Технологическая карта к уроку биологии для 10 класса на тему Начальные этапы развития человека
Манджиева Елена Викторовна,
Учитель биологии 1 КК
МБОУ «Бага-Тугтунская СОШ»
Яшалтинский район Республика Калмыкия
Биология 10 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Первые этапы развития человека
Данный урок является частью модуля «Эмбриология» и предназначен для учащихся 10 класса, обучающихся методом погружения. Длительность урока составляет 1ч 40 мин. Большая длительность урока предполагает применение разнообразных приемов обучения в течение одного урока. В содержании урока особое внимание уделено решению биоэтических проблем в современном мире. Отдельные элементы урока-погружения могут быть использованы в традиционном уроке биологии 10 класса в рамках темы «Размножение и развитие».
Цели урока
Образовательные:
освоение знаний о биологических объектах и явлениях, касающихся онтогенеза, о развитии науки и достижениях в этой области;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий (ЭКО).
Развивающие:
развитие умения находить, анализировать и представлять информацию о живых объектах, биологических технологиях;
формирование умения анализировать существующие природные феномены в начальных этапах развития человека;
развитие пространственного воображения и логического мышления;
формирование у учащихся способности отстаивать свою точку зрения, развитие интеллектуальных и творческих способностей;
Воспитательные
формирование у обучающихся личного ответственного отношения к природе, а также к жизни и здоровью других людей.
формирование основы для гармоничного отношения между людьми разного пола.
Основные задачи урока:
помочь ученикам освоить основные биологические понятия по теме урока;
сделать с учениками первый шаг в формировании обоснованных представлений о взаимосвязи развития человека и эволюции органического мира;
предоставить учащимся возможность презентовать на уроке найденную ими биологическую информацию о технологии ЭКО и обсудить биоэтические проблемы, связанные с применением этой технологии;
рассматривая развитие организма в онтогенезе, подвести учащихся к осознанию влияния окружающей среды и вредных привычек родителей на потомство;
показать взаимодействие между полами как взаимодействие полярностей, необходимого для создания нового организма;
сочетая практический, художественный и теоретический методы обучения и воспитания, заинтересовать учащихся, показать значимость для них биологических знаний по теме урока;
предоставить учащимся на уроке возможность для развития пространственного воображения и логического мышления;
рассматривать материал разносторонне, противопоставляя и взвешивая различные точки зрения, формировать у учащихся способность отстаивать свою точку зрения, используя свои интеллектуальные и творческие способности.
Тип урока
Комбинированный
Форма урока
Урок-погружение
Длительность урока – 100 минут.
Имеющиеся понятия
Половые клетки, яйцеклетка, сперматозоид, , стадии развития половых клеток, мейоз, митоз..
Новые понятия
Оплодотворение, зигота, морула, бластомер, бластула, дробление, имплантация, гаструляция, зародышевые листки, биоэтика.
Планируемые результаты:
Ученик:
закрепит знания о строении половых клеток и их функциях;
получит дополнительные навыки домашней работы с учебной литературой и другими источниками биологической информации.
Ученик научится:
выделять существенные признаки клеток и процессов, характерных для развития живых организмов;
сравнивать половые клетки и процессы, связанные с развитием человека, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток ;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям биологические объекты (половые клетки, зиготу, морулу, бластулу, гаструлу) или их изображения, выявлять отличительные признаки;
объяснять общность происхождения и эволюции различных систематических групп животных и человека на примерах сопоставления биологических объектов и процессов; аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Ученик получит возможность научиться:
находить информацию о научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
создавать собственные письменные и устные сообщения на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей развития человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
формулировать и решать проблемные вопросы, касающиеся закономерностей развития человека и животного мира.
переводить двумерное изображение биологических объектов в пространственное.
Коммуникативные УУД:
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении коммуникативных и познавательных задач;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Средства обучения:
интерактивная доска (ноутбук, экран, проектор);
глина, доски для глины, фартуки, ведро для мытья рук, тряпки для уборки).
