Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные инспекторы дорожного движения» 1-4 классы

Костромская область, Кологривский район, пос. Красный Бор
МОУ Илешевская ООШ


Утверждаю
Директор школы
___________Голубева Н.А.
от «___»__________20___г.



Рабочая программа
внеурочной деятельности

«Юные инспекторы дорожного движения»



Срок реализации программы- 4 года
2014-2018 учебный год











Составила: учитель начальных классов
Вихарева Наталья Александровна





Пояснительная записка.

На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. Проблема сохранения жизни и здоровья подрастающего поколения – социальная.
К итогам, которые подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках ФГОС второго поколения, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:
- системы знаний о природе, обществе, человеке;
- умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;
- коммуникативных и информационных умений;
- системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
Программа «Юные инспектора дорожного движения» разработана на основе программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации «Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах» в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся начальной школы, направлена на решение задач по обучению детей безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, а также и их воспитанию. Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности (ФГОС-2).

Актуальность программы в том, что одной из первоочередных задач школы, семьи является активная борьба с детским травматизмом и его предупреждением.
В основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания, дано системное изложение учебного материала, адресованного учащимся начальной школы, изложены организация и содержание работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Работа по программе охватывает область знаний, необходимые для безопасного поведения на улице и проезжей части, сознательного отношения к вопросам личной безопасности, умения предугадывать и предотвращать опасные ситуации.

Цель занятий по программе: приобретение знаний и навыков поведения на улице и проезжей части и воспитание культуры пешехода.

Задачи:

- сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;
- обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
- привитие умения пользоваться общественным транспортом;
- ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
- воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
- воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.
Программа «Юные инспектора дорожного движения»» разработана для реализации в начальных класса в рамках личностно-ориентированной модели образовательного учреждения и построена на принципах личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию, цель которых - развить и заложить в младшем школьнике механизмы саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.

Основные принципы реализации программы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.







Ожидаемые результаты работы по программе:


Программа призвана способствовать формированию у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности. Ожидается, что в результате освоения материала программы
школьники будут:

Знать
Уметь

- правила дородного движения
- пользоваться правилами дорожного движения

- сигналы светофора и жесты регулировщика
- переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения

- правила пользования общественным транспортом
- правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта

- знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части
- переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой

- наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части в микрорайоне
- выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части

- правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров
- передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров

- о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения
- уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на проезжей части

- что несет ответственность перед другими участниками дорожного движения
- осознавать ответственность за свою жизнь и своё здоровье, за жизнь и здоровье всех участников дорожного движения.



Методические рекомендации к организации занятий по программе.

Целью внеклассной деятельности по профилактике дорожно-транспортного травматизма является обеспечение личностно - деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность.
Проведение занятий предусматривает теоретическую подачу материала и практическую деятельность в виде занятий в «городке безопасности», экскурсий, игр, подготовки театрализованных представлений по ПДД, подготовка к проведению которых реализуется по принципу сотрудничества детей, родителей и педагога. Управление процессом обучения в «Школе пешехода» осуществляется через создание условий, реализацию творческого потенциала детей, самостоятельную практическую деятельность, приобретение навыков и умений.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1-й класс



