно, чтобы они были выпуклыми. Зубцы под шариками заполнены стебельчатым швом.
Баронская корона вся вышивается гладью золотыми нитями.
Графская корона вышивается гладью золотыми нитями, исключая зубцы под шариками, которые исполнены тонким ажуром,
Княжеская корона – этот образец короны принят владетельными князьями всех стран. Она вышивается гладью. Фон, на котором выделяются хвостики горностая, можно сделать песочным швом или плоской гладью.
Женские представители дворянских родов вышивали гербы цветными и золотыми нитями, занимаясь этим не один год.
Обоснование выбранной темы
К данной теме меня привлекла красота головных уборов эпохи средневековья и последующих периодов, прослеживающаяся в произведениях на историческую тему.
Когда я посетила выставку отца Антония (бывшего настоятеля Казанского монастыря) в краеведческом музее города Троицка, то увидела там многообразие головных уборов, шитых золотом. Увидев в журнале иллюстрации гербов старинных дворянских родов, я заинтересовалась темой геральдики дворянства.
Проведя анкетирование среди учащихся, мы сделали вывод, что многие не понимают полного значение термина «дворянство».
Поэтому мы решили создать проект, который может быть использован в качестве дидактического материала, как на уроках истории, так и на уроках технологии.
Из истории русской вышивки.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX – XII вв. Это – фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями. Золотым шитьем в далекие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.
Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в XIV – XVII вв. вышивка приобретает еще более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, геральдические знаки, богатую из шелка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шелком и золотыми нитями украшали так же свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было распространено в основном среди женщин знатных семей и монахинь.
Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С XVIII в. оно входит в жизнь всех слоев населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок.
Вышивкой украшали предметы быта – полотенца, подзоры, столешники (скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. Изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.
Приемы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось все лучшее, и создавались неповторимые образцы вышивок с характерными национальными чертами.
По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна.
К старинным русским швам относится: роспись или полукрест, набор, крест, разные виды глади, козлик, белая мелкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, стебельчатый шов, песочный шов.
Вышивание гладью.
Гладь – вид вышивки, позволяющий наиболее полно использовать возможности шелка, шерсти, мулине не только при отделке белья и одежды, мелких изделий, но и при создании вышитых картин. При хорошем подборе тонов и полутонов, различных оттенков цветовой гаммы этот вид вышивки сравним с техникой акварели.
Вышивание гладью – это в основном сплошное заполнение стежками плоскости узора, нанесенного на ткань.
Вышивать гладью можно на любой материи, нитки лучше выбирать мягкие, слабо крученые (мулине, шелк).
Гладь может быть белой и цветной, наносится по счету ниток и свободно по контуру рисунка. По характеру стежков гладь может давать односторонний и двусторонний узор.
Гладь включает многие приемы, рассмотренные выше: Швы «вперед иголку», «назад иголку», стебельчатый, тамбурный и т.д., а так же специальные швы, употребляемые при вышивании гладью: прямая гладь, косая гладь, восьмерка и т.п.
Вот некоторые виды гладьевых швов:
Счетная прямая гладь. Этот шов широко применяется в белой и цветной вышивках. Он дает двусторонний рисунок. Стежками прямой глади вышивают по контуру узора весь элемент рисунка.
Белая гладь. Вышивают по настилу из толстых ниток. Служит для оформления рисунков, имеющих закругленные линии. Вышивку начинают с прокладочных стежков швом «вперед иголку» по контуру рисунка. Стежки глади кладут ровно и плотно один к другому, не затягивая сильно нитку.
Косая гладь. Применяется в белой и цветной вышивке. Косой гладью вышивают по настилу и без настила. Используется при вышивания листиков, толстых стеблей, лепестков. Косой гладью вышивают узоры, форма которых не допускает равномерного распределения стежков. Швами «косая гладь» и «краевым» можно воспользоваться при вышивки монограмм, а так же отделки детской одежды.
Прорезная гладь. Относится к белой вышивке, ею украшают белье, блузки, салфетки.
Двухсторонняя гладь. При вышивании такого шва на лицевой и изнаночной сторонах получаются одинаковые стежки в виде прямых или и наклонных линий. Стежки могут быть различными по длине и обязательно плотно прилегающими друг к другу по контуру рисунка.
Классификация приемов вышивки гладью
Гладь с настилом
Гладь без настила
вид
применение
вид
применение
Счетная прямая гладь
По контуру узора
Белая гладь
Оформление закругленных линий
Косая гладь
Вышивка толстых стеблей, листьев и плодов
Косая гладь
Вышивка монограмм, узоров с неравномерным распределением стежков; отделка детской одежды.
Двусторонняя гладь
Вышивка объемных узоров
Двусторонняя гладь
Вышивка плоских узоров
Прорезная гладь
Украшение белья, блузок, салфеток.
Заключение
В результате работы над проектом мы узнали много нового из истории Российского дворянства, главных составляющих высшего правящего сословия в России.
Изучая геральдику титулованных родов, мы узнали о важной функции герба как главной отличительной особенности положения данного рода на иерархической лестнице власти.
Герб состоит из нескольких геральдических знаков (шлем, намет, нашлемник ,короны, шит, шитодержатели, мантия, бурелет, девиз).
Одним из важнейших элементов герба является корона, венчающая всю композицию и отражающая особое привилегированное положение семей, имеющих почетное звание одного из дворянских титулов.
Были рассмотрены различные приемы вышивки гладью, составлена классификационная таблица.
Вышивка гладью показывает красоту и неограниченные возможности применения декоративно-прикладного искусства при оформлении геральдических знаков.
Литература
Думин С.В. «Дворянские роды Российской империи». Санкт-Петербург. 1993г. 343с.
