Программа кружка ДПИ 
Восточно-Казахстанская область
Детско-подростковый клуб «Горизонт»
акимата г. Курчатова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Кружка   декоративно-прикладного искусства
для детей с ограниченными возможностями здоровья
«Сделай сам»
                                                                      
                                                 
Автор-составитель:
Гулькова  Елена Леонидовна
Педагог дополнительного образования второй категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях современного общества проблема обучения и занятости детей с ограниченными возможностями здоровья стоит  довольно остро.
Многие дети-инвалиды не могут учиться в общеобразовательной школе. Они обучаются на дому и могут общаться только с родственниками. Важно дарить детям-инвалидам новую жизнь- жизнь в кругу своих сверстников, чтобы дети не чувствовали себя ущемлёнными, делать их счастливыми.  Необходимо помочь ребёнку-инвалиду в адаптации к коллективам детей и взрослых через общение с педагогами и детьми-сверстниками, развивать у данной категории детей чувство уверенности в своих силах. 
Дополнительное образование детей инвалидов должно быть направленно, не только на определенные знания, но и на его творческие возможности умения, навыки, самодеятельность и фантазию.  Насыщенный досуг, приводит к обогащению и развитию духовного мира таких необычных детей, а созидательная творческая деятельность вместе с другими сверстниками, в свою очередь способствует сплочению, создавая возможности для приобщения детей к культуре
Цель программы - развитие положительного эмоционального и социально-адаптивного поведения детей-инвалидов , формирование  позитивных качеств, развитие познавательной активности, путем вовлечения в творческую деятельность.
Воспитательные задачи направлены на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении, а также воспитания у него положительных личностных качеств.
Принципы обучения:
доступность предлагаемого к изучению материала;
сознательное усвоение знаний через применение их на практике;
поддержание инициативы и развитие творческих способностей;
гуманизм и развитие личности через создание благоприятного 
              микроклимата в  коллективе – как в социуме с равными возможностями для всех его   
              членов;
 Программа рассчитана на 1 год,  с учетом проведения занятий 2 раза  в неделю по 1 часу, продолжительностью периода 35 рабочих недель, всего 70 часов. Возраст детей  7- 9 лет.
                                                  
Ожидаемые результаты:
формирование положительного психо-эмоционального  фона в поведении ребенка;
общее психическое и моторное развитие через занятия рукоделием;
воспитание устойчивого интереса к  творчеству;
установление контактности детей друг с другом;
повышение самооценки ребенка.
                      Мониторинг эффективности программы:
Определение
цели, задач Развитие
личностных
качеств Развитие
социально –
значимых
качеств Создание условий
для развития Формирование и развитие
коллектива
Предмет
воспитания
Трудолюбие, 
аккуратность,
вежливость,
внимательность,
добросовестность,
искренность,
опрятность,
целеустремлённость,
усидчивость,
ответственность,
увлечённость.
Умение сотрудничать, проявление инициативы, уважение к другому человеку.
Мелкой мускулатуры пальцев рук, моторики, логической  последовательности действий, пространственного мышления, воображения, фантазии. Коммуникативных качеств личности,
чувства товарищества, взаимопомощи, сочувствия, терпимости.
Уровни сформирован-
ностиНаличие – отсутствие
ситуативное проявление,
устойчивое проявление,
осознанное формирование,
самовоспитание, саморазвитие.
Единство:
1 формальное,
2 организацион-ное,
3.деловое, 
4 эмоциональное
5 ценностно-ориетационноеФормы и
методы оценивания Включенное педагогическое наблюдение, создание ситуаций проявления, тесты, анкеты, анализ творческих заданий, самостоятельность работы, отзывы родителей, учителей; беседа, рефлексия.Наблюдение, анкетирование, тестирование, 
анализ отзывов, сравнительная характеристика. Наблюдение, беседа, коллективный анализ, рефлексия, анализ анкет, анализ мероприятий, коллективных дел.Формы 
фиксации Фото и видео материалы
Видео-, фото-, дневники Дневник коллектива, портфолио.
                                                    
                                                  УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН 
№ Наименование темы, содержание занятия
Количество часов
1 Знакомство с детьми и родителями. Коммуникативная игра «Будем знакомы».Формирование списка группы. 1
           РИСОВАНИЕ
2 Знакомство  с материалами (бумага, ватман, калька, карандаши, фломастеры, краски, кисти).ТБ при работе с карандашами. Цветовой спектр. 
Игра «Что какого цвета?» 1
3 Рисование карандашами. Пропорции. 
Рисунок  «Моя любимая игрушка». 
Релаксация с массажными мячиками. 1
4 Рисование фломастерами на ватмане. Особенности рисования фломастерами.
Рисунок  «Мой  двор». 
Пальчиковая гимнастика. 1
5 Рисование акварельными красками.  Принципы рисования. Возможности кисточки.
Рисунок «Зимний день»
Игра «Угадаем цвет» 1
6 Самостоятельная работа. Рисунок по выбору. 1
7 КТД: рисунок «Волшебная сказка» 1
           Итого по теме:                                                                                                       6 часов
 
