Образовательная программа кружка ДПИ для 5 класса
«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено на заседании МО
директор ОСШГ №11 зам. директора руководитель МО
Г.К. Избасканова_______ по УВР СШГ №11 Кравцова Н.А._____________
«____» _________2015 г. М.Б. Суюндыкова________ Протокол №___
«____» _________2015 г «____» _________2015 г
Образовательная программа кружка
«Декоративно – прикладное искусство»
для учащихся 5 классов
Разработала:
учитель технологии Кравцова Н.А.
Актобе, 2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Декоративно – прикладное искусство» состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области декоративно – прикладного искусства .
Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно – прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально – эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.
Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.
На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.
Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве.
Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном декоративно – прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах.
Основным источником этой народной эстетики служила красота земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками, создавала чудесное совершенство форм. С другой стороны, образы родной природы обязательно воплощались в предметах, имевших практическое значение: в бытовых вещах, хозяйственной утвари, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей и так далее.
Из всего многообразия видов творчества декоративно – прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно – прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.
Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.
Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.
Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у все большего числа людей появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением и так далее. В наше время рукоделие перестает быть только женским, им увлекаются все больше людей и молодых, и достаточно зрелых.
Кроме того, общее увлечение родителей и детей любым видом декоративно – прикладного творчества воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу, сплачивает и укрепляет семью.
Осмыслить все вышесказанное помогают занятия рукоделием.
Предлагаемая программа по различным видам рукоделия предназначена для обучения детей 11-13 лет.
Программа рассчитана на 1 учебный год (34 часа, 34 занятия по 1 часу в неделю).
В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и образовательные формы деятельности.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно- прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Цели программы:
Ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание народных традиций.
Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.
Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда.
Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей.
Обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и самореализации учащихся.
Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно- прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия (традиционные народные куклы, лоскутная пластика, макраме, работы с соломкой).
Содействие жизненному самоопределению учащихся.
Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
Обучить технологиям различных видов рукоделия.
Воспитательные:
Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.
Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.
Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Развивающие:
Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.
Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
Развивать положительные эмоции и волевые качества.
Развивать моторику рук, глазомер.
Мотивационные:
Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
Социально-педагогические:
Формирование общественной активности.
Реализация в социуме.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.
Программа кружка дополнительного образования «ДПИ» по целевой направленности является прикладной. По содержательной направленности - художественно-эстетической.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
кружка «ДПИ» для начинающих
(1 год обучения)
№ п/п Тема Общее
кол-во часов Часы
Теоретические Практические
1 Вводное занятие 1 1 2 Волшебный бисер 11 1 10
3 Ниточная страна 9 1 8
4 Работа с бумагой 7 1 6
5 Трэш-арт 6 1 5
6 Итоговое занятие 1 1 Всего 34 6 28
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч.)
Даются общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год.
2.ВОЛШЕБНЫЙ БИСЕР (11ч.)
2.1. Фенечки (5 ч.)
Теоретические сведения.
Фенечки, их разновидности и смысловое содержание, информационное значение цвета и цветовых сочетаний. Именные фенечки: мелкий алфавит, широкий алфавит. Традиционные орнаменты фенечек.Практическая работа.
«Моя фенечка»: расчет количества бисера и длины лески (нити) для изготовления фенечки. Выбор цветового решения в соответствии с личными пристрастиями и смысловым содержанием. Изготовление фенечки.
2.2. Плоские фигурки (6 ч.)
Теоретические сведения.
Цветоведение. Чтение и зарисовка схем. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Анализ моделей.
Практическая работа.
Выполнение плоских фигурок в разных тематиках на основе изученных приёмов от простых к сложным. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление в картины. Плетение фигурки-брелки.
3.НИТОЧНАЯ СТРАНА (9 ч.)
Теоретические сведения.
Текстильные материалы. Обсуждение образцов, технология изготовления поделок из нитей. Поделки из, их разновидности и смысловое содержание
Практическая работа.
Выполнение поделок с использования ниток: ловец снов, мандалы, куклы-мартинички, цветы в технике «ганутель».
