Конспект урока по окружающему миру Наш адрес — Россия (1 класс)
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по Образовательной системе «Перспектива»
Крюкова М.И.
Ярославль, 2015
Задачи:
воспитание патриотизма и гражданственности, чувства гордости за свою Родину; интеллектуальное развитие детей и подростков посредством изучения истории и традиций своей страны; расширение знаний по истории России; развитие мотивации к познанию историко-культурных традиций народа; изучение истории государственных символов и их исторической преемственности; развитие творческих способностей детей.
расширить знания учащихся о истории России и государственной символике; способствовать восприятию подростками нравственных ценностей (любви к Родине, патриотизма, гражданственности); воспитывать у детей уважительное отношение к государственным символам, истории своей страны и своего народа.
«Наш адрес – Россия».
Я:Здраствуйте ребята. Присутствующие, уважаемые гости. Мы с учащимися нашего класса подготовили сегодня необычный урок. Но сначала я начну с вопроса: - Где вы живете? (ответы детей).
На этот вопрос каждый из вас отвечает по – разному. Но каждый из вас указывает конкретное название, которое обозначает место, где живут люди. Но все, кто живет в нашем городе и в тех поселках, которые вы сейчас перечислили, говоря о своем местожительстве, начнут одинаково – «Мой адрес – Россия» - это и есть тема нашего урока, в котором речь пойдет о нашей Родине. У вас было домашнее задание продолжить предложение Символы России – это… (вывешиваю табличку на доску).
Чтобы ответить на этот вопрос ребятам потребовалось не мало времени, они изучили много литературы, обращались за помощью к взрослым. А начнем мы нашу работу вот с такого задания (показываю черный ящик).
Перед вами черный ящик в нем лежит предмет. Ваша задача – по моему описанию этого предмета вы должны догадаться. Что это за предмет.
Этому предмету всего сто лет, хотя мы привыкли думать, что он намного старше.
Прообразом ему послужило изображение японского старичка Фурукуму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий.
Это деревянная игрушка популярна во всем мире. Ее воспринимают как символ России.
Дополнительная подсказка: традиционно эти игрушки изображают деревенскую девушку в нарядном русском сарафане. Фигурка раскладывается еще на несколько фигурок, вложенных одна в другую. Их число может меняться от 2-3 до 12-24 и даже до 48 штук. А называется эта игрушка русская ... (Матрешка).
(показываю матрешку). Вот эта игрушка считается символом России. (вывешиваю табличку на доску). А что вообще такое символ. Как вы это понимаете? Давайте обратимся за помощью к толковому словарю (работа со словарем).
(Один из учеников читает) Символ – это отличительный знак организации, учреждения, какого – либо государства, страны.
Вот и я продолжила предложение Символы России – это...
О каком символе России дома готовил Саша, давайте послушаем.
ФЛАГ. (Курматов Саша)
22 августа вся страна празднует один из главных праздников в любом государстве – День Государственного флага России. Государственный флаг – это не только предмет, являющийся символом государства. Это святыня. Которую берегут, которой дорожат. Пока есть флаг страны – существует страна. Флаг – это полотнище на древке или шнуре, определенной раскраски. Он является официальным отличительным знаком государства. 1705 год можно считать днем рождения российского флага.
На рубеже 19 – 20 веков императором Николаем2 в качестве государственного флага был утвержден бело – сине – красный флаг. Три цвета флага, ставшего национальным. Получили официальное толкование. Красный цвет означал державность, синий – цвет Богоматери, под покровительством которой находится Россия, белый – цвет свободы и независимости.
С приходом советской власти цвет флага снова поменялся. Флаг стал красного цвета, поскольку красный считался цветом «огня и крови, пролитой в борьбе с угнетателями».
История после событий 1991 года вернула России бело – сине – красный флаг. Считается, что цвета флага имеют следующую символику:
Белый – мир. Чистоту, совершенство, непорочность;
Синий – веру и верность, постоянство;
Красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
В соответствии с законом, Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета.
Я: молодец Саша. Ты очень хорошо поработал над своим заданием. Вот теперь сделай вывод, почему ты считаешь флаг символом России?
ОТВЕТ: Изучая эти флаги, можно увидеть, кто управлял государством, какие исторические события проходили.