доска, мел.
цветные карандаши.
Учебник: Общая биология. 10 класс: учебник / Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т. – М.: Дрофа, 2013.
Информационные источники:
Breme , C. Embryology. Experienced through modeling in clay. – Leymen. AAP Verlag, 2003 -40p.
Биология размножения и развития: курс лекций [Текст] / сост. О.А. Абросимова; под ред. В.Ю. Горбуновой. //Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования - 2006.. [Электронный ресурс]. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 15.062016).
Гистология, эмбриология, цитология : учебник / Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.. - 6-е изд., перераб. и доп. //VMEDEorg - 2012. [Электронный ресурс]. URL:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 15.062016).
Дробление.//Большая Советская энциклопедия (биол.) -2012. [Электронный ресурс]. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата бращения 15.062016).
Силуянова, И.В.. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] // Церковь и биоэтика - 2010. [Электронный ресурс].
URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] обращения 15.062016).
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Сценарий урока
Формируемые
познавательные УУД
1. Рефлексия предыдущего урока.
10 минут
Задает задание, вопросы для письменной работы:
Записывает вопросы на доске.
Письменно отвечает на вопросы учителя:
Структури-рует учебный материал, формирует личную оценку значимости учебного материала,
формулирует возникшие вопросы.
Находит критерии для сравнения, сравнивает.
Письменный обзор предыдущего урока.
Учитель раздает листы и задает вопросы для письменной работы.
Вопрос 1. Какую тему мы обсуждали на прошлом уроке, что вам показалось важным, интересным, какие вопросы возникли в ходе урока и в ходе выполнения домашнего задания?
Вопрос 2. Сравните яйцеклетку и сперматозоид на основании знаний, освоенных на прошлом уроке и при выполнении домашнего задания. Результат сравнения представьте в виде таблицы.
Ученики пишут ответ на поставленные вопросы.
Ответ на вопрос 1. Типичный пример.
На прошлом уроке мы говорили о разных клетках человека, в том числе о половых клетках: сперматозоиде и яйцеклетке. Мы познакомились с их строением и стадиями развития. На практической части урока мы рассматривали эти клетки под микроскопом и зарисовывали их в тетрадь. Мне показалось важным узнать, что клетка, прежде чем стать такой, какой мы ее знаем, со своими особенностями, должна пройти очень длинный путь развития. Еще мне интересно было представить, что наш организм, его клетки все время обновляются (кроме нервных клеток), а мы при этом как будто бы не очень меняемся, остаемся сами собой. И у меня возник вопрос: как же это получается? Еще у меня возникли вопросы по параграфу учебника, он очень большой, в нем рассматриваются стадии развития клеток. На уроке мне все было понятно, а в учебнике я запутался, помогите.
Еще мне понравилось смотреть клетки под микроскопом под большим увеличением, хотя микроскоп было очень трудно настроить на это увеличение.
Ответ на вопрос 2. Пример таблицы. (Приложение 1).
Результаты сравнения заносятся учениками в таблицу на доске по выбранным ими критериям сравнения. Таблица копируется в тетрадь.
Примечание. Можно обратить особое внимание учеников на то, что у женской и мужской половых клеток разные функции, понимание этого будет важно в последующей части урока.
Контролировать и оценивать процесс и результаты
деятельности;
умение структурировать знания;
ставить вопросы на понимание учебного материала, а также расширяющие рамки учебного материала;
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме;
умение сравнивать.
2. Отвечаем на некоторые вопросы учеников.
5- 10 минут
Помогает ученикам ответить на вопросы других учеников. На наиболее сложные вопросы учитель отвечает сам.
Задает вопросы,
отвечает на вопросы.
Интерактивная беседа по вопросам учеников по предыдущей теме, которые они сформулировали в первом задании.
Ученики по желанию представляют свой вопрос на общее обсуждение.
Например, наш организм, его клетки все время обновляются (кроме нервных клеток), а мы при этом как будто бы не очень меняемся, остаемся сами собой. И у меня возник вопрос: как же это получается?
