Интегрированный урок по химии, биологии и географии на тему « Человек и его здоровье».


Интегрированный урок по химии, биологии и географии
на тему « Человек и его здоровье».
Цель игры:
убедить ребят, в необходимости охраны окружающей среды и чтобы знания о необходимости здорового образа жизни приобрели личностный смысл для каждого из ребят.
Плакаты:
“Охраняйте природу”,
“Сохраните живую планету для будущего поколения!”,
“Здоровье в наших руках”,
“Природа — это наш дом!”,
“Наше здоровье в городе химиков”,
“Химия и экология”,
“Экологическая тревога” и другие.
На доске: цель устного журнала и плакат:
“Природа - источник здоровья”.Берегите эти земли, эти воды,Даже малую былиночку любя.Берегите всех зверей внутри природы,Убивайте лишь зверей внутри себя”.Е. Евтушенко.
I. Вступительное слово учителя химии.
Проблема экологии одна из важнейших мировых проблем современности.
Главные составляющие этой проблемы — загрязнение незаменимых природных ресурсов воздуха, воды, почвы, отходы промышленности и транспорта, результат деятельности человека. Химические процессы принося нам пользу, одновременно являются источниками загрязнения окружающей среды. Поэтому изучать химию нельзя, не касаясь экологической проблемы. Значение химии в решении экологических проблем необычайно велико: совершенствование аппаратуры, препятствующей загрязнению воздуха и воды, разработка новых малоотходных процессов и схем получения веществ, создание экологически менее опасных видов топлива, средств защиты растений, опреснение воды; решение проблем, связанных с радиоактивными отходами.
Ухудшение качества окружающей среды отрицательно влияет на здоровье человека.
II. Вступительное слово учеников.
Пожалуй, мало, кто сегодня не понимает, что человечество уже живет в условиях экономического кризиса, а в некоторых регионах положение таково, что его можно считать катастрофическим. Может ли человек спасти свой дом и себя? Разрешима ли вообще эта проблема? Вопросы не праздные. Ныне стало модным ругать химию, применяя при этом фактический материал. Но не химия, а люди, не всегда правильно использующие ее достижения, главные виновники возникших ситуаций в окружающем нас мире. Не только химический комбинат, но и домна, и хлебопекарня теплоэлектростанция и кожевенный завод, автомобиль и парфюмерная фабрика, горно-обогатительное и фармацевтическое предприятие, красавица роза, скромный василек и любой из нас - не что иное, как химические реакции. Образуются полезные и бесполезные, безобидные и вредные вещества, выделяются жидкие, твердые и газообразные продукты, многие из которых отравляют окружающую среду. И если сейчас мы не начнем с себя, с выбора экологически чистой продукции, системы правильного питания, выращивания экологически чистых овощей, фруктов, трав на дачном участке, не вникнем в сущность экологических проблем, не почувствуем эту боль, как свою собственную, мы ничего не сможем сделать для сохранения жизни. И однажды на Земле наступит безмолвная весна…
И поэтому нет почётнее и гуманнее задачи, чем сохранить в чистоте наш общий дом - нашу планету. Здесь необходимы целенаправленные действия всего человечества, людей самых разных профессий. Но решающее слово остается за химиками. Именно они в первую очередь должны решить, как защитить планету от загрязнения, как сделать отходы безвредными, как отходы промышленности превратить в полезную продукцию.
Химия способна не только уничтожить мир, но и сделать его прекрасным, населенным счастливыми поколениями, с благодарностью и благословением воспринимающих нас, ныне живущих, обеспечивших себе и им достойную жизнь в современной природной среде.
(Стихотворение на фоне музыки.)
Берегите землю!Берегите.Жаворонка в голубом зените,Бабочку на листьях повилики,На тропинке солнечные блики,На камнях играющего краба,На могиле тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Полумесяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите землю! БерегитеЧудо песен городов и весей,Мрак глубин и волю поднебесий, Старости последнюю отраду, Женщину, бегущую к детсаду, Нежности беспомощное пеньеИ любви железное терпенье.Берегите молодые всходыНа зеленом празднике природы,Небо в звездах, океан и сушу,И в бессмертье верящую душу -Всех судеб связующие нити.Берегите землю!БерегитеВремени крутые повороты,Радость вдохновенье и работы, Древнего родства живые свойства, Дерево надежд и беспокойства, Откровение земли и неба,Сладость жизни, молока и хлеба. Берегите доброту и жалость,Чтоб они за слабого сражались. Берегите будущего ради.Это слово из моей тетради.Всё дарю.И все от вас приемлю.Только берегите эту землю.М.Дудин. “Берегите землю”.
