Программа кружка изо и дпи
Бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 63»
УТВЕРЖДАЮ
Директор БОУ СОШ № 63 г.Омска
________ Н.Г.Пучкина
«___»__________2014 г.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Изобразительная и декоративно-прикладная грамота»
возраст обучающихся: 7-10 лет;
срок реализации: 3 года
Шевелева Наталья Сергеевна,
педагог дополнительного образования
Омск 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ.
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность и соответствует художественному профилю программ дополнительного образования детей. Уровень освоения программы – углубленный.
Актуальность и педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она реализуется в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей детей через предоставление им возможностей развивать свои творческие таланты. Программа создает условия для развития мотивации личности ребенка к познанию и творчеству, способствует приобщению его к общечеловеческим ценностям. В первую очередь, она актуальна для самого ребёнка в силу его желаний и потребностей, так как все дети любят рисовать, независимо от возрастной и социальной ситуации. Младший школьный возраст характеризуется интенсивным усвоением нравственных норм. В этом возрасте дети начинают четко осознавать свои возможности и способности, начинают также различать способности и прилагаемые усилия и понимать, что их успехи зависят от старания. Младшие школьники отличаются особой остротой, свежестью восприятия и яркой эмоциональностью. В связи со всеми этими возрастными особенностями развития, младший школьный возраст представляется крайне благоприятным для развития творческих способностей ребёнка. Являясь одним из важнейших видов детской деятельности, изобразительное и декоративно-прикладное творчество не только выражает определённый результат психического развития ребёнка, но и само обеспечивает это развитие, ведёт к обогащению и перестройке личности ребёнка. В процессе этого творчества участвует не какая-либо отдельная функция (восприятие, память, представление, воображение), а личность ребёнка в целом.
В ходе освоения программы дети приобщаются к культуре, приобретают теоретические знания по истории отечественного и зарубежного искусства, знакомятся с выдающимися мастерами и художниками, их произведениями. Дети учатся видеть и ценить окружающую их красоту в быту и природе, что формирует у них мотивацию к воплощению своих впечатлений в выполняемых заданиях. Одновременно они приобретают теоретические знания, практические навыки и умения в освоении различных видов творчества (рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства и др.), развивают свой потенциал, образное мышление и художественное воображение.
Особенностью данной программы является то, что важное место в ней уделяется активизации познавательной деятельности, как одной из ведущих форм деятельности младших школьников. С этой целью, преподавание ИЗО и ДПИ, ведется в тесной межпредметной связи с такими предметами, как музыка, литература, природоведение. Музыкальные и литературные произведения помогают создать эмоциональный фон занятия. Знания об окружающем мире дают возможность лучше воспринимать теоретические знания по ИЗО и ДПИ, и приобретать практические навыки и умения.
Настоящая программа модифицированная, разработана на основании требований министерства образования и науки Российской Федерации к содержанию программ дополнительного образования, примерных программ дополнительного образования, авторских программ, созданных, опробованных и опубликованных педагогами изостудий и кружков в разных регионах нашей страны (программы, разработанные под руководством Фоминой Л. Э. «Как прекрасен этот мир», Мелешко А.Б. «Изо-студия», Гросул Н. В. «Изобразительное творчество», Герасимова М.А. «Акварелька»), а также на основе личного опыта автора данной программы.
Новизна представляемой программы состоит в том, её содержание расширено по тематике и углублено по уровню предлагаемых знаний для данного возраста и в сравнении с другими подобными программами по ИЗО и ДПИ. За счёт использования мультимедийных и аудиосредств дети получают информацию об истории отечественного и зарубежного искусства, знакомятся с произведениями великих мастеров. В течение трех лет дети получают глубокие теоретические знания практически во всех видах искусства, а также приобретают умения и навыки, как в традиционных, так и в нетрадиционных техниках (например, монотипия, граттаж, печать с помощью кружев и др.). Всё это вместе взятое стимулирует в детях потребность в творчестве и способствует более раннему пробуждению детских талантов, что позволяет детям достаточно рано определить для себя наиболее близкие направления при дальнейшем обучении изобразительному искусству.