Учитель. На этот вопрос очень трудно дать готовый ответ, но можно попробовать сделать несколько шагов к этому ответу. Есть ли у вас предложения? Можно ли переформулировать вопрос на клеточном уровне?
Ученик. Как клетки узнают, какими им быть и куда им двигаться? Мы уже касались этого вопроса, когда говорили вчера о половых клетках.
Ученик. Можно рассмотреть процессы регенерации, например, как отрастает хвост у ящерицы или половинка дождевого червя.
Учитель. Мы на уроках будем рассматривать развитие человека и тоже встретимся с этим вопросом. Может быть, уже сегодня, когда будем говорить о стволовых клетках.
На уроке мне все было понятно, а в учебнике я запутался, помогите.
Учитель. Что может оказать помощь в таком случае, какие советы вы можете дать при таком затруднении?
Ученики. Сделать краткий конспект параграфа, дополнить стадии развития, которые прошли на уроке новой информацией из учебника. Уделить больше времени работе, выписать незнакомые слова и их значения. Задать письменно 3 вопроса к тем местам текста, где возникли затруднения. Сделать план самой непонятной страницы.
Умение ставить вопросы, расширяющие рамки учебного материала;
адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
умение работать с текстом, структурировать текст;
объяснить учебный материал другому ученику.
3. Делаем вывод на основе сравнения
10-15 минут
Задает вопросы, помогает сформули-
ровать вывод.
Учитель обобщает, рассказывает
Предлагают формулировки выводов.
Записывают вывод в тетрадь.
Обобщают полярные качества мужской и женской половых клеток.
Ученики слушают,
учатся обобщать
Учитель.
Какой вывод вы можете сделать на основе проведенного вами сравнения?
Ученики. Эти клетки во многом обладают противоположными свойствами, полярными свойствами. Пол и полярность – однокоренные слова.
Примечание. Вывод может быть не один. Записывают предлагаемые выводы на доске.
Учитель. Давайте запишем наши выводы в тетрадь. Ученики записывают выводы в тетрадь.
Учитель. Можете ли вы назвать качества этой полярность в двух словах? Примечание. Если ученикам трудно сформулировать качества самим, можно предложить им пары качеств, для того, чтобы они определили, какое из этих качеств характерно для мужских клеток, а какие – для женских (например, пассивность - активность, универсальность - специализация сиюминутность-вневременность).
Учитель. Можно ли увидеть эту полярность не только на уровне клеток, например, на уровне культуры? На уровне того, какие качества мы относим к мужским качествам, а какие – к женским?
Ученики. Да, конечно. Но в жизни часто это не совсем так, особенно сегодня.
Учитель. Да, когда речь идет о каждом конкретном человеке, то вполне можно найти очень активных женщин и совершенно пассивных мужчин, человек обладает индивидуальностью, которая позволяет ему проявлять как мужские, так и женские качества характера и заниматься различными видами деятельности, независимо от половой принадлежности. Но все-таки в нашей культуре, как бы каждый из нас к этому не относился, есть понимание отличий мужских и женских качеств. Эти качества мы воспитываем с пеленок, когда девочкам одеяльце завязывают розовой ленточкой, а мальчикам – голубой. Согласны?
Учитель: С чем связана такая полярность на уровне клеток?
Ученики: С функцией, с предназначением клетки.
Учитель: Что определяет это предназначение клетки?
Ученик (очень частый ответ) – Гены. В яйцеклетке – Х-хромосома, а в сперматозоиде – У- хромосома.
Другой ученик: Нет, яйцеклетки всегда будут иметь Х-хромосому, а сперматозоиды могут нести как Х, так и У-хромосому. То есть предназначение и свойства клетки будут определяться не самой клеткой, не ее ядром, а организмом, в котором она развивается, будет он мужским или женским.