III. Слово учителю химии.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию соревнование трех команд.
Команда «Химик». Капитан Князев Дмитрий
Команда «Эколог». Капитан Валиулина Аида
Команда «Биолог». Капитан Лапина Анастасия
Представляем наше справедливое жюри: учитель физической культуры Ювакаева Татьяна Алексеевна; ученики 9а класса: Соколова Олеся, Лосевичева Валерия, Гурьянова Анна.
Жюри будет оценивать правильность ответов, быстроту.
IV. Химический калейдоскоп. Первая страница устного журнала.
В игре участвуют несколько команд по 4 человека. Игра подразделяется на 7 таймов по 6–7 минут. Команды выбирают себе названия и заранее регистрируются в ведомости жюри, получают ручки, 7 небольших листов бумаги.
В каждом тайме ведущий зачитывает 5 подсказок. После каждой подсказки даётся время. (60 секунд), чтобы команды обсудили, написали на листке ответ и передали его в жюри. Если команда дала правильный ответ уже после первой подсказки, ей присуждается 5 баллов, после второй 4 балла и т.д. За каждый неправильный ответ команда теряет 1 балл. Несколько подсказок можно пропустить, если есть сомнения или нет ответа. В этом случае баллы не теряются.
Не нужно несколько раз писать один и тот же ответ. Если этот ответ правильный, то команда получает число баллов, зависящее от того, после какой подсказки он был дан. А если ответ неправильный, то каждый раз команда будет терять один балл. После каждого тайма ведущий даёт правильный ответ, а жюри называет число очков, полученное каждой командой за последний тайм и общее число очков. Подсказки подобраны таким образом, чтобы на первом месте стоял более сложный вопрос, требующий знаний, почерпнутых из дополнительной литературы. Он не только контролирует знания учащихся, сколько косвенно несет информационные функции. Именно эта первая подсказка, как подсказала практика, запоминается учащимся лучше других. Пятая подсказка должна быть совсем простой, чтобы любая команда, даже очень слабая, все же ответила на вопрос.
1 Тайм.
В 1890г. он явился причиной гибели экипажа океанского парусника “Мальборо”. Корабль не получил никаких повреждении, но потеряв управление, блуждал в океане.
Он явился причиной массовых самоубийств китов (киты выбрасывались на берег).
Он встречается в составе вулканических газов.
Его содержание в окружающей среде - своеобразный эталон для сравнения загрязнённости атмосферы различных городов, а также для установления степени ядовитости выхлопных газов автомашин.
При отравлении им наступает кислородное голодание тканей, а в особенности клеток центральной нервной системы.
Ответ: Оксид углерода(II).
2 Тайм.
Агой, оникс, халцедон, опал, кристобалит - всё это его аллотропические формы.
Первым оружием и одновременно орудием труда доисторического человека был материал, состоящий главным образом из него.
Он оказывает вредное биологическое действие на человека: вызывает такие заболевания, как силикоз и образование камней в почках.
В земной коре его массовая доля составляет около 90%
В наши дни из него изготовляют цемент, стекло, хрусталь, тонкую керамику.
Ответ: кремнезем.
3 Тайм.
В газообразном виде он оказывает сильное раздражающее действие, особенно на глаза и дыхательную систему.
В жидком виде вызывает серьезные ожоги кожи.
Он входит в состав некоторых (печально известных) гербицидов, инсектицидов, пестицидов.
Войска Антанты и германские войска применяли его в боевых действиях.
Его используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах.
Ответ: хлор.
4 Тайм.
0н — стимулятор дыхания и слабо действующее мочегонное средство.
При употреблении в больших количествах он вызывает сонливость и галлюцинации.
Его можно получить из чайного листа экстракцией с хлороформом.
Он содержится также в листьях колы, зернах какао и кофе (он представляет собой гетероциклическое соединение.)
