Программа кружка ДПИ


Восточно-Казахстанская область
Детско-подростковый клуб «Горизонт»
акимата г. Курчатова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Кружка декоративно-прикладного искусства
для детей с ограниченными возможностями здоровья
«Сделай сам»


Автор-составитель:
Гулькова Елена Леонидовна
Педагог дополнительного образования второй категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях современного общества проблема обучения и занятости детей с ограниченными возможностями здоровья стоит довольно остро.
Многие дети-инвалиды не могут учиться в общеобразовательной школе. Они обучаются на дому и могут общаться только с родственниками. Важно дарить детям-инвалидам новую жизнь- жизнь в кругу своих сверстников, чтобы дети не чувствовали себя ущемлёнными, делать их счастливыми. Необходимо помочь ребёнку-инвалиду в адаптации к коллективам детей и взрослых через общение с педагогами и детьми-сверстниками, развивать у данной категории детей чувство уверенности в своих силах.
Дополнительное образование детей инвалидов должно быть направленно, не только на определенные знания, но и на его творческие возможности умения, навыки, самодеятельность и фантазию. Насыщенный досуг, приводит к обогащению и развитию духовного мира таких необычных детей, а созидательная творческая деятельность вместе с другими сверстниками, в свою очередь способствует сплочению, создавая возможности для приобщения детей к культуре
Цель программы - развитие положительного эмоционального и социально-адаптивного поведения детей-инвалидов , формирование  позитивных качеств, развитие познавательной активности, путем вовлечения в творческую деятельность.
Воспитательные задачи направлены на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении, а также воспитания у него положительных личностных качеств.
Принципы обучения:
доступность предлагаемого к изучению материала;
сознательное усвоение знаний через применение их на практике;
поддержание инициативы и развитие творческих способностей;
гуманизм и развитие личности через создание благоприятного
микроклимата в коллективе – как в социуме с равными возможностями для всех его
членов;
Программа рассчитана на 1 год, с учетом проведения занятий 2 раза в неделю по 1 часу, продолжительностью периода 35 рабочих недель, всего 70 часов. Возраст детей 7- 9 лет.

Ожидаемые результаты:
формирование положительного психо-эмоционального фона в поведении ребенка;
общее психическое и моторное развитие через занятия рукоделием;
воспитание устойчивого интереса к творчеству;
установление контактности детей друг с другом;
повышение самооценки ребенка.
Мониторинг эффективности программы:
Определение
цели, задач Развитие
личностных
качеств Развитие
социально –
значимых
качеств Создание условий
для развития Формирование и развитие
коллектива
Предмет
воспитания
Трудолюбие,
аккуратность,
вежливость,
внимательность,
добросовестность,
искренность,
опрятность,
целеустремлённость,
усидчивость,
ответственность,
увлечённость.
Умение сотрудничать, проявление инициативы, уважение к другому человеку.
Мелкой мускулатуры пальцев рук, моторики, логической последовательности действий, пространственного мышления, воображения, фантазии. Коммуникативных качеств личности,
чувства товарищества, взаимопомощи, сочувствия, терпимости.
Уровни сформирован-
ностиНаличие – отсутствие
ситуативное проявление,
устойчивое проявление,
осознанное формирование,
самовоспитание, саморазвитие.
Единство:
1 формальное,
2 организацион-ное,
3.деловое,
4 эмоциональное
5 ценностно-ориетационноеФормы и
методы оценивания Включенное педагогическое наблюдение, создание ситуаций проявления, тесты, анкеты, анализ творческих заданий, самостоятельность работы, отзывы родителей, учителей; беседа, рефлексия.Наблюдение, анкетирование, тестирование,
анализ отзывов, сравнительная характеристика. Наблюдение, беседа, коллективный анализ, рефлексия, анализ анкет, анализ мероприятий, коллективных дел.Формы
фиксации Фото и видео материалы
Видео-, фото-, дневники Дневник коллектива, портфолио.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Наименование темы, содержание занятия
Количество часов
1 Знакомство с детьми и родителями. Коммуникативная игра «Будем знакомы».Формирование списка группы. 1
РИСОВАНИЕ
2 Знакомство с материалами (бумага, ватман, калька, карандаши, фломастеры, краски, кисти).ТБ при работе с карандашами. Цветовой спектр.
Игра «Что какого цвета?» 1
3 Рисование карандашами. Пропорции.
Рисунок «Моя любимая игрушка».
Релаксация с массажными мячиками. 1
4 Рисование фломастерами на ватмане. Особенности рисования фломастерами.
Рисунок «Мой двор».
Пальчиковая гимнастика. 1
5 Рисование акварельными красками. Принципы рисования. Возможности кисточки.
Рисунок «Зимний день»
Игра «Угадаем цвет» 1
6 Самостоятельная работа. Рисунок по выбору. 1
7 КТД: рисунок «Волшебная сказка» 1
Итого по теме: 6 часов


