Применение компьютерных интерактивных методов в работе учителя-логопеда.


Хмелёва А.В.
ГБОУ СКОШИ №17
Применение компьютерных интерактивных методов
в работе учителя-логопеда.
Сегодня, в процессе логопедической работы компьютерные технологии играют значительную роль. Их использование в учебном процессе способствует развитию моторики (работа с мышью и клавиатурой), внимания и памяти ребенка (подборка необходимого визуального материала), активизации мышления, развитию, углублению и закреплению знаний, отработке правописания, развитию словаря и т.п.
Наш интернат представляет контингент детей со сложной структурой дефекта. Выявляются нарушения на моторном уровне, вербальном, психическом. Наблюдается недостаточное понимание и различение грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема словаря; затруднительна автоматизация поставленных звуков.
Процесс обучения таких детей требует длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. Со временем у них утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация. Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий.
Впервые я столкнулась с применением компьютера на логопедическом занятии в ДОУ 3 года назад. Сначала отношение к этому было скептическое, но потом заметила, что ребёнку работать с компьютером интересно, логопедическая работа проходит результативней.
В практике были случаи, когда именно обращение к компьютерным программам давало положительный эффект в ходе логопедической работы. Благодаря формированию необходимых ассоциативных связей между результатами зрительного, тактильного и слухового восприятия того или иного материала, у учащегося развивался словарь, память , внимание. И компьютер нам в этом очень сильно помогал. В данном случае работа традиционными методами давала меньший эффект.
В наше время в коррекционных мероприятиях используют такие компьютерные интерактивные технологии, как:
- непосредственно компьютер,
- смарт-доска (интерактивная),
- планшет,
- проектор,
- микрофон.
Я расскажу о применении логопедических программ и презентаций на индивидуальных и групповых занятиях.
1)Компьютерные программы, игры, презентации на индивидуальных занятиях.
- «Страна знаний»
- «Алик: скоро в школу»
- «Баба Яга учится читать»
- «Игры для Тигры»
2)Проекторы и интерактивные доски актуальны при проведении групповых занятий.
Для проведения индивидуальных занятий разработаны серии логопедических программ , например:
А) Логопедическая программа «Игры для тигры».
В этом программном продукте нам предлагаются задания по таким направлениям:
* Фонематический анализ
* Лексико-грамматические задания
* Звукопроизношение
* Просодика
Из выше перечисленных только в этой игре предлагается серия упражнений для развития просодической стороны речи, куда входит темп, ритм, мелодика, высота и сила голоса, а также задания для развития дыхания, сильной направленно воздушной струи.
В этой серии задании лучше использовать микрофон.
«Подуй, чтобы кораблик уплыл» ( ребёнок дует в микрофон).
«Помоги одуванчику подняться высоко в небо» (развитие голоса: чем тоньше голос – тем выше летит одуванчик)
Б) Логопедическая программа «Баба Яга учится читать»
Эта программа хороша как для дошкольников, так и для детей школьного возраста.
В этой игре большое внимание уделяется:
* различению звуков и букв (например, на какую букву начинается название предмета на картинке)
* ребёнок учится читать слоги и слова
* составление предложений из слов
* рифмовка
* смысловому содержанию
* развитию зрительной памяти
Игра сопровождается звуками, стихами, поговорками.
В) Логопедическая программа «Алик: скоро в школу»
Эта игра хороша для общего развития. Рассчитана на детей дошкольного возраста, но в начальных классах коррекционной школы она тоже будет востребована, поскольку мы имеем очень большой процент детей с общим и системным недоразвитием речи.
* Дети узнают и закрепляют понятие цвета. ( профилактика оптической дисграфии)
* форма предметов («найди…», «на что похож…»)
* работа с буквами и цифрами
* развитие логического мышления
В игре практически отсутствуют мелкие предметы, что дает возможность ребенку как следует все рассмотреть и, в случае необходимости, легко найти любой предмет. Все задания проговариваются. Очень важно, что любое действие сопровождается звуком или комментарием одного из персонажей игры.
Г) «Страна знаний»
В эту серию входят 52 диска с самыми разными социально-бытовыми темами.
Каждый диск содержит четыре интерактивные учебные игры с персонажами из Страны знаний.
- Большинство игр имеют два уровня сложности.
- Игры не требуют навыков работы с клавиатурой - дети просто щёлкают и перемещают разные объекты с помощью мыши.
- Индивидуальные занятия в подходящем для ребёнка темпе.
- Дети получают поощрительные призы в виде фрагментов картинки-загадки.
Дети:
* начинают учить цифры и буквы
* учатся применять логику и решать задачи
* узнают много интересного о природе и окружающей среде
* приобретают социально-бытовые навыки
Игры предназначены для детей дошкольного возраста от 3 – 7 лет. Но, я думаю что они вполне подойдут и для начальных классов VIII вида.
Для групповых логопедических занятий удобно использовать такие интерактивные технологии, как проектор и интерактивная доска.
Мультимедийные презентации - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютера и проектора. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, возможность самостоятельно (совместно с педагогом, коллективно) выполнять практические задания, исправлять допущенные ошибки, фиксировать полученный результат. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой презентации. Более того, это удобство подачи материала, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей учащегося, темы занятия, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающей работе логопеда помогает решать следующие задачи:
Образовательные: развитие навыков языкового анализа и синтеза; уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие орфографической зоркости.
Коррекционные: развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности; развитие психических процессов; развитие тонкой и общей моторики.
Преимущества интерактивных методов работы:
Широкие мультимедийные возможности:
- хорошая графика;
- динамика в смене изображения;
- экономия временных ресурсов.
- удобство подачи материала: исключает большое количество бумажной работы –карточки с заданиями на каждого ребёнка, картинки и пр.
-интерес и положительная мотивация учеников и , как следствие, результативность.
- помогают эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся;
- индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий,
- творческое использование материалов.
- развитию сенсомоторных и когнитивных функций, повышению эффективности обучения, стабилизации учебной мотивации, развитию творческих возможностей.
- развитие артикуляционной и мелкой моторики, совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
- обеспечение психологического комфорта на занятиях.
Минусы:
- использование компьютеров и интерактивных досок в норме не более 20 минут
- Утомляемость.
- Эпилептический статус воспитанников.
Выводы: Использование компьютерных интерактивных методов в логопедической работе показало свою эффективность, но:
1) Использование компьютерных методов не должно быть основой работы, это вспомогательный метод.
2) Дети с ОВЗ. В некоторых случаях применение компьютера на занятиях желательно свести к минимуму. Иногда всё-таки лучше обратиться к классическим методам коррекционного воздействия.