Календарно — тематическое планирование кружка Арт- студия
Отдел образования, физической культуры и спорта
КГУ «Общеобразовательная средняя школа № 17
имени В. В. Маяковского
Программа кружка « Арт-студия »
Направление: эстетическое
Ступень обучения: средняя
Класс: 5 – 7
Срок реализации: 1 год
Автор: Вовченко Н.И
учитель ИЗОБалхаш—2014
Пояснительная записка
Одним из приоритетных направлений современного образования является эстетическое воспитание школьников, как важное звено целостной системы воспитательно – образовательной работы школы. Оно неразрывно связано со всеми другими – интеллектуальным, трудовым, нравственным, физическим. В течение всей жизни человека и во всех сферах его деятельности формируется его эстетическое сознание и эстетические чувства. Эстетическое воспитание не приносит желаемых результатов, если оно не воспитывает человека с неординарным творческим мышлением, если оно не развивает личностных потенциалов обучающихся. Для эстетического воспитания личности имеется богатейший арсенал средств, среди которых важнейшим является искусство как главный компонент художественной культуры. Искусство пробуждает и развивает понимание эстетических ценностей в человеческой жизни. Оно является существенным фактором эстетического вкуса как факта эстетического сознания. Эстетический вкус выражает оценку действительности с позиции выработанных у человека представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом и т.д. Вкусом же должен обладать, прежде всего, и сам создатель того или иного произведения, так как это он в известной степени «программирует» характер дальнейшего восприятия своих произведений и в некоторой степени является законодателем эстетических вкусов.
Таким образом, эстетическое воспитание - это процесс, связанный с пробуждением эстетических чувств личности, с формированием эстетического сознания, с развитием эстетических способностей, включенностью личности в эстетическую деятельность. Необходимыми предпосылками эстетического воспитания школьников являются - широта и разносторонность контактов с искусством; учет индивидуальных интересов школьников видам художественного творчества; последовательное сочетание классных и внеклассных занятий, проведение их по программам, составленным на основе единых принципов; совершенствование общей культуры и квалификации учителей школы и родителей учащихся.
В среднем школьном возрасте происходит усиление и осмысление чувственной сферы и познавательной деятельности. Преобладание абстрактного мышление усиливает желание глубже вникнуть в сущность изучаемого предмета. Поэтому в этом возрасте происходит формирование эстетического восприятия и художественного познания мира.
Вся программа кружка « Арт - студия » рассчитана на учащихся 5 – 7 классов (10-12 лет). Программа состоит из нескольких разделов , которые следуют один за другим, дополняя и расширяя знания и виды творческой деятельности учащихся. Таким образом, достигается преемственность и непрерывность обучения.
В данном планировании представлен первый год обучения учащихся – «Рисование цветными карандашами и фломастерами . Рисование гуашью ».
Цель программы:
Формирование у воспитанников художественного способа познания мира, системы знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к миру прекрасного путем изучения различных приёмов рисования цветными карандашами, фломастерами , гуашью и создания собственных работ в этой технике.
Задачи программы:
Развитие способности эмоционально – ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства;
Развитие художественного вкуса воспитанников, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
Развитие художественно – творческих способностей учащихся, навыков наблюдательности, образного мышления, фантазии, зрительно – образной памяти, эмоционально – эстетического восприятия действительности;Создание условий для приобретения учащимися умений и навыков творческой деятельности;
Углубленное изучение основ изобразительного искусства;
Содействие развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности и творческой реализации своих возможностей;
Освоение знаний об искусстве и технике использования цветных карандашей, фломастеров , гуаши ;
Овладение практическими умениями, навыками и способами художественной деятельности в целом ;
Объединение наиболее способных и увлеченных ребят;
Формирование устойчивого интереса к искусству в целом.
Программа занятий кружка « Арт – студия » по теме «Рисование цветными карандашами, фломастерами. Рисование гуашью » предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Выбранные мною педагогические технологии призваны обеспечить выполнение цели и каждой из поставленных в данной программе задач, и способствуют успешному ее решению.
Планирование кружка « Арт - студия » по данной теме составлено из расчета 1 учебный час в неделю, всего – 34 часа за учебный год. В планировании предусматривается теоретические и практические занятия.
Применяемые мною виды деятельности и формы работы с учениками должны стимулировать интерес к искусству рисования цветными карандашами, фломастерами и гуашью , его изучению и созданию собственных работ, а также являются необходимым условием формирования личности ребенка.
Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие, осмысление, усвоение, применение усвоенного в практической деятельности - создание собственных работ в разных техниках работы с цветными карандашами , фломастерами и гуашью.
Особенностью разработки данной программы работы кружка заключаются в соединении эстетического воспитания и образования, интеграции различных видов искусств, систематизации и преемственности содержания форм и методов, индивидуализации обучения, творческой деятельности и самодеятельности, сочетании различных форм эстетического воспитания.
Основным методом эстетического воспитания в программе является организация творческой деятельности учащихся, основанная на создании собственных творческих работ.
Критериями эффективности реализации программы выступают:
познавательный компонент - совпадение учебного интереса с эстетическим , потребностью в новых знаниях, умениях и навыках;
эмоциональный компонент - состояние, характеризующее положительное устойчивое отношение к эстетически воспитанным людям;
деятельностный компонент - активная позиция в овладении знаниями различных приёмов и техник работы с цветными карандашами, фломастерами и гуашью, развитие потребности в самостоятельной творческой деятельности;
волевой компонент - наличие волевых усилий при ознакомлении с содержанием новой творческой деятельности.