Примечание. Иногда еще в ходе сравнения некоторыми учениками делается эта ошибка. Можно обсудить ее с учениками раньше, на этапе сравнения, и сделать заключение о том, что на уровне генетического материала, находящегося в ядрах сперматозоида и яйцеклетки, как это ни странно, нет полярности женского и мужского.
Учитель. Что же нужно, чтобы возник новый организм. Продолжите фразу: для того, чтобы возник новый организм необходимо, чтобы .
Дайте определение: оплодотворение – это.
Ученики записывают собственное продолжение и определение в тетрадь. Затем читают.
Предполагаемый ответ.
Для того, чтобы возник новый организм надо, чтобы соединялись 2 половые клетки с полярными свойствами. Оплодотворение - это процесс соединения яйцеклетки и сперматозоида, при котором не только сливаются два ядра, но и соединяются полярные качества, которые создают полярные по своим свойствам организмы.
Обобщение, переход к объяснению новой темы.
Учитель. Теоретически можно было бы представить, что для образования нового организма достаточно соединить 2 одинаковые клетки с одинарным набором хромосом. Например, пассивную и пассивную клетку, или активную с активной клеткой. Пассивным клеткам соединиться было бы очень сложно. Представляете, одна клетка лежит неподвижно и другая тоже лежит, как же им соединиться? С активными клетками другое дело: 2 клетки на скорости стремятся друг к другу, сталкиваются, их ядра сливаются, окружаются оболочкой оплодотворения – вот и начало нового организма. Но в организме человека, и не только человека , этот процесс происходит совсем по-другому.
Чтобы образовать новый организм надо, чтобы одна пассивная клетка после выхода из яичника захватывалась маточной трубой, лежала в далеком от матки ее участке, а сперматозоиды, в огромном количестве, преодолевая большое для них расстояние, двигались к этому месту, чтобы оплодотворить яйцеклетку. При этом надо еще верно определить направление, так как трубы две, а яйцеклетка одна. А жизнь у сперматозоида коротка, надо торопиться. И шансы принять участие в процессе оплодотворения у каждого из них равны почти 0. Не очень экономно, правда? Но что самое интересное, что после оплодотворение эта пассивная клетка, становясь зиготой, начинает двигаться, медленно вращаться вокруг своей оси, т.е. она как будто берет часть активности у сперматозоида и приобретает некоторую способность к движению. И теперь она постепенно будет двигаться по трубе по направлению к матке, Все еще только начинается!
Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
сделать обобщение на основе сравнения, сформулировать вывод;
самостоятельно формулировать определение.
4. Объяснение нового учебного материала
15- 20 минут
Рисует на доске этапы дробления и имплантации.
Объясняет, помогает сформули-
ровать текст для записи в тетрадь, отвечает на уточняющие вопросы.
Зарисовывают в тетрадь, слушают и записывают объяснения учителя, диктуют, пишут под диктовку товарища, задают уточняющие вопросы.
Объяснение учебного материала,
конспектирование.
Учитель рассказывает и рисует на доске. Ученики срисовывают с доски. Учитель пишет на доске «Тема урока: ». Оставляет место для формулирования темы урока.
Через 30 часов после того, как произошло оплодотворение, и образовалась зигота, клетка начинает делиться. Сначала она делится на 2 клетки, которые носят название бластомеров. Затем происходит второе деление, образуются 4 бластомера. Второе деление происходит так же, как и первое - по меридиану, а вот третье деление – по экватору. Таким образом получается 8 бластомеров. При делении клетки не растут, поэтому все 8 клеток по объему будут такими же, как и 2 первые клетки. Такое деление клеток без последующего роста называется дроблением. Постепенно, приблизительно через 72 часа, соединение бластомеров приобретает вид «тутовой ягоды», или морулы. Затем внутри морулы образуется жидкость, и постепенно клетки формируют полый шар, заполненный жидкостью – бластулу. Стенки этого шара имеют толщину в одну клетку. За то время, пока происходит дробление, это клеточное образование, которое представлено сначала несколькими бластомерами, затем морулой и бластулой, движется по маточной трубе по направлению к матке. На 5-7 день после оплодотворения будущий зародыш оказывается в матке. И здесь наступает важная стадия развития, ему надо прикрепиться к ее стенке и врасти в нее. Такое врастание носит название имплантации. Весь процесс дробления происходит внутри оболочки оплодотворения, но теперь клеточное образование как будто выливается из оболочки и как будто каплей растекается по стенке матки, а затем погружается в нее, растворяя ее ткани и сосуды. Через несколько дней он окажется внутри, окруженный «морем крови». «Море крови» - это не образное выражение, это биологический термин. В это врем в зародыше, ведь после имплантации мы уже можем назвать образующийся организм зародышем, тоже идут значительные преобразования, которые постепенно приведут к появлению человека, а может быть и не одного человека, а нескольких людей. Такая возможность пока сохраняется. Но об этом мы узнаем на следующем уроке. Есть ли у вас вопросы?