Цель программы:
Развитие творческой активности обучающихся, посредством формирования интереса к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучить техникам ИЗО и ДПИ деятельности и принципам работы с различными художественными материалами;
- обучить принципам перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
- обучить умению грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;
- обучить подбирать цвета и сочетать цветовые контрасты;
Развивающие:
- развивать внимание, память, фантазию, воображение;
- развивать моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера;
Воспитывающие:
- развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие возможность и успешность совместной деятельности в группе, сотрудничество, общение, способность адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации.
- приобщать ребенка через занятия изобразительным искусством к достижениям мировой художественной культуры, истории и культуре родного края, особенностей его колористики.
Сроки реализации программы и возраст обучающихся
Программа рассчитана на 3 года обучения. Количество учебных часов: 1 год обучения – 144 часа, 2 год обучения – 216 часов, 3 год обучения – 216 часов. Возраст обучающихся – 7-10 лет. Принимаются все желающие. Группы могут быть разновозрастные. В течение года возможен дополнительный приём детей после собеседования и тестирования с учётом их способностей и подготовленности на свободные места.
Режим занятий
Занятия 1-го года обучения проводятся в группах 1 раз в неделю по 2 часа с 10 минутным перерывом- 68 часов, 2-го года обучения 2 раза в неделю по часа-136 часов, 3-го года обучения 2 раза в неделю по 2 часа-136 часов.
Планируемые результаты
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня творческого развития через овладение обучающимися различными техниками изобразительной грамоты и декоративно-прикладного творчества. Они будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 года обучения
№
п/п
Тема
Дата
1
«Мир цвета в природе»
Декоративное рисование.
Понятие о тёплых и холодных цветах
2
2
«Мир фантастических деревьев».
Понятие о контрастах теплых и холодных цветов.
2
3
«Красивые цепочки».
Декоративное рисование
2
4
«Волшебные краски осеннего дерева»
2
5
«Необыкновенные листья»
Декоративный фриз в технике монотипии или технике печати с помощью клише.
2
6
«Праздничные краски узора»
2
7
«Наша новогодняя ёлка»
Рисование на тему. Гуашь.
2
8
«Наша новогодняя ёлка»
2
9
«Летняя сказка зимой».Эскиз
2
10
«Летняя сказка зимой».
2
11
«Мы рисуем зимние деревья»
Рисование по памяти и представлению.
2
12
«Мы рисуем зимние деревья»
2
13
В царстве Снежной Королевы
2
14
«Весенний букет»
Рисование с натуры.Эскиз
2
15
«Весенний букет»
Рисование с натуры.
2
16
«Волшебный узор». Эскиз
2
17
«Волшебный узор».
2
18
«Зарисовки цветов и трав»
Графика
2
19
«Сказочный мир»
2
20
«Сказочный мир»
Коллективное панно.
2
21
«Моё любимое животное»
Смешанная техника.Эскиз
2
22
«Моё любимое животное»
Смешанная техника.
2
23
«Любимый сказочный герой»
2
24
«Любимый сказочный герой»
Аппликация. Коллективное панно.
2
25
«Родные летние просторы»
Граттаж
2
26
«Образы насекомых, животных и растений». Монотипия
2
27
«Образы насекомых, животных и растений
2
28
«Мои любимые цветы»
Техника печати с помощью штампов или поролоновой губки.
2
29
«Мои любимые цветы»
2
30
«Фантастические герои».Эскиз
2
31
«Фантастические герои».
2
32
«Летний пейзаж» .Эскиз
2
33
«Летний пейзаж»
2
34
Экскурсия по выставке работ
2
Итого
68
СОДЕРЖАНИЕ 1 года обучения
Тема 1. «Мир цвета в природе»
Теория: Понятие о теплых и холодных цветах на примере цветового круга. Теплые и холодные цвета в произведениях живописи и природных мотивах. Правила изображения декоративных растений в теплой и холодной гамме. Правила построения композиции. Соответствие цветовой гаммы фона и изображения.
