Изучение материальной культуры казахского народа на уроках технологии 
Изучение материальной культуры казахского народа на уроках технологии 
     На обширной территории Казахстана с древних времен народные мастера передавали из поколения в поколение замечательные традиции, связанные с обработкой и изготовлением различных изделий из кожи, шерсти, ткани, ниток, металла и дерева.
     Содержание учебной программы среднего образования по предмету технология предусматривает изучение материала по разделу декоративно-прикладного творчества,  знакомит с  известными мастерами и с почти забытыми видами домашнего рукоделия, с бытом казахского народа, национальными традициями, обычаями, убранством юрты, изготовлением казахского костюма.  
    Приобщение школьников к материальной культуре казахского народа на уроках технологии позволяет  осуществлять  межпредметную связь со следующими учебными дисциплинами: «Казахский язык и литература»,  «История Казахстана». 
     Основная роль  учителя технологии заключается, в том, чтобы заинтересовать учащихся в изучении развития материальной культуры казахского народа и познакомить с технологическими процессами декоративно-прикладного творчества.
     На уроках технологии учащиеся  приобретают теоретические знания  и  практические умения и навыки по казахскому рукоделию, что способствует привитию уважения к национальной культуре. Произведения народного творчества формируют у учащихся художественный вкус, развивают творческий потенциал.               
     Изготавливая самые разнообразные изделия, требующие не только знаний и умений, но и терпения, упорства в достижении цели, учащиеся получают  массу положительных эмоций, проявляют творчество, фантазию. Особенной популярностью среди учащихся пользуется изготовление сувениров, панно, шкатулок, бижутерии и других предметов интерьера выполненные в технике «аппликация», «вышивка», «лоскутная пластика»,  «теснение», «ткачество».
     Следует сказать несколько слов о кружковой работе по декоративно-прикладному творчеству во внеурочное время.  Огромный материал по декоративно - прикладному творчеству казахского народа не позволяет на уроках технологии изучить  все детально, а полученная дополнительная информация на занятиях во внеурочное время, активизирует познавательный процесс и повышает уровень знаний учащихся. 
   Работы, выполненные учащимися  на уроках технологии и кружковых занятиях во внеурочное время, по темам народного декоративно-прикладного творчества выставляются  на школьных и городских выставках, служат  оформлением проведения в школе государственных праздников,  а также применяются в интерьере кабинетов казахского языка и казахской литературы.    
           Как же строить деятельность учащихся в школе, чтобы способствовать развитию познавательного интереса учащихся к культуре  казахского народа?
     Для этого необходимо:
- поэтапно знакомить учащихся с различными видами  народного декоративно-прикладного творчества на протяжении всего периода обучения в школе;
- изучать традиции, обычаи, декоративно-прикладное творчество не только на уроках технологии, но и во внеурочное время;
- дать учащимся представление о специфике казахского рукоделия и формировать практические знания и умения; 
- организовывать выставки работ учащихся, посещать центры народного творчества, музеи;
- применять работы декоративно-прикладного творчества в  повседневном обиходе в качестве украшения интерьера. 
       Всю работу по изготовлению предметов декоративно-прикладного творчества можно разделить на следующие этапы:
- выбор изделия;
- техника изготовления изделия;
- пути улучшения, новизна;
- составление эскизов; 
- составление технологической карты; 
- практическая работа;
- оформление готового изделия.
   Работа в данной последовательности по изготовлению предметов декоративно-прикладного творчества  предоставляет учащимся больше самостоятельности, инициативы, творчества.
      Взаимосвязь теоретических знаний по материальной культуре и изготовление предметов  национального декоративно-прикладного творчества имеет познавательно-воспитательное значение: прививает  школьникам любовь к Родине, развивает художественный вкус и     творческие способности.