Конспект урока биологии по теме Среды обитания живых организмов (класс) ФГОС


Тема урока: Три среды обитания.
Тип урока: урок изучения нового материала (формирование новых знаний).
Вид урока: урок – исследование; постановка и решение учебной задачи.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах.
Методы: словесный, наглядный, проблемного обучения, моделирования.
Дидактическая цель: формирование новых умений и знаний о средах жизни и их обитателях, создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Задачи урока:
Обучающие: сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах, познакомится с факторами среды, закрепить знания о многообразии живых организмов. С помощью проблемных вопросов повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.
Развивающие: учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи развивать воображение учащихся; развивать поисково-информационные умения, развивать мышление через совершенствование умений анализировать, обобщать; формировать умение работать в группе.
Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету; способствовать формированию экологического мышления; развивать убеждения в необходимости бережного отношения к природе, воспитывать у школьников положительные личностные качества, любовь к природе, умение работать в коллективе, самостоятельность, дисциплинированность,
Здоровьесберегающие: создать условия для снятия усталости, переключая виды деятельности.
Учебные задачи:
1. Познакомить учащихся с понятием среда обитания, с различными средами обитания организмов.
2. Выявить особенности каждой среды обитания.
3. Выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания.
4. Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: осознание единства и целостности окружающего мира; формирование коммуникативной компетентности в общении с одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности; знание правил отношения к живой природе и основ здоровьесбережения, формирование экологического мышления и культуры.
Метапредметные:
1. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему); составлять схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
3. Коммуникативные УУД: уметь работать индивидуально и в группе; организовывать учебное сотрудничество (определять общие цели и уметь договариваться друг с другом).
Предметные: характеризовать и выделять существенные особенности условий сред обитания; распознавать по рисункам учебника черты приспособленности живых организмов к различным средам жизни, описывать их; приводить примеры обитателей различных сред жизни.
Оборудование к уроку:
1. Мультимедийный проектор, компьютер, презентация “Среды обитания организмов”
2. Раздаточный материал для работы в парах.
3. Индивидуальные карточки (с текстом, тестовые).
Ход урока:
1.Организационный этап (приветствие, отметка в журнале темы и отсутствующих).
Учитель: Добрый день ребята. Я рада вас видеть. На нашем уроке присутствуют гости.
2. Актуализация знаний.

У осла и соловья, У лисы и журавля, У стрекоз и муравья Жизнь у каждого своя. Каждый соблюдает точно Свой режим и дня, и ночи, И у каждого свое Облюбовано жилье.
Выбирает привереда Лишь свое меню обеда, А в дороге изберут Каждый собственный Маршрут – У букашки и у птички. Тем-то каждый и хорош, Что на прочих не похож.