Практика: Выполнение декоративной композиции «Мир цвета в природе» в выбранной цветовой гамме.
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: натюрморты К. Коровина, М. Сарьяна, А. Матисса, П. Сезанна.
Материалы: бумага, кисти, гуашь, баночка с водой, ветошь, подставка для кистей.
Тема 2. «Мир фантастических деревьев»
Теория: Понятия о контрастах холодных и теплых цветов. Дополнительные цвета, контрастные по отношению друг к другу: красный зеленый, голубой желтый, фиолетовый оранжевый. Контрасты холодных и тёплых цветов в произведениях живописи и живой природе.
Практика: Выполнение декоративной композиции «Мир фантастических деревьев» с использованием знаний о контрастах и дополнительных цветах.
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: живопись Н. Рериха, М. Сарьяна, И. Грабаря, В. Ван Гога.
Материалы: бумага, кисти, гуашь, баночка с водой, ветошь, подставка для кистей.
Тема 3. «Красивые цепочки»
Теория. Ознакомление с простейшими свойствами гуашевых красок, правилами работы гуашью.
Практика. Выполнение в декоративной технике гуашью цепочки различного размера, формы и цвета (например, бусы для мамы).
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: работы обучающихся, посещение детских выставок.
Материалы: лист бумаги, гуашь (красная, синяя); белила, кисти, баночки с водой, палитра, ветошь, подставка для кистей.
Тема 4. «Волшебные краски осеннего дерева»
Теория Свойства акварельных и гуашевых красок, особенности работы с ними. Технология работы акварельными красками и кистью в определенной последовательности. Ознакомление с осенним колоритом в произведениях изобразительного искусства и живой осенней природе (цвета листьев на деревьях: красные, жёлтые, зелёные, багровые, коричневые).
Практика: Выполнение композиции «Волшебные краски осеннего дерева» (или веточку из осенних листьев разных деревьев: дуба, клёна, берёзы) по памяти и представлению в технике работы акварелью или гуашью.
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: работа И. Левитана «Золотая осень», рисунки детей в технике акварели и гуаши.
Материалы: лист бумаги, гуашь разных цветов, белила, кисти, баночки с водой, палитра, ветошь, подставка для кистей.
Тема 5. «Необыкновенные листья»
Теория: Ознакомление с вариантами изображения декоративного фриза: в технике монотипии и технике печати при помощи клише. Понятие о монотипии, технология её выполнения (красочные отпечатки листьев разнообразных растений). Понятие о технике печати с помощью клише, технология её выполнения. Технология изготовления клише из картофеля или других овощей.
Практика: Выполнение декоративного фриза на основе растительных мотивов в технике монотипии или печати с помощью самостоятельно изготовленного клише на цветной бумаге или на заранее прописанном фоне.
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: книги по декоративно-прикладному искусству, произведения декоративно-прикладного искусства, декоративные платки и шали.
Материалы: бумага (цветная или затонированная), гуашь, кисти; листья разнообразных растений; клише, вырезанное из картофеля (или других овощей), баночки с водой, палитра, ветошь, подставка для кистей.
Тема 6. «Праздничные краски узоров»
Теория: Знакомство с дымковской игрушкой и её характерными особенностями. Выделение элементов геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетки, точки-горошины). Ритм, цветовая гамма: на белом фоне алый, синий, зеленый, оранжевый, черный цвета. Приёмы рисования кистью: всей кистью, концом кисти, прикладыванием или примакиванием, приемом тычка. Последовательность выполнения росписи.
Практика: Выполнение элементов геометрического узора дымковской игрушки «Праздничные краски узоров».
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: дымковские игрушки (изделия или фотографии, репродукции из альбомов), плакаты с поэтапным выполнением, мультимедийные материалы.
Материалы: лист бумаги, гуашь (красная, синяя, зеленая, оранжевая, белая, черная), кисти, баночка с водой, палитра, ветошь, подставка для кистей.
Тема 7. «Наша новогодняя ёлка»
Теория: Обучение правилам рисования с натуры веточки хвойного дерева, точно передавая ее характерные особенности – форму, величину, расположение игл, цвет, насыщенность оттенков. Обучение умению сравнивать свой рисунок с натурой. Особенности рисования на тему. Методы выражения в рисунке своих чувств и настроения.
Практика: Рисование с натуры на новогоднюю тему ветки елки или сосны.
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: ветки ели и сосны, картины художников с изображением хвойных деревьев, фотографии.
Музыкальный ряд: слушание песни «Новогодняя» - музыка А.Филиппенко, слова Г.Бойко, перевод с украинского М.Ивенсен
Материалы: лист бумаги, гуашь, кисти, баночка с водой, палитра, ветошь, подставка для кистей.
Тема 8. «Летняя сказка зимой»
Теория: Знакомство с городецкой росписью и историей её развития. Характерные элементы цветочного узора городецкой росписи (цветы, листья, бутоны), ритм, симметрия. Особенности цветовой гаммы (на теплом золотисто-желтом фоне красные, розовые, голубые и синие цветы, темно-зеленые листья). Характерные элементы городецкого растительного узора – крупный цветок-розан, круглые бутоны, листья. Соблюдение этапов выполнения росписи: подмалёвок, прорисовка, оживка. Обучение приёмам рисования кистью: всей кистью, концом кисти, прикладыванием или примакиванием, приемом тычка.
Практика: Составление узоров с простым чередованием ритма в квадрате по собственному замыслу (в середине, по углам). Выполнение цветочного городецкого узора «Летняя сказка зимой» для украшения праздничной салфетки квадратной формы
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: изделия с городецкой росписью, фотографии, плакаты с поэтапным выполнением росписи, мультимедийные материалы.
Материалы: полоски бумаги (белой или желтого цвета), салфетка из бумаги квадратной формы размером не менее 15 см х 15 см (бумага затонированная или цветная), гуашь (красная, синяя, белила, зеленая, черная), , кисти, баночка с водой, палитра, ветошь, подставка для кистей.
Тема 9. «Мы рисуем зимние деревья»
Теория: Знакомство с рисованием объектов и несложных сюжетов по памяти и представлению. Понятие о пейзаже, его особенностях. Обучение выбору композиционного решения (красивому расположению деревьев на листе бумаги), цветовой гаммы с учетом особенностей зимнего колорита (более холодные цвета и оттенки), правильному изображению внешнего строения деревьев, направления стволов и ветвей, их ритмом и пропорциями (величиной ветвей по отношению к стволу).
Практика: Выполнить пейзаж «Мы рисуем зимние деревья» по памяти и представлению.
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: репродукции картин (А.Пластов. «Первый снег», И. Грабарь «Февральская лазурь).
Материалы: листы белой и цветной бумаги, гуашь, кисти, цветные восковые мелки, баночка с водой, палитра, ветошь, подставка для кистей.
Тема 10. «Весенний букет»
Теория: Знакомство с выполнением натюрморта с натуры. Понятие о пропорциях, ритме, перспективе. Выбор цветовой гаммы. Обучение правильному расположению предметов на листе бумаги (с учётом их соразмерности по отношению к формату), выделению композиционного центра, изображению букета (его форме, разнообразию цветов и оттенков – весенних, солнечных, ярких). Приёмы и способы передачи своих наблюдений, впечатлений и эмоций.
Практика: Выполнить натюрморт «Весенний букет» с натуры акварелью с помощью цветных карандашей или цветных мелков.
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: репродукции картин (А. Герасимов «Натюрморт. Полевые цветы», Ван-Гог «Подсолнухи).