Содержание программы кружка направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования – приобщение к миру искусства как к духовному опыту поколений, овладение знаний о технике работы с цветными карандашами, фломастерами и гуашью , развитие индивидуальности, дарования и творческой способности ребенка. А также оно основывается на следующих современных педагогических подходах:
Содержательно – деятельностный, где деятельность учащихся предстает системой учебных действий и включением их в активную учебную и художественно – творческую деятельность;
Системно – комплексный – освоение многообразия выразительных средств и способов художественной деятельности и их творческого применения учащимися;
Личностно ориентированный , при котором изобразительное искусство является культурным пространством для формирования и развития личности ребенка. Программа построена с учетом интересов ученика, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Это создает условия для формирования готовности личности к саморазвитию, потребности в самообразовании.
В программу занятий кружка « Арт - студия » включены следующие основные виды художественно – творческой деятельности:
Ценностно – ориентированная и коммуникативная деятельность, способствующие обогащению зрительной памяти и активизации образного мышления, являющиеся основой изобразительной творческой деятельности.
Изобразительная деятельность включает практическую деятельность учащихся по освоению им знаний о изобразительном искусстве, данной технике и творческого характера, то есть создания собственных работ. Она предполагает закрепление уже освоенных и развитие новых художественно – графических умений и навыков учащихся, а также сознательное использование средств художественной выразительности в процессе создания собственных творческих работ.
Декоративно – прикладная деятельность – практическая деятельность учащихся учебного и творческого характера.
Художественно – творческая деятельность.
Планируемые результаты обучения
Ребята должны знать:
Основные виды и жанры изобразительного искусства;
Основы изобразительной грамоты – цвет, тон, колорит, пропорция, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция;Основные художественные приёмы работы с цветными карандашами, фломастерами и гуашью;
Технику создания работ цветными карандашами, фломастерами и гуашевыми красками ;Значение и роль изобразительного искусства в мировой культуре.
Ребята должны уметь:
Различать виды и жанры изобразительного искусства;
Определять средства выразительности – линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция;
Анализировать содержание, образный язык произведений изобразительного искусства;
Применять художественные материалы – цветные карандаши, фломастеры , гуашь и изобразительные средства выразительности в своей творческой деятельности;
Выполнять работу в разных техниках по собственному замыслу, воображению и эскизу;
Строить тематическую композицию;
Оформлять выставки своих работ.
Ребята должны использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни для:
Восприятия и оценки произведений изобразительного искусства;
Самостоятельной творческой деятельности и создания собственных художественных работ.
Тематическое планирование курса
«Рисование цветными карандашами, фломастерами. Рисование гуашью»
№ п/п Разделы и темы Часы Сроки
Рисование цветными карандашами. 6 1. Художественные материалы и оборудование. Знакомство с карандашами. Штрихи. 1 2. Переход цвета в цвет в одном слое. 1 Тонировка и растушёвка. 3. Слои в карандашном рисунке. 1 Прозрачные и кроющие цвета. 4. Открытие белого. 1 Трафареты, линейки и скотч. 5. Карандашная пыль. 1 Рисование по рельефной поверхности. 6. Цветная основа. 1 Рисование на наждачной основе. Рисование фломастерами. 8 7. Знакомство со своими фломастерами. 1
Толстая и тонкая линия.
8. Линии полувысохшим фломастером. 1
Стержень сложной формы.
9. Штриховка и тонировка. 1
Пуантеризм.
10. Трафареты. 1
Слои.
11. Сбрызгивание. 1
Рисование по влажной основе.
12. Фломастеры как краски. 1
Штампы.
13. Монотипия. 1
Рисование по рельефной поверхности.
14. Цветная основа. 1
Смешанная техника и исправления.
Рисование на темы. 6
15. Натюрморт. Букет нарциссов. 1
16. Весенние зарисовки. 1
17. Городской пейзаж. 1
18. Художники на этюдах. 1
19. Работа по представлению. 1
20. Работа по представлению.
1
№ п/п Разделы и темы Часы Сроки
Рисование гуашью. 6 21. Авторский стиль. Полезные привычки.
Материалы и оборудование для работы с гуашью. 1 22. Художественные приёмы. Равномерное окрашивание. Заливка.
1 23. Жидкая гуашь. Стирание границ.
1 24. Размывание. Сухая кисть
1 25. Мазки. Гуашь по - влажному.
1 26. Трафареты. Штампы.
1 Рисование на темы. 8 27. Летний день.( Заливка, жидкая гуашь, сухая кисть ). 1
28. Изображение цветов.(Мазки, равномерное окрашивание, стирание границ). 1
29. Натюрморт с фруктами . (Мазки ).
1
30. Морской пейзаж. ( Заливка, равномерное окрашивание, жидкая гуашь, стирание границ, сухая кисть ). 1
31. Изображение животных .( Мазки, равномерное окрашивание , жидкая гуашь, стирание границ, сухая кисть). 1
32. Портрет (Мазки, равномерное окрашивание, жидкая гуашь, стирание границ, сухая кисть). 1
33. Абстрактный стиль. Смешанная техника.
1
34. Мультипликационные образы. Анимация.
1