Бутромеева В.А. «Энциклопедия Российской монархии». Издательский дом «Подкова». Москва. 2000г. 275с.
Лакиер А.Б. «Русская геральдика». Издательский дом «Подкова». Москва. 2002г. 234с.
Сычева Л.С. «Вышивка», Челябинск, 1992 г., 144с.
Солодовникова Т.А. «Рукоделие». Издательство «Советская энциклопедия». 1991г. 287 с.
Добрицкая Е.А. «Современная энциклопедия для девочек», издательство «Современный литератор». 1999г.595с.
П Р И Л О Ж Е Н И Е
ВОПРОСЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
Знаете ли вы ,что означает термин «дворянство»?
Какие титулы предусматривает звание дворянина?
Знакомы ли вы с понятием «геральдика»?
Какие геральдические знаки вы знаете?
Выбор варианта
Перед началом работы мы рассмотрим несколько вариантов творческого проекта.
1 вариант
Вышивка картины
2 вариант
Подготовка дидактического
материала
Рассмотрев два варианта проекта мы остановили свой выбор на втором варианте – подготовка дидактического материала для комбинированного урока по истории и технологии.
«Звездочка обдумывания»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Выбор материалов
Для выполнения вышивки применяются льняные и бумажные мерсеризованные нитки и мулине разных цветов. Мулине имеет прочную окраску, блеск и необходимую прочность. Пригодны также шерстяные, штапельные, шелковые, синтетические нитки (кашмилион, лавсан, капрон), ирис, бумажный и шерстяной гарус.
Для подготовительных работ (приметывание кусочков ткани к основному полотну), подшивание края изделия, обвивания столбиков мережки, строченной сетки применяются белые и цветные хлопчатобумажные нитки на катушках № 40, 50, 60, а для выполнения стягов в белой глади - № 80. Нитки должны быть крепкими, равномерно окрашенными и устойчивыми к свету и в воде. Прочность нитки проверяют, растягивая ее руками: хорошая нитка должна пружинить, не сразу рваться. Прочность окраски ниток можно проверить, если положить образцы их на солнце: нитки не должны выгорать. В зависимости от вида работы и качества ткани подбираются соответствующие цвета и сорта нитей.
Выбор материалов, используемых в нашем проекте, не случаен, а исторически оправдан. По тем иллюстрациям, которые представлены в специальной литературе, видно, что в оформлении родовых гербов доминирует красно-желтая гамма. Основные ткани – бархат, велюр и парча. Некоторые элементы гербов вышиты золотом.
Поэтому для вышивки корон мы использовали ткань «велюр» бордового цвета и мулине - металлик золотого цвета двух оттенков
Прежде чем приступить к вышивке, ткань выравнивают по основе и утку, намечают на ней расположение узора. После этого ткань запяливают или натягивают на рамку. Для того, чтобы выровнять края ткани, надо выдернуть крайнюю нить и по ее следу отрезать лишнюю ткань. Ширину и длину изделия намечают таким же образом.
Выбор инструментов и оборудования
Для выполнения изделия мы использовали следующие инструменты и оборудование:
- ручная игла для вышивания ;
- ножницы;
- наперсток для предохранения пальца от укола;
- сантиметровая лента;
- мыло для переноса контура эскиза на ткань.
К оборудованию относятся: рабочий стол, настольная лампа.
Организация рабочего места
Большую роль для качественного выполнения изделия играет правильная организация рабочего места. Рабочий стол должен находиться возле окна. Сидеть нужно так, чтобы свет из окна падал с левой стороны. При недостаточном освещении лампа также располагается слева. Обязательно, все иглы должны находиться в игольнице, нитки – в коробочке, ножницы рядом, в специальной подставке. Такая организация рабочего места позволяет выполнить работу правильно, качественно и красиво.
Последовательность выполнения
Изучить литературу по теме и рассмотреть составляющие части гербов
дворянских родов.
2) Нарисовать эскизы корон различных титулов дворянства.
3) Выбрать и подготовить ткань для вышивки .
4) Перевести рисунок на ткань.
5) Подготовить нити мулине для вышивания.
6) Вышить работу.
Оформить в рамку.
Расчет себестоимости
№
п./п.
Название
материала
Количество
Стоимость,
Руб.
Единица
измерения
Сумма,
Руб.
1
Ткань
« велюр»
0,8
130
м
104
2
Нити
мулине
28
12
шт
336
3
рамка
4
40
шт
160
Итого:
600
Ориентировочно рыночная стоимость 1500 рублей
Конфекционная карта
материал
название
Велюр
Мулине «металлик»
М-04; М-03
ДВОРЯНСКАЯ КОРОНА
БАРОНСКАЯ КОРОНА
ГРАФСКАЯ КОРОНА
КНЯЖЕСКАЯ КОРОНА
Федеральная научно-образовательная программа творческого и научно-технического
развития детей и молодежи «Юность, Наука, Культура»
Всероссийский заочный конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся
«НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ»
Направление: Народная культура и творчество, декоративно-прикладное искусство
Название работы: «Декоративно-прикладное творчество в оформлении гербов Российского дворянства»
Автор: Перескокова Алина Георгиевна
Место выполнения работы: МОУ «Лицей № 16», 11 класс, г.Троицк Челябинской области
Научный руководитель: Михалева Вера Матвеевна, учитель технологии высшей категории
2008 год
13PAGE 15
13PAGE 142415
Виды корон.
Вышивка
Безопасность труда.
Потребность.
Эскизирование.
Эстетика.
Технология выполнения.
Экономические затраты.
Материалы
Используемое оборудование.
Титульный лист жалованной грамоты Екатерины II (В.Г.Орлову)Заголовок 315