Ученик. Скажите, пожалуйста, у животных эти процессы происходят таким же образом?
Учитель. Спасибо за важный вопрос. У млекопитающих происходит внешне похожий процесс, но есть, казалось бы, небольшое различие. Это различие заключается в том, насколько сильно зародыш соединяется с кровью.
В дальнейшем для связи с кровью матери будет образовываться плацента или детское место. Например, у кенгуру, у многих сумчатых, плацента вообще не образуется. По этому признаку все млекопитающие делятся на плацентарных и неплацентарных. Среди млекопитающих есть и яйцекладушие. Какие?
Ученики. Утконос и ехидна.
Учитель. Правильно. Среди животных есть такие, у которых образуется полуплацента, при этом, когда у таких животных происходят роды, слизистая оболочка матки не разрушается, и роды проходят бескровно. Такая полуплацента образуется у свиньи, лошади, верблюда, бегемота, дельфина и кита.
У собак и кошек, например, оболочка зародыша срастается с сосудами матери, но не разрушает их, поэтому при родах будет небольшое кровотечение. А у человека (и у приматов) зародыш настолько сильно внедряется в кровь матери, разрушая кровеносные сосуды, что при родах происходит сильное кровотечение, иногда даже опасное. Поэтому врачи рекомендуют женщинам рожать в больнице, а не дома.
Мы часто считаем, что человек отличается от других животных, в основном, лучшим развитием нервной системы. Но, как видите, и отношения с процессами, происходящими в крови, у человека тоже более интенсивные, чем у многих млекопитающих.
Давайте теперь вернемся к тетрадям и вместе напишем текст к рисункам.
Ученики по очереди предлагают текст к рисункам, диктуют своим товарищам.
Ученик 1.Зигота делится пополам, образуется 2 бластомера.
Ученик 2. Зигота делится еще раз пополам, образуется 4 бластомера.
И т д.
Учитель. Давайте теперь вместе сформулируем тему урока.
Ученик 1: «Первые этапы развития человека».
Ученик 2. Может быть, более правильным было бы назвать урок: «Первые этапы развития людей».
Записываем тему урока.
Внимательно слушать;
структури-
ровать материал; умение составить конспект, постановить уточняющие вопросы на понимание учебного материала.
5. Проработка нового материала
15-20 минут
Дополняет рассказ учеников, задает вопросы.
Делает сообщение, используя презентацию.
Задает вопросы товарищу.
Обмен актуальной информацией по теме урока, сообщения учеников.
Учитель. Человеку сравнительно недавно удалось увидеть процесс дробления, так как это процесс происходит в естественных условиях в лоне матери. Но сегодня мы уже хорошо изучили этот процесс под микроскопом. Об этом нам расскажет (имя ученика).
Ученик делает короткое сообщение об ЭКО с презентацией, в которой показываются этапы дробления клеток под микроскопом.
Учитель. В 1996 году в Америке был принят закон Дики-Уикера, который запрещает использовать государственные средства для клонирования или любых других манипуляций, угрожающих целостности эмбрионов человека. Вырастить искусственного человека - гомункулуса или найти панацею от всех болезней - это давние мечты человечества. Почему же тогда технологии, которые помогают осуществить эти мечты, оказываются под запретом? В чем проблема?
