Возможные подходы в реализации дифференцированного обучения


Е.К. Мячинаучитель математики
с. Нижний Карачан, МКОУ Нижнекарачанская СОШ
Возможные подходы в реализации дифференцированного обучения
В «Концепции модернизации российского образования», в  Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» четко сформулированы требования к современной школе и обоснован социальный заказ. Изменились требования к модели выпускника. Для решения этих проблем и был принят Стандарт второго поколения, отличительной особенностью которого является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащихся. Ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Он приходит в школу преисполненный желания учиться. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям. Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Ребенку необходимо помогать добиваться результата в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха.
Поэтому необходимо создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, стимулирующий познание.
Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности школьника является такая организация работы учителя, в которой учитываются индивидуальные особенности учеников. Наиболее оптимальный результат в данной ситуации даст технология  дифференцированного обучения.
Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности.
Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференцированное обучение в условиях стандартизации образования направлено на решение основных задач:
1.формирование у всех учащихся базовой подготовки, составляющей функциональную основу общего образования;
2.создание условий, способствующих получению частью учащихся подготовки повышенного уровня, достаточной для активного использования во время дальнейшего обучения.
Цель дифференцированного обучения – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, удовлетворения его познавательных потребностей. Обучение каждого ребенка должно происходить на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе.
Принципы  дифференцированного обучения включают самый важный элемент образования – создание психологически комфортных условий.
Ученику отводится активная роль. Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а так же путем реализации различных форм и методов организации деятельности учащихся на уроке, т.е. цель дифференцированного обучения - это оказание психологической и методической помощи учащимся, чтобы они были успешными в учебной деятельности.
    Достоинство данного способа обучения состоит в том, что в некоторой степени решается проблема неуспеваемости, снимается психологический дискомфорт учеников - это позволяет снизить перегрузки, снимает беспокойство, формирует чувство собственного достоинства учащихся, повышает мотивацию обучения.
В качестве основного пути осуществления дифференциации обучения предлагается формирование групп. Деление на группы осуществляется, прежде всего, на основе критерия достижения уровня обязательной подготовки.
Чаще всего выделяют три группы учащихся.
Учащиеся первой группы имеют пробелы в знаниях программного материала, самостоятельно могут сделать задания в один–два шага, выполнение более сложных заданий начинают со слепых проб, не умеют вести целенаправленный поиск пути выполнения упражнения. В этой группе могут быть учащиеся, имеющие пробелы в знаниях и отставание в развитии вследствие частых пропусков уроков по болезни, в силу систематической плохой подготовки к урокам.
Учащиеся второй группы имеют достаточные знания программного материала, могут применить их при решении стандартных заданий. Затрудняются при переходе к выполнению упражнений нового типа; не справляются самостоятельно с решением сложных (нетиповых) заданий.
Третью группу составляют учащиеся, которые могут сводить сложное задание к цепочке простых действий, самостоятельно освоить новый материал, находить несколько способов для выполнения задания.
Эти группы, как правило, гибки, подвижны.
Уровневая дифференциация обучения предусматривает:
-наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь ученик;
-базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся;
-базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;
-система результатов, которых должен достичь по базовому уровню ученик, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют);
-наряду с базовым уровнем ученику предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.
Если ученик достигает уровня обязательной подготовки – это хороший сигнал о полновесных добротных знаниях и умениях, сигнал учебного успеха. Почувствовав уверенность в своих силах, школьник, естественно, задаётся вопросом: «А что дальше? Почему бы не испытать себя?» В этом случае очень важно доказать слабому, что и ему доступен успех.
Дифференцированный подход необходим на всех этапах учебного занятия.
1.Этап изложения новых знаний, умений (первичного восприятия материала).
Осуществляя дифференцированный подход, нужно, во- первых, провести более тщательную подготовку к усвоению нового материала именно с теми детьми, которые в этом нуждаются. А во- вторых, после первичного фронтального объяснения нужно его повторить, и может быть, не один раз, для отдельных групп.
Можно использовать и такой приём: объяснить новый материал кратко на высоком уровне сложности (внесение проблемности в содержание учебных заданий), в расчёте на группу детей с повышенной обучаемостью. Затем провести объяснение того же, более развёрнуто и доступно.