Первая часть слова обозначает название напитка, который, судя по рекламе, является “нового дня глотком”.
Ответ: кофеин.
5 Тайм.
Упадок и распад Римской империи (по мнению некоторых ученых)были обусловлены отравлением этим веществом.
Еще во времена Древнего Рима отмечались случаи отравлений людей, использовавших для хранения вина посуду из этого металла.
Во времена Древнего Рима его широко использовали для изготовления кухонной утвари, водопроводных труб, монет, гирь, охотничьей дроби.
В настоящее время он используется для изготовления кровельного материала, изоляции кабеля, в аккумуляторах. Его соли используют в производстве красок.
Этилированный бензин содержит соединения этого тяжелого металла. И этот металл вызывает серьезные заболевания нервной и кроветворной системы у человека.
Ответ: свинец.
6 Тайм.
За 350лет до н.э. Аристотель в своих трудах упоминает об этом металле.
Алхимики часто называли этот элемент Меркурием.
Этот металл хорошо растворяет другие металлы, образуя амальгамы.
Пары металла ядовиты, единственный жидкий металл.
Этот металл находится внутри градусника.
Ответ: ртуть.
7 Тайм.
Eгo называют всесъедающим.
При открытии этого элемента погибло много исследователей.
Входит в состав фреона.
Обладает высокой химической активностью.
Этот элемент входит в состав зубной пасты.
Ответ: фтор.
V. Вторая страница устного журнала “экологический кругозор” (2 ромашки, ребята отрывают лепестки и отвечают на вопросы)
Вопросы команде “Химик”
Какие естественные источники загрязнения атмосферы вы знаете?
Как влияют на здоровье человека отходы, мусор, отбросы?
Почему этилированный бензин очень опасен для здоровья человека?
Что такое фотохимический смог?
Как называется наука, изучающая воздействие окружающей среды на здоровье человека?
Ответы:
К естественным источникам загрязнения атмосферы относят, извержения пепла и газа вулканами, лесные и степные пожары, насыщенные солями морские брызги и туманы, пыль с эродировавших почв, песок пустынь, выделения животных, микроорганизмы, космическая пыль.
Ежегодно 5,2 млн. человек (из них 4 млн. детей) умирают от заболеваний, связанных с загрязнением окружающей среды, мусором и отбросами, появилось множество болезней “промышленного происхождения”. Такие, как отравление ртутью, поражение печени диоксидом, разрушение легких асбестовой пылью, фосфорно-марганцевая интоксикация, известны случаи многочисленных генетических аномалий у жителей Таджикистана и Семипалатинской области Казахстана. Холера, чума – напрямую связаны с загрязнением воздуха, воды, почвы, жилищ мусором и отходами, которые могут поставить мир на грань катастрофы
Этот бензин содержит специальные добавки - органические соединения свинца, при сгорании которых атомы свинца попадают в окружающую среду. Свинец один из тяжелых металлов, вызывающих серьезные заболевания у человека, прежде всего заболевания нервной и кроветворной систем.
Неприятным явлением в современных городах и их окрестностях является фотохимический смог. Этим термином обозначают смесь газов, образующихся в нижних слоях атмосферы, где солнечная радиация воздействует на некоторые газы (особенно на оксиды азота и углеводорода, содержащиеся в выхлопах автомобилей); в результате образуются газы с высокой реакционной способностью, очень вредные для живых организмов. Главным продуктом таких фотохимических реакций является озон, который в основном и воздействует на глаза и легкие и наносит вред деревьям и сельскохозяйственным культурам
Экологическая медицина
Вопросы команде “Эколог”
Назовите источники загрязнения атмосферы
Какое воздействие на атмосферу оказывает автомобильный транспорт, как уменьшить загрязнения им атмосферы?
Какие вредные вещества могут попасть в организм человека с пищей?
Какие химические элементы могут содержаться в крови человека, живущего в условиях загрязненной среды?
Как называются химические вещества вызывающие аллергические реакции у живых организмов?
Ответы:
Источники загрязнения атмосферы топливо, транспорт, промышленные предприятия, сельское хозяйство, естественные источники.