Примечание. Если ученики не могут сформулировать проблему, то можно попросить их высказать плюсы и минусы ЭКО.
Ученик. Проблема заключается в том, что, с одной стороны, поиск знаний нельзя остановить, что знания можно использовать с благой целью, т.е. помочь людям, которые не могут иметь детей, завести ребенка. Можно научиться лечить заболевания на ранней стадии развития.
А минусом будет то, что мы не можем просчитать последствий этой технологии. Появляется большие возможности у людей решать, кому жить, а кому умереть. Появляется опасность, что родители будут, выбирая пол, а потом и другие желательные для них признаки ребенка, избавляться от нежелательных зародышей. Кроме того, развиваются технологии, позволяющие использовать стволовые клетки, взятые от эмбрионов для медицинских и косметических целей.
Учитель. И как же вы предлагаете решить эту проблему?
Ученик 2.Запретить часть технологий в этой области, потому что это аморально.
Ученик 3. Но все равно такие исследования проводятся. Многие ученые выступали против такого запрета. Научный прогресс нельзя запретить.
Учитель. Да, этот спор ведется уже десятки лет. Я прочитаю вам 2 комментария с форума на эту тему, а вы можете подумать, чьи аргументы звучат для вас более убедительно (приложение 2).
Учитель. Так кто же прав? Запретить исследования эмбриональных клеток или разрешить, или можно придумать третий вариант?
Ученик 4. Можно попробовать не делать то, что аморально, то есть не убивать и не использовать эмбрионы, но продолжить исследования в этой же области, но в других направлениях. Но я не уверен, что это возможно.
Учитель. Хорошее предложение. Оказывается, это возможно. Вот цитата из одной статьи по биоэтике, оказывается, есть такая наука: «В настоящее время в качестве альтернативы работы с эмбриональными стволовыми клетками, ради получения которых приходится разрушать эмбрион, защитники прав эмбрионов предлагают развитие несколько основных подходов:
Извлечение одной клетки из эмбриона на стадии бластомеры (8- или 16-клеточная стадия), после чего из оставшихся клеток все еще может развиться жизнеспособный зародыш. Эта процедура выполняется обычно с целью предимплантационной диагностики;
Генетической или биохимическое изменение клеток таким образом, чтобы получалась эмбрионоподобная ткань, неспособная развиться в зародыш, но способная, тем не менее, производить стволовые клетки.
Перепрограммирование различных соматических клеток таким образом, чтобы они приобретали плюрипотентные свойства эмбриональных стволовых клеток».
Перепрограммирование клеток называют сегодня даже не панацеей, а «Святым Граалем» клеточной технологии. Так что у нас, действительно, есть возможности гармонично сочетать человеческие достижения в области лечения болезней, с одной стороны, и сохранить человеческое достоинство, с другой.
Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
строить речевое высказывание в устной форме в виде рассказа, сопровождаемого презентацией;
формирование умения постановки учебной проблемы и её решения.
6. Практическая работа.
15 минут
Дает инструкцию;
объясняет, как получить из бластулы гаструлу, в чем заключается процесс гаструляции.
Выполняют инструкцию учителя, вспоминают, называют и показывают основные правила и приемы лепки, задают уточняющие вопросы.
Наблюдают свою работу и работу других учеников.
Практическая работа. Перевод из двумерного изображения в пространственное, моделирование.
Учитель дает инструкцию по выполнению практического задания, спрашивает учеников об основных правилах лепки. Примечание. Пошаговое выполнение работы (важно для тех, кто всегда спешит и перепрыгивает через этапы работы, в том числе и через этапы рассуждения).
Ученики делятся на группы. Готовят глину и доски для лепки.
Группа 1: ученики лепят этапы дробления до морулы.
Группа 2: ученики лепят бластулы.
Обе группы из бластулы получают гаструлу.