Материалы: лист белой и цветной бумаги, карандаш, резинка, акварель, цветные карандаши, цветные мелки, кисти, баночка с водой, палитра, ветошь, подставка для кистей.
Тема 11. «Волшебный узор»
Теория. Ознакомление с историей развития промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства Хохломы. Различия между видами хохломской росписи и технология её выполнения. Специфика выполнения зарисовок по мотивам хохломской росписи и её элементы: листок, ягодка, травка. Обучение приёмам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи (линии, мазки, точки). Этапы выполнения росписи и особенности цветовой гаммы (зеленый, красный, черный, золотой цвета).
Практика: Выполнение самостоятельно составленного узора из элементов хохломской росписи «Волшебный узор» (украшение полоски бумаги).
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: предметы домашней утвари, фотографии, плакаты с поэтапным выполнением росписи, мультимедийные материалы.
Материалы: лист бумаги (в форме полосы), акварель или гуашь (красная, желтая, черная и зеленая); кисти, баночка для воды, палитра, ветошь, подставка для кистей.
Тема 12. «Зарисовки цветов и трав»
Теория: Знакомство с особенностями декоративных композиций в живописи, графике (классическое наследие) и декоративно-прикладном искусстве (росписи). Обучение составлению декоративных композиций.
Практика:
а) выполнение зарисовок цветов и трав с натуры (каждый зарисовывает лежащую на столе или прикрепленную к мольберту ветку растения);
б) создание декоративной композиции в карандаше на основе зарисовок.
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: живые растения; книги и репродукции с изображением декоративных композиций; образцы народной росписи.
Материалы: бумага, карандаш, ластик.
Тема 13. «Сказочный мир»
Теория: Декоративная композиция. Умение располагать на большом, вытянутом по горизонтали листе бумаги мира растений, животных и людей. Составление композиции декоративного панно. Особенности коллективной работы над ним. Этапы выполнения задания:
I этап выполнение цветного подмалевка;
II этап изображение на заранее прописанном фоне фантастических растений;
III этап изображение сказочных персонажей людей, животных (эти изображения вклеиваются в панно).
Практика: Выполнение коллективного панно «Сказочный мир».
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: книги и репродукции произведений живописи и графики с изображением сказочных персонажей, фантастических животных и растений.
Материалы: бумага, уголь, гуашь, кисти, ножницы, клей, баночка с водой, ветошь.
Тема 14. «Моё любимое животное»
Теория: Знакомство с анималистическим жанром. Его отличительные особенности. Специфика изображения животного, его размера, формы и строения тела, окраски. Выразительные возможности смешанной техники.
Практика: Выполнение в смешанной технике рисунка «Моё любимое животное» (рисунка своего любимого домашнего животного) по памяти и представлению.
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: альбомы с фотографиями животных; рисунки художников-анималистов Е. Чарушина, В. Ватагина.
Материалы: на выбор восковые мелки и гуашь, гуашь и пастель или тушь, перо, палочка.
Тема 15. «Любимый сказочный герой»
Теория: Знакомство с элементарными пропорциями фигуры человека. Первоначальные понятия о первом и дальнем плане. Особенности изображения фигур персонажей выбранного литературного произведения в цвете (воинов, богатырей, всадников на конях). Размеры фигур персонажей в зависимости от решения первого и дальнего планов. Специфика коллективной работы над заданием.
Практика: Выполнение коллективного панно «Любимый сказочный герой» в технике аппликации.
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: произведения живописи и графики, книги по истории костюма.
Материалы: бумага, уголь, гуашь, кисти; вырезки из журналов, включающие шрифтовое оформление (для аппликации).
Тема 16. «Родные летние просторы»
Теория: Понятие о технике граттаж, технология его выполнения. Особенности выполнения на бумаге небольшого формата летнего пейзажа в технике граттаж (воскография). Этапы выполнения работы:
а) нанесение на бумагу тонкого слоя краски (в холодной или теплой гамме);
б) натирание листа бумаги поверх краски свечой или парафином;
в) покрытие листа поверх воска слоем темной гуаши в смеси с тушью;
г) нанесение на лист рисунка пейзажа легкой линией карандаша;
д) процарапывание изображения отточенной палочкой по намеченным карандашом линиям.