Дополнительные вопросы нужно адресовать детям со слабой памятью, невнимательным, рассеянным. Учащимся с хорошей зрительной памятью поможет наглядность, с моторной – практическая работа на доске. 2.Этап закрепления и применения знаний и умений.
Основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы. Готовится 2-3 варианта заданий. Учащиеся сами выбирают вариант, или каждый вариант заранее предназначается определённой группе учеников.
Для учеников, обладающих низкими и средними учебными возможностями, временами даются задания по образцу, алгоритмического вида. Отдельным группам даётся разъяснение возможных затруднений с целью предотвращения ошибок. Некоторым учащимся оказывается помощь ( в качестве вспомогательного средства используются схемы, чертежи, начало решения, теоретическая справка или указание на страницу учебника, где можно найти справку и т.д.).
Для школьников с высокими учебными возможностями нужно подбирать задания творческого характера, задания на перенос знаний и умений в измененную или новую ситуацию различной трудности и характера, чтобы наиболее успешно способствовать их развитию.
Кроме самостоятельной работы, на данном этапе урока рекомендуется работа в группах, опережающее домашнее задание.
3.Этап отработки, закрепления изученных знаний. Формы работы следующие:
-дифференцированные карточки для самостоятельной работы;
-работа в группах;
-дифференцированное домашнее задание;
-работа в группах с консультантом;
4.Этап проверки и оценки знаний и умений.
На этом этапе важно чётко выяснить, на каком уровне усвоено каждым учеником одно и то же знание, умение. Исходя из этого, можно составлять серии заданий повышающейся и понижающейся трудности. Каждая серия должна отражать определённый уровень усвоения материала. В процессе обучения задания разной трудности полезны, они помогают подтянуть учащихся, отстающих в учёбе, дают пищу для ума наиболее способным. Одни овладевают суммой знаний, определённых учебной программой, другие, вследствие высокой обучаемости, сочетаемой с огромным трудолюбием, смогут выйти за пределы программы, перенося знания в нестандартную ситуацию. На данном этапе урока рекомендуется проводить тесты, зачёт, взаимоконтроль, самоконтроль, разноуровневые карточки для самостоятельной работы.
Всякая работа на уроке, имеющая характер новизны по внутреннему содержанию материала, способов его познания, стимулирует развитие учеников. При такой работе каждый учащийся, постепенно преодолевая трудности, испытывает удовлетворение от решённого, овладевает постепенно методами познания.
А как повысить качество образования на старшей ступени обучения?
Согласно «Концепции модернизации российского образования» осуществлен переход старшей ступени обучения на профильное обучение, которое обеспечивает полноценное образование старшеклассников в соответствии с учетом их индивидуальностей и склонностей. Согласно Правилам приема в общеобразовательное учреждение конкурсного отбора в старшую школу не существует, поэтому учащиеся, придя в 10 класс, выбирают изучение математики на профильном уровне, не зная до конца своих способностей по предмету. И зачастую, спустя определенное время, понимают, что данный уровень освоить не могут. Одним из важных условий, обеспечивающих правильное самоопределение учащихся в отношении выбора профиля обучения является предпрофильная подготовка учащихся 9 классов.
 В рамках ППП решаются следующие задачи:
- формирование готовности выпускников основной школы ответственно осуществлять выбор профиля, соответствующего их склонностям, способностям и интересам,
-формирование высокого уровня учебной мотивации по избранному профилю,
-обеспечение преемственности между основной и старшей школой, в т.ч. к освоению программы профильной школы,
-расширение возможностей социализации обучения.
В течение учебного года учащиеся 9 класса самостоятельно выбирают для изучения модули: практико-ориентированные и предметно-ориентированные. Предметно-ориентированные курсы самым настоящим образом решают проблему правильности выбора профиля обучения.
Профильная дифференциация содержания образования – это средство развития способностей, склонностей, интересов школьников. Профильное изучение дисциплин в старших классах, носящих предпрофессиональный характер, позволяет обеспечить достаточную подготовку выпускников школы к успешному продолжению образования. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 –х классов позволяет выявить наиболее подготовленную часть выпускников, составляющую потенциальный контингент профильных классов.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни.