Программа внеурочной деятельности Юный инспектор для 5 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Юные инспекторы дорожного движения» разработана для обучающихся 4-6 классов, возраст –10-12 лет на основе «Примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования» под редакцией В. А.Горского, Москва, «Просвещение», 2011год и авторской программы «Юные инспекторы дорожного движения» Н. Ф. Виноградовой.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны.
В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательного учреждения в данном направлении.
Цель программы:
· вовлечение обучающихся в деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
· ознакомление детей с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
· обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного процесса.
Задачи программы:
· обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
· познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД;
· дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма;
· научить приёмам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
· развить природные задатки, способствующие успеху в социальном и профессиональном определении детей;
· привлечь школьников к активной пропаганде Правил дорожного движения;
· вовлечь их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма.
Программа составлена по трём основным видам деятельности:
· обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;
· творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
· практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (групповые, индивидуальные).
Актуальность:
При переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.
Новизна:
Воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.
Принципы программы:
Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом. Вовлечение каждого ребёнка в активную деятельность.
Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности. Учёт возрастных особенностей детей.
Единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования.
Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). Связь теории с практикой.
Формы и режим занятий
Занятия по данной программе проводятся педагогом, с привлечением мед. работника.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год). В течение периода обучения школьники знакомятся с Правилами дорожного движения в доступной игровой форме, с использованием средств ИКТ.
Важно решать вопросы комплексно, воссоединив практические и теоретические занятия в непрерывный процесс обучения и воспитания.
Рабочая программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся, совместную деятельность учащихся и родителей, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.
Основными направлениями работы юных инспекторов движения следует считать воспитание на героических, трудовых традициях юных инспекторов движения в духе гуманного отношения к людям, углублённое изучение Правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения, пропаганда Правил дорожного движения в школе, детском саду с использованием технических средств, знакомство с правилами для юных велосипедистов, воспитание коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки.
Обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств становится причиной дорожных происшествий.
На занятиях по программе «Юные инспектора дорожного движения» используются нетрадиционные формы: КВН, игры-путешествия и другие, особенно эффективны видео-уроки по соблюдению правил дорожного движения, проходят конкурсы рисунков, плакатов «Мы по городу идем», «Ты и дорога».
Одним из важных направлений работы следует считать формирование у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.
Учебно-тематическое планирование
№
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Понятие об участниках дорожного движения
4
1
3
2
Правила безопасного поведения на дорогах и улицах
6
1
5
3
Освоение навыков безопасного движения пешехода
5
1
4
4
Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта
9
2
7
5
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему в ДТП
9
6
3
6
Профилактика детского дорожного травматизма
7
1
6
7
Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков ПДД
8
1
7
8
Освоение навыков безопасного движения велосипедиста
5
1
4
9
Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда
3
1
2
10
Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо»
7
1
7
11
Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного
5
1
5
Итого:
68
16
52
Содержание курса
1. Понятие об участниках дорожного движения.
Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения.
Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам.
2. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах.
Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Виды перекрёстков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил.
Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях.
3. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста.
Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест.
Практическая работа: подготовка велосипеда к походу.
4. Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда.
Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда. Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда. Освоение приёмов безопасного падения.
Практическая работа: освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда.
5. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта.
Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения.
Практическая работа: сюжетно-ролевые игры по разбору наиболее часто возникающих ситуаций нарушения пешеходов ПДД
6. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему в ДТП.
Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии. Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших.
Практическая работа: отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.
7. Профилактика детского дорожного травматизма.
Разработка маршрутов по схеме безопасного движения по наиболее часто встречающимся маршрутам движения. Знакомство со статистическими данными дорожно-транспортных происшествий на дорогах Ленинского муниципального района и ЕАО.
Практическая работа: тренинг по безопасному вождению велосипеда «педального автомобиля», участие в сюжетно-ролевой игре на тему «Правила дорожного движения».
8. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков ПДД.
Организация утренников, смотров, викторин, КВН и соревнований по правилам безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание ПДД.
Практическая работа: проведение утренников, смотров, викторин, конкурса эрудитов и т. п.
9. Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо».
Подготовка общешкольных соревнований «Безопасное колесо».
Практическая работа: проведение соревнований.
10. Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения.
Подведение итогов работы по программе. Подготовка выступления агитбригад юных инспекторов дорожного движения.
Ожидаемые результаты:
Личностные
· принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
· самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
· уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
· осознание ответственности человека за общее благополучие;
· этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
· положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;
· способность к самооценке;
· начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
· навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
· умение ставить и формулировать проблемы;
· навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
· установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
· использование речи для регуляции своего действия;
· адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
· умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
· умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
· работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
· ставить вопросы;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться и приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Планируемые результаты
знать:
- историю возникновения ПДД;
- безопасный путь из дома до школы;
- дорожные знаки; сигналы светофора;
- виды транспорта;
- причины ДТП;
- правила поведения в транспорте.
уметь:
- применять знания Правил дорожного движения на практике,
- безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников,
-помогать младшим товарищам при переходе улиц и дорог;
- выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам;
- оценивать дорожную ситуацию;
- оказывать первую неотложную доврачебную помощь пострадавшим в ДТП.
иметь навыки:
- дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
- взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
- участия в конкурсах, соревнованиях.
- активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Учебно-методическое обеспечение программы:
1. «Правила дорожного движения для школьников». Теория и практика поведения на дороге. Тесты.
2.CD- диск «Школа Смешариков». Игра на диске по правилам дорожного движения
3. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Для педагогов учреждений дополнительного образования. Москва, 2012.
4 . Методическое пособие. «Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма». Москва «Третий Рим», 2012.
5. Азбука Пешехода, Москва 2010.
6. Набор карточек «Дорожные знаки»
7. CD-ROM, «Правила дорожного движения. Теория и практика», 2014 г
Формы контроля уровня достижений обучающихся:
устный опрос
письменная самостоятельная работа
тестовые задания
творческая работа
участие в соревнованиях.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
велосипед,
набор препятствий (качели, стойки,)
Календарно-тематическое планирование 4 класс, 2 ч./нед
№
Дата
Тема занятия
Характеристика основных видов деятельности и теоретические сведения
План. Сроки прохождения
Фактические сроки прох-я
1
01.09-05.09
4.09
Понятие об участниках дорожного движения
Учащ-ся отвечают на вопросы учителя. Работа с иллюстративным материалом .Элементы улиц и дорог
2
01.09-05.09
5.09
Дорожная разметка
Выполняют задание на листах. Познавательная игра «Я – строитель дороги»
3
08.09-12.09
11.09
Дорожные знаки
Делают рисунки дор.знаковИзучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам
4
08.09-12.09
12.09
Сигналы светофора и регулировщика дорожного движения
Осваивают материал на практике.Викторина, презентация об истории рождения светофора
5
15.09-19.09
18.09
Правила безопасного поведения на дорогах и улицах
Просматривают видео-фрагмент и комментируют.Разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях. Правила для пешеходов
6
15.09-19.09
19.09
Правила для пешеходов и водителей транспортных средств
Просматривают видео-фрагмент и комментируют его. Разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях
7
22.09-26.09
25.09
Обязанности пешеходов
Разбирают действия пешеходов и водителей транспортных средств в конкретных дорожных ситуациях
8
22.09-26.09
26.09
Виды перекрёстков
Работа с раздаточным материалом. Определяют вид перекрестка
9
29.09-03.10
2.10
Правила разъезда на перекрёстках
Практические занятия по теме.Работают с диском.
10
29.09-03.10
3.10
Ответственность за нарушение правил дорожного движения
Беседа с работником ГИБДД. Составление записи за правонарушение
11
06.10-10.10
9.10
Освоение навыков безопасного движения пешехода
Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках Работа с иллюстративным материалом
12
06.10-10.10
10.10
Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках
Просматривают видео-фрагмент и комментируют его. Практические занятия
13
13.10-17.10
16.10
Виды опасных участков для движения
Просматривают видео-фрагмент и комментируют его.
14
13.10-17.10
17.10
Разбор дорожной обстановки на маршруте. Опасные для движения места
Просматривают видео-фрагмент и комментируют его.Практические занятия
15
20.10-24.10
23.10
Дорожная обстановка на маршруте, определение опасных для движения мест
Усваивают материал в игровой форме. Викторина
16
20.10-24.10
24.10
Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта
Изучение правил дорожного движения .Игра “История ПДД”
17
27.10-31.10
30.10
Основные правила дорожного движения
Просматривают видео-фрагмент и комментируют его.
18
27.10-31.10
31.10
Изучение правил дорожного движения в ночное время
Просматривают видео-фрагмент и комментируют его
19
10.11-14.11
13.11
Правила дорожного движения на участках, где идут строительные работы
Игра – викторина “Дорожная азбука”
20
10.11-14.11
14.11
Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения
Сюжетно-ролевые игры по разбору наиболее часто возникающих ситуаций нарушения пешеходов ПДД
21
17.11-21.11
20.11
Комментарии ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения
Сюжетно-ролевые игры по разбору наиболее часто возникающих ситуаций нарушения пешеходов ПДД
22
17.11-21.11
21.11
Ситуации , с которыми сталкивается водитель в практике дорожного движения
Сюжетно-ролевые игры по разбору наиболее часто возникающих ситуаций нарушения пешеходов ПДД
23
24.11-28.11
27.11
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему в ДТП
Просмотр презентации. Беседа с фельдшером Практическое знакомство с аптечкой .Состав и назначение автоаптечки.
24
24.11-28.11
28.11
Классификация возможных травм
Просмотр презентации. Беседа с фельдшером
25
01.12-05.12
04.12
Первая доврачебная помощь пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии
Урок-практикум. Беседа с фельдшером
26
01.12-05.12
05.12
Обработка ран и способы остановки кровотечения
Отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему
27
08.12-12.12
11.12
Виды перевязочных средств и правила наложения повязок
Отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему
28
08.12-12.12
12.12
Транспортировка пострадавших. Правила наложения повязок
Отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему
29
15.12-19.12
18.12
Медикаменты , находящиеся в дор. аптечке
Отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему
30
15.12-19.12
19.12
Профилактика детского дорожного травматизма
Знакомство со статистическими данными дорожно-транспортных происшествий на дорогах Братского района
31
22.12-26.12
25.12
Причины дорожно – транспортных происшествий
Сюжетно-ролевая игра на тему «Правила дорожного движения»
32
22.12-26.12
26.12
Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах
Беседа с работником ГИБДД
33
12.01-16.01
15.01
Тормозной путь транспортных средств
Беседа с работником ГИБДД
34
12.01-16.01
16.01
Скрытые опасности на дороге. “Дорожные ловушки”
Ролевая игра по ситуациям
35
19.01-23.01
22.01
Движение в жилой зоне
Ролевая игра по ситуациям
36
19.01-23.01
23.01
Правила перевозки людей
Урок-практикум
37
26.01-30.01
29.01
Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков ПДД
Организация утренников, смотров, викторин, КВН и соревнований по правилам безопасного дорожного движения.
38
26.01-30.01
30.01
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Просматривают видео-фрагмент и комментируют его.
39
02.02-06.02
05.02
Создание знака аварийной остановки своими руками
Выполнение макета знака аварийной остановки
40
02.02-06.02
06.2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Просматривают видео-фрагмент и комментируют его.
41
09.02-13.02
12.02
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ролевая игра по ситуациям
42
09.02-13.02
13.02
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ролевая игра по ситуациям
43
16.02-20.02
19.02
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Просматривают видео-фрагмент и комментируют его.
44
16.02-20.02
20.02
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Отвечают на вопросы , оценивают дор. ситуацию
45
23.02-28.02
05.03
Освоение навыков безопасного движения велосипедиста
Тренинг
по безопасному вождению велосипеда
46
23.02-28.02
05.03
Правила движения для велосипедистов
Ролевая игра по ситуациям
47
02.03-06.03
06.03
Порядок движения группы велосипедистов
Просматривают видео-фрагмент и комментируют
48
02.03-0603
06.03
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Знакомство со статистическими данными дорожно-транспортных происшествий на дорогах.
49
09.03-13.03
12.03
Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда
Урок-практикум
50
09.03-13.03
13.03
Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда.
Осваивают приёмы безопасного падения.
51
16.03-20.03
19.03
Опасность проезда на велосипеде
52
16.03-20.03
20.03
Правила обращения с велосипедом
Ролевая игра по ситуациям
53
30.03-03.04
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Проведение соревнований
54
30.03-03.04
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Отвечают на вопросы , оценивают дор. ситуацию
55
06.04-10.04
Игра «О чём говорят дор. знаки»
Усвоение материала темы в игровой форме
56
06.04-10.04
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
57
13.04-17.04
Организованная транспортная колонна
Просматривают видео-фрагмент и комментируют его.
58
13.04-17.04
Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
Отвечают на вопросы , оценивают дор. ситуацию
59
20.04-27.04
Перевозка грузов
Отвечают на вопросы , оценивают дор. ситуацию
60
20.04-27.04
Подготовка и проведение конкурса «Знаток пдд»
Усвоение материала темы в игровой форме
61
27.04-01.05
Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом
Ролевая игра по ситуациям
62
27.04-01.05
Опасность игр вблизи железнодорожных путей
Отвечают на вопросы , оценивают дор. ситуацию
63
04.05-08.05
Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП).
Знакомство со статистическими данными дорожно-транспортных происшествий на дорогах.
64
04.05-08.05
Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов
Просматривают видео-фрагмент и комментируют его.
65
11.05-15.05
езда по проезжей части детей, не достигших 14-летнего возраста, на велосипеде
Знакомство со статистическими данными дорожно-транспортных происшествий на дорогах.
66
11.05-15.05
Игра в близи или на проезжей части
Отвечают на вопросы , оценивают дор. ситуацию
67
18.05-22.05
выход на проезжую часть из-за препятствия (автобуса, автомобиля)
Отвечают на вопросы , оценивают дор. ситуацию
68
18.05-22.05
Игра-соревнование по Правилам дорожного движения
Усвоение материала темы в игровой форме
Итого: 68 часов
Список литературы:
1. Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма: система работы в образовательном учреждении /авт. – сост. Т. А. Кузьмина, В. В. Шумилова.- Волгоград: учитель, 2011.-111с.
2. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения /авт.-сост. В. Е. Амелина. –М.: Глобус, 2013.- 264 с.- (классное руководство).
3. CD-ROM Правила дорожного движения, ООО «Инновационные технологии», Москва , 2013 г.
15