В процессе работы делают наблюдения за ходом работы.
Ученики убирают глину и доски для глины, вытирают столы, моют руки.
следовать инструкции;
переводить из двумерного изображения в объемную модель;
наблюдать за своей работой.
7. Запись практической работы
10 минут
Задает вопросы
Записывает наблюдения.
Оформляет практическую работу.
Ученики записывают свои наблюдения, отвечая на поставленные учителем вопросы.
1. Куда и как вы прикладывали силу своих рук, чтобы получить бластомеры, бластулу и гаструлу.
Начинают оформление практической работы.
Запись в тетради. Пример. Когда мы лепили бластомеры – мы разделили кусочки глины, но не совсем до конца, чтобы бластомеры оставались соединенными, не распадались. Бластомеры очень быстро уменьшались в размерах. Чтобы слепить бластулу, мы должны были действовать изнутри бластулы, чтобы получилась и расширилась полость. А для того, чтобы из бластулы получилась гаструла, мы вдавливали снаружи внутрь
2. Учитель. Является ли гаструла губкой Можно ли сказать, что человек в своем развитии повторяет стадию губки?
Ученик. И да, и нет. С одной стороны, гаструла похожа на губку, но, с другой стороны, это не губка. В отличие от губки, гаструла находится внутри организма матери, она по-другому питается, не размножается, не спасается от хищников, не фильтрует через себя воду. То есть она ничего не умеет того, что имеет губка, чтобы жить как взрослое существо. Как будто это младенец губки.
Учитель. Хорошо. Для нас этот вывод будет важен немного позже, когда мы будем обсуждать один интересный закон биологии, касающийся эмбрионального, да и не только эмбрионального развития.
Делать рефлексию своих действий;
строить письменное речевое высказывание;
умение оформить работу;
решать учебную проблему.
8 Рефлексия урока
5 минут
Раздает таблицы
Проводят самооценку. Заполняют таблицу.
Учитель. (Имя ученика), повтори, пожалуйста, этапы урока.
Ученик повторяет этапы урока: Ученики повторяют этапы урока: с чем познакомились на уроке, что обсудили, что сделали, как работали; ставят самооценку в подготовленной учителем карте самооценки (приложение 3). Примечание. Пошаговое воспроизведение этапов проделанной работы особенно важно для учеников, имеющих проблемы с построением и удержанием логической последовательности в рассуждениях.
Рефлексировать
последователь-ности действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
9. Домашнее задание
3 минуты
Записывает домашнее задание на доске:
Записывают домашнее задание, задают вопросы.
Учитель записывает домашнее задание на доске:
Окончательное оформление практической работы.
Параграф учебника: дробление, гаструляция у ланцетника, вопросы по теме урока.
Ученики записывают домашнее задание,
Задают вопросы по домашнему заданию.
самостоятельно работать с текстом учебника;
умение формулировать вопросы по учебному материалу.
10. Мотивация к следующему уроку
2 минуты
Рассказывает, мотивирует
Ученики слушают.
Учитель: «Ученые раньше думали, что у человека гаструляция происходит так же, как и у беспозвоночных и у низших позвоночных, но оказалось, что у человека она происходит совсем по-другому. В учебнике об этом ничего не сказано. Наверное, авторы учебника хотят скрыть от нас этот процесс за завесой тайны. Но мы все-таки ее завтра чуть-чуть приподнимем».
Приложение 1.
Примерный вариант таблицы
Сравнение яйцеклетки и сперматозоида
Критерий сравнения
Яйцеклетка
Сперматозоид
Размер
Большая, 150-200 мкм
Маленький,
( без учета хвостика в 30-40 раз меньше, чем яйцеклетка)
Количество
Ограничено, приблизительно 40 тыс, созревание, чаще всего, 1 яйцеклетка в месяц.
Не ограничено
Строение
Более универсальная форма, высокий обмен веществ, много органоидов.
Специализированная форма: акросома, жгутик, мало органоидов, за исключением митохондрий.