Я: О следующем символе России готовил Егор.
ГЕРБ. (Егор Черепенин)
Итак, на государственном гербе России мы видим двуглавого орла.
Двуглавый орел как герб Московского государства впервые появился на печати Ивана III в 1497 году.
С 1625 года, при царе Михаиле Федоровиче Романове, над главами орла появились три короны. Считается, что они являются символами трех княжеств: Казанского, Астраханского, Сибирского.
В конце ХГХ века император Александр Ш утвердил рисунок Большого Государственного герба Российской империи. На рисунке двуглавый орел, широко распахнув крылья, устремляет взоры на Запад и Восток. На груди орла - щит с изображением Святого Георгия Победоносца. Три короны, скрепленные лентой, символизируют братство восточнославянских народов. Скипетр и держава - свидетельство незыблемости государства. Вокруг помещены религиозные символы и гербы территорий, входивших в то время в состав России. Советский герб отличался от государственной символики царской России. Он выглядел так: серп и молот - символы нерушимого союза рабочих и крестьян, солнце - высокая цель построения коммунистического общества, пшеничные колосья - мирный созидательный труд граждан и благополучие державы.
После того, как СССР как государства не стало, вновь встал вопрос о государственных символах. В ноябре 1993 года первый Президент России Борис Ельцин указом утвердил двуглавого орла в качестве государственного герба. В 2000 году закон о гербе был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Владимиром Владимировичем Путиным.
Таким образом, Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности, красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми и одной большой коронами, соединенными лентой. В лапах орла с правой стороны - скипетр, с левой - держава. На груди орла, в красном щите, - едущий влево на серебряном коне серебряный всадник в синем плаще, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона, также обращенного влево.
Я: молодец Егор. Очень хороший рассказ. Почему ты считаешь герб символом России?
ОТВЕТ: потому что герб говорит об исторической преемственности современной России.
Вывешиваю табличку на доску
Я о гимне.
А я расскажу вам о гимне. Что такое гимн? Государственный гимн - это торжественное музыкально-поэтическое произведение. Текст гимна отражает чувства патриотизма, уважения к истории страны, ее государственному строю.
У гимна есть своя история. Он неоднократно менялся.
- гимн «Боже, царя храни» - это гимн царской эпохи;
- «Интернационал» - гимн советской эпохи;
- в года ВОВ был написан гимн советского союза. Этот гимн знают ваши родители.
- в 2001 году гимн был переписан и существует до сегодняшнего дня.
Задаю вопросы6
- Где вы можете слышать гимн? На каких мероприятиях? Да, совершенно верно вы отвечаете. Он исполняется утвержденной музыкой и текстом.
- как присутствующие на официальном мероприятии слушают гимн? (стоя, мужчины без головных уборов)
Вывод: Государственный гимн Росси – это символ государственного единства. Почему? Потому что когда мы слышим гимн, можно сразу понять о какой стране идет речь.
Гимн, герб, флаг – это символы государственного суверенитета (свобода, независимость нашего государства).
Изучая символы, мы можем отчетливее понять историю Отечества, увидеть ее в живом движении. Ведь за этими гербами и флагами таких разных эпох стоят реальные люди минувших столетий с их историческими делами и устремлениями.
Вывешиваю табличку на доску (гимн, флаг, герб). – Я их неспроста написала на одном листочке. Ведь гимн, флаг и герб – это символы государственного суверенитета
Я: а вот как раз о этих людях готовила Ксюша.
РУССКИЕ ПРАВИТЕЛИ. (Ксюша Васильева)
Иван Калита. Великий князь Владимирский был колоритной фигурой в русской истории. Он скопил огромные богатства, но не ради личной корысти. Все средства он тратил на покупку новых земель в чужих княжеских владениях. Умный и хитрый, упорный в достижении своих целей, он сыграл выдающуюся роль в усилении Московского княжества, собирании русских земель вокруг Москвы. Он добился права сбора ордынской дани на Руси и прекращения татарских набегов на русские земли.
Владимир Мономах. Он был сыном великого князя Всеволода Ярославича, а прозван по имени матери – дочери византийского императора. Большой его заслугой стало прекращение больших междоусобиц, сплочение сил Руси для отпора ее врагам – половцам. Он стал и военным руководителем походов против них в 1103, 1107 и 1111 годах. С его именем связано появление первой короны русских царей, одна из которых хранится и сейчас в Оружейной палате Московского Кремля.
Александр2. Он был сыном Николая1. А воспитателем императора стал знаменитый поэт, друг Пушкина, В.А. Жуковский. Несмотря на консервативные взгляды, он был вынужден провести ряд важных, поистине исторических реформ. Важнейшей реформой была отмена в 1861 г. крепостного права, положившая конец рабству в России. В день своей коронации царь объявил об амнистии декабристам. В 1877 г. царь начал войну с Турцией за влияние на Балканах. В результате ее, к России были присоединены Крым, Бесарабия, Южная Украина и ряд других земель.
Иван Грозный. Уже в юности он жестоко расправлялся с неугодными ему временщиками и враждующими группировками Шуйских и Вельских. Он стремился к созданию самодержавной власти, централизованной державы. Он присоединяет к России Казанское ханство, а позже Астраханское. Берется курс на доведение до конца борьбы против преемников Золотой Орды, расширение на Восток, а также на овладение Балтийским морем. Он усилил социальный гнет. При нем был отменен Юрьев день, когда крестьяне могли переходить от одного помещика к другому.
Екатерина2. Великой эту императрицу называли не случайно. Обладая железной волей, недюжинным умом и способностями, она, немка по происхождению, быстро изучила русский язык, освоилась с обычаями и обстановкой в новой для нее стране. Вскоре после замужества с императором Петром III она свергла его и сама заняла русский престол. Выступала императрица и как искусный дипломат. Она провела две войны с Турцией, отмеченные крупными победами Румянцева, Суворова, Потемкина, Кутузова.
Петр1. На своей личной печати он вырезал следующее: «Я ученик и нуждаюсь в учителях». Он учился сам и заставлял учиться своих подданных, отправляя их за границу, а по возвращении частенько сам экзаменовал их. И горе было тому, кто вдали от Родины бил баклуши да бегал по балам, вместо того, чтобы учиться.
Он работал в голландском городке Заандаме на верфи простым плотником: строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые бревна.
При нем Россия сделала большой шаг вперед. Он «прорубил окно в Европу». Им была построена новая столица России - Санкт-Петербург.
Я: Молодец Ксюша. Ксюша, почему ты думаешь, что русских правителей можно считать символом России?
ВЫВОД: По фактам биографии этих людей, мы можем судить о том, что они внесли большой вклад в развитие России и за ними стоят целые эпохи их правления.
Показываю Медведева на слайде.
Вы узнали кто это? (ответы: президент, верховный главнокомандующий)
Ребята, а скажите, пожалуйста, какой вклад Медведев Д.А. внес в развитие России? (материнский капитал, все делается для того, чтобы вы получили хорошее образование, помощь пенсионерам, повышается престиж армии …..)
Вывешиваю табличку на доску.
О следующем символе нам расскажет Вика.
Монеты. (Вика Морозова)
«Монета» - латинское слово. Оно появилось в Древнем Риме. Согласно легенде, богиня Юнона предупредила римлян, что им грозит землетрясение. В знак благодарности они воздвигли храм и посвятили его Юноне Монете («монео» означает «предупреждаю», «предостерегаю»). Во дворе храма находился первый монетный двор. Но далеко не всегда деньги имели вид монеты. До того как человек придумал эту удобную форму, он пользовался для расчетов теми предметами, которые представляли для него ценность.
В разных странах эти вещи были разными: ракушки - кауры; слоновая кость, шкурки куницы или белки, барабаны. Постепенно торговля расширялась, и становилось все труднее использовать различные предметы при расчетах.
На смену им приходят металлы: золото, серебро или медь, которые не портились и легко делились. В Древнюю Русь само слово деньги пришло с Востока. Названия старинных монет непривычны для нашего слуха: куны, ногаты, резаны, белки. Куны - это шкурки куницы, которые очень высоко ценились. Ногаты - это более мелкая единица, часть шкурки, ланка животного. Резаны - это обрезки серебряных монет. Если торговля шла на вес, то они служили как мелкие гирьки. Однако денежная система на Руси постепенно менялась.
