Доклад на педагогической конференции на тему:ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВАЦИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС


ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВАЦИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
 Видеть и делать новое — очень большое удовольствие.
Вольтер
В последние годы термин «новация», широко используются в педагогике, что, несомненно, является следствием объективных процессов, происходящих в сфере образования. Введение различных новаций обеспечивает реализацию одного из основополагающих принципов современного образования - принципа личностного подхода.
Быть педагогически грамотным специалистом без изучения современных образовательных технологий сегодня невозможно. Причем,  преподавателям мало только знать о современных новационных технологиях, необходимо еще уметь внедрять эти новации в учебный процесс.
В педагогической науке понятие Педагогическая новация определяется как  нововведение, которое разрабатывается и проводится не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки, и означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Новационные технологии – это дополнение и производство (изобретение) нового для системы образования компонента.
Инновации в образовании проявляются в следующем:
·      новация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
·      использование новаций содействует созданию условий развития личности студентов;
·      внедрение новаций ведет к изменениям других компонентов системы учебного заведения.
Основные направления новационной деятельности в учебном заведении:
·      совершенствование содержания образования;
·      изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;
·      совершенствование системы управления;
·      информатизация образовательного процесса.
В последние годы в нашем колледже применяют самые различные педагогические новации.
Зарубежные и российские исследователи выделяют пять различающихся своими действиями категорий участников инновационного процесса: собственно инноваторы - инициаторы инноваций (2,5%); распространители - энтузиасты, захваченные новой идеей и готовые приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь (13,5%); основная масса (первое, раннее большинство, индивидуумы, сравнительно быстро воспринимающие инновацию, т.н. принимающие - 34%); консерваторы - второе, позднее большинство, ориентирующееся на новые научные открытия или изобретения (34%); запаздывающие, отстающие в восприятии инновации (поздние принимающие, скептики (16%) [4; 6].В ходе нашего исследования получены аналогичные данные. Однозначное признание необходимости применения инноваций в преподавании выразили 39% слушателей. Гораздо более многочисленными оказались весьма осторожные сторонники применения лишь некоторых инновационных подходов в сочетании с традиционными методами обучения 48% - отечественные консерваторы.
Некомпетентными в данном вопросе признали себя 13%слушателей.
Следовательно, в среднем около трети участников анкетного опроса достаточно подготовлены к освоению, применению и использованию разнообразных инновационных образовательных технологий. Остальные занимают в лучшем случае выжидательную и консервативную позицию, не обязывающую к переменам и проведению серьезных подготовительных мероприятий, связанных с внедрением инноваций.
Распространение информационных и интернет-технологий в российской социальной и образовательной среде обусловило качественное улучшение отношения респондентов к возможности оснащения ими учебного процесса. Более 50% слушателей считают, что их применение сделает обучение более понятным и интересным; 45% (соответственно) - что это позволит изменить методы и формы обучения.
По отношению к формам обучения выявлено преобладание традиционных подходов. Явное предпочтение респонденты отдают лекциям в аудитории (71% - слушатели) и семинарам по наиболее проблемным и актуальным аспектам методики физического воспитания 58% соответственно.
Однако, несмотря на преобладание традиционных подходов, выводы показали положительное отношение слушателей к лекциям, записанным на электронных носителях 85%, и применению деловых игр 25%.
Специфика обучения методикам физического воспитания обусловливает важность применения практико-ориентированных методов. Однако многие преподаватели по тем или иным причинам не используют эти методы в своей работе.
Исходя из этих данных, следует подчеркнуть, что более современные методы преподавания в меньшей степени, чем традиционные, применяются в обучении методикам по физическому воспитанию. Скорее всего, это связано как с недостаточной компетентностью преподавателей, так и с отсутствием соответствующим образом оборудованных учебных мест.
Применение инновационных методов обучения предполагает соединение в учебном процессе групповых, консультационных и самостоятельных форм занятий. Преподаватели редко используют эту возможность расширения и обновления знаний слушателей в связи с преобладанием традиционных стереотипов, используемых ими для работы в аудитории в течение достаточно длительного времени.
Оценка эффективности слушателями различных форм и методов новационного обучения и их анализ позволили выявить приоритеты этой группы.
По мнению «Слушателей», наиболее удобными и эффективными методическими приемами, способствующими усвоению материала, являются разбор практических ситуаций 67%, лекции преподавателя в аудитории 62%, семинары по наиболее проблемным или актуальным аспектам физического воспитания51%.
Полученные результаты, характеризующие степень осведомленности респондентов об инновационных методах обучения, достаточно убедительно свидетельствуют о разном уровне их погруженности в проблему и зачастую о недостаточной компетентности и заинтересованности преподавателей в её решении по сравнению с другими участниками учебного процесса.
В целом мнения слушателей учебного процесса о причинах, мешающих внедрению новаций в процесс обучения методикам физического воспитания, достаточно близки.
К другим причинам, по мнению респондентов, можно отнести:
отсутствие заинтересованности руководителей и преподавателей - 44% и 64%
низкую мотивацию преподавателей - 31% и 58%
отсутствие качественного и удобного в реализации методического инструментария - 22% и 64%
отсутствие соответствующей материально-технической базы - 67%.
Недооценка «Преподавателями» таких причин, как необходимость дополнительного времени на адаптацию новых видов обучения к условиям конкретного предприятия (7%); психологическое сопротивление новому (16%); отсутствие необходимой подготовки у слушателей (24%), свидетельствует о недостаточном понимании роли данных факторов в процессе внедрения новационных методов.
Таким образом, основной проблемой внедрения новационных методов обучения методикам физического воспитания, является дефицит преподавателей, освоивших различные методы и формы организации новационного обучения (дискуссии, анализ конкретных профессиональных ситуаций, игровое моделирование процесса обучения и др.) на уровне, позволяющем не только активно применять их на практике, но и значительно повышать качество знаний слушателей.