Мощным источником загрязнения атмосферы являются все виды транспорта работающего на тепловых двигателях. С выхлопными газами автомобилей в воздух попадают оксида углерода, азота, серы, альдегиды, несгоревшие углеводороды, а также продукты, содержащие хлор, бром, фосфор, свинец и другие токсичные вещества, способствующие заболеваемости у людей. Уменьшить загрязнение атмосферы можно путем перевода автомобилей на сжиженный газ, применяя различные приспособления для улавливания и нейтрализации вредных выхлопных газов. Окончательное решение этой проблемы будет возможно, когда человечество в качестве основного топлива будет использоваться водород.
Химические загрязнители: радиоактивные вещества, пестицида и продукты их разложения, соли тяжелых металлов, нитраты и нитриты, вещества, проникающие в продукты из упаковки, стимуляторы роста животных. Эти вещества могут накапливаться в мясе молоке и попадать в организм человека
Исследования доказали, что у людей, живущих в условиях загрязнение среды, кровь содержит различные обычно не свойственные ей химические элементы. Например, концентрация в крови мышьяка, хрома, цинка, свинца, меди и других элементов (всего около 30) прямо пропорциональна их содержанию в окружающей среде (пище воде, воздухе).
Аллергены
Вопросы команде «Биолог»
При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ ? (угарный газ, соединяясь с красными кровяными тельцами, уменьшают количество кислорода, переносимого кровью)
Сколько различных канцерогенных веществ содержится в одной сигарете?(15)
Верно ли, что физические упражнения сводят на нет пагубное воздействие курения?( спорт ни в коей мере не нейтрализует вреда, причиненного организму курением)
Если человек выкуривает пачку сигарет в день ежедневно в течение года, сколько смолы оседает в его легких?( около литра)
Сколько сигарет необходимо выкурить, чтобы нарушить нормальный баланс кислорода в крови и легких? ( 1 сигареты)
VI. Слово учителю физической культуры
Здоровье человека и охрана окружающей среды.
Проблема эта чрезвычайно сложна, так как в условиях современного города формирование здоровья человека происходит под воздействием комплекса факторов - биологического, социального, экологического. Однако даже при таких расхождениях все специалисты считают доказанным, что здоровье населения зависит от состояния окружающей среды.
Здоровье человека важный фактор человеческой жизни издавна существующая пословица: “Потерял деньги — нечего не потерян, потерял время — много потерял, здоровье потерял — все потерял” Заключает весь смысл сказанного.
Международная организацией здравоохранения стоит на страже здоровья человека, в ее функции входит: и закупка лекарственных препаратов, выпуск лекарства из экологически чистого сырья, пропаганда ЗОЖ и т.д. Здоровье человека - важная жизненная ценность, каждый должен сознательно относиться к своему здоровью самым главным является предупреждение заболевание, так называемая профилактика болезни наилучших результатов удается достичь с помощью физической тренировки и закаливания своего тела. Все это повышает работоспособность человека и тренирует его защитно-приспособительные реакции. Потому занятия физической культуры и спортом предупреждают развития различных заболеваний, способствует их излечению.
VIII. Человек — это единственное существо на Земле способное намеренно сознательно изменять окружающую среду и воздействовать на неживые объекты и живые существа, включая и других людей.
Человек,Человек - он ведь тоже природаОн ведь тоже закат. И восход.И четыре в нем времени годаИ особый в нем музыки ход.И особое таинство цвета,То с жестоким, то с добрым огнем.Человек - он зима. Или лето.Или осень. С грозой и дождем.Все вместил в себя. Версты и время.И от атомных бурь он ослеп.Человек - он и почва, и семя.И сорняк среди поля. И хлеб.И какая в нем брезжит погода?Сколько в нем одиночеств и встреч?Человек - он ведь тоже природа...Так давайте природу беречь.С. Островой.
IX. “Цветопись”
— Ребята! А сейчас вы с помощью карточек различных цветов охарактеризуете свое отношение к игре, сложившееся в результате ее проведения.
Красный цвет карточки означает, что игра очень понравилась, во время игры не покидало радостное настроение.
Желтый цвет - игра прошла спокойно, незаметно. Ничто в игре особенно не волновало, но вы удовлетворены игрой. Настроение спокойное, ровное.
Синий цвет - чувство полной неудовлетворенности игрой, настроение уныния и горечи.
X. Подведение итогов игры.
Слово жюри: призы за 1, 2 и 3 место.