На смену «натуральным» деньгам приходят рубль, гривна, алтын, деньга, полтина, копейка, полушка.
Я: Спасибо Вика. Как ты думаешь, почему монеты так же можно считать символом России?
ОТВЕТ: потому что на протяжении многих столетий люди пользуются деньгами как наиболее удобным средством платежа.
Я делаю вывод: поскольку деньги столько лет сопровождают человека, они сами являются ценным историческим материалом, по которому мы можем много узнать о жизни людей в прошлом.
Вывешиваю табличку на доску
Я: А сейчас я предлагаю вам поиграть. Я буду задавать вопрос, а вы отвечать. (разделить на команды 1 команда – это 1 ряд, 2 команда – это 2 ряд) За правильный ответ вы получаете желтый жетон, а за не правильный штраф – красный жетон.
Откуда к нам пришло слово монета? (Древний Рим) – это латинское слово
Какие предметы использовались при расчетах? (ракушки – кауры, слоновая кость, шкурки куницы или белки, барабаны)
Какие металлы пришли на смену этим предметам (ракушки, слоновая кость …) (золото, серебро, медь).
От куда к нам пришло слово деньги? (с востока).
Шкурки куницы, которые высоко ценились. Как они назывались? (куны)
Мелкая единица, часть шкурки. Как это называется? (ногаты)
Как назывались отрезки серебряных монет? (резаны)
Что пришло на смену «натуральным» деньгам? (рубль, гривна, алтын …)
Я: ну я думаю, что после этой игры вы будете лучше знать историю монет.
Ну и еще об одном символе нам расскажет Виолетта.
Города России. (Виолетта Соболева)
Загорск. Стены Троицкого собора в Троице – Сергиевом монастыре украшены росписью знаменитого Андрея Рублева. Собор был построен в середине XIV в. как символ борьбы за независимость и единение русских земель.
Ростов Великий. Один из старейших городов России. Один из достопримечательностей является Кремль. (Каждый монастырь имеет свой звон. Давайте послушаем)
Суздаль. В Спасо – Ефимиевом монастыре похоронен предводитель народного ополчения героического 1612 г. - князь Дмитрий Пожарский, которому в сквере перед монастырем в 1955 г. поставлен памятник.
Кострома. В этом городе одной из главных достопримечательностей является Ипатьевский монастырь, который был некоторое время резиденцией первого царя из династии Романовых Михаила. Впоследствии Романовы, полагавшие Ипатьевский монастырь своей святыней, постоянно оказывали ему щедрую материальную помощь.
Владимир. В XV в. московский великий князь Иван III пригласил в Москву итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, в качестве образца для Кремлевского собора князь указал на Успенский собор, построенный в XII в., и прославленный итальянец оценил красоту творения русских зодчих.
Я: Спасибо Виолетта. Скажи нам почему города России можно отнести к символам России?
Ответ: Как говорит пословица – «Что ни город – то свой норов!», т.е. в каждом из этих городов есть очень красивые особенности архитектурного строения.
Я делаю вывод: Города России - ожерелье древних русских городов на северо-востоке России. Старинные русские города земли Залесской - Владимир, Суздаль, волжские твердыни - Ярославль, Москва, Кострома, а также Ростов Великий и Загорск образовали своеобразный туристический маршрут, на котором встречают жемчужины русского зодчества, свидетели славы русской. Этот туристический маршрут называется «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО».
Вывешиваю табличку на доску.
Обращаюсь ко всем: Ребята, а чем нам еще можно продолжить этот список? (показываю на ранее вывешенные таблички). Какие символы мы еще можем записать? (устно перечисляем эти символы).
Я: Однако ответы, без сомнения, будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы - луга, поля, леса, кому-то на ум придут сувениры: матрешки, самовары, медведи. Любители русской старины расскажут о древнем Московском Кремле, и регалиях - знаках царской власти: скипетре, короне, державе, бармах, Шапке Мономаха и, конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни, существующие и разрушенные: Красную площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя. А кто-то, возможно, обратит свой мысленный взор к своей «малой Родине» - городу, в котором он родился и вырос, где остался родительский дом. И каждый по-своему будет, прав.Все эти символы и можно назвать адресом. Символы это олицетворение патриотизма, мужества русского народа на протяжении многих веков. Изучая историю России, ее символику и традиции, мы учимся понимать и определять собственную силу и значимость каждого из нас в великой истории нашей Родины. И патриотизм русского человека выражается прежде всего в интересе к национальным традициям, в уважении к национальной символике, в способности воспринимать исторические события как близкие и дорогие, чувствовать свою сопричастность к делам предков. И сегодня вы проявили свой патриотизм.