темы
Тема занятия
Кол-во часов



Практика.
Теория.
всего

1
Азбука улицы
8
5
13

2
Юные пешеходы
6
4
10

3
Регулирование дорожного движения
6
5
11

4
Дорожные знаки
10
6
16

5
Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте
6
10
16

Всего

36
30
66


2-й класс




темы
Тема занятия
Кол-во часов



Практика.
Теория.
Всего

1
Правила поведения
5
4
9

2
Дети-пассажиры
4
3
7

3
Элементы дороги.
5
8
13

4
Движение пешеходов по улицам и дорогам.
9
8
17

5
Транспортное средство- велосипед
5
6
11

6
Дорожные знаки
5
6
11

Всего

33
35
68/134








3-й класс






темы
Тема занятия
Кол-во часов



Практика.
Теория.
всего

1
Вводное занятие.
1

1

2
Основы безопасности
7
6
13

3
Правила дорожного движения.
6
8
14

4
Дорожные знаки.
6
8
14

5
Государственное страхование

3
3

6
Мы – пассажиры.
7
4
11

7
Медицина.
2
4
6

8
Проектная работы
5
1
6

Всего

34
34
68\202


4-й класс

занятия
в
теме
Тема занятия
Кол-во часов



Практика.
Теория.
всего


Основы медицинских знаний
2,5
1,5
4


Правила оказания первой медицинской помощи
2
2
4


Скорая помощь
7
3
10


Опознавательные знаки
1
3
4


Дорожные знаки.
5
5
10


Творческий проект
2
0
2

Всего

19,5
14,5
34/236

Календарно - тематический план.
1 класс

п\п

занятия
в
теме
Тема занятия
Кол-во часов
Примечание
Дата




Практика.
Теория.
всего



Азбука улицы
4
3
7



1
1
Мы идём в школу.

1
1



2
2
Наша улица, деревня, где мы живём.
1

1



3
3
Экскурсия «Наша улица, деревня, где мы живём».
1

1



4
4
Элементы дороги

1
1



5
5
Движение пешеходов по улицам и дорогам.

1
1



6
6
Общие правила перехода улиц и дорог. Составление памятки.
1

1



7
7
Экскурсия «Общие правила перехода улиц и дорог».
1

1



Юные пешеходы
1

1



8
1
Требования к пешеходам. Тематическое рисование «Я –пешеход»
1

1



Регулирование дорожного движения
1
1
2



9
1
Сигналы светофора и регулировщика.

1
1



10
2
Творческая работа. Изготовление макета светофора
1

1



Дорожные знаки
1
1
2



11
1
Группы дорожных знаков.

1
1



12
2
Дорожная разметка. Решение задач по теме.
1

1



Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте
1
3
4



13
1
Из истории транспортных средств.

1
1



14
2
Виды транспорта

1
1



15
3
Опасности при посадке и высадке из транспорта

1
1



16
4
Проектная работа «Транспорт». Итоговое занятие.
1

1




Всего

8
8
16





Календарно- тематический план.
2 класс


п\п

занятия
в
теме
Тема занятия
Кол-во часов
Примечание
Дата




Практика.
Теория.
Всего





Правила поведения
5
4
9



17

Вводное занятие.
Основные правила поведения учащихся на улице, дороге.
2
1
3



18

Практическое занятие «Идем на экскурсию»






19


2
1
3





Дети-пассажиры
4
3
7



20
1
Правила поведения в общественном транспорте. Правила поведения в индивидуальном транспорте.
2
2
4



21
2
Элементы дороги.








Проезжая часть.
5
8
13



22
1.
Обочина. Тротуар.
1
2
3



23

Дорожная разметка.

1
1



24

Переходы, их виды.
1
1
2



25



1
1



26


1
1
2



27

Перекресток.
1
1
2



28

Регулируемые и нерегулируемые перекрестки.

1
1



29

Тематическое рисование «Дорога безопасности»
1

1





Движение пешеходов по улицам и дорогам.
9
8
17



30
1.

Правила перехода улиц и дорог.
1,5
1
2,5



48
2.
Регулирование дорожного движения.
1
1
2



49
3.
Дорожные знаки.