Практика: Выполнение пейзажа «Родные летние просторы» в технике граттаж.
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: пейзажи И. Шишкина, Н. Крымова, П. Сезанна, В. Ван Гога.
Материалы: бумага, гуашь или акварель, восковая свеча или парафин, тушь, палочка.
Тема 17. «Образы насекомых, животных и растений»
Теория: Особенности создания сюжетной композиции (образов насекомых, животных, растений в технике) в технике монотипии. Технология выполнения монотипии.
Практика: Выполнить сюжетную композицию «Образы насекомых, животных и растений в технике монотипия.
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: слайды и фотографии детских рисунков с сюжетной композицией, выполненной в технике монотипии.
Материалы: бумага, гуашь, цветная тушь, тонкие кисти. Пластина из пластмассы или стекла размером в лист писчей бумаги; бумага белая или слегка тонированная, лучше фактурная, пористая; масляная краска коричневого или черного цвета; фотографический валик; шариковая ручка или палочка для продавливания (обводки) изображения.
Тема 18. «Мои любимые цветы»
Теория: Техника выполнения изображения с помощью штампов или поролоновой губки. Создание образов необыкновенных причудливых цветов (как вариант, возможно изображение любимых животных или птиц). Технология и этапы выполнения работы. Особенности цветового решения: избегать (на первых порах) соединения дополнительных цветов: красного с зеленым, желтого с фиолетовым и оранжевого с синим.
Практика: Выполнить рисунок «Мои любимые цветы» в технике печати штампами или поролоновой губкой.
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: наглядные пособия, работы обучающихся, мультимедиа презентации.
Материалы: белая бумага, разноцветная гуашь, кусочки губки, ветошь.
Тема 19. «Фантастические герои»
Теория: Знакомство с техникой печати на бумаге разными материалами (тканью, кружевом, веревками). Понятие о текстуре и фактуре. Создание образов принцев, принцесс, фей, разбойников и др. Основные этапы работы: знакомство с различными фактурами, полученными от прикосновения материалов к поверхности бумаги. Создание образов героев с учетом использования выразительности фактур. Технология выполнения композиции в смешанной технике печати с прорисовыванием отдельных деталей: лица, волос, головного убора.
Практика: Получение отпечатков с выразительными фактурами от разных материалов. Создание композиции «Фантастические герои» в технике печати фактурными материалами или смешанной технике.
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: репродукции художников И. Билибина, А.Васнецова, наглядные пособия, работы обучающихся
Материалы: типографская или масляная краска (обезжиренная), два фотографических валика; бумага, мягкий карандаш; веревки, ткань (рогожка, сеточки, тюль), кружева, тесьма и т. д.
Тема 20. «Летний пейзаж»
Теория: Понятие о технике диатипия. Технология выполнения пейзажа в технике датипия. Этапы выполнения работы: рисунок пейзажа в карандашной технике, печать рисунка в технике диатипия. Особенности и технология получения в композиции нескольких планов.
Практика: Создание композиции «Летний пейзаж» с несколькими планами в технике диатипия.
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: мультимедиа презентации, наглядные пособия,рисунки обучающихся.
Материалы: ровная пластина из пластмассы, стекла или жести; фотовалик, муштабель (палочка из крепкого дерева для поддержания руки в процессе рисования); краска, слегка тонированная бумага, шариковая ручка.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методика организации теоретических и практических занятий
На занятиях дети знакомятся с различными изобразительными материалами и техниками. Освоение материала происходит в основном в процессе практической деятельности. Закономерности использования различных изобразительных средств и техник определяются темой конкретного занятия.
Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика.
Обучение по данной программе ведется на основе традиционных, а также инновационных техник, таких как монотипия, диатипия, граттаж, различные печатные техники.
