Окружающий мир. Заглянем в кладовые земли.
Конспект урока по курсу. «Окружающий мир». 2 класс.
«Школа России».
Тема урока: Заглянем в кладовые земли.
Цель: познакомить учеников с природными ископаемыми (гранит, каменный уголь); учить различать составные части гранита; учить работать с образцами горных пород; развивать воображение, логическое мышление; воспитывать наблюдательность, любовь к природе нашего края.
Планируемые результаты:
освоение первичных навыков совместной работы в малой группе (коммуникативная компетентность); учащиеся осознают значимость горных пород и минералов для жизни человека; научатся различать составные части гранита, а также горные породы минералы.
Оборудование: компьютер, карточки с зданиями.
Предварительная работа.
Учитель готовит коллекцию минералов и горных пород ; дети заранее готовят пересказ рассказа «Моя коллекция», экскурсия к усадьбе А.Е.Ферсмана.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
- Кто скажет, о чем мы говорили на прошлом уроке окружающего мира?
Ночью звёзды загораются
И в созвездья собираются.
- Назовите, какие созвездия вы моделировали с помощью пластилина?
- Сколько зодиакальных созвездий существует?
- Кто подготовил материал о созвездии, под которым родился?
(выслушиваются рассказы детей)
III. Мотивация учебной деятельности.
Начальные представления о полезных ископаемых.
- Прочитайте тему сегодняшнего урока. Теперь с небес мы спустимся на землю. Даже не на землю, а под землю. Сегодня на уроке мы заглянем в кладовые Земли.
- Как вы понимаете кладовые Земли?
Сегодня узнаем, что такое горные породы и минералы. Научимся различать составные части гранита. Обсудим поучительную историю коллекции камней А.Е.Ферсмана.
IV. Работа по теме.
Начальные представления о горных породах.
- Недра Земли и её поверхности хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр Земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых. Одни используются в строительстве (песок, глина, гранит), другие – как топливо (нефть, газ, каменный уголь, торф), из третьих выплавляют металлы.- С некоторыми из горных пород вы сталкиваетесь почти каждый день. Отгадайте, с какими:
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (МЕЛ)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (ПЕСОК)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу. (ГЛИНА)
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (ГРАНИТ)
- Дайте общее название всем этим предметам.
(Полезные ископаемые) Читаем хором.
- Что такое полезные ископаемые? Прочитайте об этом первые три абзаца в тексте, который лежит у вас на партах.
- А теперь вспомните, с какими горными породами познакомились в 1 классе? (Известняк, гранит, кремень)
- Горные породы существуют в трёх состояниях. Одни бывают твёрдые – это гранит, известняк, кремень; другие жидкие – это нефть. Бывают и газообразные – это природный газ.
V.Физкультминутка.VI. Продолжение работы по теме урока.
1. Знакомство с минералами.
- Минералы окружают нас повсюду. Из них состоят все горные породы и полезные ископаемые. С минералами мы сталкиваемся ежедневно.
- Возьмите в руки простой карандаш. Рассмотрите его стержень. Этот минерал называется графит.
- Или, к примеру, обычная поваренная соль, которая у каждого найдется дома на кухне. Это тоже минерал.
- Есть среди минералов и редкие вещества: серебро, золото, алмазы.
- Несмотря на то, что минералы так по-разному выглядят, у них есть общие свойства: это твердые вещества с однородным составом. В природе они встречаются в своем естественном виде, и каждый обладает индивидуальной кристаллической структурой. Кроме того, у минералов бывает различный блеск. Он может быть стеклянным, перламутровым, металлическим, восковым.
- Большинство драгоценных камней – это минералы. Наиболее почетное место среди них занимают алмазы, изумруды, сапфиры и рубины.
- Давайте рассмотрим их на иллюстрациях. Какие вы здесь увидели минералы?
- Некоторые минералы бывают только одного цвета. Прочитайте о малахите.
-Так, малахит всегда зелёный, лазурит – синий.
- Но многие минералы могут иметь большое количество расцветок. Давайте прочитаем о янтаре, коралле, жемчуге, бирюзе.
- Драгоценные камни – аристократы среди минералов. Но есть в их семье и «простые труженики», которые содержат различные металлы и поэтому более важны для человека. Это руды, из которых получают все металлы от алюминия до цинка.
2. Практическая работа.
- Перед вами на партах лежат кусочки гранита. Рассмотрите их с помощью лупы.
- Найдите цветные зёрна. Это минерал полевой шпат.
- Найдите полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц.
- Найдите чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда.
- Минералы полевой шпат, кварц и слюда, соединяясь вместе, образуют горную породу – гранит.
Давайте запишем вывод нашей работы: я научился различать составные части гранита.
1. Чем отличаются горные породы от минералов?
2. Где используют богатство земных кладовых?
3. История о коллекции камней.
- Давайте послушаем одну историю о коллекции камней, которую приготовили мои помощники Манченко Иван и Васильев Михаил.
Обсуждение:
- Кем стал А.Е.Ферсман?
- Что помогло ему определиться с выбором профессии?
- Как вы думаете, можно ли назвать эту историю поучительной? Почему так думаете?
- А кто знает, как называется профессия людей, которые изучают горные породы и ведут поиск полезных ископаемых? (Геологи. В С-Петербурге горный институт)VII. Рефлексия учебной деятельности.
- Что мы увидели, заглянув в кладовые Земли?
- Что нового и интересного узнали?
- А как вы думаете, горные породы и минералы к какой природе будут относиться: живой или неживой? Почему так думаете?
- Из чего состоит гранит?
- Чем отличаются горные породы от минералов?
- Сравните свои выводы с выводами мудрой Черепахи на с. 47 в учебниках.
- Кто запомнил название профессии людей, изучающих горные породы и минералы?
VIII. Домашнее задание:стр.44-47.
Саша Ферсман в возрасте трех лет. 1886 г. 2. Усадьба, где в детские и юношеские годы жил А.Е. Ферсман (Симферопольский р-н, Крым).