1
1



50
4.
Обязанности пассажиров.
1
1
2



51
5.
Обязанности пешеходов. Составление памятки.
1,5
1
2,5



52
6.
Ответственность пешеходов за нарушение ПДД

2
2



53
7.
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах
1

1



54
8.
Проектная работа. Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность.
1
1
2



55
9
Подготовка утренника «Дорожный переполох»
1

1



56
10
Утренник «Дорожный переполох»
1

1





Транспортное средство- велосипед
5
6
11



57

Из истории велосипеда. Возрастные ограничения. Правила эксплуатации велосипеда

1
1



58
1
Знание материальной части велосипеда. Снятие и установка колес. Практика.
1,5
1
2,5



59
2
Знание материальной части велосипеда. Ремонт и замена шины. Практика.
1,5
1,5
3



60
3
Знание материальной части велосипеда. Регулировка цепи, седла и руля. Практика.
1
1
2



61
4
Знание материальной части велосипеда. Смазка узлов велосипеда и его техническое обслуживание. Практика.
1
1,5
2,5





Дорожные знаки
5
6
11



62
1
Первые дорожные знаки
0,5
1,5
2



63
2
Предупреждающие знаки
0,5
1,5
2



64
3
Запрещающие знаки
0,5
1,5
2



65
4
Предписывающие знаки
0,5
1,5
2



66
5
Подготовка к утреннику «Знаки дорожные всем друзья надежные»
1,5

1,5



67
6
Утренник «Знаки дорожные всем друзья надежные»
1,5

1,5




Всего

33
35
68/134



















занятия
в
теме
Тема занятия
Кол-во часов
Примечание
Дата




Практика.
Теория.
всего



68
1.
Вводное занятие.
Викторина «Знаешь ли ты ПДД ?»
1
1

1
1





Основы безопасности
7
6
13



69
1
Виды транспортных средств.
2
2
4



70
2
Тормозной путь транспортных средств. Ремень безопасности. Удерживающее кресло. Подушка безопасности.
1
1
2



71
3
Влияние погодных условий на безопасность движения.
1
1
2



72
4
Проектная работа « Таблица определения тормозного пути»
2
1
3



73
5
Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь»
1
1
2





Правила дорожного движения.
6
8
14



74
1
Скорость движения транспортных средств.
1
1
2



75
2
Световые обозначения при движении.
1
1
2



76
3
Правила движения транспортных средств в жилой зоне.
1
1
2



77
4
Места остановки и стоянки транспортных средств
1
1
2



78
5
Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств
1
1
2



79
6.
Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.

1
1



80
7.
Организация движения, технические средства регулирования движения.

1
1



81
8.
Светофорное регулирование.
1
1
2





Дорожные знаки.
6
8
14



82
1
Дорожные знаки, их группы. Значение отдельных знаков.
1
1
2



83
2.
Установка дорожных знаков. Ответственность за повреждение дорожных знаков.
0,5
1
1,5



84
3.
Предупреждающие знаки дорожного движения.
0,5
1
1,5



85
4.
Запрещающие знаки дорожного движения.
0,5
1
1,5



86
5
Предписывающие знаки дорожного движения.
0,5
0,5
1



87
6
Информационно-указательные знаки дорожного движения.
0,5
0,5
1



88
7
Знаки сервиса.
0,5
0,5
1



89
8
Знаки приоритета.
0,5
1
1,5



90
9
Знаки дополнительной информации ( таблички).
0,5
0,5
1



91
10
Дорожные указатели
1
1
2





Государственное страхование


3



92
1
Страхование жизни, медицинское страхование
1
0,5
1,5



93
2
Страхование имущества и транспортных средств.
1
0,5
1,5





Мы – пассажиры.
7
4
11



94
1
Транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров.
2
2
4



95
2
Метро. Особенности передвижения.
1
1
2



96
3
Практическое занятие «Настольные игры по правилам дорожного движения».
2

2



97
4
Викторина «Азбука города»
2
1
3





Медицина.
2
4
6



98
1
Действия при ДТП.