ЛЕПКА
8 Работа с пластилином. Размягчение. Назначение досточки и стека.
Лепка простых фигур.
Работа «Гусеница».
Пальчиковая гимнастика. 1
9 КТД: работа «Лес». Лепка элементов работы каждым ребенком. 1
10 КТД: работа «Лес». Соединение всех заготовок в одну.
Релаксация с массажными мячами. 1
11 Работа с соленым тестом. Лепка магнитов на холодильник по шаблонам.
Подвижная игра: «Третий лишний». Раскрашивание работ, декорирование. 2
12 Самостоятельная работа. Лепка по выбору. 1
Итого по теме: 6 часов

АППЛИКАЦИЯ
13 ТБ при работе с ножницами, клеем. Знакомство с материалами (цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей-карандаш, клей ПВА).
Создание заготовок по шаблону. Вырезание обычными и фигурными ножницами.
Игра «Радуга» (закрепление цветового спектра). 1
14 Аппликация «Полянка». Вырезание элементов, наклеивание на бумагу, правильное расположение элементов. 1
15 Работа с бархатной бумагой.
Аппликация «Новогодняя елка».
Пальчиковая гимнастика. 1
16 Техника «Рваная аппликация». Выбор рисунка, заготовки. Наклеивание кусочков бумаги в рисунок.
Подвижная игра «Черный медведь». 1
17 КТД: Объемная аппликация «Корзинка цветов». Вырезание элементов работы. Склеивание в одно целое. Закрепление на основании. 1
18 Самостоятельная работа «Подарок маме» по выбору ребенка. 1
Итого по теме: 6 часов


КЛЯКСОГРАФИЯ
19 Приемы рисования кляксами. Проба рисования из клякс разного цвета. Развитие воображения.
Игра «Что на что похоже?» 1
20 Рисование из клякс. 1
21 Пальчиковое рисование. Рисунок пальцами, ладонью. 1
22 КТД: кляксография+пальчиковое рисование «Дерево счастья» 1
Итого по теме: 4 часа
Самостоятельная работа
23 Выполнение работ в изученных техниках по выбору ребенка.
Выставка работ. 2 часа
ГАЗЕТНАЯ ТЕХНИКА
24 Принцип работы. Разрезание газет на полоски. Скручивание полосок.
Пальчиковая гимнастика. 1
25 Работа «Салфетница». Склеивание заготовок в работу.
Коммуникативная игра «Делай как я!» 1
26 Раскрашивание салфетницы, заключительное декорирование. 1
27 Работа «Кораблик». 2
Итого по теме: 5 часов


РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ
28 Знакомство с материалами (косточки, шишки, листья, крупы, камни, кора и т.д)
Наклеивание различных материалов на основу.
Релаксация массажными мячиками. 1
29 Работа «Шкатулка» .Оклеивание заготовленной коробки природным материалом. 2
30 Раскрашивание работы гуашью, краской в баллонах. Заключительное декорирование. 3
31 Изготовление работы из шишек «Венок», «Ёлка» 4
32 Панно из осенних листьев и сухоцветов. 2
33 Самостоятельная работа по выбору ребенка. 3
Итого по теме: 15 часов

ОРИГАМИ
34 Знакомство с техникой оригами. Складывание простых фигур.
Работа «Рубашка»
Пальчиковая гимнастика. 1
35 КТД: «Ягодка», «Рыбка» 1
36 Складывание различных фигур: рыбки, цветы, лягушонок и т.д. 1
Итого по теме: 3 часа
СМЕШИВАЕМ ТЕХНИКИ
37 КТД: работа «Аквариум».Смешиваем лепку из пластилина и работу с природным материалом.
Коммуникативная игра «Отгадай кто?» 2
38 КТД: «Весенний калейдоскоп». Смешиваем оригами, аппликацию и рваную аппликацию. 2
39 КТД: «Полянка».Смешиваем лепку из соленого теста и объемную аппликацию.
Выставка работ. 2
Итого по теме: 6 часов

ДЕКОРИРОВАНИЕ
43 Знакомство с материалами и приемами декорирования.
Декорирование рамки для фотографии пуговицами, лентами. 2
44 Декорирование коробки цветной самоклеющейся бумагой, лентами, кружевом. 2
45 Декорирование стаканчика природным материалом, раскрашивание. 2
46 Самостоятельная работа по выбору ребенка. 3
Итого по теме: 9 часов
47 Самостоятельная работа детей в изученных техниках по выбору.
Итоговая выставка детского творчества.
8 часов

ИТОГО ПО ПЛАНУ: 70 часов