Используются следующие дидактические материалы:
- наглядные пособия;
- репродукции картин известных художников;
- фотографии;
- дидактические карточки;
- видео и аудиозаписи;
- педагогические рисунки.
Для реализации программы используются следующие формы занятий:
Беседа об изобразительном искусстве – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Рисование с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Рисование по памяти и представлению – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.
Занятие-викторина – определение по карточкам работ известных художников, видов росписей или других изделий народных промыслов.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.
Коллективное занятие – выполнение групповых работ (панно, поделки, коллаж).
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Материально-техническое обеспечение.
Дополнительно к специально оборудованному помещению требуется компьютер или возможность просмотра и прослушивания имеющихся видео и аудио материалов в другом помещении.
Критерии и показатели оценки работ обучающихся 1 года обучения
Критерии
Показатели
Уровни проявления показателей
Способы оценки результатов
Н(низкий)
С(средний )
В(высокий)
Содержание рисунка
1. Реализация замысла.
2. Статика, динамика
3. Пространство
4. Светотень
-основной замысел не выявлен
- изображение статично
- пространство отсутствует
- светотень не
наблюдается
-замысел есть, но слабо выражен
- изображение статично
- пространство присутствует
- светотень не
наблюдается
-замысел выявлен достаточно четко,
- проявление некоторой динамики
- простр-во присутствует
- светотень проявляется, но слабо;
Рисунок по памяти и представлению «Мы рисуем зимние деревья» (визуальная оценка рисунка по показателям)
Передача формы
1.Передача формы, пропорций.
2.Передача деталей
-передача формы неправильная,
наблюдается непропорциональность.
- обобщенность, отсутствие де-
талей
-форма четко читается, пропорции искажены;
- обобщенность, отсутствие де-
талей;
-форма четко читается,
верная передача пропорций;
- схематичность
Рисование с натуры (натюрморт)
« Весенний
Букет» (визуальная оценка натюрморта по показателям)
Цвет
1.Передача цвета.
2.Использование оттенков
-передача цвета не всегда верная;
-не использование оттенков в работе.
-слабые знания основ цветоведения;
-не всегда правильное использование оттенков в работе.
Знания основ цветоведения. Редкое использование оттенков в работе
Рисование по памяти и представлению (декоративная композиция ) «Мир фантастических деревьев» (визуальная оценка знаний цветоведения по показателям)
Умение пользоваться различными средствами выразительности
1.Умение выбрать наиболее подходящие средства выразительности 2.Проявление самостоятельности в выборе средств выразительности
-не умение использования отдельных средств выразительности.
- нет самостоятельности в выборе.
Проявление средств выразительности, но в выборе нужна подсказка.
-проявление средств выразительности
-самостоятельность их выбора.
Роспись праздничной салфетки «Летняя сказка зимой» (визуальная оценка составления узора по показателям)
Эстетический вкус. Умение видеть прекрасное в жизни ив в произведениях искусства
1.Умение замечать красивое вокруг. 2.Способность видеть красоту в произведениях искусства и наслаждаться ей.
-слабая способность видеть красивое вокруг,
-не умение оценить по достоинству произведения искусства.
Способность видеть красивое вокруг,
- не умение оценить по достоинству произведения искусства.
Умение видеть, наблюдать, наслаждаться красотой произведений искусства. Но при реализации замысла в своих работах требуется помощь.
Рисование по памяти и представлению (граттаж ) «Родные летние просторы» (метод наблюдения и визуальная оценка рисунка по показателям)
Коммуникативные умения.
1.Умение работать в коллективе.
2.Способность к успешному общению и взаимопомощи.
- неспособность выполнять работу в коллективе
- не проявление стремления к взаимопомощи
- проявление способности работы в коллективе
- слабовыраженное стремление к взаимопомощи и общению
- элементарные навыки работы в коллективе
- проявление стремления к взаимопомощи и общению
Коллективное занятие
(панно) «Сказочный мир» (метод наблюдения, визуальная оценка аппликации по показателям)
Развитие фантазии, воображения и памяти.