1
1



99
2
Оказание первой доврачебной помощи
2
3
5





Проектная работы
5
1
6



100
1
Подготовка к отчетному выступлению на школьном конкурсе «Формула 101»
3
1
4



101
2
Отчетное выступление на школьном конкурсе «Формула 101»
2

2




Всего

34
34
68/202

















Календарно- тематическое планирование
4 класс

п\п

занятия
в
теме
Тема занятия
Кол-во часов
Примечание
Дата




Практика.
Теория.
всего





Основы медицинских знаний
2,5
1,5
4



102
1
Аптечка. Перевязочные средства медицинской аптечки
0,5
0,5
1



103
2
Лекарственные средства

1
1



104
3
Подручные средства и лекарственные растения
1

1



105
4
Проектная работа. « Природные целители»
1

1





Правила оказания первой медицинской помощи
2
2
4



106
1
Правила наложения жгута
0,5
0,5
1



107
2
Правила наложения повязки: рука, нога, головы, грудной клетки
0,5
0,5
1



108
3
Правила наложения шины
0,5
0,5
1



109
4
Правила переноски пострадавших
0,5
0,5
1





Скорая помощь
7
3
10



110
1
Ожоги. Обморожения. Первая помощь .
0,5
0,5
1



111
2
Транспортировка пострадавших
0,5
0,5
1



112
3
Травма головы, грудной клетки, живота
0,5
0,5
1



113
4
  Шок. Обморок.







114
5
Переломы
0,5
0,5
1



115
6
Практическое занятие по оказанию первой помощи
1

1



116
7
Виды и техника наложения повязок.
0,5
0,5
1



117
8
Практическое занятие по оказанию первой помощи
1

1



118
9
Решение задач по медицинской подготовке
1

1



119
10
Проектная работа «Скорая помощь»
1

1





Опознавательные знаки
1
3
4



120
1
Опознавательные знаки транспортных средств. Светоотражающие приспособления.

1
1



121
2
Государственные номерные знаки, опознавательные надписи и обозначения на транспортных средствах.

1
1



122
3
Регистрационные знаки транспортных средств.

1
1



123
5
Творческая работа по теме «Опознавательные знаки»
1

1





Дорожные знаки.
5
5
10



124
1
Дорожные знаки. Значение отдельных знаков.
0,5
0,5
1



125
2
Установка дорожных знаков.
0,5
0,5
1



126
3
Предупреждающие знаки дорожного движения.
0,5
0,5
1



127
4
Запрещающие знаки дорожного движения.
0,5
0,5
1



128
5
Предписывающие знаки дорожного движения.
0,5
0,5
1



129
6
Информационно-указательные знаки дорожного движения.
0,5
0,5
1



130
7
Знаки сервиса.
0,5
0,5
1



131
8
Знаки приоритета.
0,5
0,5
1



132
9
Знаки дополнительной информации ( таблички).
0,5
0,5
1



133
10
Дорожные указатели.
0,5
0,5
1





Творческий проект
2
0
2



134
1
Разработка выступления на районном конкурсе ЮИД
1

1



135
2
Участие в районном конкурсе ЮИД
1

1




Всего

19,5
14,5
34\236




Литература:

1. Дорохов А.А. «ЗелёныйЖелтый Красный!» - М.: Детская литература, 1984.
2. Правила дорожного движения. – М, 2004.
3. Автогражданка. 20 вопросов и ответов. – М., Офис ОСАГО, 2007г.4.Ижевский П.В. Безопасное поведение на улицах и дорогах, пособие для учащихся начальной школы. – М. Просвещение, 2007г.
5.Ижевский П.В. Обучение правилам дорожного движения, 1-4 кл., методическое пособие. – М. Просвещение, 2007г.
6.Основы безопасности жизнедеятельности, 11 кл., учебник для общеобразовательных учреждений, В.В. Марков и др. – М. «Дрофа», 2005г. (раздел 1)
7.Рыбин А.Л. Дорожная азбука велосипедиста, кн. для учащихся 5-7 кл. – М., Просвещение, 2003г.
8.Рыбин А.Л. и др. Обучение правилам дорожного движения. – М., Просвещение, 2008г.


15