4. РАБОТА С БУМАГОЙ (7 ч.)
Теоретические сведения.
Искусствоведческая справка. Просмотр готовых работ. История изобретения бумаги, бумагопластика. Просмотр образцов. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления. Техника безопасности. Рекомендации по выполнению изделия по данным образцам.
Практическая работа.
Изготовления топиарий (салфетки), цветы в технике торцования, мини-розы из салфеток, корзинка для конфет из картона, поделка «цветочное чудо» в технике квилинг, ваза в технике плетение трубочками из газет. Салфетницы из газетных трубочек
5.ТРЭШ-АРТ (6 ч.)
Теоретические сведения.
Историческая справка о новом направлении в искусстве трэш-арт. Знакомство с современными художниками и их творчеством в этом направлении. Показ презентации. Знакомство с различными техниками. Просмотр готовых работ в технике трэш-арт.
Практическая работа.
Изготовление различных поделок, используя бросовый материал. Кофейные деревья. Фисташковое дерево. Вазы из бросового материала. Ключницы. Кашпо из салфеток.
6. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч.)
Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
Список литературы
1.Базулина. Л. В. Бисер– Ярославль: Академия развития, 2000. 2.Божко Л.А. “Бисер. Уроки мастерства”.-М.,2002г
2. Андреева. Н. А. «Рукоделие» - полная энциклопедия — М.,1992.
3.Виноградова Е.Г.Украшения для девочек
4.Гусева Н.А. “365 фенечек из бисера”
5.Жукова О.Г. “Бисерное рукоделие”
6.Мулярова О.Секреты бисероплетения
7. Дюмина Г. Бисер. – Москва:АСТ. Астрель, 2001.
8. Лындина Ю.Фигурки из бисера – М.: Культура и традиции, 2007.
9. Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. – Эксмо – Пресс,1999.
10. Баландина.Г.М. Рукоделие - АО Асцендент, Ростов-на-Дону, Феникс,
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
кружка «ДПИ» (1час в неделю)
№
урока Наименование тем, номера занятий, их краткое содержание Количество часов Дата,
класс
5 В 5 Г
1 Вводное занятие
Даются общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год.
1 Волшебный бисер. 11
2.1 Фенечки 5
2 Основные приемы ткачества. Составление схем. 1 3 Плетение фенечек с именами. 1 4 Плетение фенечек с именами. 1 5 Плетение фенечек «Орнаменты». 1 6 Плетение фенечек по собственным схемам 1 2.2 Плоские фигурки 6
7 Чтение схем. Цветовая гамма. Основные приемы плетение плоских фигур 1 8 Плетение плоских фигур «Девочка» 1 9 Плетение плоских фигур «Мальчик» 1 10 Плетение плоских фигур «Ангел» 1 11 Плетение плоских фигур «Ангел» 1 12 Плетение плоских фигур «Клоун» 1 Ниточная страна 9
13 Текстильные материалы. Обсуждение образцов, технология изготовления поделок из нитей. Поделки из, их разновидности и смысловое содержание 1 14 Ловец снов 1 15 Оформление поделки «Ловец сна» 1 16 Мандалы четырехугольные 1 17 Мандалы шестиугольные 1 18 Лесные цветы 1 19 Цветы «Гиацины» 1 20 Ниточная кукла – мартиничка девочка 1 21 Ниточная кукла – мартиничка мальчик 1 Работа с бумагой 7
22 История изобретения бумаги, бумагопластика. Просмотр образцов. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления. Техника безопасности. Рекомендации по выполнению изделия 1 23 Топиарий 1 24 Мини-розы 1 25 Корзинка для конфет 1 26 Гиацин в вазе 1 27 Ваза 1 28 Салфетница 1
Трэш - арт 6
29 Историческая справка о новом направлении в искусстве трэш-арт. Знакомство с современными художниками и их творчеством в этом направлении. Показ презентации. Знакомство с различными техниками. 1 30 Деревья, кофейное, фисташковое 1 31 Ваза из бросового материала 1 32 Ключница 1 33 Кашпо из салфеток 1 34 Итоговое занятие
Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
1 Всего: 34