Учитель: Ребята, о чём это стихотворение? ( о разнообразии живых организмов )
Мир живых организмов многообразен.
А сейчас поработаем в парах. Перед вами лежат карточки с фотографиями живых организмов. Подумайте, почему эти организмы оказались в одной группе. (Обсуждение, выделение признаков, ответы детей).
АИСТ, ТИГР, СТРЕКОЗА, ЗМЕЯ ( живут в воздухе
КИТ, КАРАСЬ, ПИЯВКА, ВОДОРОСЛИ ( живут в воде
КРОТ, КОРНИ РАСТЕНИЙ, ЛИЧИНКА ЖУКА, ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ ( живут в почве
3. Установление темы и целей урока (постановка проблемного вопроса).
Ребята, как вы думаете, что изображено на этом слайде? (Рисунок среза через поверхность земли и водоёма). Какова тема нашего урока?
Учащиеся выдвигают предположения и называют тему урока – Среды обитания живых организмов.
Записывают тему в тетради.
Учитель: Хорошо, давайте определим цели нашего занятия.
Учащиеся: сами ставят цели по аналогии с прошлой темой.
1. Узнать, что такое «среда обитания».
2. Познакомиться с особенностями разных сред обитания организмов.
3. Выяснить, как живые организмы приспособились к жизни в разных средах обитания.
Учитель: Молодцы!
4. Этап изучения нового материала.
Учитель: Итак, в тетрадях запишем определение «Среда обитания – всё то, что окружает живой организм и оказывает на него влияние». Сл 4
У вас на партах лежат раздаточные карточки, возьмите карточку с текстом и поработайте над следующим заданием:
Прочитайте текст, выделите основную информацию о средах обитания и характерных для них условиях, выполните задание 165 в рабочей тетраде..(5 сл)
Учащиеся: читают текст, анализируют его, оценивают свойства сред обитания (наличие кислорода, количество влаги и света и пр.).(6)сл
Среды обитания
/ | \
Наземно – воздушная Водная Почвенная
кислорода много кислорода мало кислорода мало
воды часто не хватает воды много воды часто много
света много света мало света почти нет
Вывод: среды обитания отличаются своими свойствами.
Учитель : проводит проверку открывает готовую схему в презентации.
-Скажите, а условия жизни в каждой среде одинаковы? (Нет, в одной много воды, в другой мало света. Учащиеся перечисляют, после чего все выше перечисленное мы объединяем в экологические понятия факторы среды или экологические факторы).
- Как вы считаете, живые организмы связаны со своей средой обитания? (Да)
- А связаны они друг с другом? (Да)
Взаимосвязь организмов друг с другом и со средой обитания изучает наука экология.
Условия среды, которые оказывают воздействие на организм, называют факторами среды или экологическими факторами.
5 этап. Первичная проверка понимания.
Учитель: А сейчас я приглашаю вас в «Картинную галерею», отгадайте, кто изображен на фото и определите среду его обитания. (7сл)выполните задание 166 в раб тетради
Дети называют животное и его среду обитания.
6 этап. Физкультминутка.
7 этап. Изучив характеристику среды обитания логично перейти к пониманию того, как разные организмы приспособились жить в ней.
Проблема - выяснить приспособления живых организмов к средам обитания.
Учитель: Друзья, мы выяснили, что условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение и поведение живых организмов.
Я предлагаю вам выполнить следующее задание: Найдите в тексте $23 учебника примеры приспособлений живых организмов к средам обитания (по 1-2 примера) и занесите их в свою схему. Можете предложить свои примеры.(сл9-10)
Учащиеся находят нужную информацию и заносят её в свои схемы в тетрадях.
Примеры детских ответов: крылья для полёта у аиста, сильные ноги для бега у страуса (передвижение в наземно-воздушной среде); жабры для дыхания у рыб, ласты для плавания у моржа (дыхание и передвижение в водной среде); тело покрыто слизью и щетинками для передвижения у дождевого червя (передвижение в почве).
8 этап. . Минутка экологической культуры. 11 сл
Учитель:
Мы выяснили, то на живые организмы влияют такие условия как свет, влага, количество кислорода, а как вы думаете, человек может влиять на другие живые организмы? Каким образом?
Дети приводят примеры воздействия человека, высказывают своё мнение и отношение к этому.
Ученица зачитывает наизусть стихотворение:
Любите родную природу:
Озера, леса и моря,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Давайте же, люди все вместе
Мы к ней относится добрей.
Вывод: Уважай и береги всё то, что тебя окружает – родную природу!!!
9 этап Обобщение и систематизация материала.
Учитель: Ребята, какова тема нашего урока? Как вы считаете, мы достигли поставленных целей? Что нового вы сегодня узнали?12 сл
Учащиеся: обобщают и оценивают полученные знания. Делают выводы (Учитель представляет выводы на экране).13 сл

10 этап. Закрепление и контроль усвоения нового материала. Учащиеся выполняют тест.

11 этап Информация о домашнем задании:
Параграф 39 – работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Творческое задание: придумать и нарисовать фантастическое животное, которое может обитать во всех средах жизни. Подумать, как оно приспособилось к условиям обитания? Составить мини-рассказ.
12. Рефлексия.
Учитель: Друзья, сегодня на уроке мы хорошо поработали, узнали много нового.
Оцените, пожалуйста, наше занятие с помощью карточек разного цвета:
Красная – я узнал много нового, мне было интересно.
Жёлтая – я не всё понял, мне было трудно.
Зелёная – я ничего не узнал, мне было не интересно.
Спасибо, можете быть свободны.