Движение
Неподвижна
Подвижен
Клетки образуются в эмбриональный период развития женщины.
Образуются после полового созревания мужчины.
Особенности развития
Хорошо выражена стадия роста, плохо выражена стадия формирования.
Хорошо выражена стадия формирования, почти отсутствует стадия роста.
Функция
Быть оплодотворенной, дать начало новому организму.
Оплодотворить,
дать начало новому организму.
Приложение 2. Комментарии на форуме.
Комментарий 1. Василий
У меня, как у биолога, просто слов нет. Евгеника – плохо, исследовать стволовые клетки - плохо. Генная инженерия - плохо (ну как же, в замысел бога вмешиваемся). Биоинженерия - плохо. Я знаю, чего хотят упоротые религиозные фанатики - чтобы наука была на уровне средних веков - описывала творения божие. Биология пусть описывает животных и растения, причем только внешний вид. Физика - падение яблок. Химия - вообще лженаука, ибо химия от алхимии, а алхимия от дьявола, ибо грешно превращать одни вещества в другие! Она была созданы богом так, значит, это был его замысел, и мы не имеем права ничего в нем менять.
Комментарий 2. Тамара
Лично я считаю, что нельзя использовать эмбрионы или пусть родители отдают на это эмбрионы не только тех детей, которые им не нужны, ну и тех, которых они так ждут и так хотят. Почему, если эмбрион малыша, кому-то не нужен, его можно пускать на исследования, а если ждут его рождения, то нельзя. Все дело в том любят ли этот эмбрион его родители или нет? То есть если кого-то из нас не любят, не хотят знать, то нас можно и на исследования пустить?
Приложение 3. Карта самооценки ученика.
№
Этапы урока
Я делал(а)
Я научился/научилась
1
32
3
4
1.
Рефлексия предыдущего урока.
письменно отвечал(а) на вопросы учителя;
формулировал(а) возникшие вопросы по прошлому уроку и домашней работе;
структурировать знания по предыдущему уроку и материалу учебника;
сравнивать половые клетки;
задавать вопросы по учебному материалу;
2.
Отвечаем на некоторые вопросы учеников.
объяснял а) товарищу сложный для него учебный материал;
предлагал приемы работы над текстом учебника;
объяснять товарищу сложный для него учебный материал;
дополнительным приемам домашней работы с учебником;
3.
Делаем вывод на основе сравнения
активно участвовал(а) в работе по формулировке выводов на основе сравнения половых клеток;
делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток;
выделять существенные признаки клеток и процессов, характерных для развития живых организмов;
4.
Объяснение нового учебного материала
внимательно слушал(а) объяснения учителя;
срисовывал(а) с доски;
предлагал(а) формулировки текстов для написания конспекта урока;
задавал(а) уточняющие вопросы;
различать по внешнему виду и описаниям биологические объекты (половые клетки, зиготу, морулу, бластулу, гаструлу) или их изображения, выявлять отличительные их признаки;
конспектировать объяснения учителя;
задавать уточняющие вопросы;
5.
Проработка нового материала
Делал(а) сообщение с презентацией,
участвовал(а) в обсуждении проблемы и ее решении
Быстро находить необходимую информацию на биологическую тему, представлять ее в виде презентации по теме урока;
формулировать и решать проблемные вопросы, касающиеся закономерностей развития человека и животного мира;
6.
Практическая работа.
лепил(а) из глины;
наблюдал(а) за своей работой;
делал(а) выводы на основе наблюдений;
переводить двумерное изображение в трехмерную модель;
работать в группе;
наблюдать за своей работой;
делать выводы на основе наблюдений;
7.
Запись практической работы
Оформил(а) практическую работу в тетради
правильно и красиво оформлять практическую работу;
8.
Рефлексия урока
оценил(а) свою работу
оценивать свою работу на уроке
1. Не научился / не научилась.
2.Частично научился /научилась.
3. Научился /научилась в полной мере.
4. Уже умел(а).
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15