А на следующем уроке мы с Вами отправимся в виртуальное путешествие в Москву.
Используемая литература.
Антонов В.В. Изучаем права человека. М.: Вита-Пресс, 1996.
Артамонов В.А., Соболева Н.А. Символы России: Очерки государственной символики России. М., 1993.
Бабушкин А.В. Как подростку защитить свои права? М.: Сам себе адвокат, 2000.
Васильев В.В., Головина Л.А. Кантемировская модель воспитания. Воронеж, 2001.
Вилинбахов Г. Родословная российского герба // Родина. 19№ 1.
Герб, флаг, гимн России: Изучение государственных символов Российской Федерации в школе: Методические рекомендации. М., 2003.
Гражданское образование и социальное проектирование. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». М., 2003.
Документы ООН о детях, женщинах и образовании. М.: Народное образование, 1995.
Загоровский В.Н. Воронежский край с древнейших времен до конца XVII века. Воронеж, 1988.
История России в лицах и датах. Словарь-справочник. СПб, 1995.
Кодекс РФ об административных правонарушениях. М.: Юрайт, 2004.
Комментарий к Уголовному кодексу РФ / В.М. Лебедев и Ю.И. Скуратов. - 4-е изд., перераб. и доп. М: Норма, 2002.
Конвенция о правах ребёнка. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Конов А. Геральдика российская // Нева. 1985. № 2.
Конституция РФ.М.: Айрис-Пресс, 2004.
16.Копылов Е.А. Гражданская позиция школьников. М, 1996.
17.Кравчук А. Троянская война. М., 1991.
18.Крутое В.В., Крутова Л.В. «Боже, царя храни...» История первого российского гимна. М, 1998.
19.Лакиер А.Б. Русская геральдика. М: Книга, 1990.
20.Малюшкина А.Б., Романова Е.А. Дела школьные. М, 2003.
21.Немировский А.И. Мифы древней Эллады. М., 1992.
22.Никитин А. Ф. Право и политика: Уч. пособ. для общеобразовательного учреждения М: Просвещение, 2000.
23.Пахомов В.П. Методика социально-образовательного проекта «Гражданин». Самара, 2005.
24.Православная культура. Нормативно-правовые акты, документы, обоснование введения курса в учебную программ; образовательных учреждений. М.: Покров, 2004.
Раздымалин И.Ф., Васильев В.В., Головина Л.А. Сельский социум: организация и функционирование социально-педагогических комплексов (из опыта Кантемировского района Воронежской области). Серия «Модернизация образования и социальное развитие села. Региональный опыт». М., 2003.
Романовский В.К. Символы Российской государственности. Герб. Флаг. Гимн: Пособие для учителя. М: Русское слово, 2002.
Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика России». М.: ВАКО, 2004.
Следзевский И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 4.
Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М.,1999.
Смоленский М.Б. Семейное право России. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. М.: ВЛАДОС, 2002.
Трудовой кодекс РФ. М.: Юнвес, 2002.
Уголовный кодекс РФ. М.: Проспект, 2002.
Хорошкевич А.А. Символы русской государственности. М., 1989
Шабелънш B.C., Каширцева Е.Г. Ваши права: Кн. для учащихся нач. классов. М.: Вита-Пресс, 1996.
Школьники имеют право. Ижевск: Центр гуманитарного образования, 2002.
37.Шулянский Е.Г. Очерки истории Воронежского края. Воронеж, 1961.
38.Юридические основы взаимоотношений государственных образовательных учреждений и РПЦ. Информационный сборник.
Воронеж, 2002.
39.Янушкявичюс Р. Основы нравственности: Уч. пос. для школьников и студентов. - 3-е изд., испр. и доп. М.: Про-Пресс, 2000.