            
            ЛЕПКА
8 Работа с пластилином. Размягчение. Назначение досточки  и стека.
Лепка простых фигур.
Работа «Гусеница».
Пальчиковая гимнастика. 1
9 КТД: работа «Лес». Лепка элементов работы каждым ребенком. 1
10 КТД: работа «Лес». Соединение всех заготовок в одну.
Релаксация с массажными мячами. 1
11 Работа с соленым тестом. Лепка магнитов на холодильник по шаблонам.
Подвижная игра: «Третий  лишний». Раскрашивание работ, декорирование. 2
12 Самостоятельная работа. Лепка по выбору. 1
         Итого по теме:                                                                                                                   6 часов
           
         АППЛИКАЦИЯ
13 ТБ при работе с ножницами, клеем. Знакомство с материалами (цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей-карандаш, клей ПВА).
Создание заготовок  по шаблону. Вырезание обычными и фигурными ножницами.
Игра «Радуга» (закрепление цветового спектра). 1
14 Аппликация «Полянка». Вырезание элементов, наклеивание на бумагу, правильное расположение элементов. 1
15 Работа с бархатной бумагой. 
Аппликация «Новогодняя елка».
Пальчиковая гимнастика. 1
16 Техника «Рваная аппликация». Выбор рисунка, заготовки. Наклеивание кусочков бумаги в  рисунок.
Подвижная игра «Черный медведь». 1
17 КТД: Объемная аппликация «Корзинка цветов». Вырезание элементов работы. Склеивание в  одно целое. Закрепление на основании. 1
18 Самостоятельная работа «Подарок маме» по выбору ребенка. 1
         Итого по теме:                                                                                                                   6 часов
                            
            
          КЛЯКСОГРАФИЯ
19 Приемы рисования кляксами. Проба рисования из клякс разного цвета. Развитие воображения.
Игра «Что на что похоже?» 1
20 Рисование  из  клякс.  1
21 Пальчиковое рисование. Рисунок пальцами, ладонью. 1
22 КТД: кляксография+пальчиковое  рисование «Дерево счастья» 1
         Итого по теме:                                                                                                                   4 часа
           Самостоятельная работа
23 Выполнение работ в изученных техниках по выбору ребенка.
Выставка работ. 2 часа
          ГАЗЕТНАЯ ТЕХНИКА
24 Принцип работы. Разрезание газет на полоски. Скручивание полосок.
Пальчиковая гимнастика. 1
25 Работа «Салфетница». Склеивание заготовок  в работу.
Коммуникативная игра «Делай как я!» 1
26 Раскрашивание салфетницы, заключительное декорирование. 1
27 Работа «Кораблик». 2
          Итого по теме:                                                                                                                   5 часов
                                                                                                           
            
          РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ
28 Знакомство с материалами (косточки, шишки, листья, крупы, камни, кора и т.д)
Наклеивание различных материалов на основу.
Релаксация массажными мячиками. 1
29 Работа «Шкатулка» .Оклеивание заготовленной коробки природным материалом. 2
30 Раскрашивание работы  гуашью, краской в баллонах. Заключительное декорирование. 3
31 Изготовление работы из шишек «Венок», «Ёлка» 4
32 Панно из осенних листьев и сухоцветов. 2
33 Самостоятельная работа по выбору ребенка. 3
          Итого по теме:                                                                                                                 15 часов
         
          ОРИГАМИ
34 Знакомство с техникой оригами. Складывание простых фигур. 
Работа «Рубашка»
Пальчиковая гимнастика. 1
35 КТД: «Ягодка», «Рыбка» 1
36 Складывание различных фигур: рыбки, цветы, лягушонок и т.д. 1
           Итого по теме:                                                                                                                 3 часа
           СМЕШИВАЕМ ТЕХНИКИ
37 КТД: работа «Аквариум».Смешиваем лепку из пластилина и работу с природным материалом.
Коммуникативная игра «Отгадай кто?» 2
38 КТД: «Весенний калейдоскоп». Смешиваем оригами, аппликацию и рваную аппликацию. 2
39 КТД: «Полянка».Смешиваем лепку из соленого теста и  объемную аппликацию.
Выставка работ. 2
          Итого по теме:                                                                                                                 6 часов
           
          ДЕКОРИРОВАНИЕ
43 Знакомство с материалами и приемами декорирования.
Декорирование  рамки для фотографии  пуговицами, лентами. 2
44 Декорирование коробки цветной  самоклеющейся бумагой, лентами, кружевом. 2
45 Декорирование стаканчика природным материалом, раскрашивание. 2
46 Самостоятельная работа по выбору ребенка. 3
          Итого по теме:                                                                                                                  9 часов
47 Самостоятельная работа детей в изученных техниках по выбору.
Итоговая выставка  детского творчества.  
8 часов
         
 ИТОГО ПО ПЛАНУ:                                                                                                       70 часов