1.Проявление фантазии и воображения.
2.Развитие памяти.
- слабо развиты фантазия и воображение
- обучающиеся с трудом запоминают поставленные задачи, литературные отрывки.
- затруднения в проявлении обучающимися фантазии и воображения.
- память активизируется, но слабо.
- фантазия и воображение развиты хорошо, обучающиеся легко воспроизводят придуманный сюжет на бумаге.
- память становится более глубже.
Тематическое занятие «Фантастические герои» (метод наблюдения, визуальная оценка рисунка по показателям)
Моторика, пластичность,гибкость рук.
Точность глазомера.
1.Развитие моторики, гибкости рук.
2.Развитие точности глазомера.
- моторика развита
слабо, нет уверенности в руках, сложности в работе с мелкими деталями.
- точность глазомера отсутствует, проблемы с соразмерностью изображаемых предметов.
- моторика более пластична, но сложности в работе на том же уровне.
- проявление слабых способностей определять размеры предметы, сопоставлять их друг с другом.
- проявление гибкости рук , моторики, руки более умело выполняют мелкие детали.
- развитие точности глазомера.
Тематическое занятие (составление узора хохломской росписи «Волшебный узор»
( метод наблюдения,
визуальная оценка декоративной работы по показателям)
Используемая литература
для педагога:
1. Н.М.Конышев. Лепка в начальных классах: книга для учителя. Из опыта работы –М.: Просвещение, 1985.
2. Бирич И.А., Ломоносова М.Т. Основы художественной культуры. Изоб-разительное искусство и архитектура: Оценка творческих и художественных способностей. Кн. 1 и 2. М., 2000.
3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М., 1991.
4 Учебно-методический комплект для учителя: Изобразительное искусство: Каждый народ- художник, авторы Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских, 2010. Горяева Н.А. Гуров Г.Е. Неменская Л.А. Питерских А.С. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 4 класс. Рабочая тетрадь. 2010. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе: система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.М. Неменского / сост. А.Г. Александрова, Н.В. Капустина.-Волгоград: Учитель, 2009.
5. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы – «РОСМЕН», Москва 1996.
6. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие: Книга для учителя. М., 1991.
7. Рисунок для изостудий: от простого к сложному. / А.Ф. Конев, И.Б. Маланов [текст] – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. – 240с.
8. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. \ А.И. Савенков [текст], А.А. Селиванов [иллюстрации] – Ярославль: Академия развития, 2004. – 128с.
9. Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.10.Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.11. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.12. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.13. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.14. Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.15. Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.16. Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.17. Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.18. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.19. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.20. Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.21. Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.22. Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.23. Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.24. В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина Методические пособия. 1,2 классы ; Художники в начальной школе. Дидактическое пособие. М.: Дрофа, 2008.
25. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
26. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
27. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
28. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
29. Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. – М.: Просвещение, 2005.
для обучающихся:
1. В. С Кузин, Э. И. Кубышкина Комплект «Изобразительное искусство». 1-4 классы – М.: «Дрофа», 2001.
2.Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.3.Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.4. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.5.Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.6.Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.7.Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.8.Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.9.Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.10.Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.11. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Учебник. 2 класс - УМК Планета знаний (Астрель) , 2013.
12. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Учебник. 1 класс - УМК Планета знаний (Астрель) , 2013.
13. Куревина О. А., Лутцева Е. А. Изобразительное искусство. "Разноцветный мир". Учебник. 1 класс - УМК Школа 2100 (Баласс)
14. Неменская Л. А. Учебник. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. – М.: УМК Школа России (Просвещение). 2013.
15. Неменская Л. А., Питерских А. С. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. Учебник. 3 класс. – М.: Просвящение, 2012.
16. Островская О. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 4 класс. – М.: Просвещение, 2010.
Заголовок 1Заголовок 315